11 октября в театре Луны состоялась премьера спектакля «Королева» по пьесе Александра Дюма-отца «Нельская башня». Как всегда, в театре Луны в день премьеры действие не ограничилось только сценой. У входа гостей встречали средневековые рыцари в доспехах, в фойе публику развлекали фокусники, скоморохи и акробаты, а музыканты исполняли старинную музыку, что по замыслу создателей спектакля должно не дать заскучать зрителям в ожидании начала представления, настроить их на определенный лад, погрузить в атмосферу средневековой Франции.
История, рассказанная Дюма основана на реальных исторических событиях. Действительно, в истории известно дело Нельской башни, по которому в 1313 году были осуждены три невестки короля Филиппа IV, двое за супружескую измену и одна за укрывательство. Дело всколыхнуло тогдашнее французское общество и имело далеко идущие последствия, приведя в итоге к угасанию рода Капетингов, смене правящей династии на французском престоле и столетней войне между Францией и Англией. Но ничего этого из спектакля вы не узнаете, и винить в том нужно буйную фантазию Александра Дюма, которая лишь вскользь соприкасается с историческими фактами. Собственно, лишь имена героев принадлежат реальным историческим персонажам, все остальное – чистый вымысел писателя. Во всяком случае, монстром Маргарита Бургундская не была, никаких ночных оргий с последующим убийством любовников и сбрасыванием трупов в Сену не было. А была несчастная женщина, выданная замуж по политическим мотивам за старшего сына Филиппа IV Людовика Свирепого, не уделявшего супруге ни грамма внимания, которая нашла утешение в объятиях другого мужчины.
Впрочем, создателей спектакля меньше всего волновала историческая достоверность изложенных событий, в отличие от достоверности визуальной. Костюмы всех персонажей созданные художником Светланой Литвиновой производят впечатление настоящих средневековых, разве что, слишком фривольные наряды Маргариты и ее фрейлин вызывают сомнения. Сценография также выдержана в духе мрачного средневековья – таверна, покои королевы, казематы Нельской башни при всей своей условности выглядят убедительно и отторжения не вызывают. На высоте также танцевальные номера. Чуть хуже с фехтованием. Всё-таки приемами средневекового боя на мечах не овладеешь в совершенстве за время репетиций, рыцари осваивали их с детства.
Не могу не отметить актерские работы. Как всегда, убедителен был Олег Марусев в роли Ангеррана Мариньи. К сожалению, не слишком значительная роль не дала в полной мере проявиться его актерскому дарованию. Очень понравился Михаил Бабичев в роли капитана Буридана. Каждое появление на сцене Олега Чудницова в роли продажного предводителя наемников Ландри вызывало оживление и смех в зале. Увы, не могу разделить восторги некоторых комментаторов поводу игры Дарьи Цыпляевой, в некоторых сценах она была, на мой взгляд, недостаточно убедительна. А вот танцует Дарья прекрасно!
В целом спектакль получился ярким, динамичным, зрелищным. В первую очередь это шоу, а потому не стоит от него ждать глубоких философских обобщений. Постоянные поклонники театра Луны разочарованы точно не будут.
Рубрика: Культура. Метки: Москва, премьера, театр Луны, культура.