— Вы немножко поэт?
— А что, у вас и от этого лечат?
Венедикт Ерофеев «Вальпургиева ночь или Шаги Командора»
Итак, московский театр МОСТ разразился-таки «Вальпургиевой ночью» Ерофеева, причем не в первый раз. Потому что в первый раз этой пьесой разразился Студенческий театр МГУ в 1990 году при благословении самого автора, на которого главный режиссер Евгений Славутин произвел «самое благоприятное впечатление: педантичен, криклив и неутомим». Сам Евгений Иосифович рискнул назвать пьесу Ерофеева — ни много ни мало — новым «Ревизором». Ну, «Ревизор» так «Ревизор».
Новый Хлестаков, носящий теперь фамилию Гуревич, попадает в советскую психушку по обвинению в алкоголизме, диссидентстве и нелегитимной национальности. Не успевшего опомниться после допроса Льва Исааковича отправляют «с корабля на бал», а точнее, наоборот – из приемного покоя в самую лихую палату во всем отделении, пред «светлы очи» старосты Прохорова и его верного оруженосца Алёхи, которые ежедневно учиняют суд и расправу над одним из пациентов, движимые обостренным чувством справедливости.
И уже маячит перед обалдевшим Гуревичем примотанный полотенцем к койке контр-адмирал Михалыч, как намек на то, что он следующий, и уже странно поглядывает комсорг Пашка Ерёмин, подозреваемый в способности к изощренным убийствам, но в момент планового обхода новенький, еще «необъезженный» Гуревич опрометчиво бьет по морде хамоватого медбрата Бореньку, который в ответ на незапланированное сопротивление пациента вкатывает ему укол сульфацина в воспитательных целях. Так для обитателей 3 палаты начинается ночь с 30 апреля на 1 мая — Вальпургиева ночь.
Краткая историческая справка. Вальпургиева ночь – древний западноевропейский языческий праздник, посвященный началу весны и названный в честь местнопочитаемой католической святой Вальбурги (день памяти 1мая), которая была монахиней, занималась миссионерством и не имела абсолютно никакого отношения к ежегодному ведьминому шабашу, проходящему по легенде в эту ночь. Точно так же как у нас Иоанн Креститель не имеет никакого отношения к «ночи на Ивана Купалу», с которым у него не совпадают по датам даже дни памяти.
Вот тут можно было бы еще раз отослать Ерофеева к Николаю Васильевичу, но уже не к «Ревизору», а к «Ночи перед Рождеством», да и не только. Произведения Ерофеева можно многократно отсылать и посылать к различным первоисточникам, так как обладая энциклопедическими знаниями, талантливым слогом и презрением к любым рамкам, Венедикт Васильевич сумел сконцентрировать в двух своих небольших главных произведениях (считая “Москва-Петушки”) такое количество информации, начиная от рецептов коктейлей и заканчивая цитатами из Священного Писания, что на излучаемой его творениями энергии можно было бы запустить небольшую АЭС. И я не могу себе представить, каким был бы период полураспада Ерофеевской прозы. Но вернемся к спектаклю.
Страдающий от последствий карательной операции Лев Гуревич, обнаруживает в эту ночь на дежурстве свою старую знакомую – глазастую сестричку Натали и, обещая “переложить ее с тахты на музыку”, при этом попутно убаюкивая, похищает из сейфа, который растаявшая Натали забыла закрыть, бутыль со спиртом. Спирт немедленно отправляется в палату, где подвергается вдумчивой, тщательной дегустации.
МОСТ – театр небольшой, поэтому в его сценическом пространстве нет возможности для шикарных декораций и спецэффектов, в результате чего весь спектакль поставлен буквально «на коленке». Да и смысл пьесы Ерофеева не в смене картин и не в зрелищности, а в монологах и диалогах. Вот тут как раз молодые горячие артисты театра МОСТ выдают «на-гора»: эмоции, мимику, драматическую игру. Но не думайте, что текст — это все, чем вас порадует спектакль. Перед вами предстанут герои картин Леонардо да Винчи, а также вы сможете созерцать дикий, прекрасный, ошеломляющий своей природной мощью, танец обитателей советской психушки на фоне бескрайних пшеничных полей под «Хава нагилу».
Спектакль поставлен к восьмидесятилетию Венедикта Ерофеева и был бы, а лучше сказать стал, отличным подарком мэтру к юбилею, а также поводом вспомнить добрым словом автора странных, противоречивых, но по-своему добрых, талантливых и честных произведений.
Рубрика: Культура. Метки: театр, премьера, театр МОСТ.
На сцене БКЗ «Октябрьский» выступили артисты Московский Губернский театра
На сцене Александринского театра представлены три премьеры
Константин Хабенский привозит три премьерных спектакля!
Пьеса «Ромул Великий» была написана Фридрихом Дюрренматтом в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия».
20 и 21 января МХАТ им.Горького представляет премьеру спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского.
МХАТ им.Горького поставил спектакль о православной Вере с участием Дмитрия Певцова, Алисы Гребенщиковой, Леонида Якубовича.
«Урал Интро» из трех сочинений представлен на сцене театра Балтийского дома
Главные роли в спектакле «Дядя Ваня» исполняют Сергей Безруков, Карина Андоленко, Антон Хабаров.
Торжественная премьера прошла в Петербурге
В театре Сфера премьера — спектакль «Лес» Сергея Виноградова по пьесе А.Н. Островского.
Столичные театры открываются, но с ограничениями для зрителей.
В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!
Попав внутрь элитной лечебницы для душевнобольных, инспектор полиции пытается понять, что на самом деле скрывается за его роскошным фасадом...
В МХАТ имени Горького 20 февраля состоялась премьера восстановленного спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова.
14 февраля, в день всех влюбленных, в РАМТе состоялась очень созвучная празднику премьера: «Ромео и Джульетта».
В МХАТ имени Горького начались прогоны спектакля «Три сестры» - реконструированной версии постановки Владимира Немировича-Данченко 1940 года.