В РАМТе состоялась премьера спектакля «Черная курица» по одноименной сказке Антония Погорельского.
Алёше исполнилось 9 лет, когда его родители, с трудом скопившие приличную сумму на образование сына, привезли своё дитя в холодный и величественный Петербург и оставили там на Васильевском острове в пансионе для мальчиков. Скучая по дому и родителям, которые находились так далеко, что не имели возможности навещать Алёшу и забирать его на каникулы, мальчик завел самое тесное знакомство с местными курочками, которых «всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что несколько дней к ряду не давал им ничего от крошек».
Больше всего своего маленького благодетеля полюбила черная хохлатая курица, носившая незамысловатое прозвище Чернушка и постоянно находящаяся под угрозой расправы со стороны кухарки, потому что несмотря на женский пол, так и не снесла ни одного яйца за всю свою куриную жизнь. Не удивительно, что однажды Алёше пришлось спасать от топора голову непутевой птицы и тем самым запустить череду непредсказуемых мистических событий, изменивших судьбу как самого мальчика, так и целого народа.
«Черная курица» совершила переворот не только в жизни своего главного героя, но также имела большое влияние на мировоззрение “глыбы” русской литературы Льва Толстого, хотя написана была совсем не для него, а для Алексея Константиновича (тоже Толстого), который был племянником Погорельского. Согласно официальной версии, главный герой сказки назван именно в честь Алексея Константиновича, но сам автор тоже Алексей, и даже Алексеевич, и даже Перовский, а не Погорельский, так что, поди, сейчас разберись, кто из многочисленных Алексеев действительно подарил свое имя мальчику Алёше, да это и не важно. Важно то, что сказка вышла отличная, а спектакль РАМТ и того лучше.
Зрелищная часть спектакля имеет четкое деление на наземный и подземный миры. Все, что происходит выше уровня земли, чем-то напоминает один из детских домашних спектаклей, которые были так популярны среди русского дворянства. Там все немного неправда, все игра, гротеск, как будто герои не верят самим себе. Но это блестящий гротеск, демонстрирующий рафинированную искусственность питерского светского общества XIX века: грозный директор, которого все боятся, оказывается всего-навсего подставкой для гигантской шляпы; изящные живые картины больше похожи на кукольный театр теней, чем на живых объемных артистов; учитель и его жена – люди, в сущности, добрые, но не имеющие даже мысли хоть на шаг отступить от общепринятых канонов. При всем этом мальчики, воспитанники пансиона, остаются детьми: озорными и подвижными, хоть и стиснутыми жесткими неудобными рамками. И как полная противоположность всему, происходящему на поверхности – Подземная страна.
Казалось бы, что Алёша, попавший во дворец, где потолки были такими низкими, что он мог дотронуться до них рукой, должен был ощущать тесноту и неудобство, но нет! Именно в этом странном, на первый взгляд, неуютном царстве и происходит настоящая “объемная” жизнь с настоящими чудесами, приключениями и опасностями. И если наверху Алёшу учат немецкому и физике, то внизу – законам совести и правде. Даже движения персонажей – угловатые, резкие, “двухмерные” наверху – превращаются в свободный, пластичный, раскованный танец в Подземном царстве.
Потрясающая режиссерская находка – противопоставление фальши, скованности и искусственности верхнего «белого» света и естественности, свободы и правдивости «черного» мира Подземелья.
Впрочем, если бы мы с вами сейчас взялись обсуждать все мистические образы, все иносказания, все параллели и аналогии, все намеки и ссылки, а также все аллегории сказки Антония Погорельского, то нам вряд ли хватило бы рамок одной статьи. Скажу хотя бы, что проходя военную службу в Саксонии, Погорельский познакомился с Эрнстом Теодором Амадеем Гофманом, в результате чего основательно пропитался старым добрым немецким романтизмом, который вдохновлял Гофмана на создание жутковатых взаимопроникающих миров и который пророс на русской земле волшебной сказкой о чудесной стране, ее благородных обитателях и очаровательных готических чудовищах, которых вы будете иметь удовольствие лицезреть на сцене РАМТ, благодаря со вкусом подобранным декорациям и спецэффектам.
Игра со светом и размером, внезапная смена плоскостей, когда горизонталь вдруг становится вертикалью и наоборот, совмещение объемной и плоской реальности, заботливо сдобренные тонким юмором и припорошенные каким-то по-детски наивным рождественским снежком, заставят вас на какое-то время забыть, где именно вы находитесь. И это хорошо.
Когда пойдете на спектакль, обязательно возьмите с собой детей, потому что это важно… Это так важно, чтобы наши дети услышали: “Запомни, Алёша, пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку.”
На редкость удачная и своевременная премьера спектакля «Душа моя Павел» состоялась в Российском Молодежном театре.
«Блоха» Замятина - это не совсем «Левша» Лескова, здесь появляются новые герои, а в фокусе внимания находится сама «главная героиня».
Марина Брусникина поставила в РАМТе спектакль «Дни Савелия» по одноимённому роману Григория Служителя.
В РАМТе Владимир Богатырев поставил раннюю пьесу советского классика Виктора Розова «В добрый час».
В РАМТе состоялась премьера спектакля Кирилла Вытоптова «Барышня-крестьянка. Вариации» по мотивам повести А.С. Пушкина.
В РАМТе состоялась долгожданная премьера спектакля Алексея Бородина «Горе от ума».
Пьеса «Ромул Великий» была написана Фридрихом Дюрренматтом в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия».
20 и 21 января МХАТ им.Горького представляет премьеру спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского.
МХАТ им.Горького поставил спектакль о православной Вере с участием Дмитрия Певцова, Алисы Гребенщиковой, Леонида Якубовича.
Главные роли в спектакле «Дядя Ваня» исполняют Сергей Безруков, Карина Андоленко, Антон Хабаров.
Торжественная премьера прошла в Петербурге
В РАМТе состоялся пресс-показ спектакля Екатерины Половцевой «Лысая певица» по одноименной пьесе Эжена Ионеско.
В РАМТе прошел пресс-показ спектакля Юрия Бутусова «Сын» по пьесе современного драматурга Флориана Зеллера.
В театре Сфера премьера — спектакль «Лес» Сергея Виноградова по пьесе А.Н. Островского.
После вынужденного перерыва оживает культурная жизнь Москвы. Одним из первых открыл свой 100-й юбилейный сезон Российский Академический Молодежный Театр.
В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!