31.10.2018 09:17

Инверсия тени и света, или, что такое «хорошо» на земле и под землей

В РАМТе состоялась премьера спектакля «Черная курица» по одноименной сказке Антония Погорельского.

Алёше исполнилось 9 лет, когда его родители, с трудом скопившие приличную сумму на образование сына, привезли своё дитя в холодный и величественный Петербург и оставили там на Васильевском острове в пансионе для мальчиков. Скучая по дому и родителям, которые находились так далеко, что не имели возможности навещать Алёшу и забирать его на каникулы, мальчик завел самое тесное знакомство с местными курочками, которых «всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что несколько дней к ряду не давал им ничего от крошек».

Больше всего своего маленького благодетеля полюбила черная хохлатая курица, носившая незамысловатое прозвище Чернушка и постоянно находящаяся под угрозой расправы со стороны кухарки, потому что несмотря на женский пол, так и не снесла ни одного яйца за всю свою куриную жизнь. Не удивительно, что однажды Алёше пришлось спасать от топора голову непутевой птицы и тем самым запустить череду непредсказуемых мистических событий, изменивших судьбу как самого мальчика, так и целого народа.

«Черная курица» совершила переворот не только в жизни своего главного героя, но также имела большое влияние на мировоззрение «глыбы» русской литературы Льва Толстого, хотя написана была совсем не для него, а для Алексея Константиновича (тоже Толстого), который был племянником Погорельского. Согласно официальной версии, главный герой сказки назван именно в честь Алексея Константиновича, но сам автор тоже Алексей, и даже Алексеевич, и даже Перовский, а не Погорельский, так что, поди, сейчас разберись, кто из многочисленных Алексеев действительно подарил свое имя мальчику Алёше, да это и не важно. Важно то, что сказка вышла отличная, а спектакль РАМТ и того лучше.

Зрелищная часть спектакля имеет четкое деление на наземный и подземный миры. Все, что происходит выше уровня земли, чем-то напоминает один из детских домашних спектаклей, которые были так популярны среди русского дворянства. Там все немного неправда, все игра, гротеск, как будто герои не верят самим себе. Но это блестящий гротеск, демонстрирующий рафинированную искусственность питерского светского общества XIX века: грозный директор, которого все боятся, оказывается всего-навсего подставкой для гигантской шляпы; изящные живые картины больше похожи на кукольный театр теней, чем на живых объемных артистов; учитель и его жена — люди, в сущности, добрые, но не имеющие даже мысли хоть на шаг отступить от общепринятых канонов. При всем этом мальчики, воспитанники пансиона, остаются детьми: озорными и подвижными, хоть и стиснутыми жесткими неудобными рамками. И как полная противоположность всему, происходящему на поверхности — Подземная страна.

Казалось бы, что Алёша, попавший во дворец, где потолки были такими низкими, что он мог дотронуться до них рукой, должен был ощущать тесноту и неудобство, но нет! Именно в этом странном, на первый взгляд, неуютном царстве и происходит настоящая «объемная» жизнь с настоящими чудесами, приключениями и опасностями. И если наверху Алёшу учат немецкому и физике, то внизу — законам совести и правде. Даже движения персонажей — угловатые, резкие, «двухмерные» наверху — превращаются в свободный, пластичный, раскованный танец в Подземном царстве.

Потрясающая режиссерская находка — противопоставление фальши, скованности и искусственности верхнего «белого» света и естественности, свободы и правдивости «черного» мира Подземелья.

Впрочем, если бы мы с вами сейчас взялись обсуждать все мистические образы, все иносказания, все параллели и аналогии, все намеки и ссылки, а также все аллегории сказки Антония Погорельского, то нам вряд ли хватило бы рамок одной статьи. Скажу хотя бы, что проходя военную службу в Саксонии, Погорельский познакомился с Эрнстом Теодором Амадеем Гофманом, в результате чего основательно пропитался старым добрым немецким романтизмом, который вдохновлял Гофмана на создание жутковатых взаимопроникающих миров и который пророс на русской земле волшебной сказкой о чудесной стране, ее благородных обитателях и очаровательных готических чудовищах, которых вы будете иметь удовольствие лицезреть на сцене РАМТ, благодаря со вкусом подобранным декорациям и спецэффектам.

