25.10.2018 10:12

«Город на память». 100. Большой Московский цирк

30 декабря 2013 года
Фотопроект «Город на память». 100. Большой Московский цирк

До 1971 года Москва располагала единственным стационарным цирком — на Цветном бульваре, который мог вместить около 2000 зрителей. При этом слава советских мастеров циркового искусства гремела по всему миру и, чтобы удовлетворить запросы отечественной публики, назрела необходимость построить в столице новую современную площадку.

Цирк на проспекте Вернадского был возведён под руководством архитекторов Ефима Вулыха (глава архитектурной группы) и Якова Белопольского и торжественно открыт 30 апреля 1971 года. Он считается одним из самых больших стационарных цирков в мире. Вместимость зрительного зала 3310 мест, высота амфитеатра — 36 метров. Москвичи стали называть его «новый цирк», а на Цветном остался «старый цирк».


1965-1968 гг.: https://pastvu.com/p/727


1969-1970 гг.: https://pastvu.com/p/80794 При строительстве использовался «циркульный кран». Говорят, что при закладке здания строители оставили «золотую капсулу времени». Возможно, послание потомкам найдётся во время грядущей реконструкции цирка.


1971-1975 гг.: https://pastvu.com/p/42207

Для нового цирка были спроектированы пять сменных манежей — конный, ледовый, водный, иллюзионный и световой. Они располагаются в машинном зале на глубине 18 метров. Один манеж можно сменить другим буквально за пять минут без остановки представления: во время небольшой технической паузы клоуны отправятся в зал и развлекут зрителей.

Среди программ советского периода упоминают о семи, хотя наверняка их было больше:
1971 — «Огни нового цирка»
1973 — «Москва встречает друзей»
1974 — «Сегодня в цирке фестиваль»
1975 — «Баллада о смелых»
1976 — «Русская зима»
1980 — «Звёзды олимпийской арены»
1982 — «Космический взлёт»

Вспоминая известных артистов, которые в разные годы выступали в Большом Московском цирке, можно назвать Олега Попова, Ирину Бугримову, Карандаша, Юрия Никулина. Долгое время цирком руководил Евгений Милаев, а с 1984 по 2011 годы эту должность занимал Леонид Костюк. Собственная артистическая труппа возникла здесь в начале 1990-х.


1981 год: https://pastvu.com/p/43388

Ожидается, что в ближайшие годы цирк будет реконструирован в соответствии с современными требованиями. Самое время осмотреть оригинальные исторические интерьеры.

Современная история Большого Московского государственного цирка связана с именами представителей легендарной цирковой династии Запашных. Родоначальником династии был Михаил Сергеевич Запашный, который стал выступать в 1920-х годах в качестве силового акробата. Его дети и внуки сменили амплуа, прославившись как укротители хищных животных. Народные артисты России Эдгард и Аскольд Запашные теперь работают не только с тиграми и львами, но и с большой человеческой командой, решая многочисленные творческие и организационные вопросы. В ноябре 2012 года по итогам конкурса Министерства культуры Эдгард Запашный стал директором цирка, должность художественного руководителя занял его брат Аскольд. Итоги их работы за минувший год: зрители увидели несколько ярких премьер, а посещаемость цирка выросла на 10%.


Эдгард и Аскольд Запашные

«В каждом спектакле Большого Московского цирка представлены цирковые номера с уникальными трюками, дрессированными животными и интересными режиссёрскими решениями. Уникальные постановки, красочные декорации, современное техническое оснащение – пять сменных манежей, возможность использования инновационных сценических, звуковых и световых технологий – всё это позволяет авторам и режиссёрам спектаклей создавать великолепные шоу, каждый раз удивляя и восхищая зрителя, побуждая приходить в наш цирк снова и снова»,- сообщает официальный сайт http://www.bigcirc.ru/

«В цирке выступают настоящие артисты. Здесь нет фальши. Невозможно лгать на канате, невозможно лгать в клетке с тиграми. Не обманешь петлю под куполом цирка. Огромное спасибо, я вспомнил свое детство и все самое светлое что было в моей жизни»,- написал в отзывах один из зрителей.

