Представьте себе аэропорт, приземлившись в котором, вы встретите лишь офицера таможенной службы – вероятно единственного сотрудника-человека. Основной аэропорт Сингапура Чанги настолько увлекся автоматизацией, что выстроил целый терминал для испытания разнородных автономных ботов.
Множество камер и сенсоров обнаруживают, идентифицируют и отслеживают каждый приближающийся самолет. К приземлившемуся борту автоматически подстраивается телескопический трап: за точность стыковки отвечает лазерная система позиционирования. Багаж пассажиров транспортируют автономные логистические тележки, роботы доставляют на борт упакованную машинами еду и обрабатывают доставленные грузы.
Пассажиры направляются к автономным миграционным турникетам, сканирующим лица и отпечатки пальцев, забирают багаж с привычной “карусели”, и, наконец, встают в очередь на автономное такси. За процессом приглядывают суровые офицеры-таможенники.
Четвертый терминал аэропорта Чанги открылся в октябре 2017 года в рамках пилотной программы по освоению новейшей автоматики – как ожидается, все системы впоследствии будут задействованы в гигантском пятом терминале, способном пропускать до 50 млн пассажиров в год. Открытие запланировано на конец следующего десятилетия.
Основные мировые аэропорты неумолимо расширяются – границы тают, и прием все большого числа пассажиров становится насущной необходимостью. Население Сингапура стареет и не спешит устраиваться на работы, требующие тяжелого физического труда – вероятнее всего, на смену людям, задействованным в секторе услуг, в ближайшие годы придут роботы.
Аэропорт Чанги и связанные с ним компании трудоустраивают порядка 21 тысячи человек и отвечают за 3% ВВП Сингапура.
Компания SATS испытывает телеуправляемую систему, способную забирать багаж и перевозить его от самолета до зоны обработки не более, чем за 10 минут. Кроме того отдельные робокурьеры привозят документы на груз, а также доставляют еду на борт и в залы.
По информации SATS, производительность персонала (добавленная стоимость к расходам на персонал) возросла на 11% за последние 4 года. Между тем в прошлом финансовом году расходы на персонал сократились – впервые с 2008 года. Компания достигла серьезных успехов в автоматизации изготовления продукции для питания на борту, а теперь усилия сосредоточены на обслуживании терминалов, приземлившихся самолетов и работе с багажом пассажиров.
Кухни SATS готовят до 100 тыс. порций еды в день в Сингапуре – и в четыре раза больше в регионе. Процесс готовки все еще далек от полной роботизации, однако внедрение машин, упаковывающих столовые приборы, повысило производительность на 36%, а сборкой продуктового лотка занимается 9 человек вместо 45, как ранее. Кроме того, компания испытывает “умную диспетчерскую башню”, оснащенную, в том числе, инфракрасными камерами, улучшающими видимость в темноте и в плохую погоду.
Производством автономных телескопических мостиков с “лазерным наведением” занимается подразделение ST Engineering Co – вероятно, в ближайшие годы аналогичные устройства оптимизируют навигацию грузовых автомобилей и прочих транспортных систем аэропорта.
Лондон, Токио и ряд других крупных городов также изучают потенциал различных автономных систем для последующего внедрения в аэропортах – речь идет об автономных автобусах для персонала и даже индивидуальных роботах-носильщиках. В аэропорту Роттердам-Гаага, Нидерланды, в ближайшее время запустят систему для автономной обработки багажа.
По словам министра финансов Сингапура, строительство пятого терминала обойдется стране в десятки миллиардов долларов, но эти вложения себя окупят. Автоматизация – не единственное чудо главного аэропорта Сингапура. Ставка делается на качественную инфраструктуру, сад, шоппинг-центр, оформление, обслуживание и аттракционы для детей.
Согласно данным Всемирного экономического форума, уже к 2025 году роботы будут выполнять больше работ, чем люди. Автоматизация всего и вся не ставится под сомнение – роботы готовы следовать любым критериям, учитывать все факторы, работать в любых условиях день и ночь. Сроки их окупаемости известны и предсказуемы, а предиктивный ремонт позволяет существенно снизить затраты. Никакой текучки кадров, никаких периодов адаптации, отпусков или больничных – ставка на роботов – дело верное.
По материалам: bloomberg.com; источник картинки – picasa.com. ++
Рубрика: Личные блоги. Метки: роботы, робототехника, роботизация.