14.10.2018 18:48

«Город на память». 085. «Киевская» кольцевая и «Парк культуры»

22 сентября 2013 года
Фотопроект «Город на память». 085. Соцреализм в метро: «Киевская» кольцевая и «Парк культуры»

Московское метро открылось 15 мая 1935 года линией «Сокольники»-«Парк культуры» и за два десятка сталинских лет приросло новыми станциями, богатые интерьеры которых напоминают художественную галерею. 44 станции столичной подземки признаны объектами культурного наследия. С 1955 года, в связи с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», метрострой отказался от дорогостоящего декора в пользу типовых проектов.

«Ну и как же это только получается,
Что-то в жизни перепуталось хитро.
Чтоб запрячь тебя, я утром отправляюся,
От Сокольников до Парка – на метро».
Эта «Песня старого извозчика» на стихи поэта Я.Родионова в исполнении Леонида Утёсова была популярна не только в тридцатые годы – и позднее её часто можно было услышать по радио.

Наша фотопрогулка по старому метро тоже началась в Сокольниках, продолжилась извилистыми загогулинами по Сокольнической, Кольцевой, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской линиям и завершается сегодня на станциях «Киевская»-кольцевая и «Парк культуры».


Медальон, посвящённый открытию первой линии метро (экспонат Музея Революции)

Станция «Киевская» кольцевая открыта 14 марта 1954 года в составе участка «Белорусская» — «Парк Культуры» и замкнула строившуюся Кольцевую линию.

Смотрите старые фотографии: Станция «Киевская» кольцевая. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/81144

В 1953 году на пост первого секретаря ЦК КПСС заступает Никита Хрущёв, и в числе его первых деяний оказывается и увековечивание великой судьбы народа Украины в московском метро. На тот момент ни одна из двух существовавших «Киевских» его не удовлетворяли. По результатам объявленного конкурса было представлено 40 проектов, победу в котором одержали киевляне.

Над проектом станции работали архитекторы Е.Катонин, В.Скугарев, Г.Голубев, интерьеры оформили художники А.Мызин, Г.Опрышко, А.Иванов. Восемнадцать пилонов украшены мозаичными панно из смальты, посвящёнными истории Украины и дружбе украинского и русского народов.


Переяславская Рада 8/18 января 1654 года


Полтавская битва


Пушкин на Украине


Чернышевский, Добролюбов, Некрасов и Шевченко в Петербурге


Ленинская «Искра»


1905 год в Донбассе


Провозглашение Советской власти В.И.Лениным в Смольном. Октябрь 1917 года


Борьба за Советскую власть на Украине


Калинин и Орджоникидзе на открытии Днепрогэса


Тракторная бригада первой МТС


Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве


Народное гуляние в Киеве


Освобождение Киева Советской Армией. 1943 год


Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года


Социалистическое соревнование металлургов Урала и Донбасса


Дружба русских и украинских колхозников


Цветёт орденоносная Украина, республика рабочих и крестьян


Содружество народов — источник расцвета социалистической родины


На торцевой стене центрального зала станции расположено большое панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом В.И.Ленина в центре. Вокруг — строки гимна СССР, а под портретом — ленинская цитата: «Нерушимая вечная дружба украинского и русского народов является залогом национальной независимости и свободы, расцвета национальной культуры и процветания украинского народа, как и других народов Советского Союза».

Станция была последней и самой «богатой» на изображения Сталина. Целых пять его профилей можно было увидеть в оформлении станции на мозаиках «Провозглашение Советской власти В.И.Лениным. Октябрь 1917 года», «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве», «Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года», «Дружба русских и украинских колхозников» и в самом конце станции были помещены большие профили Ленина-Сталина, заменённые позднее маленьким портретиком Ленина.

Любопытно, что в мраморе можно разглядеть окаменелые веточки кораллов. Подробнее об этом можно прочитать на сайте «Палеонтология Московского метро»: http://www.paleometro.ru/metro29.php

Фрагменты оформления вестибюля


Станция «Парк культуры» (радиальная) открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена — «Сокольники»—«Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд»—«Смоленская».

Смотрите старые фотографии: Южный вестибюль (не сохранился). 1935 год: https://pastvu.com/p/96178

Смотрите старые фотографии: 1935 год: https://pastvu.com/p/27264


Северный вестибюль украшен мозаичным панно с изображением Максима Горького


Трагическая страница истории – утром 29 марта 2010 года на станции был совершён террористический акт, погибли 12 человек. Взрыв произошёл в час пик, когда на станцию прибыли сразу два поезда и в метро было много пассажиров.

Фрагменты оформления вестибюля

Станция «Парк культуры» (кольцевая) открыта 1 января 1950 года. Архитектор И.Рожин. В первые годы своего существования станция часто обозначалась на схемах под названием «Парк культуры имени Горького». Чтобы попасть в любимое место отдыха москвичей 1930-1950-х годов, горожанам надо было пройти на противоположный берег Москвы-реки по длинному Крымскому мосту. Периодически возникали идеи переименования станции в «Крымскую» или «Крымский мост».

Пилоны станционного зала украшены 26 барельефами из белого мрамора работы С.Рабиновича, изображающие отдых советской молодёжи.

Увидимся в метро!

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Водный стадион «Динамо»…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, СССР, город на память, Московский метрополитен.

Другие публикации