08.11.2018 16:08

«Город на память». 131. Политехнический музей

9 июля 2014 года
Фотопроект «Город на память». 131. Политехнический музей

Политехнический музей — крупнейший технический музей России, в его фондах хранится свыше 190 000 музейных предметов, около 150 музейных коллекций по различным областям техники и научных знаний. Экспозиции музея рассказывают об истории техники и её творцах, поясняют принципы действия различных технических устройств. В комплекс Политехнического музея входит Политехническая библиотека (более 3 000 000 книг и печатных изданий).

Девиз Политехнического музея:
Мы верим, что миром движут любопытство и созидание.
Мы открываем людям прошлое, настоящее и будущее науки.
Мы создаем территорию просвещения, свободной мысли и смелого эксперимента.

Музей был создан на основе фондов Политехнической выставки 1872 года по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при активном участии его членов, профессоров Московского университета Г.Щуровского, А.Богданова и других. Кстати, впервые такую затею реализовали англичане, когда после Всемирной лондонской выставки 1851 года был основан Кенсингтонский музей. Московская городская Дума выделила на строительство 500 000 рублей и передала земельный участок в Лубянском проезде. Пока экспонаты демонстрировались во временном здании на Пречистенке.

Смотрите старые фотографии: Политехнический музей. 1884 год: https://pastvu.com/p/2335

К 1877 году по проекту архитектора И.Монигетти была построена центральная часть здания музея, спустя шесть лет появилось южное крыло (архитекторы Н.Шохин, А.Вебер, И.Машков), и лишь к 1907 году был сдан северный корпус (Г.Макаев, В.Ерамишанцев, В.Воейков). В результате тридцатилетнего долгостроя появилось одно из красивейших зданий центра Москвы.

Смотрите старые фотографии: Политехнический музей. 1958 год: https://pastvu.com/p/83375

Экспонаты Политехнического музея

Смотрите старые фотографии: Единственный сохранившийся экземпляр «Руссо-Балт». 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/104465 Автомобиль К12/20 с шасси № 73 был изготовлен в 1911 году по заказу воздухоплавательной школы в Твери. После революции машина попала в частные руки и эксплуатировалась до 1939 года, пока двигатель и покрышки не пришли в негодность. Простояв четверть века в дровяном сарае, Руссо-Балт в 1966 году оказался сначала на киностудии имени Горького, откуда был выкуплен Политехническим музеем. В 1967 году автомобиль прошёл реставрацию в НАМИ и пришел своим ходом в музей.

Увы, музейная коллекция на длительный срок недоступна взорам горожан – с января 2013 года по 2018 год Политех закрыт на реконструкцию здания. «Экспозиция в историческом здании Политехнического музея долгие годы была местом притяжения всех любителей науки и техники в стране, но со временем она перестала соответствовать ожиданиям посетителей. Сейчас экспозиция находится в процессе обновления. После открытия она будет включать в себя три тематические галереи: «Энергия», «Информация», «Материя»,- сообщает официальный сайт музея http://polymus.ru/ Посмотреть фрагменты экспозиции старого музея можно на страничке: http://polymus.ru/ru/museum/fonds/panoramic/

Смотрите старые фотографии: В начале века часть здания занимали арендаторы. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/4930

До войны здесь были и жилые квартиры. В июне 2014 года во время реконструкции строители обнаружили замурованную комнату с домашней утварью 1930-х годов.

Большая аудитория Политеха открылась в 1907 году для публичной демонстрации научных опытов, чтения лекций, проведения диспутов, литературных вечеров, конференций. Здесь выступали Нильс Бор, И.Мечников, К.Тимирязев, А.Блок, В.Маяковский, Е.Евтушенко, Б.Окуджава и многие другие выдающиеся деятели науки и культуры.

Смотрите старые фотографии: Политехнический музей. Вход в Большую аудиторию. 1925 год: https://pastvu.com/p/10214


В наши дни здесь выступали не менее известные персонажи, например, кинорежиссер Никита Михалков или лидер ска-панк-группы «Ленинград» Сергей Шнуров.


