11.10.2018 02:26

«Город на память». 078. «Проспект Мира»-«Добрынинская»

21 августа 2013 года
Фотопроект «Город на память». 078. Соцреализм в метро: «Проспект Мира»-«Добрынинская»

Столичное метро – не только средство передвижения, но и заповедник социалистического реализма. Осмотрев интерьеры станций «Сокольники», «Красносельская» и «Комсомольская», вновь отправляемся в путешествие по городскому чреву. В этом сюжете прогулка по перронам и вестибюлям станций «Проспект Мира» (кольцевая), «Новослободская» и «Добрынинская».

«Проспект Мира» кольцевая

«Проспект Мира» — пилонная станция глубокого заложения (глубина 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта: В.Гельфрейх и М.Минкус. Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская» и до июня 1966 года носила название «Ботанический сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ).

Смотрите старые фотографии: «Ботанический сад». 1957 год: https://pastvu.com/p/59124


Наземный вестибюль, сооружённый по проекту А.Аркина, встроен в жилое здание, его фасад украшают лепнина и большие часы


Зал вестибюля декорирован панно из смальты «Матери мира», выполненным художником А.Кузнецовым

Основная тема художественного оформления — сельское хозяйство и наука в СССР, центральный зал украшают барельефы работы Г.Мотовилова и фриз с растительным орнаментом.

Станция «Новослободская» открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская»

Конструкция станции — пилонная глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — А.Душкин и А.Стрелков. Стрелков тогда был начинающим архитектором и работал под контролем маститого Душкина, при этом Стрелков даже превзошёл лауреата сталинских премий: градостроительный совет утвердил именно его проект вестибюля.

Смотрите старые фотографии: «Новослободская». 1980-1987 гг.: http://pastvu.com/p/25747


В торце центрального зала расположено большое, во всю стену, смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П.Корина, изображающее счастливую мать с ребёнком на руках. При Хрущёве с панно был удалён медальон с портретом Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику и вместо изображения Сталина появились парящие голуби.

Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды. Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники — Э.Вейланд, Дж.Я.Бодниек, Э.Крастс и Х.Рыскин) по эскизам П.Корина.


Памятник бездомной собаке, убитой в переходе живодёрами, установлен в кассовом зале станции «Менделеевская»

По серой радиальной ветке пересекаем центр города и снова возвращаемся на кольцо. Станция «Добрынинская» открыта 1 января 1950 года в составе участка «Парк Культуры» — «Курская», до июня 1961 года называлась «Серпуховская». Нынешнее название — в память участника Октябрьской революции, одного из организаторов Красной гвардии Замоскворечья Петра Добрынина, бюст которого (работы скульптора Г.Распопова) установлен в 1967 году перед входом в наземный вестибюль. Этот 21-летний юноша был одним из организаторов рабочих дружин Замоскворечья, начальником отряда Остоженского участка и погиб в октябре 1917 года.

«Добрынинская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 35,5 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — М.Зеленин, Л.Павлов и М.Ильин.

Смотрите старые фотографии: «Серпуховская». 1951 год: https://pastvu.com/p/15419

Смотрите старые фотографии: Строительство станции «Серпуховская». 1948-1949 гг.: https://pastvu.com/p/77189

Наземный вестибюль украшен портретом В.И.Ленина, выполненным из смальты, и шестнадцатью гербами союзных республик. На боковых панно работы скульпторов Г.Рублёва и Б.Иорданского изображены трудящиеся на Красной площади и парад спортсменов. Вестибюль освещает огромная люстра с рубиновой звездой.


Вам не кажется, что с портретом Гагарина что-то не так, смальта других оттенков? Его добавили позднее, изначально в центре композиции был портрет Сталина.


В торце центрального зала находится смальтовое панно «Утро космической эры» (1967 год, художник С.Павловский)

Тема декоративного оформления станции — труд советского народа. Пилоны декорированы барельефами работы Е.Янсон-Манизер, изображающими представителей разных народов СССР.

Подробности об этих и других станциях московского метро можно узнать из книг:
Наумов М.С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010
Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010

Фотографии: Евгений Чесноков

Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Автозаводская»…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, Московский метрополитен, прогулки по Москве.

Другие публикации