08.10.2018 10:09

«Город на память». 074. Музей индустриальной культуры

11 июля 2013 года
Фотопроект «Город на память». 074. Музей индустриальной культуры

С 1960-х годов территория за бетонным забором на окраинах парка Кузьминки была овощной базой. Сейчас этот участок занимают конно-спортивная школа «Смена», центр военно-патриотического воспитания молодёжи ДОСААФ и Музей индустриальной культуры. Вот в этот музей бытовых артефактов советской эпохи и отправимся сегодня на экскурсию. Перед экспонатами нет табличек с описаниями, лишь небольшая часть предметов спрятана за стёклами витрин — вся обстановка не похожа на классический официозный музей. Для посетителей постарше это погружение во времена детства и юности, для молодёжи — занимательный технический экскурс в историю всем знакомых бытовых предметов.

Рассказывает директор Музея индустриальной культуры Лев Железняков:

«История музея началась в 1994 году, когда в Кузьминках появился Музей экипажей и автомобилей, созданный по инициативе издания «АвтоРевю». Экспозиция сначала размещалась на Конном дворе усадьбы, а потом переместилась в эти ангары. Когда-то здесь была овощная база, затем фабрика по переработке вторсырья. Когда организации, неуместные в парковой зоне, освободили территорию, было подписано распоряжение Правительства Москвы о выделении этого участка под строительство нового музея газеты «АвтоРевю». Были сделаны проект и макет, получена разрешительная документация, но главный редактор по каким-то причинам отказался от реализации проекта. В 2009 году авторевюшники отсюда уехали, а я уволился из газеты, чтобы сохранить это интересное место для наших постоянных посетителей.

И вот мы в 2009 году основали Музей индустриальной культуры. У нас сложились хорошие отношения с городскими властями, музей включён в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций города Москвы, участвуем в программах «День музеев» и «Ночь музеев», предоставляли экспонаты для выставки советского дизайна в Манеже и для других выставок, за что получаем от Сергея Капкова благодарственные письма. В этом году в шестой раз прошла выставка исторической и военной техники «Виват», как всегда бесплатная. Но есть одно «но». Этот музей существует как юридическое лицо, но не определена его привязка именно к этому месту. На данный момент этот участок свободен и официально может быть выставлен на торги. Землю мы можем получить только на общих основаниях, и вовсе не факт, что мы выиграем конкурс.

Изначально наша идеология была такова, что это общедоступный, бесплатный музей, так что мы работаем на общественных началах в качестве волонтёров. С финансами у нас большие проблемы, потому что никакой коммерцией заниматься не можем. Наша задача найти спонсора, который поддержал бы идею. Мы готовы к сотрудничеству. А по количеству экспонатов мы можем конкурировать только с Политехническим музеем, который сейчас закрыт. Два соседних ангара используем как ремонтные мастерские и запасники. В своё время «АвтоРевю» могло позволить себе содержать и восстанавливать автомобили, мы не можем. Поэтому представленные здесь автомобили не принадлежат музею, имеют своих владельцев, а здесь они хранятся под крышей и одновременно являются экспонатами.

Фонды Музея индустриальной культуры комплектуются самими посетителями. У горожан квартиры не безразмерные, многие старые вещи некуда девать, они перемещаются сначала в кладовку, потом в гараж и на дачу. А с дачи уже на свалку. И этот момент расставания с любимыми вещами очень сложный. И вот вместо свалки вещи становятся экспонатами музея. Потом эти люди приходят с детьми и внуками, показывают им свои экспонаты, рассказывают какие-то истории, связанные с этими вещами. Заметьте, в музее нет табличек с описанием экспонатов, стараемся не перегружать посетителя информацией, которая не всем может быть интересна. Посетителя трогает не то, что двигатель шестицилиндровый, а какие-то личные воспоминания».

А вот что сообщает сайт музея http://www.museum-ic.ru/:

Музей индустриальной культуры — это необычный музей. Музей воспоминаний. Большинство представленных предметов когда-то окружали нас в повседневной жизни, были в наших домах. Часто к нам приходят семьями и каждый найдет то, что нравится ему.

Детям будет интересно посмотреть на игрушки их родителей. А с некоторыми экспонатами можно даже играть. Мамы увидят старинную бытовую технику, швейные машинки и другие женские «штучки», которыми пользовались наши бабушки. А пап ждут машины, мотоциклы и всевозможный инструмент.

У нас нет экскурсий в привычном представлении. Практически все предметы вам знакомы. Очень часто можно слышать «А у нас это было!». Старшее поколение начинает рассказывать младшему как они жили и экскурсия в прошлое начинается…

В музее нет табличек и ограждений, обычных для других музеев. Многие экспонаты можно потрогать, подержать в руках, узнать как они работают.

Наш музей стал своеобразным клубом по интересам, объединяющим любителей и хранителей истории техники. Часть экспозиций музея — это коллекции, представленные этими людьми. Часть экспонатов была подарена посетителями нашего музея, поэтому Музей индустриальной культуры можно считать истинно народным музеем.

