31.10.2018 09:17

Инверсия тени и света, или, что такое «хорошо» на земле и под землей

В РАМТе состоялась премьера спектакля «Черная курица» по одноименной сказке Антония Погорельского.

Алёше исполнилось 9 лет, когда его родители, с трудом скопившие приличную сумму на образование сына, привезли своё дитя в холодный и величественный Петербург и оставили там на Васильевском острове в пансионе для мальчиков. Скучая по дому и родителям, которые находились так далеко, что не имели возможности навещать Алёшу и забирать его на каникулы, мальчик завел самое тесное знакомство с местными курочками, которых «всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что несколько дней к ряду не давал им ничего от крошек».

Больше всего своего маленького благодетеля полюбила черная хохлатая курица, носившая незамысловатое прозвище Чернушка и постоянно находящаяся под угрозой расправы со стороны кухарки, потому что несмотря на женский пол, так и не снесла ни одного яйца за всю свою куриную жизнь. Не удивительно, что однажды Алёше пришлось спасать от топора голову непутевой птицы и тем самым запустить череду непредсказуемых мистических событий, изменивших судьбу как самого мальчика, так и целого народа.

«Черная курица» совершила переворот не только в жизни своего главного героя, но также имела большое влияние на мировоззрение «глыбы» русской литературы Льва Толстого, хотя написана была совсем не для него, а для Алексея Константиновича (тоже Толстого), который был племянником Погорельского. Согласно официальной версии, главный герой сказки назван именно в честь Алексея Константиновича, но сам автор тоже Алексей, и даже Алексеевич, и даже Перовский, а не Погорельский, так что, поди, сейчас разберись, кто из многочисленных Алексеев действительно подарил свое имя мальчику Алёше, да это и не важно. Важно то, что сказка вышла отличная, а спектакль РАМТ и того лучше.

Зрелищная часть спектакля имеет четкое деление на наземный и подземный миры. Все, что происходит выше уровня земли, чем-то напоминает один из детских домашних спектаклей, которые были так популярны среди русского дворянства. Там все немного неправда, все игра, гротеск, как будто герои не верят самим себе. Но это блестящий гротеск, демонстрирующий рафинированную искусственность питерского светского общества XIX века: грозный директор, которого все боятся, оказывается всего-навсего подставкой для гигантской шляпы; изящные живые картины больше похожи на кукольный театр теней, чем на живых объемных артистов; учитель и его жена — люди, в сущности, добрые, но не имеющие даже мысли хоть на шаг отступить от общепринятых канонов. При всем этом мальчики, воспитанники пансиона, остаются детьми: озорными и подвижными, хоть и стиснутыми жесткими неудобными рамками. И как полная противоположность всему, происходящему на поверхности — Подземная страна.

Казалось бы, что Алёша, попавший во дворец, где потолки были такими низкими, что он мог дотронуться до них рукой, должен был ощущать тесноту и неудобство, но нет! Именно в этом странном, на первый взгляд, неуютном царстве и происходит настоящая «объемная» жизнь с настоящими чудесами, приключениями и опасностями. И если наверху Алёшу учат немецкому и физике, то внизу — законам совести и правде. Даже движения персонажей — угловатые, резкие, «двухмерные» наверху — превращаются в свободный, пластичный, раскованный танец в Подземном царстве.

Потрясающая режиссерская находка — противопоставление фальши, скованности и искусственности верхнего «белого» света и естественности, свободы и правдивости «черного» мира Подземелья.

Впрочем, если бы мы с вами сейчас взялись обсуждать все мистические образы, все иносказания, все параллели и аналогии, все намеки и ссылки, а также все аллегории сказки Антония Погорельского, то нам вряд ли хватило бы рамок одной статьи. Скажу хотя бы, что проходя военную службу в Саксонии, Погорельский познакомился с Эрнстом Теодором Амадеем Гофманом, в результате чего основательно пропитался старым добрым немецким романтизмом, который вдохновлял Гофмана на создание жутковатых взаимопроникающих миров и который пророс на русской земле волшебной сказкой о чудесной стране, ее благородных обитателях и очаровательных готических чудовищах, которых вы будете иметь удовольствие лицезреть на сцене РАМТ, благодаря со вкусом подобранным декорациям и спецэффектам.

