10.11.2018 22:04

«Город на память». 136. Аэроклуб имени Чкалова

24 июля 2014 года
Фотопроект «Город на память». 136. Аэроклуб имени Чкалова

На Волоколамском шоссе в 1931-1934 годах было построено здание аэроклуба (инженер В.Светличный), сохранившееся до наших дней. Если смотреть с высоты, его силуэт напоминает то ли расправившую крылья птицу, то ли аэроплан. За годы своего существования клуб подготовил десятки тысяч авиаторов, планеристов, парашютистов.


В этом здании не раз бывали самые знаменитые советские летчики, а руководители Советского государства с балкона наблюдали тушинские авиапарады.

Добраться до аэроклуба можно на метро. Станция «Тушинская», открывшаяся 30 декабря 1975 года, встречает пассажиров четырьмя панно на тему истории советской авиации.


Тоннель под каналом. 1937-1943 гг.: https://pastvu.com/p/7383

Пока метро не было построено, горожане добирались из центра по Волоколамке. Немалый ажиотаж вызывали авиационные праздники, собиравшие десятки тысяч зрителей, которые направлялись к аэрополю через тоннель под каналом имени Москвы. Через канал на время перебрасывались понтонные мосты, чтобы все желающие могли попасть на праздник, при этом не передавив друг друга.

На въезде в тоннель, у центральной опоры, были установлены скульптуры авиатора с одной стороны, а с другой — парашютистка. 6 ноября 1944 года открылось трамвайное движение от Сокола в Тушино.


Тоннель под каналом. 1940-е годы: https://pastvu.com/p/82246


Аэроклуб имени Чкалова. 1937 год: https://pastvu.com/p/62957

Изначально аэроклуб назвали именем комсомольского вожака Александра Косарева. Тогда присвоение имён здравствующих людей кораблям, самолетам, заводам и даже городам было обычной практикой. Но зачастую оказывалось, что эти люди вовсе не достойные граждане Страны Советов, а враги народа. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Косарев «проявил нетерпимую политическую беспечность и проглядел особые методы подрывной работы врагов народа», был арестован и вскоре расстрелян. Времена были сколь романтические, столь и кровожадные.

28 декабря 1938 года постановлением Совнаркома СССР тушинскому аэроклубу присвоено имя Валерия Павловича Чкалова, всего через несколько дней после гибели этого выдающегося лётчика. Говорят, что ещё в пятнадцатилетнем возрасте Чкалов впервые увидел самолет и решил стать авиатором. Он добился направления в авиационную школу и стал лётчиком-истребителем. Но воинская дисциплина не сочеталась с лихим характером Чкалова, который за неоправданный риск не раз отстранялся от полетов и даже был осужден военным трибуналом. Он нашел своё призвание как лётчик-испытатель, осваивая новейшие разработки истребителей и тяжёлых бомбардировщиков. Валерий Чкалов стал всенародно известен после рекордных беспосадочных перелётов Москва — Петропавловск-Камчатский и Москва — Ванкувер через Северный полюс. Герой Советского Союза погиб в окрестностях Ходынского поля на испытаниях недоработанного истребителя И-180.

В годы Великой Отечественной войны самолеты, базирующиеся на Тушинском аэродроме, защищали небо над столицей от фашистов. Только в военное время аэроклуб подготовил 2000 парашютистов, 350 лётчиков, 350 планеристов. В мирные годы спортсмены, воспитанники клуба, установили тысячи национальных и мировых рекордов.

В 2000-е годы городские власти сделали выбор в пользу высотной жилой застройки в Щукино и Тушино, что делало невозможным безопасную эксплуатацию Тушинского аэродрома. Сегодня авиационная деятельность аэроклуба сосредоточена в филиале – Авиационном центре «Борки» (Тверская Область), на аэродроме которого по-прежнему идет подготовка спортсменов – летчиков, парашютистов, авиамоделистов.

Адрес клуба:
ФГУП «НАК России имени Чкалова»
Москва, Волоколамское шоссе, дом 88, стр.1
Официальный сайт: http://www.aero-club.ru/


С балкона аэроклуба руководители партии и правительства наблюдали за авиационными парадами. 1948 год: https://pastvu.com/p/78986 Эта правительственная трибуна сохранилась до сих пор, хотя выглядит не так торжественно, как в былые годы.

В аэроклубе есть небольшой музей, где выставлены многочисленные кубки и награды спортсменов, портреты авиаторов-рекордсменов. Интерьеры здания обновились, о советском прошлом напоминают фрески на стенах фойе, люстры и бра в кабинете.


Вид со стороны бывшего аэродрома

В 1930-е годы по соседству было построено ещё одно административное здание — Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) и жилые дома городка лётчиков.

По инициативе ОСОАВИАХИМа в 1931 году был введён Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), учрежден нагрудный знак «Ворошиловский стрелок», создавалась сеть парашютных и планерных клубов.

Ещё до начала войны в Москве были созданы 1100 постов противовоздушной обороны, а в 1941 году, исполняя Постановление Государственного Комитета Обороны «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», во всех районах развернуты учебно-стрелковые центры для подготовки снайперов, пулемётчиков, истребителей танков, открыты военно-морская и кавалерийская школы, клуб служебного собаководства, школа связистов, автомотоклуб.

