26.10.2018 11:59

В каждой сказке есть доля сказки. «Черная курица» в РАМТе

Родители! Отправляясь с ребенком на новую премьеру в РАМТе, спектакль «Черная курица», не забудьте, а вернее, вспомните, что книга Погорельского это не счастливая сказка, не радостная история с нравоучительной моралью. Что-то было такое таинственное, мрачное, даже зловещее в этой, казалось бы, обыденной детской повести про мальчика Алешу, нафантазировавшего себе встречу с волшебной Чёрной курицей и оказавшегося в подземном царстве. Детское воображение трепетало от чувства чего-то неуловимо страшного и непонятного, чем веяло со страниц повести, а детский ум отмечал и не совсем верил в рациональное объяснение произошедшего с главным героем, дескать «заболел и всё ему приснилось».

Все эти волнительные ощущения будут присутствовать и в новом спектакле, для которого сложно обозначить возрастные рамки, позволяющие не воспринимать его как horror (слишком рано) или детскую выдумку (уже поздно).

Чёрная курица стала проводником Алёши в магический мир, подземное царство со своим королём и жителями, со своими законами и требованиями, который не менее реален, чем материальный мир. На пути перехода они встречают двух голландских старушек, странного кота и других невообразимых уму персонажей, которых нельзя трогать и с которыми нельзя общаться, потому что они «разбудят» неких грозных рыцарей-стражей. Вообще, использование термина «перехода» само по себе всегда идёт в связке с эзотеричностью, которой эта сказка, надо признать, насыщена очень плотно. Как можно «перейти» из реального мира в мир грёз, сновидений, тонких материй, пятое измерение?

В спектакле это показано потрясающе – с помощью прозрачных колышащихся пластин, которые искажают перспективу и размывают контуры фигур настолько убедительно, что вызывают у зрителя головокружение и чувство дезориентации в пространстве – настоящую шаманскую трансформацию сознания. Декорации «нижнего мира» и костюмы его обитателей, выполненные в космо-футуристичном духе Сальвадора Дали, производят ошеломляющее впечатление на зрителей. Оригинальная сценография ярко подчеркивает разность двух миров — лаконично-обыденного, в котором живут мальчики из санкт-петербургского пансиона XIX века. и причудливо-фантастического, сюрреалистического мира подземных жителей, который есть то ли сон, то ли явь.

Спектакль получился непростым, многогранным, многосмысловым, а с учётом того, что Алексей (Алёша) Погорельский, автор книги, был масоном (Антоний это его псевдоним) ещё и чрезвычайно загадочным.

В основе лежит вполне здравая мысль – таланты нам не принадлежат, они подарок от Создателя, распоряжаться ими надо бережно и честно, без гордыни, лени и тщеславия, иначе последует наказание. Наказание тоже своего рода опыт, особое переживание, осознание содеянного и раскаяние способствуют духовному росту человека. Чтобы расшифровать все «уровни подтекста» зрителю придётся доверять собственной интуиции, внутренним подсказкам о том, что здесь есть правда, а что вымысел, чему можно верить, чему нет, а не послушно соглашаться с предлагаемым готовым резюме.

Чёрную курицу, Чернушку великолепно сыграл Максим Керин, который сказал, что в работе над ролью ему помог опыт, приобретённый в театральном училище на первом курсе, в виде студенческих тренингов, когда пластикой и голосом нужно показать то или иное животное так, чтобы зритель сразу догадался кто это. Также он часами смотрел видео и ходил в зоопарк наблюдать за курами, их поведением, пытаясь поймать их характер. Перед ним стояла сложная задача, с одной стороны, быть курицей, с другой быть гипертрофированным сказочным персонажем, который рождается в воображении Алёши и становится его другом, наставником, заменяя даже отчасти родителей.

По словам режиссёра-постановщика Екатерины Половцевой, художник-постановщик спектакля заслуженный художник России Эмиль Капелюш сотворил чудо, совместив обычный театр с кукольным. В постановке можно увидеть большое разнообразие кукольного мира: и теневой театр, и тростевые куклы, куклы большие и куклы маленькие, есть даже японские.

Весь спектакль выстроен как танец, в нём много сцен, где каждое движение отточено и кажется естественным, в этом есть большая заслуга хореографа Дмитрия Бурукина. В спектакле «за кадром» невидимой остаётся большая постановочная труппа, которая постоянно перемещается за декорациями и кулисами, работа там идёт сложная и без остановки.

Спектакль психологический и философский, не оставит никого равнодушным, а финал всё же не столь безутешен как в книге. Чёрная курица простит Алёше его слабости и подарит слова любви. Это очень важно – быть прощённым за дурные поступки и быть любимым. Вот так создателями спектакля в каждого зрителя будут заложены волшебные зёрнышки доброты, порядочности и благородства, которые когда-нибудь обязательно дадут свои всходы.


Режиссёр-постановщик Екатерина Половцева


Исполнитель главной роли Максим Керин

РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.22.05. РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.02.06. РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.07.07. РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.11.08. РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.16.09. РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.24.10. РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.25.РАМТ. 25.10.18.01ш..РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.03.РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.08.РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.10.РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.17.РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.20.РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.26.РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.27.РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.30.РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.31.

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Культура. Метки: премьера, спектакль, РАМТ.

Другие публикации

02.08.2020 в 23:33

РАМТ. 100 лет в диалоге со зрителем


После вынужденного перерыва оживает культурная жизнь Москвы. Одним из первых открыл свой 100-й юбилейный сезон Российский Академический Молодежный Театр.

19.03.2020 в 11:24

Нонна Гришаева наконец получила роль Людмилы Гурченко!


В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!

11.03.2020 в 23:13

Малый театр отметит день рождения Эйнштейна премьерой спектакля «Физики»


Попав внутрь элитной лечебницы для душевнобольных, инспектор полиции пытается понять, что на самом деле скрывается за его роскошным фасадом...

21.02.2020 в 00:11

«Три сестры» вернулись на Тверской бульвар


В МХАТ имени Горького 20 февраля состоялась премьера восстановленного спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова.

20.02.2020 в 00:59

Не про любовь. Ромео и Джульетта в РАМТе


14 февраля, в день всех влюбленных, в РАМТе состоялась очень созвучная празднику премьера: «Ромео и Джульетта».

17.02.2020 в 21:27

Три сестры сварили варенье в МХАТ


В МХАТ имени Горького начались прогоны спектакля «Три сестры» - реконструированной версии постановки Владимира Немировича-Данченко 1940 года.

16.01.2020 в 00:27

Трамвай иллюзий на языке жестов


В Центре Драматургии и Режиссуры на Беговой необычная премьера — спектакль «Белые деревья. Иллюзии» по мотивам пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание».

10.10.2019 в 18:46

Мюзикл Вий. Гоголь бы влюбился!


На сцене КЦ «Москвич» с аншлагом прошла премьера музыкального спектакля по мотивам популярной мистической повести.

03.10.2019 в 21:12

Джокер, которого мы заслужили


Реалистичная история со страниц комикса, без тонны пиротехники, компьютерной графики и супергероев.

29.09.2019 в 16:57

ТРИАДА. Это было бы грустно, когда бы не было так смешно


Телекомпания "ТНТ" начинает показ первого сезона комедийного сериала о мужчине и трех его беременных женщинах.