10.11.2018 22:04

«Город на память». 136. Аэроклуб имени Чкалова

24 июля 2014 года
Фотопроект «Город на память». 136. Аэроклуб имени Чкалова

На Волоколамском шоссе в 1931-1934 годах было построено здание аэроклуба (инженер В.Светличный), сохранившееся до наших дней. Если смотреть с высоты, его силуэт напоминает то ли расправившую крылья птицу, то ли аэроплан. За годы своего существования клуб подготовил десятки тысяч авиаторов, планеристов, парашютистов.


В этом здании не раз бывали самые знаменитые советские летчики, а руководители Советского государства с балкона наблюдали тушинские авиапарады.

Добраться до аэроклуба можно на метро. Станция «Тушинская», открывшаяся 30 декабря 1975 года, встречает пассажиров четырьмя панно на тему истории советской авиации.


Тоннель под каналом. 1937-1943 гг.: https://pastvu.com/p/7383

Пока метро не было построено, горожане добирались из центра по Волоколамке. Немалый ажиотаж вызывали авиационные праздники, собиравшие десятки тысяч зрителей, которые направлялись к аэрополю через тоннель под каналом имени Москвы. Через канал на время перебрасывались понтонные мосты, чтобы все желающие могли попасть на праздник, при этом не передавив друг друга.

На въезде в тоннель, у центральной опоры, были установлены скульптуры авиатора с одной стороны, а с другой — парашютистка. 6 ноября 1944 года открылось трамвайное движение от Сокола в Тушино.


Тоннель под каналом. 1940-е годы: https://pastvu.com/p/82246


Аэроклуб имени Чкалова. 1937 год: https://pastvu.com/p/62957

Изначально аэроклуб назвали именем комсомольского вожака Александра Косарева. Тогда присвоение имён здравствующих людей кораблям, самолетам, заводам и даже городам было обычной практикой. Но зачастую оказывалось, что эти люди вовсе не достойные граждане Страны Советов, а враги народа. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Косарев «проявил нетерпимую политическую беспечность и проглядел особые методы подрывной работы врагов народа», был арестован и вскоре расстрелян. Времена были сколь романтические, столь и кровожадные.

28 декабря 1938 года постановлением Совнаркома СССР тушинскому аэроклубу присвоено имя Валерия Павловича Чкалова, всего через несколько дней после гибели этого выдающегося лётчика. Говорят, что ещё в пятнадцатилетнем возрасте Чкалов впервые увидел самолет и решил стать авиатором. Он добился направления в авиационную школу и стал лётчиком-истребителем. Но воинская дисциплина не сочеталась с лихим характером Чкалова, который за неоправданный риск не раз отстранялся от полетов и даже был осужден военным трибуналом. Он нашел своё призвание как лётчик-испытатель, осваивая новейшие разработки истребителей и тяжёлых бомбардировщиков. Валерий Чкалов стал всенародно известен после рекордных беспосадочных перелётов Москва — Петропавловск-Камчатский и Москва — Ванкувер через Северный полюс. Герой Советского Союза погиб в окрестностях Ходынского поля на испытаниях недоработанного истребителя И-180.

В годы Великой Отечественной войны самолеты, базирующиеся на Тушинском аэродроме, защищали небо над столицей от фашистов. Только в военное время аэроклуб подготовил 2000 парашютистов, 350 лётчиков, 350 планеристов. В мирные годы спортсмены, воспитанники клуба, установили тысячи национальных и мировых рекордов.

В 2000-е годы городские власти сделали выбор в пользу высотной жилой застройки в Щукино и Тушино, что делало невозможным безопасную эксплуатацию Тушинского аэродрома. Сегодня авиационная деятельность аэроклуба сосредоточена в филиале – Авиационном центре «Борки» (Тверская Область), на аэродроме которого по-прежнему идет подготовка спортсменов – летчиков, парашютистов, авиамоделистов.

Адрес клуба:
ФГУП «НАК России имени Чкалова»
Москва, Волоколамское шоссе, дом 88, стр.1
Официальный сайт: http://www.aero-club.ru/


С балкона аэроклуба руководители партии и правительства наблюдали за авиационными парадами. 1948 год: https://pastvu.com/p/78986 Эта правительственная трибуна сохранилась до сих пор, хотя выглядит не так торжественно, как в былые годы.

В аэроклубе есть небольшой музей, где выставлены многочисленные кубки и награды спортсменов, портреты авиаторов-рекордсменов. Интерьеры здания обновились, о советском прошлом напоминают фрески на стенах фойе, люстры и бра в кабинете.


Вид со стороны бывшего аэродрома

В 1930-е годы по соседству было построено ещё одно административное здание — Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) и жилые дома городка лётчиков.

