03.11.2018 21:41

«Город на память». 121. Воробьевы горы. Метромост

5 мая 2014 года
Фотопроект «Город на память». 121. Воробьевы горы. Метромост

Чаще всего Воробьёвы горы ассоциируются у горожан лишь со смотровой площадкой и необычной станцией метро на мосту. А вот результаты археологических раскопок свидетельствуют о существовании на Воробьёвых горах древнего городища в I тысячелетии до нашей эры. Первое известное упоминание датировано 1453 годом, тогда на вершине склона находилось «поповское село Воробьёво».

Позднее в этих живописных местах были выстроены Андреевский монастырь, царская резиденция, усадьбы богатых горожан, знаменитый в своё время ресторан Крынкина, дачи советской номенклатуры, метромост с уникальной станцией над Москвой-рекой, горнолыжный комплекс с канатной дорогой. Во время революционных событий октября 1917 года Воробьёвы горы имели стратегическое значение. Красные отряды выбили с возвышенности белогвардецйев и обстреливали Кремль из тяжёлой артиллерии.

В 1924 году с лёгкой руки наркома просвещения Луначарского (по другой версии — по инициативе дипломата Леонида Красина) Воробьёвы горы стали называть Ленинскими, а официально это название существовало с 1935 по 1999 год.

Добраться сюда проще всего на метро, станция «Ленинские горы» открылась 12 января 1959 года в составе участка Сокольнической линии «Спортивная» — «Университет». Для экономии средств (чтобы не прокладывать глубокий тоннель под руслом Москвы-реки) был разработан необычный проект с расположением станции метрополитена на нижнем ярусе моста над рекой. А по верхнему ярусу моста, построенного в 1958 году, двигались автомобили и пешеходы. Длина метромоста составляет 1179 метров, а полная длина — 2030 метров.


Строительство метромоста. 1957-1958 гг.: https://pastvu.com/p/40998


Современный вид с этой точки


Строительство Лужнецкого метромоста. 1958 год: https://pastvu.com/p/74960 На снимке день открытия пешеходного движения по мосту

Увы, то ли спешка при строительстве, то ли предельно экономичный проект вызвали серьёзные проблемы в эксплуатации объекта. Из-за недостаточной гидроизоляции станцию затопило уже в год открытия, а вскоре обрушилась часть карниза. Конструкции моста испытывали серьёзные динамические нагрузки при разгоне и торможении поездов, коррозия съедала арматуру. Конструктивные и технологические ошибки привели к появлению трещин в перекрытиях и в 1983 году метромост закрыли на длительную реконструкцию.

Чтобы не парализовать движение по Сокольнической ветке, строители возвели дополнительные опоры с обходными путями, поезда следовали по ним без остановки на станции. Ремонтные работы затянулись на 19 лет и горожане уже стали сомневаться, что когда-то «Ленинские горы» откроются вновь. 14 декабря 2002 года созданная практически заново станция открылась уже под нынешним названием «Воробьёвы горы». Главная конструктивная особенность этого проекта — грамотное распределение нагрузок, платформа осталась на старых опорах, а движение поездов осуществляется по новым балкам, стоящим на собственных опорах.

2007 год. Ещё не демонтированы временные опоры


На платформе. 1959 год: https://pastvu.com/p/21333

С 2010 года станция является и выставочной площадкой. Здесь экспонировались кубки и другие спортивные трофеи советских атлетов из коллекции Музея спорта.


Экспозиция на станции периодически обновляется. В апреле 2014 в застеклённых витринах были представлены личные вещи пассажиров и сотрудников метрополитена. У каждого экспоната своя история, рассказанная его владельцем. Вот, например, Кондратий Ермаков приобрел в кредит в 1954 году новый заграничный костюм и гордо выхаживал в нем во время дежурства в добровольной народной дружине у станции метро «Сокольники», где и встретил свою будущую жену.


А это самое необычное использование метрополитена. Ночью 22 сентября 2013 года на станции «Воробьёвы горы» прошли вполне легальные соревнования скейтбордистов, интерьеры и участники не пострадали.


Нижний вестибюль эскалатора. 1960 год: https://pastvu.com/p/28787

В 1959 году на склоне Ленинских гор была построена 90-метровая эскалаторная галерея, которая соединила набережную с улицей Косыгина. Сооружение с тремя эскалаторами, хотя обслуживалось сотрудниками столичного метрополитена и поначалу украшалось большой буквой М, было бесплатным как для пассажиров метро, так и для всех прочих горожан, желающих подняться-спуститься по склону.


Лестница эскалатора. 1969 год: https://pastvu.com/p/39770 На самом деле, людей было не столь много, как на постановочном кадре из фильма «Подсолнухи» (в кадре где-то в толпе народа спускается сама Софи Лорен).

Как и станцию метро, эскалаторный павильон также преследовал злой рок. Сначала эскалаторы пустили позже запланированного срока, а со временем оказалось, что и место выбрано неудачно, оползни угрожают безопасности конструкций галереи. Обслуживание горожан прекратилось вскоре после закрытия на ремонт станции метро «Ленинские горы», здание было признано аварийным, механизмы со временем демонтированы и сейчас здесь остались только бетонные стены и основания.