Из книги отзывов:
«Спасибо за уголок ностальгии по истории великой страны. Молодцы, что остаются силы на поддержание музея. Удивило, что вход бесплатный, а некоторые экспонаты можно подержать в руках — не укладывается с современными концепциями музеев. Здоровья Вам и сил в этом благородном деле».

Музей находится по адресу: Москва, ул. Заречье, 3А
Ближайшая станция метро: «Волжская»

Режим работы:
Ежедневно — с 11 до 19 часов
Вход бесплатный

Военная техника представлена также у соседей — на площадке ДОСААФ

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете — Петровский парк…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, СССР, город на память, прогулки по Москве, Музей индустриальной культуры.

Комментарии


Другие публикации

15.12.2018 в 02:36

«Город на память». 301. Московский дворец молодёжи


Если бы не случился развал Советского Союза, то на сцене МДМ выступали бы докладчики на комсомольских форумах или артисты с идеологически правильным репертуаром.

14.12.2018 в 07:45

«Город на память». 300. Электродепо «Северное», «Сокол», «Измайлово»


В штате Московского метрополитена более 45 000 сотрудников и многие из них - инженеры, механики, слесари - трудятся в депо, обеспечивая комфорт и безопасность пассажиров.

13.12.2018 в 21:41

«Город на память». 299. Сад «Эрмитаж»


Яков Щукин старался удивить москвичей необычными зрелищами и у него это получалось. 26 мая 1896 года в саду состоялся первый в городе киносеанс фильма «Прибытие поезда».

13.12.2018 в 21:08

«Город на память». 298. Театр «Московская оперетта»


За годы своего существования «Московская оперетта» выпустила более 250 премьер, которые неизменно вызывали и вызывают огромный интерес у зрителей и критиков.

13.12.2018 в 16:38

«Город на память». 297. МОЖД-МЦК. ЗИЛ — Лужники


Для безопасности горожан подходы к путям МЦК огорожены прозрачными сетчатыми заборами, а на некоторых участках установлены пятиметровые шумозащитные экраны.

13.12.2018 в 16:02

«Город на память». 296. МОЖД-МЦК. Угрешская — Кожухово


Московская Окружная железная дорога обслуживала не только промышленные предприятия, но и работала на нужды армии.

13.12.2018 в 15:28

«Город на память». 295. МОЖД-МЦК. Новохохловская — Угрешская


Рельсы Московского центрального кольца ведут в самое сердце индустриальной Москвы - к автомобильному заводу АЗЛК и подшипниковому заводу ГПЗ-1.

13.12.2018 в 12:52

«Город на память». 294. МОЖД-МЦК. Лефортово — Нижегородская


Окружная дорога строилась в первую очередь для грузоперевозок и «Лефортово» - одна из станций, на которую доставлялось сырьё для московской промышленности.

13.12.2018 в 12:19

«Город на память». 293. МОЖД-МЦК. Измайлово — Соколиная гора


Восьмой эпизод поездки по МЦК. Электропоезд «Ласточка» минует несколько жилых кварталов, проезжает Хлебозавод № 8 имени Горького, и делает остановку на станции Измайлово.

13.12.2018 в 11:39

«Город на память». 292. МОЖД-МЦК. Бульвар Рокоссовского — Черкизово


Наверняка услугами Московского центрального кольца в дни футбольных матчей воспользуются болельщики «Локомотива» - стадион находится буквально в двух шагах от станции.

13.12.2018 в 11:10

«Город на память». 291. МОЖД-МЦК. Ботанический сад — Белокаменная


Шестой эпизод путешествия по МЦК. Электропоезд «Ласточка» по мосту пересекает Сельскохозяйственную улицу, отсюда рукой подать до Выставки достижений народного хозяйства.

13.12.2018 в 00:50

«Город на память». 290. МОЖД-МЦК. Окружная — Владыкино


До самого последнего момента РЖД и Мосметро не могли определиться с выбором названий станций МЦК.

13.12.2018 в 00:10

«Город на память». 289. МОЖД-МЦК. Балтийская — Лихоборы


Если желание посмотреть непарадную Москву ещё не пропало, тогда садитесь в «Ласточку» и любопытство будет удовлетворено.

12.12.2018 в 23:38

«Город на память». 288. МОЖД-МЦК. Хорошёво — Стрешнево


Промчавшись мимо старинной станции «Пресня», электропоезд ныряет под путепровод Звенигородского шоссе и замедляет ход возле станции МЦК «Хорошёво».

12.12.2018 в 20:58

«Город на память». 287. МОЖД-МЦК. Кутузовская-Пресня


Из сотен кирпичных зданий Московской Окружной железной дороги до наших дней сохранилось лишь 86 вокзалов, казарм, стрелочных постов, жилых домов и других объектов.

12.12.2018 в 19:26

«Город на память». 286. МОЖД-МЦК. Лужники (Воробьёвы горы)


10 сентября состоялось главное событие 2016 года в сфере столичного транспорта - открылось движение электропоездов «Ласточка» по Московскому центральному кольцу.