Преемником ОСОАВИАХИМа стало созданное в 1951 году всесоюзное Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Задачи новой организации остались практически те же: обучение авиационному и парашютному спорту, радиоспорту, вождению автотранспорта, стрельбе из огнестрельного и пневматического оружия, проведение патриотической работы среди молодёжи. ДОСААФ существует до сих пор (в 1991 году на всеобщей волне переименований он превратился в Российскую оборонную спортивно-техническую организацию (РОСТО), но в 2009 году прежнее название вернулось).

Слой атмосферы, располагающийся на высоте от 11 до 50 километров, называют стратосферой. О полетах в космическое пространство в 1930-е годы только мечтали, но покорение стратосферы уже начали. Это были чрезвычайно опасные испытания, за всю историю в мире стратонавтами стали всего 40 человек, из них многие погибли. В 1933 году в Советском Союзе был произведен успешный полет аэростата «СССР-1», который достиг высоты 19 000 километров, и готовился новый проект — «Осоавиахим-1». Оснащенный лучшим на то время оборудованием стратосферный аэростат 30 января 1934 года поднялся на рекордные 22 километра, но снижение происходило слишком быстро, гондола с экипажем оторвалась от баллона, герои-стратонавты Павел Федосеенко, Андрей Васенко и Илья Усыскин погибли.

В сквере возле административных зданий ДОСААФ установлена учебная техника разных времен: учебно-тренировочный самолет Л-29, многоцелевой вертолёт Ми-2, бортовой грузовик ЗиЛ и плавающий танк ПТ-76.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — Тушинский аэродром…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, музей, Тушино, город на память, прогулки по Москве, Аэроклуб имени Чкалова, история авиации, ДОСААФ.

Комментарии


Другие публикации

18.01.2019 в 14:43

«Город на память». 428. Тверская улица и кинотеатр «Россия»


В 1961 году на бывших землях Страстного монастыря был построен крупнейший в столице кинотеатр «Россия».

18.01.2019 в 10:53

Офелия здесь больше не живёт


Пьеса-сон «Ophelia is calling» в пустом театре, находящемся на грани между «заброшено» и «на ремонте». Сон на грани пробуждения.

18.01.2019 в 03:33

«Город на память». 427. Тверская улица и Пушкинская площадь


Бронзовый Пушкин работы Александра Опекушина стал одним из символов Москвы, но привычное нам место на Пушкинской площади скульптура заняла не сразу.

16.01.2019 в 12:30

«Город на память». 426. Тверская улица, Страстной монастырь, «Известия»


Складывавшийся веками архитектурный ансамбль Страстного монастыря был разрушен при советской власти, чуть раньше на площади выросло здание газеты «Известия».

15.01.2019 в 12:18

Новогодняя Москва


Каждый год с середины декабря улицы и площади Москвы преображаются к наступающему Новому году и Рождеству. Этот год не стал исключением:

15.01.2019 в 00:59

«Город на память». 425. Тверская улица и квартира Солженицына


Квартиры в престижных сталинках на улице Горького получали граждане непростые, на фасадах зданий можно увидеть десятки мемориальных досок в память об известных людях.

14.01.2019 в 14:55

«Город на память». 424. Тверская улица и Юрий Долгорукий


Площадь обрела современный вид в 1954 году, когда на высоком постаменте воцарился князь Юрий Долгорукий, а до революции здесь стоял памятник генералу Михаилу Скобелеву.

14.01.2019 в 02:18

«Город на память». 423. Тверская улица и Телеграф


К власти пришли большевики со своими планами застройки главной московской улицы и на пустыре выросла громадина Центрального телеграфа.

13.01.2019 в 17:03

«Город на память». 422. Тверская улица театральная


Главная московская улица не могла обойтись без храмов Мельпомены, в самом начале Тверской находятся два театра - Театр имени Ермоловой и МХТ имени Чехова.

13.01.2019 в 15:51

«Город на память». 421. Тверская улица (улица Горького)


Известная с XII века дорога на Тверь со временем превратилась в главную улицу Москвы.

09.01.2019 в 15:30

Паломническая экскурсия «Москва Ивана Калиты»


Паломническая экскурсия на мотоциклах. Почему бы и нет?

01.01.2019 в 04:08

«Город на память». 420. Ходынский бульвар


Ходынский бульвар двухкилометровой дугой огибает территорию бывшего Центрального аэродрома имени Фрунзе.

30.12.2018 в 18:22

«Город на память». 419. Чемпионат мира по футболу-2018


Главным событием 2018 года стало проведение в России Чемпионата мира по футболу ФИФА.

29.12.2018 в 02:25

Москва до сих пор загадка?


Фотопроект «Город на память» покажет, как меняется Москва

28.12.2018 в 18:44

«Город на память». 418. Ваганьковское кладбище


Официальная дата основания Ваганьковского кладбища - 1771 год, когда в городе свирепствовала чума и для погребения умерших были выделены участки за пределами города.

28.12.2018 в 18:00

«Город на память». 417. Улица Красная Пресня


К причинам восстания рабочих в 1905 году историки относят промышленный спад в России, неурожай, бедность значительной части населения, отсутствие гражданских свобод.