Игра со светом и размером, внезапная смена плоскостей, когда горизонталь вдруг становится вертикалью и наоборот, совмещение объемной и плоской реальности, заботливо сдобренные тонким юмором и припорошенные каким-то по-детски наивным рождественским снежком, заставят вас на какое-то время забыть, где именно вы находитесь. И это хорошо.
Когда пойдете на спектакль, обязательно возьмите с собой детей, потому что это важно… Это так важно, чтобы наши дети услышали: «Запомни, Алёша, пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку.»

Черная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина Половцева

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: премьера, спектакль, РАМТ, Черная курица.

Другие публикации

Дата мероприятия: 09.07.2020

Театр «Человек» ставит психопатологический триллер — «Letters»


Новый спектакль театра «Letters», возможно, вызовет множество споров. Ибо рассказ в нем будет о самой природе зла.

19.03.2020 в 11:24

Нонна Гришаева наконец получила роль Людмилы Гурченко!


В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!

11.03.2020 в 23:13

Малый театр отметит день рождения Эйнштейна премьерой спектакля «Физики»


Попав внутрь элитной лечебницы для душевнобольных, инспектор полиции пытается понять, что на самом деле скрывается за его роскошным фасадом...

21.02.2020 в 00:11

«Три сестры» вернулись на Тверской бульвар


В МХАТ имени Горького 20 февраля состоялась премьера восстановленного спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова.

20.02.2020 в 00:59

Не про любовь. Ромео и Джульетта в РАМТе


14 февраля, в день всех влюбленных, в РАМТе состоялась очень созвучная празднику премьера: «Ромео и Джульетта».

17.02.2020 в 21:27

Три сестры сварили варенье в МХАТ


В МХАТ имени Горького начались прогоны спектакля «Три сестры» - реконструированной версии постановки Владимира Немировича-Данченко 1940 года.

16.01.2020 в 00:27

Трамвай иллюзий на языке жестов


В Центре Драматургии и Режиссуры на Беговой необычная премьера — спектакль «Белые деревья. Иллюзии» по мотивам пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание».

10.10.2019 в 18:46

Мюзикл Вий. Гоголь бы влюбился!


На сцене КЦ «Москвич» с аншлагом прошла премьера музыкального спектакля по мотивам популярной мистической повести.

03.10.2019 в 21:12

Джокер, которого мы заслужили


Реалистичная история со страниц комикса, без тонны пиротехники, компьютерной графики и супергероев.

29.09.2019 в 16:57

ТРИАДА. Это было бы грустно, когда бы не было так смешно


Телекомпания "ТНТ" начинает показ первого сезона комедийного сериала о мужчине и трех его беременных женщинах.

03.09.2019 в 21:19

«Жуки»: Курс на захват зрительской аудитории


На ТНТ стартовал новый комедийный сериал о том, как прожить без гаджетов.

09.08.2019 в 10:08

Однажды Тарантино побывал в Москве


Автор культовых картин «Убить Билла», «Криминальное чтиво», «Бесславные ублюдки» Квентин Тарантино представил в Москве свой новый фильм.

05.08.2019 в 01:53

Любовь, честь и отвага — «Три мушкетёра» в Московском музыкальном театре


30 июля в Московском Государственном музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева с успехом прошла премьера мюзикла Владимира Качесова «Три мушкетёра».

19.07.2019 в 00:30

«Танцпол» — танцы со смертью


Очередная премьера Балета Москва в ЦИМе навеяна американскими танцевальными марафонами времен Великой депрессии.