05.11.2018 16:18

«Город на память». 125. Депо Лихоборы

27 мая 2014 года
Фотопроект «Город на память». 125. Депо Лихоборы

Станция Лихоборы проектировалась как центральная на Московской окружной железной дороге, до наших дней сохранился комплекс служебных построек 1902-1907 годов и жилые здания для сотрудников. Здесь же возвели и единственное на Окружной дороге паровозное депо.

Архитекторы и инженеры использовали веерную планировку депо с поворотным кругом. По ходовому пути локомотив заезжал на поворотный круг, который начинал вращение и останавливался напротив свободного стойла в здании депо. Помимо собственно депо на территории находилась необходимая инфраструктура: механические мастерские, нефтекачка, дом для отдыха локомотивных бригад, стрелки депо управлялись с вышки поста управления стрелками.

Смотрите старые фотографии: Депо. 1907 год: https://pastvu.com/p/45637

Смотрите старые фотографии: Депо. Поворотный круг. 1985-1995 гг.: https://pastvu.com/p/37022

Депо Лихоборы – действующее, обслуживает грузопассажирские тепловозы 2М62 (по прозвищу «Машка») и 2М62У («Умная Машка»). Эти тепловозы строились с 1965 года Луганским тепловозостроительным заводом. К категории ретро вполне можно отнести и маневровый ЧМЭ3 чехословацкого производства (годы выпуска 1963-1991). А поначалу на Окружной дороге эксплуатировались «Овечки» – паровозы Ов, затем более мощные паровозы серии Щ.


В корпусе механических мастерских, пристроенных к основному зданию депо, выполнялся ремонт отдельных узлов паровоза, изготавливались новые детали.

Смотрите старые фотографии: Депо. Мастерские. 1907 год: https://pastvu.com/p/45644


Нефтекачка заправляла паровозы, работающие на жидком топливе. На первом этаже нефтекачки находился насос, подающий топливо в раздаточный бак на втором этаже, а оттуда нефть поступала в тендер паровоза.

Смотрите старые фотографии: Депо. Нефтекачка. 1907 год: https://pastvu.com/p/45642

На территории депо Лихоборы


Возле современного здания депо был установлен памятник – паровоз 9П-178. Это советский маневровый локомотив, такие выпускались в 1935-1957 годах. Лихоборские ветераны-железнодорожники огорчены тем, что этот мемориальный паровоз по непонятным причинам покинул Москву и обнаружился в городе Орёл. В Лихоборах о нем напоминают рельсы в сквере.


Несколько зданий МОЖД находятся за пределами депо. Вот дом начальника участка службы пути, здесь находилась его служебная квартира и рабочая контора.

Смотрите старые фотографии: Дом начальника участка службы пути. 1907-1908 гг.: https://pastvu.com/p/87451

Смотрите старые фотографии: Продовольственный пункт. 1907 год: https://pastvu.com/p/45634

На Пакгаузном шоссе находились продовольственный пункт на 1200 человек для солдат из воинских эшелонов, дом коменданта, казарма. Эти постройки скрыты за заборами ведомственных учреждений и предприятий.


Казарма


Дом коменданта


Не получится рассмотреть поближе водонапорную башню архитектора Струкова (1905 год постройки). На Московской окружной дороге из четырёх таких башен сохранилась ещё одна – на Угрешской. В башне находились накопительные баки для воды, которая через систему водоводов и гидравлических колонок поступала в станционные здания и заливалась в паровозы. По соседству сохранилось перестроенное водоподъемное здание – помещение для насосов, закачивавших воду в баки водонапорной башни.

По соседству с депо Лихоборы можно увидеть ещё немало жилых и промышленных построек более чем столетней давности, не имеющих отношения к железной дороге. Здесь же, на берегу Головинских прудов, находится усадьба Михалково. Но это уже другая история.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – химический факультет МГУ…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, железная дорога, город на память, Лихоборы, МЦК.

Другие публикации