26.10.2018 11:59

В каждой сказке есть доля сказки. «Черная курица» в РАМТе

Родители! Отправляясь с ребенком на новую премьеру в РАМТе, спектакль «Черная курица», не забудьте, а вернее, вспомните, что книга Погорельского это не счастливая сказка, не радостная история с нравоучительной моралью. Что-то было такое таинственное, мрачное, даже зловещее в этой, казалось бы, обыденной детской повести про мальчика Алешу, нафантазировавшего себе встречу с волшебной Чёрной курицей и оказавшегося в подземном царстве. Детское воображение трепетало от чувства чего-то неуловимо страшного и непонятного, чем веяло со страниц повести, а детский ум отмечал и не совсем верил в рациональное объяснение произошедшего с главным героем, дескать «заболел и всё ему приснилось».

Все эти волнительные ощущения будут присутствовать и в новом спектакле, для которого сложно обозначить возрастные рамки, позволяющие не воспринимать его как horror (слишком рано) или детскую выдумку (уже поздно).

Чёрная курица стала проводником Алёши в магический мир, подземное царство со своим королём и жителями, со своими законами и требованиями, который не менее реален, чем материальный мир. На пути перехода они встречают двух голландских старушек, странного кота и других невообразимых уму персонажей, которых нельзя трогать и с которыми нельзя общаться, потому что они «разбудят» неких грозных рыцарей-стражей. Вообще, использование термина «перехода» само по себе всегда идёт в связке с эзотеричностью, которой эта сказка, надо признать, насыщена очень плотно. Как можно «перейти» из реального мира в мир грёз, сновидений, тонких материй, пятое измерение?

В спектакле это показано потрясающе – с помощью прозрачных колышащихся пластин, которые искажают перспективу и размывают контуры фигур настолько убедительно, что вызывают у зрителя головокружение и чувство дезориентации в пространстве – настоящую шаманскую трансформацию сознания. Декорации «нижнего мира» и костюмы его обитателей, выполненные в космо-футуристичном духе Сальвадора Дали, производят ошеломляющее впечатление на зрителей. Оригинальная сценография ярко подчеркивает разность двух миров — лаконично-обыденного, в котором живут мальчики из санкт-петербургского пансиона XIX века. и причудливо-фантастического, сюрреалистического мира подземных жителей, который есть то ли сон, то ли явь.

Спектакль получился непростым, многогранным, многосмысловым, а с учётом того, что Алексей (Алёша) Погорельский, автор книги, был масоном (Антоний это его псевдоним) ещё и чрезвычайно загадочным.

В основе лежит вполне здравая мысль – таланты нам не принадлежат, они подарок от Создателя, распоряжаться ими надо бережно и честно, без гордыни, лени и тщеславия, иначе последует наказание. Наказание тоже своего рода опыт, особое переживание, осознание содеянного и раскаяние способствуют духовному росту человека. Чтобы расшифровать все «уровни подтекста» зрителю придётся доверять собственной интуиции, внутренним подсказкам о том, что здесь есть правда, а что вымысел, чему можно верить, чему нет, а не послушно соглашаться с предлагаемым готовым резюме.

Чёрную курицу, Чернушку великолепно сыграл Максим Керин, который сказал, что в работе над ролью ему помог опыт, приобретённый в театральном училище на первом курсе, в виде студенческих тренингов, когда пластикой и голосом нужно показать то или иное животное так, чтобы зритель сразу догадался кто это. Также он часами смотрел видео и ходил в зоопарк наблюдать за курами, их поведением, пытаясь поймать их характер. Перед ним стояла сложная задача, с одной стороны, быть курицей, с другой быть гипертрофированным сказочным персонажем, который рождается в воображении Алёши и становится его другом, наставником, заменяя даже отчасти родителей.

По словам режиссёра-постановщика Екатерины Половцевой, художник-постановщик спектакля заслуженный художник России Эмиль Капелюш сотворил чудо, совместив обычный театр с кукольным. В постановке можно увидеть большое разнообразие кукольного мира: и теневой театр, и тростевые куклы, куклы большие и куклы маленькие, есть даже японские.

Весь спектакль выстроен как танец, в нём много сцен, где каждое движение отточено и кажется естественным, в этом есть большая заслуга хореографа Дмитрия Бурукина. В спектакле «за кадром» невидимой остаётся большая постановочная труппа, которая постоянно перемещается за декорациями и кулисами, работа там идёт сложная и без остановки.

