11 июля 2013 года
Фотопроект «Город на память». 074. Музей индустриальной культуры
С 1960-х годов территория за бетонным забором на окраинах парка Кузьминки была овощной базой. Сейчас этот участок занимают конно-спортивная школа «Смена», центр военно-патриотического воспитания молодёжи ДОСААФ и Музей индустриальной культуры. Вот в этот музей бытовых артефактов советской эпохи и отправимся сегодня на экскурсию. Перед экспонатами нет табличек с описаниями, лишь небольшая часть предметов спрятана за стёклами витрин – вся обстановка не похожа на классический официозный музей. Для посетителей постарше это погружение во времена детства и юности, для молодёжи – занимательный технический экскурс в историю всем знакомых бытовых предметов.
Рассказывает директор Музея индустриальной культуры Лев Железняков:
«История музея началась в 1994 году, когда в Кузьминках появился Музей экипажей и автомобилей, созданный по инициативе издания «АвтоРевю». Экспозиция сначала размещалась на Конном дворе усадьбы, а потом переместилась в эти ангары. Когда-то здесь была овощная база, затем фабрика по переработке вторсырья. Когда организации, неуместные в парковой зоне, освободили территорию, было подписано распоряжение Правительства Москвы о выделении этого участка под строительство нового музея газеты «АвтоРевю». Были сделаны проект и макет, получена разрешительная документация, но главный редактор по каким-то причинам отказался от реализации проекта. В 2009 году авторевюшники отсюда уехали, а я уволился из газеты, чтобы сохранить это интересное место для наших постоянных посетителей.
И вот мы в 2009 году основали Музей индустриальной культуры. У нас сложились хорошие отношения с городскими властями, музей включён в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций города Москвы, участвуем в программах «День музеев» и «Ночь музеев», предоставляли экспонаты для выставки советского дизайна в Манеже и для других выставок, за что получаем от Сергея Капкова благодарственные письма. В этом году в шестой раз прошла выставка исторической и военной техники «Виват», как всегда бесплатная. Но есть одно «но». Этот музей существует как юридическое лицо, но не определена его привязка именно к этому месту. На данный момент этот участок свободен и официально может быть выставлен на торги. Землю мы можем получить только на общих основаниях, и вовсе не факт, что мы выиграем конкурс.
Изначально наша идеология была такова, что это общедоступный, бесплатный музей, так что мы работаем на общественных началах в качестве волонтёров. С финансами у нас большие проблемы, потому что никакой коммерцией заниматься не можем. Наша задача найти спонсора, который поддержал бы идею. Мы готовы к сотрудничеству. А по количеству экспонатов мы можем конкурировать только с Политехническим музеем, который сейчас закрыт. Два соседних ангара используем как ремонтные мастерские и запасники. В своё время «АвтоРевю» могло позволить себе содержать и восстанавливать автомобили, мы не можем. Поэтому представленные здесь автомобили не принадлежат музею, имеют своих владельцев, а здесь они хранятся под крышей и одновременно являются экспонатами.
Фонды Музея индустриальной культуры комплектуются самими посетителями. У горожан квартиры не безразмерные, многие старые вещи некуда девать, они перемещаются сначала в кладовку, потом в гараж и на дачу. А с дачи уже на свалку. И этот момент расставания с любимыми вещами очень сложный. И вот вместо свалки вещи становятся экспонатами музея. Потом эти люди приходят с детьми и внуками, показывают им свои экспонаты, рассказывают какие-то истории, связанные с этими вещами. Заметьте, в музее нет табличек с описанием экспонатов, стараемся не перегружать посетителя информацией, которая не всем может быть интересна. Посетителя трогает не то, что двигатель шестицилиндровый, а какие-то личные воспоминания».
А вот что сообщает сайт музея http://www.museum-ic.ru/:
Музей индустриальной культуры — это необычный музей. Музей воспоминаний. Большинство представленных предметов когда-то окружали нас в повседневной жизни, были в наших домах. Часто к нам приходят семьями и каждый найдет то, что нравится ему.
Детям будет интересно посмотреть на игрушки их родителей. А с некоторыми экспонатами можно даже играть. Мамы увидят старинную бытовую технику, швейные машинки и другие женские «штучки», которыми пользовались наши бабушки. А пап ждут машины, мотоциклы и всевозможный инструмент.
У нас нет экскурсий в привычном представлении. Практически все предметы вам знакомы. Очень часто можно слышать «А у нас это было!». Старшее поколение начинает рассказывать младшему как они жили и экскурсия в прошлое начинается…
В музее нет табличек и ограждений, обычных для других музеев. Многие экспонаты можно потрогать, подержать в руках, узнать как они работают.
Наш музей стал своеобразным клубом по интересам, объединяющим любителей и хранителей истории техники. Часть экспозиций музея — это коллекции, представленные этими людьми. Часть экспонатов была подарена посетителями нашего музея, поэтому Музей индустриальной культуры можно считать истинно народным музеем.
Из книги отзывов:
«Спасибо за уголок ностальгии по истории великой страны. Молодцы, что остаются силы на поддержание музея. Удивило, что вход бесплатный, а некоторые экспонаты можно подержать в руках – не укладывается с современными концепциями музеев. Здоровья Вам и сил в этом благородном деле».
Музей находится по адресу: Москва, ул. Заречье, 3А
Ближайшая станция метро: «Волжская»
Режим работы:
Ежедневно – с 11 до 19 часов
Вход бесплатный
Военная техника представлена также у соседей – на площадке ДОСААФ
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Петровский парк…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, СССР, город на память, прогулки по Москве, Музей индустриальной культуры.
В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.
В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.
Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.
Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма
Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.
Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.
В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.
После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.
В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.
В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.
«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».
Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.
Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.
Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.
В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.