30.10.2018 10:57

Первомайский шабаш — без костров, но с музыкой

— Вы немножко поэт?
— А что, у вас и от этого лечат?
Венедикт Ерофеев «Вальпургиева ночь или Шаги Командора»

Итак, московский театр МОСТ разразился-таки «Вальпургиевой ночью» Ерофеева, причем не в первый раз. Потому что в первый раз этой пьесой разразился Студенческий театр МГУ в 1990 году при благословении самого автора, на которого главный режиссер Евгений Славутин произвел «самое благоприятное впечатление: педантичен, криклив и неутомим». Сам Евгений Иосифович рискнул назвать пьесу Ерофеева — ни много ни мало — новым «Ревизором». Ну, «Ревизор» так «Ревизор».

Новый Хлестаков, носящий теперь фамилию Гуревич, попадает в советскую психушку по обвинению в алкоголизме, диссидентстве и нелегитимной национальности. Не успевшего опомниться после допроса Льва Исааковича отправляют «с корабля на бал», а точнее, наоборот — из приемного покоя в самую лихую палату во всем отделении, пред «светлы очи» старосты Прохорова и его верного оруженосца Алёхи, которые ежедневно учиняют суд и расправу над одним из пациентов, движимые обостренным чувством справедливости.

И уже маячит перед обалдевшим Гуревичем примотанный полотенцем к койке контр-адмирал Михалыч, как намек на то, что он следующий, и уже странно поглядывает комсорг Пашка Ерёмин, подозреваемый в способности к изощренным убийствам, но в момент планового обхода новенький, еще «необъезженный» Гуревич опрометчиво бьет по морде хамоватого медбрата Бореньку, который в ответ на незапланированное сопротивление пациента вкатывает ему укол сульфацина в воспитательных целях. Так для обитателей 3 палаты начинается ночь с 30 апреля на 1 мая — Вальпургиева ночь.

Краткая историческая справка. Вальпургиева ночь — древний западноевропейский языческий праздник, посвященный началу весны и названный в честь местнопочитаемой католической святой Вальбурги (день памяти 1мая), которая была монахиней, занималась миссионерством и не имела абсолютно никакого отношения к ежегодному ведьминому шабашу, проходящему по легенде в эту ночь. Точно так же как у нас Иоанн Креститель не имеет никакого отношения к «ночи на Ивана Купалу», с которым у него не совпадают по датам даже дни памяти.

Вот тут можно было бы еще раз отослать Ерофеева к Николаю Васильевичу, но уже не к «Ревизору», а к «Ночи перед Рождеством», да и не только. Произведения Ерофеева можно многократно отсылать и посылать к различным первоисточникам, так как обладая энциклопедическими знаниями, талантливым слогом и презрением к любым рамкам, Венедикт Васильевич сумел сконцентрировать в двух своих небольших главных произведениях (считая «Москва-Петушки») такое количество информации, начиная от рецептов коктейлей и заканчивая цитатами из Священного Писания, что на излучаемой его творениями энергии можно было бы запустить небольшую АЭС. И я не могу себе представить, каким был бы период полураспада Ерофеевской прозы. Но вернемся к спектаклю.

Страдающий от последствий карательной операции Лев Гуревич, обнаруживает в эту ночь на дежурстве свою старую знакомую — глазастую сестричку Натали и, обещая «переложить ее с тахты на музыку», при этом попутно убаюкивая, похищает из сейфа, который растаявшая Натали забыла закрыть, бутыль со спиртом. Спирт немедленно отправляется в палату, где подвергается вдумчивой, тщательной дегустации.

МОСТ — театр небольшой, поэтому в его сценическом пространстве нет возможности для шикарных декораций и спецэффектов, в результате чего весь спектакль поставлен буквально «на коленке». Да и смысл пьесы Ерофеева не в смене картин и не в зрелищности, а в монологах и диалогах. Вот тут как раз молодые горячие артисты театра МОСТ выдают «на-гора»: эмоции, мимику, драматическую игру. Но не думайте, что текст — это все, чем вас порадует спектакль. Перед вами предстанут герои картин Леонардо да Винчи, а также вы сможете созерцать дикий, прекрасный, ошеломляющий своей природной мощью, танец обитателей советской психушки на фоне бескрайних пшеничных полей под «Хава нагилу».