Собравшиеся лелеяли надежду, что Шнур не только станет отвечать на вопросы, но и исполнит что-нибудь из своего репертуара. Музыкант поначалу не исключил такой возможности, но, видимо, заметив в зале несовершеннолетних и пенсионеров, не стал шокировать аудиторию, сославшись на отсутствие гитары.

Сергей Шнуров: «Я обычно на людях не появляюсь трезвым, поэтому у меня сегодня необычные ощущения, сердце колотится. В жизни много настоящего. Самое настоящее, то, что проводит границу между жизнью и смертью, это похмелье. Ты ощущаешь, что свет меркнет в твоих глазах и лучше вообще не просыпаться. Любовь очень сильное чувство, пожалуй, сильнее похмелья. Бороться с этим никак невозможно.

Для русского человека политика – как похмелье. В 1917 году погуляли чуть-чуть, а похмелье до сих пор. Когда человек выходит на сцену политического театра, всегда присутствует камуфляж, скрывающий истинные цели. То, что я вижу, напоминает спектакль, не имеющий отношения к реальной жизни. Всё равно как в детском утреннике мальчик принимает симуляцию за реальную жизнь, выбегает на сцену, чтобы спасти зайку, и срывает представление. Я никому не отказываю в искренности, но у этого театра существуют свои законы. И я тоже задействован в этом движении, хотя мне больше хотелось бы сочинять свои матерные частушки на радость себе и следующим поколениям. У каждого своя мера ответственности. Наедине с бутылкой водки я задаю себе вопрос, так ли я живу и правильно ли делаю?

Я не понимаю, как я здесь состарюсь, но понимаю, что будет хуже и хуже. Вспомню, сколько я отложил в пенсионный фонд и понимаю, что будет смешно. Мы ходим в заколдованном кругу, видим язвы, диагноз чётко ставим, но что с этим делать? Мне жаль стариков и детей. Это ужас невозможности пути, я не вижу выхода. В 1991 году рвали прутья клетки, но никуда не выбежали, остались ровно там же. Психология советского человека никуда не делась, клетка внутри человека. Свобода сейчас – это свобода чтения книг, даже Ходорковского можно читать. Но если я спою «Братцы, читайте книжки», вся страна не бросится читать».


А вот Анатолий Вассерман на заседании Пиратской партии в книжном магазине «Циолковский», который находился в 7 подъезде Политехнического музея. Речь шла об авторских правах.

Анатолий Вассерман: «Концепция интеллектуальной собственности в её нынешнем виде представляет собой преступление против человечества. Человек отличается от прочих животных способностью учиться не только на собственном опыте и наблюдениях, но и на рассказах об опыте других людей. Понятно, что общество должно вознаграждать творца, чтобы он мог продолжать свою творческую деятельность. В советское время была такая формулировка «взять на полное государственное обеспечение». Человек, доказавший, что его творчество приносит обществу несомненную пользу, получал от государства жизнеобеспечение такого уровня, что мог творить, не опасаясь материальных проблем. Другое дело, что кому много дано – с того много спросится. Современные информационные технологии дают новые возможности. Насколько я знаю, авторы получают одну десятую часть от чистой прибыли, остальное уходит перекупщикам. Интернет справляется со многими задачами не хуже самых крутых издателей. Если бы Джоан Роулинг не пошла бы в издательство, а выложила свою рукопись в интернет, её прочитало бы больше народа. Сумма оплаты за скачивание была бы сопоставима с той суммой, которую автор имеет сейчас в классической издательской технологии. А для востребованного автора сумма обернётся куда большей, чем от издательских щедрот и при этом будет не обременительной для читателей».

Музей сейчас работает на партнерских площадках: на территории «Технополиса «Москва» (бывший завод АЗЛК), на ВДНХ и в Культурном центре ЗИЛ. В будущем планируется открытие музейно-просветительского центра Политехнического музея в МГУ имени М.В.Ломоносова.