Игра со светом и размером, внезапная смена плоскостей, когда горизонталь вдруг становится вертикалью и наоборот, совмещение объемной и плоской реальности, заботливо сдобренные тонким юмором и припорошенные каким-то по-детски наивным рождественским снежком, заставят вас на какое-то время забыть, где именно вы находитесь. И это хорошо.
Когда пойдете на спектакль, обязательно возьмите с собой детей, потому что это важно… Это так важно, чтобы наши дети услышали: «Запомни, Алёша, пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку.»

Черная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина Половцева

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: премьера, спектакль, РАМТ, Черная курица.

Комментарии


Другие публикации

16.02.2019 в 13:11

Молчите. И не говорите, что вас это не касается


На сцене московского театра Школа Современной Пьесы под руководством Иосифа Райхельгауза состоялась премьера спектакля «Ганди молчал по субботам».

11.02.2019 в 21:53

«Моби Дик»: в океане рока и поэзии


В Культурном центре «Москвич» состоялась премьера рок-поэмы, вдохнувшая новую жизнь в легендарного «Моби Дика».

06.02.2019 в 16:07

Армамагедон в «ЛЕГО фильм 2»


Эммет и его друзья возвращаются, чтобы вновь спасти мир.

05.02.2019 в 11:28

Рецепт семейного счастья: главное — подливка!


Театр имени Вахтангова приготовил подарок - прекрасный спектакль по пьесе Эдуардо де Филиппо "Суббота, воскресенье, понедельник".

25.01.2019 в 07:04

«Матросская Тишина» — спектакль про бесконечную жизнь


Московский театр Олега Табакова возвращает на сцену спектакль «Матросская Тишина» с обновлённым актёрским составом.

18.01.2019 в 17:02

«Идёшь на музыкальный спектакль — тебе показывают цирк»


Накануне мировой премьеры спектакля «Пассажиры», которая состоится 18 января, для представителей СМИ провели пресс-показ необычной театрально-цирковой постановки.

15.01.2019 в 09:07

Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!


Громкая премьера театрального сезона МХТ им. Чехова — драматический пластический спектакль «XX век. Бал».

01.01.2019 в 17:53

Dance. Dance. Dance на сцене Александринского театра


Сразу три премьеры Мариинского театра: Игорь Колб, Данила Корсунцев и Евгений Иванченко, представили проект Dance.Dance.Dance на сцене Александринского театра.

26.12.2018 в 00:11

«Город на память». 382. Большая Дмитровка дворянская


На Дмитровке начинался важнейший торговый путь к верховьям Волги на Дмитров, здесь давали балы и играли спектакли, построили электростанцию и хранили ленинский архив.

22.12.2018 в 17:26

«Город на память». 358. Театральная площадь и Малый театр


Под руководством Осипа Бове был разработан проект будущей Театральной площади с четырьмя симметрично стоящими зданиями по периметру.

21.12.2018 в 11:10

Вечно живой Ильич в Маяковке


В Театре Маяковского два года шли разговоры о том, что художественный руководитель Миндаугас Карбаускис собирается поставить «Обломова».

19.12.2018 в 22:52

«Город на память». 328. РАМТ (Центральный детский театр)


После революции здание перешло к театру-студии МХАТ 2-й, где Михаил Чехов ставил преимущественно классический репертуар, игнорируя современную советскую драматургию.

18.12.2018 в 11:34

Надежда Русс: «Песчаная сказка» это наша версия, наше видение восточного фольклора


Перед премьерой, корреспондент РБ пообщалась с главной художницей Большого цирка на проспекте Вернадского Надеждой Русс.

15.12.2018 в 10:44

«Раковый корпус» — тяжёлый и мрачный спектакль


В ЦДР состоялась премьера спектакля Дмитрия Акриша «Раковый корпус» по одноименному роману Солженицына.

12.12.2018 в 11:18

«Город на память». 280. МХТ имени Чехова


Московский художественный театр основан Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко.

05.12.2018 в 12:55

Премьера балета «Жар-птица» в постановке Дагласа Ли


Мировая премьера на сцене Александринки: театр балета имени Якобсона показал «Жар-птицу» на музыку И.Стравинского.