«Приятно, что к нам в цирк идёт молодёжь, которую трудно удивить. Молодёжь либо сидит в интернете, либо ходит на какие-то очень раскрученные проекты. Приятно, что в том же интернете появляются положительные отзывы о нашем цирке, люди получают искреннее удовольствие от спектаклей»,- говорит Эдгард Запашный.

Разумеется, сколько людей — столько мнений. Кто-то посмотрел представление канадского Дю Солей и теперь считает все прочие труппы сельской самодеятельностью, кто-то принципиально против использования дрессированных животных в цирковых программах. Так или иначе, у московских цирков есть своя долгая история (цирк на Цветном бульваре, который сейчас носит имя Юрия Никулина, был основан ещё в 1880 году), которая будет продолжаться.

Сцены из программы Большого Московского цирка «Эмоци и…» (2013)

Фрагменты выступлений участников Всемирного фестиваля циркового искусства «ИДОЛ» (2013)

Николай Павленко, советский и российский цирковой артист, дрессировщик хищных животных, Народный артист России: «Тигры могут всё, что умеют тигры. Дрессировщик не заставляет животных делать что-то неестественное, что им не присуще. У каждой биологической особи свои возможности. Ну не может тигр переворачиваться через голову, как это делает медведь. И ни один дрессировщик животное не ломает и не пытается это делать». В ноябре 2013 года Николаю Павленко исполнилось 70 лет!

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — Театр Наталии Сац…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, Большой Московский цирк, развлечения в Москве.

Другие публикации

01.02.2020 в 01:58

«Город на память». 550. Московское такси


«Какой-то шофёр привесил к своему небольшому «Ольдс-мобилю» плакат «Извозчик, такса по соглашению».

29.01.2020 в 00:57

«Город на память». 549. «Москва-Сити» — город на ладони


«Кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве…»

21.01.2020 в 22:09

«Город на память». 545. Красная площадь. Военные парады


После Октябрьской революции Москва вернула себе столичный статус и право максимально торжественно отмечать государственные праздники.

15.01.2020 в 19:23

«Город на память». 543. Московский автобус. История


При масштабном строительстве новых зданий рельсы служили помехой и куда более мобильный автобус стал вытеснять привязанный к рельсам и контактной сети трамвай.

12.01.2020 в 19:37

«Город на память». 542. Московский трамвай. История


Сначала была конка. А спустя полвека по московским улицам помчался электрический трамвай.

05.01.2020 в 02:41

«Город на память». 538. Триумфальная арка и площадь Маяковского


Хотя площадь на пересечении Тверской улицы и Садового кольца сейчас именуется Триумфальной, о правильности её названия можно поспорить.

30.12.2019 в 02:19

«Город на память». 537. Щербинка. Экспериментальное кольцо


Полигон представлял собой одиночный железнодорожный путь в форме правильной окружности протяжённостью 6 километров, с постоянным радиусом 956 метров и нулевым уклоном.

27.12.2019 в 16:40

«Город на память». 535. Яуза. Берниковская набережная и устье


У подножия Таганского холма построено самое торжественное здание на Яузе - одна из семи сталинских высоток. Возле неё и расположено устье Яузы, впадающей в Москву-реку.

26.12.2019 в 11:45

«Город на память». 534. Яуза. Серебряническая набережная


Набережная получила название по находившейся здесь слободе ремесленников — «серебряников», чеканивших царскую серебряную монету.

18.12.2019 в 12:48

«Город на память». 530. Яуза. Сыромятники


Если бы Генеральный план 1935 года был реализован, Яуза могла стать полноводной и судоходной, но начавшаяся война помешала прокопать так называемый Северный канал.

16.12.2019 в 02:18

«Город на память». 529. Яуза. Завод «Кристалл» и окрестности


На правом берегу Яузы в 1901 году открылся «Московский казенный винный склад № 1», более известный как Московский ликёро-водочный завод и завод «Кристалл».

09.12.2019 в 13:18

«Город на память». 528. Яуза. Лефортово


Волею случая в 1689 году Лефорт познакомился с царём Петром I и с тех пор Лефорт, уже дослужившийся до звания полковника, был наставником и товарищем юного самодержца.