Спектакль поставлен к восьмидесятилетию Венедикта Ерофеева и был бы, а лучше сказать стал, отличным подарком мэтру к юбилею, а также поводом вспомнить добрым словом автора странных, противоречивых, но по-своему добрых, талантливых и честных произведений.

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: театр, премьера, театр МОСТ.

Комментарии


Другие публикации

10.12.2018 в 00:02

Премьера театра Дождей. Английский стиль и русский театр


"I can fly, my friends!" — особенно после спектаклей Театра Дождей. А тут премьера!

05.12.2018 в 12:55

Премьера балета «Жар-птица» в постановке Дагласа Ли


Мировая премьера на сцене Александринки: театр балета имени Якобсона показал «Жар-птицу» на музыку И.Стравинского.

04.12.2018 в 14:48

«Спасти Хлестакова». Есть ли шанс?


Как еще можно сыграть "Ревизора"? В какие костюмы еще не переодевались персонажи "нетленки" Николая Васильевича Гоголя?

30.11.2018 в 08:51

Любовь — её отсутствие и её имитация


Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат режиссеру Андрею Максимову, создавшему на сцене театра имени Вахтангова спектакль «Брюсов переулок».

29.11.2018 в 08:34

Юлия Пересильд: «Я научилась просить для детей из своего фонда»


Корреспондент РБ пообщалась с Юлией Пересильд — актрисой театра и кино, лауреатом многочисленных премий. Юлия рассказала о своих методах работы и планах на будущее.

26.11.2018 в 11:22

Колдовство в хрустальном мраке. «Брюсов переулок» в Театре Вахтангова


На суд театральной публики режиссёр Андрей Максимов представил свой авторский спектакль по мотивам произведений поэта-символиста Валерия Брюсова — «Брюсов переулок».

23.11.2018 в 10:38

Зефирина отожгла


Популярный американский диджей Marshmello впервые выступил в России 17 ноября.

23.11.2018 в 09:00

Безруков снова сыграл бандита


В Московском Губернском театре спектаклем «Остров сокровищ» открылся первый в России Международный Большой Детский Фестиваль.

20.11.2018 в 12:50

Еще одна «Вальпургиева ночь» и пророчества Венедикта Ерофеева


В театре МОСТ поставили новую версию спектакля к 80-летию Венедикта Ерофеева.

17.11.2018 в 13:49

«Город на память». 151. Улица Советской Армии


На улице Советской Армии немало примечательных мест - и Музей Вооружённых сил СССР, и Театр Советской Армии, и старинный Храм Сошествия Святого Духа.

14.11.2018 в 07:51

«Король умер — да здравствует король!» Новое воплощение датского принца


В рамках биеннале театрального искусства на сцене РАМТ московским зрителям был представлен спектакль театра имени Ленсовета «Гамлет» в постановке Юрия Бутусова.

12.11.2018 в 09:20

«Офелия боится воды». Премьера, которую ждали


В МХТ им. Чехова состоялась премьера одного самых ожидаемых спектаклей сезона.

11.11.2018 в 13:47

Совершеннолетний спектакль к юбилею Ефремова


Актеры спектакля «Чапаев и Пустота» первыми поздравили Михаила Ефремова.

02.11.2018 в 10:42

Любовь и смерть Зинаиды Райх


В музее-квартире Всеволода Меерхольда состоялся пресс-показ спектакля «Любовь и смерть Зинаиды Райх», основанный на книге воспоминаний ее дочери Татьяны.

01.11.2018 в 12:47

Взгляд Морозовой на «Метод Гронхольма»


3 ноября в Театре Российской Армии состоится премьера популярной пьесы.

31.10.2018 в 21:44

Так Пушкина никто не ставил! Так надо ставить Пушкина!


В Малом театре состоится премьера обновлённого спектакля «Сказка о царе Салтане».