Спектакль психологический и философский, не оставит никого равнодушным, а финал всё же не столь безутешен как в книге. Чёрная курица простит Алёше его слабости и подарит слова любви. Это очень важно – быть прощённым за дурные поступки и быть любимым. Вот так создателями спектакля в каждого зрителя будут заложены волшебные зёрнышки доброты, порядочности и благородства, которые когда-нибудь обязательно дадут свои всходы.


Режиссёр-постановщик Екатерина Половцева


Исполнитель главной роли Максим Керин

РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.22.05. РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.02.06. РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.07.07. РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.11.08. РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.16.09. РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.24.10. РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.25.РАМТ. 25.10.18.01ш..РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.03.РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.08.РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.10.РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.17.РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.20.РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.26.РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.27.РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.30.РАМТ. Чёрная курица. 25.10.18.31.

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Культура. Метки: премьера, спектакль, РАМТ.

Комментарии


Другие публикации

25.04.2019 в 12:26

Спасите умирающее сердце


Иногда нам так необходима обыкновенная история с простыми человеческими чувствами, болью, одиночеством, трепетом и страхом смерти.

21.04.2019 в 16:41

Венеция, Монако, Пупзения и другие проблемы геополитики в одной парижской квартире


12 апреля на экспериментальной сцене Театра Российской армии состоялась премьера комедии «Венеция в снегу» в постановке Татьяны Морозовой.

08.04.2019 в 21:48

Вечный Мэр, ЛОХи и ОРКи в спектакле Максима Виторгана о городе Лжедмитрове


Театральная критика ещё до премьеры дружно обругала спектакль Максима Виторгана «В городе Лжедмитрове», подвергнув сомнению его способности как режиссёра.

31.03.2019 в 20:17

Конфликт поколений в эпоху интернета


Интрига в спектакле «Это всё она» начинается еще до начала действия, когда зрителей приглашают прямо на сцену, где стулья расположены спиной друг другу.

29.03.2019 в 17:31

Почём Теллур для народа? На Таганке Богомолов поставил Сорокина


Сорокин, как психо-инвалид детства, сладострастно занимается вовлечением нетравмированных почитателей в свой трансцендентный опыт погружения в пучины подсознания.

26.03.2019 в 23:05

Рок Карамазовых


Режиссёр Александр Рагулин рискнул оказаться посмешищем, заработать скандальную репутацию, но всё-таки поставил рок-оперу «КарамазоВы».

Дата мероприятия: 25.03.2019

Шоу-спектакль «Контора»


В театра комедии им. Акимова возвращается «Контора» - упоительно смешной и злободневный спектакль.

21.03.2019 в 09:04

Самоирония. В Театре Пушкина поставили спектакль о зрителях и актерах


По сюжету пьесы, в игру актеров, показывающих «Лондонского купца», вмешиваются зрители - бакалейщик и его жена. Они лучше знают, как играть актерам.

19.03.2019 в 16:56

Кортнев и Белоголовцев стали жителями города Лжедмитрова


«В городе Лжедмитрове» - это театральная постановка с песнями и танцами, впрочем речь пойдёт о важных и серьёзных вещах.

27.02.2019 в 23:25

Счастливого дня смерти. Снова!


Что может быть лучше, чем вернуться обратно и прожить тот ужас по-новому!

20.02.2019 в 19:18

«Тобол» Гардемарины возвращаются


Когда хочется уехать в отпуск надо ходить на такие фильмы, как «Тобол» - сразу и остынешь, и успокоишься.

20.02.2019 в 16:54

В Москве прошла премьера эпоса «Тобол»


В торжественной обстановке съемочная группа представила картину на суд зрителей.

16.02.2019 в 13:11

Молчите. И не говорите, что вас это не касается


На сцене московского театра Школа Современной Пьесы под руководством Иосифа Райхельгауза состоялась премьера спектакля «Ганди молчал по субботам».

11.02.2019 в 21:53

«Моби Дик»: в океане рока и поэзии


В Культурном центре «Москвич» состоялась премьера рок-поэмы, вдохнувшая новую жизнь в легендарного «Моби Дика».