31.10.2018 09:17

Инверсия тени и света, или, что такое «хорошо» на земле и под землей

В РАМТе состоялась премьера спектакля «Черная курица» по одноименной сказке Антония Погорельского.

Алёше исполнилось 9 лет, когда его родители, с трудом скопившие приличную сумму на образование сына, привезли своё дитя в холодный и величественный Петербург и оставили там на Васильевском острове в пансионе для мальчиков. Скучая по дому и родителям, которые находились так далеко, что не имели возможности навещать Алёшу и забирать его на каникулы, мальчик завел самое тесное знакомство с местными курочками, которых «всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что несколько дней к ряду не давал им ничего от крошек».

Больше всего своего маленького благодетеля полюбила черная хохлатая курица, носившая незамысловатое прозвище Чернушка и постоянно находящаяся под угрозой расправы со стороны кухарки, потому что несмотря на женский пол, так и не снесла ни одного яйца за всю свою куриную жизнь. Не удивительно, что однажды Алёше пришлось спасать от топора голову непутевой птицы и тем самым запустить череду непредсказуемых мистических событий, изменивших судьбу как самого мальчика, так и целого народа.

«Черная курица» совершила переворот не только в жизни своего главного героя, но также имела большое влияние на мировоззрение «глыбы» русской литературы Льва Толстого, хотя написана была совсем не для него, а для Алексея Константиновича (тоже Толстого), который был племянником Погорельского. Согласно официальной версии, главный герой сказки назван именно в честь Алексея Константиновича, но сам автор тоже Алексей, и даже Алексеевич, и даже Перовский, а не Погорельский, так что, поди, сейчас разберись, кто из многочисленных Алексеев действительно подарил свое имя мальчику Алёше, да это и не важно. Важно то, что сказка вышла отличная, а спектакль РАМТ и того лучше.

Зрелищная часть спектакля имеет четкое деление на наземный и подземный миры. Все, что происходит выше уровня земли, чем-то напоминает один из детских домашних спектаклей, которые были так популярны среди русского дворянства. Там все немного неправда, все игра, гротеск, как будто герои не верят самим себе. Но это блестящий гротеск, демонстрирующий рафинированную искусственность питерского светского общества XIX века: грозный директор, которого все боятся, оказывается всего-навсего подставкой для гигантской шляпы; изящные живые картины больше похожи на кукольный театр теней, чем на живых объемных артистов; учитель и его жена — люди, в сущности, добрые, но не имеющие даже мысли хоть на шаг отступить от общепринятых канонов. При всем этом мальчики, воспитанники пансиона, остаются детьми: озорными и подвижными, хоть и стиснутыми жесткими неудобными рамками. И как полная противоположность всему, происходящему на поверхности — Подземная страна.

Казалось бы, что Алёша, попавший во дворец, где потолки были такими низкими, что он мог дотронуться до них рукой, должен был ощущать тесноту и неудобство, но нет! Именно в этом странном, на первый взгляд, неуютном царстве и происходит настоящая «объемная» жизнь с настоящими чудесами, приключениями и опасностями. И если наверху Алёшу учат немецкому и физике, то внизу — законам совести и правде. Даже движения персонажей — угловатые, резкие, «двухмерные» наверху — превращаются в свободный, пластичный, раскованный танец в Подземном царстве.

Потрясающая режиссерская находка — противопоставление фальши, скованности и искусственности верхнего «белого» света и естественности, свободы и правдивости «черного» мира Подземелья.

Впрочем, если бы мы с вами сейчас взялись обсуждать все мистические образы, все иносказания, все параллели и аналогии, все намеки и ссылки, а также все аллегории сказки Антония Погорельского, то нам вряд ли хватило бы рамок одной статьи. Скажу хотя бы, что проходя военную службу в Саксонии, Погорельский познакомился с Эрнстом Теодором Амадеем Гофманом, в результате чего основательно пропитался старым добрым немецким романтизмом, который вдохновлял Гофмана на создание жутковатых взаимопроникающих миров и который пророс на русской земле волшебной сказкой о чудесной стране, ее благородных обитателях и очаровательных готических чудовищах, которых вы будете иметь удовольствие лицезреть на сцене РАМТ, благодаря со вкусом подобранным декорациям и спецэффектам.