Отсутствие подъёмника доставляет массу неудобств горожанам, желающим попасть с набережной на улицу Косыгина. Людям приходится наматывать в обход лишние сотни метров, а по кратчайшему пути ко Дворцу пионеров под эстакадой метромоста способны подняться лишь туристы-скалолазы. Хотя в Правительстве Москвы периодически появляются планы восстановления эскалатора (в том числе уже в собянинские времена), руина на Воробьёвых горах продолжает оставаться руиной.


В начале ХХ века в имении С.Грачева располагался «офис» Московского общества горно-лыжного и водного спорта (М.О.Г.-Л. и В.С.). Трёхэтажная дача Грачёва как пример богатой дачной застройки сохранилась на пересечении нынешней улицы Косыгина и проспекта Вернадского, но в ней квартируют не лыжники-физкультурники, а отдел ДПС ГУВД.

Московский городской Дворец детского и юношеского творчества на Воробьёвых горах (Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах) основан в 1936 году как городской Дом пионеров и октябрят, в 1962 году был построен комплекс современных зданий. В его исследовательских лабораториях, студиях, художественных и технических мастерских, спортивных школах и секциях, творческих коллективах, группах развития и кружках для детей систематически занимаются более 15000 человек. Обучение в большинстве из них бесплатное.

По соседству находится Институт Геохимии и аналитической химии имени В.Вернадского (1955 год, архитекторы С.Чернышев, А.Алхазов)

В 1901 году на Воробьёвых горах построили резервуар водопроводной станции. При проведении земляных работ был обнаружен дворцовый фундамент, который эксперты отнесли к XVI-XVII векам. Деревянный дворец на каменном фундаменте возвели в годы правления великого князя Василия III, отца Ивана Грозного. Внушительные хоромы отличались исключительной роскошью, в пруду плескались осетры, в роще гуляли олени.

В 1681 году в Воробьёве началось строительство нового царского дворца и двух церквей. Юный Петр I наведывался сюда, чтобы развлечься артиллерийской пальбой из небольшой крепости, но Воробьёво так и не стало его парадной резиденцией. Дворец не раз перестраивался и в итоге сгорел в пожаре Отечественной войны с Наполеоном.


Царский дворец XVII века. Иллюстрация с сайта: http://hram-troicy.prihod.ru/


Павильон над резервуаром. 1913 год: https://pastvu.com/p/16179

Собственно водное хранилище на 170 000 кубометров находится под землёй, а над ним размещается павильон с балюстрадой, вокруг разбили сквер для прогулок горожан. 25 сентября 1904 года состоялось освящение Воробьёвского резервуара.


На холме резервуара. 1907-1917 гг.: https://pastvu.com/p/37483


Сейчас это режимный объект, вместо нарядных дам и господ здесь могут прогуливаться лишь сотрудники Мосводоканала. С улицы Косыгина виден каменный павильон, парадная лестница заросла травой и в нынешнем виде напоминает заброшенную древнюю пирамиду какого-нибудь индейского племени.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — Воробьёвы горы. Склон…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Воробьевы горы, город на память, прогулки по Москве, Ленинские горы.

Другие публикации

21.01.2020 в 22:09

«Город на память». 545. Красная площадь. Военные парады


После Октябрьской революции Москва вернула себе столичный статус и право максимально торжественно отмечать государственные праздники.

15.01.2020 в 19:23

«Город на память». 543. Московский автобус. История


При масштабном строительстве новых зданий рельсы служили помехой и куда более мобильный автобус стал вытеснять привязанный к рельсам и контактной сети трамвай.

12.01.2020 в 19:37

«Город на память». 542. Московский трамвай. История


Сначала была конка. А спустя полвека по московским улицам помчался электрический трамвай.

10.01.2020 в 17:58

«Город на память». 541. Тверская застава


Последнее в истории Москвы заградительное сооружение вокруг города было построено к 1742 году - земляной Камер-Коллежский вал служил таможенной границей.

05.01.2020 в 02:41

«Город на память». 538. Триумфальная арка и площадь Маяковского


Хотя площадь на пересечении Тверской улицы и Садового кольца сейчас именуется Триумфальной, о правильности её названия можно поспорить.

30.12.2019 в 02:19

«Город на память». 537. Щербинка. Экспериментальное кольцо


Полигон представлял собой одиночный железнодорожный путь в форме правильной окружности протяжённостью 6 километров, с постоянным радиусом 956 метров и нулевым уклоном.

28.12.2019 в 20:47

«Город на память». 536. Останкино 2019


Фотопроект «Город на память» похож на мозаику, из которой складывается разноцветная картина истории Москвы, и каждый год добавляет к ней новые штрихи.

27.12.2019 в 16:40

«Город на память». 535. Яуза. Берниковская набережная и устье


У подножия Таганского холма построено самое торжественное здание на Яузе - одна из семи сталинских высоток. Возле неё и расположено устье Яузы, впадающей в Москву-реку.

26.12.2019 в 11:45

«Город на память». 534. Яуза. Серебряническая набережная


Набережная получила название по находившейся здесь слободе ремесленников — «серебряников», чеканивших царскую серебряную монету.

18.12.2019 в 12:48

«Город на память». 530. Яуза. Сыромятники


Если бы Генеральный план 1935 года был реализован, Яуза могла стать полноводной и судоходной, но начавшаяся война помешала прокопать так называемый Северный канал.

16.12.2019 в 02:18

«Город на память». 529. Яуза. Завод «Кристалл» и окрестности


На правом берегу Яузы в 1901 году открылся «Московский казенный винный склад № 1», более известный как Московский ликёро-водочный завод и завод «Кристалл».