В апреле 2014 года в павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ открылась экспозиция «Россия делает сама», в которой представлены разработки советских учёных и конструкторов.


Робот Сепулька (1962 год). Создан конструктором М.Александровым и художником М.Гороховым на опытно-экспериментальной фабрике Всесоюзного общества «Знание». Движение робота и голосовая магнитофонная запись включались по радио на расстоянии не свыше 20 метров.


Макет атомной бомбы РДС-1 (1949 год)


«Наш любимый лунный трактор». «Луноход-1» (1970 год)


Телевизионный приёмник «Ленинград» (1948 год)


Телевизионная камера

Основные вехи истории Политехнического музея:

1870 – по повелению Императора Александра учрежден Музей Прикладных Знаний (Политехнический музей)

1872 – проведение в Москве Политехнической выставки, посвященной 200-летию со дня рождения Петра I, открытие Музея Прикладных знаний на Пречистенке

1877 – размещение музейной коллекции в новом здании на Лубянке

1907 – открытие в левом крыле здания Большой аудитории

Смотрите старые фотографии: Новое здание Политехнического музея. 1907 год: https://pastvu.com/p/2334

1922-1924 – национализация музея, открытие новых лабораторий. Музей становится научной и практической базой основ земледелия и индустриализации.

1934-1934 – Всесоюзная выставка «Наши достижения» как демонстрация побед социалистической индустрии за годы первой сталинской пятилетки. Музей одним из ведущих учреждений в системе технической пропаганды и политехнического образования.

Смотрите старые фотографии: Политехнический музей. 1937-1947 гг.: https://pastvu.com/p/10219

1941-1943 – музей закрыт для посетителей, наиболее ценные коллекции подготовлены для эвакуации в Кустанай. Во время немецкого авианалёта серьёзно повреждены некоторые помещения. Для помощи фронту организованы курсы по подготовке радистов, телефонистов и телеграфистов, проводятся передвижные выставки.

1950-е годы – открытие новых тематических выставок, свыше 20 тысяч экспонатов отражают достижения советской промышленности. Музей показывает образцы новой техники, новые технологические процессы, пропагандирует опыт крупных промышленных предприятий и новаторов производства.

Смотрите старые фотографии: Праздничное оформление фасада. 1967 год: https://pastvu.com/p/26177

1960-1970-е годы – Политех идет в ногу со временем, пополняются новые разделы – космонавтики, атомной энергетики, телемеханики и вычислительной техники, химии полимеров. К столетнему юбилею Политехнический музей награжден орденом Трудового Красного Знамени. В работе музея преобладают задачи и мероприятия идеологической направленности.

1988 – Политехнический музей получает статус головного музея истории науки и техники СССР и становится координатором работы музеев технического профиля, независимо от их ведомственной подчиненности, в области поиска, хранения и изучения памятников науки и техники.

2010-2011 – создание новой концепции музея, которая предполагает внедрить современные музейные технологии, разработать просветительские программы, рассчитанные на разные категории посетителей, создать необходимые условия для пополнения и хранения коллекций музея и научно-исследовательской работы с ними.

В конкурсе на разработку концепции победила британская компания Event Communications. Политех отказывается от деления экспозиции по отраслевому принципу, новая структура базируется на фундаментальных категориях материи, энергии и информации, с помощью которых можно описать любое проявление внешнего мира. Музей будет состоять из трех галерей: Материя, Энергия, Информация.

В конкурсе на лучшее архитектурное решение была выбрана концепция японского архитектора Дзюньи Исигами, созданная в партнерстве с известной международной компанией ARUP. Предполагается бережное отношение к историческим фасадам здания, а вот внутри грядут большие перемены. Также предлагается перекрытие внутренних дворов музея при помощи инновационных конструкций с использованием мембраны ETFE.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – усадьба Михалково…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Политехнический музей, город на память, прогулки по Москве.

Другие публикации