Игра со светом и размером, внезапная смена плоскостей, когда горизонталь вдруг становится вертикалью и наоборот, совмещение объемной и плоской реальности, заботливо сдобренные тонким юмором и припорошенные каким-то по-детски наивным рождественским снежком, заставят вас на какое-то время забыть, где именно вы находитесь. И это хорошо.
Когда пойдете на спектакль, обязательно возьмите с собой детей, потому что это важно… Это так важно, чтобы наши дети услышали: «Запомни, Алёша, пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку.»

Черная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина ПоловцеваЧерная курица, реж.- Екатерина Половцева

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: премьера, спектакль, РАМТ, Черная курица.

Другие публикации

10.10.2019 в 18:46

Мюзикл Вий. Гоголь бы влюбился!


На сцене КЦ «Москвич» с аншлагом прошла премьера музыкального спектакля по мотивам популярной мистической повести.

03.10.2019 в 21:12

Джокер, которого мы заслужили


Реалистичная история со страниц комикса, без тонны пиротехники, компьютерной графики и супергероев.

29.09.2019 в 16:57

ТРИАДА. Это было бы грустно, когда бы не было так смешно


Телекомпания "ТНТ" начинает показ первого сезона комедийного сериала о мужчине и трех его беременных женщинах.

03.09.2019 в 21:19

«Жуки»: Курс на захват зрительской аудитории


На ТНТ стартовал новый комедийный сериал о том, как прожить без гаджетов.

09.08.2019 в 10:08

Однажды Тарантино побывал в Москве


Автор культовых картин «Убить Билла», «Криминальное чтиво», «Бесславные ублюдки» Квентин Тарантино представил в Москве свой новый фильм.

05.08.2019 в 01:53

Любовь, честь и отвага — «Три мушкетёра» в Московском музыкальном театре


30 июля в Московском Государственном музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева с успехом прошла премьера мюзикла Владимира Качесова «Три мушкетёра».

19.07.2019 в 00:30

«Танцпол» — танцы со смертью


Очередная премьера Балета Москва в ЦИМе навеяна американскими танцевальными марафонами времен Великой депрессии.

12.07.2019 в 11:02

На сцене Театра Луны попробовали современный танец


В Москве в начале июля прошел фестиваль современного танца «Проба No 3», в рамках которого состоялись мастер-классы от топовых хореографов и танцовщиков.

02.07.2019 в 17:44

Страшно красивая премьера: Дом семи повешенных в Мастерской Петра Фоменко


В спектакле «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» всё смешано, все перепутано, все вывернуто наизнанку и доведено до максимального абсурда и сарказма.

28.06.2019 в 18:41

«Зобеида» — страшная сказка с хорошим концом


По сценарию спектакля «Зобеида» злой царь и колдун Синодаб развлекал себя тем, что похищал самых красивых девушек и обманом завоевывал их сердца.

27.06.2019 в 17:20

В поединке за сердце адмирала Нельсона побеждает Англия


Во МХАТе имени Горького под занавес сезона состоялись премьерные показы спектакля «Леди Гамильтон» в постановке Александра Дмитриева.

15.06.2019 в 22:00

Уроки ОбщеЖития в стиле contemporary dance


«ОбщеЖитие» - это совместное существование, уклад жизни, поиск своего места среди людей, школа построения отношений.

08.06.2019 в 21:38

Моя прекрасная леди


Сюжет о простой цветочнице, которая усилиями педагога превращается из «гадкого утенка в прекрасного лебедя» и о чувстве вспыхнувшем между ними, поразил Аллу Сигалову.

07.06.2019 в 12:42

Высокая вода венецианцев


Мы видим человека, нет, не смирившегося со своей участью, скорее умиротворенного, готового принять свою судьбу, но не оставляющего надежды на благополучный исход.

22.05.2019 в 10:46

Поющие в советском терновнике


Первая шокирующая деталь – режиссёр разместил актёров спектакля «Московский хор» не на сцене, а в зрительном зале.