10.11.2018 22:04

«Город на память». 136. Аэроклуб имени Чкалова

24 июля 2014 года
Фотопроект «Город на память». 136. Аэроклуб имени Чкалова

На Волоколамском шоссе в 1931-1934 годах было построено здание аэроклуба (инженер В.Светличный), сохранившееся до наших дней. Если смотреть с высоты, его силуэт напоминает то ли расправившую крылья птицу, то ли аэроплан. За годы своего существования клуб подготовил десятки тысяч авиаторов, планеристов, парашютистов.


В этом здании не раз бывали самые знаменитые советские летчики, а руководители Советского государства с балкона наблюдали тушинские авиапарады.

Добраться до аэроклуба можно на метро. Станция «Тушинская», открывшаяся 30 декабря 1975 года, встречает пассажиров четырьмя панно на тему истории советской авиации.

Пока метро не было построено, горожане добирались из центра по Волоколамке. Немалый ажиотаж вызывали авиационные праздники, собиравшие десятки тысяч зрителей, которые направлялись к аэрополю через тоннель под каналом имени Москвы. Через канал на время перебрасывались понтонные мосты, чтобы все желающие могли попасть на праздник, при этом не передавив друг друга.

Смотрите старое фото: Тоннель под каналом. 1937-1943 гг.: https://pastvu.com/p/7383

Смотрите старое фото: Тоннель под каналом. 1940-е годы: https://pastvu.com/p/82246

На въезде в тоннель, у центральной опоры, были установлены скульптуры авиатора с одной стороны, а с другой – парашютистка. 6 ноября 1944 года открылось трамвайное движение от Сокола в Тушино.

Изначально аэроклуб назвали именем комсомольского вожака Александра Косарева. Тогда присвоение имён здравствующих людей кораблям, самолетам, заводам и даже городам было обычной практикой. Но зачастую оказывалось, что эти люди вовсе не достойные граждане Страны Советов, а враги народа. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Косарев «проявил нетерпимую политическую беспечность и проглядел особые методы подрывной работы врагов народа», был арестован и вскоре расстрелян. Времена были сколь романтические, столь и кровожадные.

28 декабря 1938 года постановлением Совнаркома СССР тушинскому аэроклубу присвоено имя Валерия Павловича Чкалова, всего через несколько дней после гибели этого выдающегося лётчика. Говорят, что ещё в пятнадцатилетнем возрасте Чкалов впервые увидел самолет и решил стать авиатором. Он добился направления в авиационную школу и стал лётчиком-истребителем. Но воинская дисциплина не сочеталась с лихим характером Чкалова, который за неоправданный риск не раз отстранялся от полетов и даже был осужден военным трибуналом. Он нашел своё призвание как лётчик-испытатель, осваивая новейшие разработки истребителей и тяжёлых бомбардировщиков. Валерий Чкалов стал всенародно известен после рекордных беспосадочных перелётов Москва – Петропавловск-Камчатский и Москва – Ванкувер через Северный полюс. Герой Советского Союза погиб в окрестностях Ходынского поля на испытаниях недоработанного истребителя И-180.

Смотрите старое фото: Аэроклуб имени Чкалова. 1937 год: https://pastvu.com/p/62957

В годы Великой Отечественной войны самолеты, базирующиеся на Тушинском аэродроме, защищали небо над столицей от фашистов. Только в военное время аэроклуб подготовил 2000 парашютистов, 350 лётчиков, 350 планеристов. В мирные годы спортсмены, воспитанники клуба, установили тысячи национальных и мировых рекордов.

В 2000-е годы городские власти сделали выбор в пользу высотной жилой застройки в Щукино и Тушино, что делало невозможным безопасную эксплуатацию Тушинского аэродрома. Сегодня авиационная деятельность аэроклуба сосредоточена в филиале – Авиационном центре «Борки» (Тверская Область), на аэродроме которого по-прежнему идет подготовка спортсменов – летчиков, парашютистов, авиамоделистов.

Адрес клуба:
ФГУП «НАК России имени Чкалова»
Москва, Волоколамское шоссе, дом 88, стр.1
Официальный сайт: http://www.aero-club.ru/

Правительственная трибуна сохранилась до сих пор, хотя выглядит не так торжественно, как в былые годы.

Смотрите старое фото: С балкона аэроклуба руководители партии и правительства наблюдали за авиационными парадами. 1948 год: https://pastvu.com/p/78986

В аэроклубе есть небольшой музей, где выставлены многочисленные кубки и награды спортсменов, портреты авиаторов-рекордсменов. Интерьеры здания обновились, о советском прошлом напоминают фрески на стенах фойе, люстры и бра в кабинете.


Вид со стороны бывшего аэродрома

В 1930-е годы по соседству было построено ещё одно административное здание – Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) и жилые дома городка лётчиков.

По инициативе ОСОАВИАХИМа в 1931 году был введён Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), учрежден нагрудный знак «Ворошиловский стрелок», создавалась сеть парашютных и планерных клубов.

Ещё до начала войны в Москве были созданы 1100 постов противовоздушной обороны, а в 1941 году, исполняя Постановление Государственного Комитета Обороны «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», во всех районах развернуты учебно-стрелковые центры для подготовки снайперов, пулемётчиков, истребителей танков, открыты военно-морская и кавалерийская школы, клуб служебного собаководства, школа связистов, автомотоклуб.

Преемником ОСОАВИАХИМа стало созданное в 1951 году всесоюзное Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Задачи новой организации остались практически те же: обучение авиационному и парашютному спорту, радиоспорту, вождению автотранспорта, стрельбе из огнестрельного и пневматического оружия, проведение патриотической работы среди молодёжи. ДОСААФ существует до сих пор (в 1991 году на всеобщей волне переименований он превратился в Российскую оборонную спортивно-техническую организацию (РОСТО), но в 2009 году прежнее название вернулось).

Слой атмосферы, располагающийся на высоте от 11 до 50 километров, называют стратосферой. О полетах в космическое пространство в 1930-е годы только мечтали, но покорение стратосферы уже начали. Это были чрезвычайно опасные испытания, за всю историю в мире стратонавтами стали всего 40 человек, из них многие погибли. В 1933 году в Советском Союзе был произведен успешный полет аэростата «СССР-1», который достиг высоты 19 000 километров, и готовился новый проект – «Осоавиахим-1». Оснащенный лучшим на то время оборудованием стратосферный аэростат 30 января 1934 года поднялся на рекордные 22 километра, но снижение происходило слишком быстро, гондола с экипажем оторвалась от баллона, герои-стратонавты Павел Федосеенко, Андрей Васенко и Илья Усыскин погибли.

В сквере возле административных зданий ДОСААФ установлена учебная техника разных времен: учебно-тренировочный самолет Л-29, многоцелевой вертолёт Ми-2, бортовой грузовик ЗиЛ и плавающий танк ПТ-76.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Тушинский аэродром…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, музей, Тушино, город на память, прогулки по Москве, Аэроклуб имени Чкалова, история авиации, ДОСААФ.

Другие публикации