По инициативе ОСОАВИАХИМа в 1931 году был введён Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), учрежден нагрудный знак «Ворошиловский стрелок», создавалась сеть парашютных и планерных клубов.

Ещё до начала войны в Москве были созданы 1100 постов противовоздушной обороны, а в 1941 году, исполняя Постановление Государственного Комитета Обороны «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», во всех районах развернуты учебно-стрелковые центры для подготовки снайперов, пулемётчиков, истребителей танков, открыты военно-морская и кавалерийская школы, клуб служебного собаководства, школа связистов, автомотоклуб.

Преемником ОСОАВИАХИМа стало созданное в 1951 году всесоюзное Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Задачи новой организации остались практически те же: обучение авиационному и парашютному спорту, радиоспорту, вождению автотранспорта, стрельбе из огнестрельного и пневматического оружия, проведение патриотической работы среди молодёжи. ДОСААФ существует до сих пор (в 1991 году на всеобщей волне переименований он превратился в Российскую оборонную спортивно-техническую организацию (РОСТО), но в 2009 году прежнее название вернулось).

Слой атмосферы, располагающийся на высоте от 11 до 50 километров, называют стратосферой. О полетах в космическое пространство в 1930-е годы только мечтали, но покорение стратосферы уже начали. Это были чрезвычайно опасные испытания, за всю историю в мире стратонавтами стали всего 40 человек, из них многие погибли. В 1933 году в Советском Союзе был произведен успешный полет аэростата «СССР-1», который достиг высоты 19 000 километров, и готовился новый проект — «Осоавиахим-1». Оснащенный лучшим на то время оборудованием стратосферный аэростат 30 января 1934 года поднялся на рекордные 22 километра, но снижение происходило слишком быстро, гондола с экипажем оторвалась от баллона, герои-стратонавты Павел Федосеенко, Андрей Васенко и Илья Усыскин погибли.

В сквере возле административных зданий ДОСААФ установлена учебная техника разных времен: учебно-тренировочный самолет Л-29, многоцелевой вертолёт Ми-2, бортовой грузовик ЗиЛ и плавающий танк ПТ-76.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — Тушинский аэродром…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, музей, Тушино, город на память, прогулки по Москве, Аэроклуб имени Чкалова, история авиации, ДОСААФ.

Другие публикации

19.10.2019 в 21:55

«Город на память». 507. Крымский Вал, 10. Третьяковка минус ЦДХ


В 1956 году было принято решение о строительстве Выставочного зала Союза художников СССР на месте стадиона в Бабьем городке.

18.10.2019 в 20:13

«Город на память». 506. Бабий городок и парк «Музеон»


Бабий городок - не самое известное место в столице, хотя находился он практически в центре Москвы - между Крымской набережной и Большой Якиманкой.

11.10.2019 в 21:25

«Город на память». 505. Лаврушинский переулок и Третьяковская галерея


На четырёхстах метрах Лаврушинского переулка уместились почти все этапы эволюции московской архитектуры - от белокаменных палат XVII века до жилого комплекса 2007 года.

02.10.2019 в 08:34

«Город на память». 504. Кожевники. Дербеневская улица


Урочище Дербеневка известно с XIV века, когда слово «дербина» означало пашню, заросшую лесом и кустарником.

01.10.2019 в 00:43

«Город на память». 503. Кожевники. Мануфактура Цинделя


Текстильная мануфактура «Эмиль Циндель» (Первая ситценабивная фабрика) была основана в XIX веке и вскоре стала крупнейшим промышленным предприятием в Кожевниках.

24.09.2019 в 10:18

«Город на память». 502. Кожевники индустриальные


Кожевники от железной дороги до набережной Москвы-реки представляли собой обширную промышленную зону.

18.09.2019 в 19:37

Международный фестиваль циркового искусства


Завершился 18-й Международный фестиваль циркового искусства, который с 5 по 8 сентября проходил в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре.

15.09.2019 в 14:40

«Город на память». 501. Парк «Зарядье»


История Зарядья началась в XII веке, когда на берегу Москвы-реки стали селиться ремесленники и купцы.

08.09.2019 в 19:39

«Город на память». 500. Капотня


Многовековой крестьянский уклад резко изменился лишь при советской власти, когда в 1938 году был введён в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод.

22.08.2019 в 12:47

«Город на память». 497. Кунцево. 67-й и 69-й кварталы


Южнее железной дороги располагался посёлок Большая Сетунь, в 1925 году вошедший в состав города Кунцево и ещё до войны застроенный капитальными зданиями.

18.08.2019 в 17:29

«Город на память». 496. Кунцево. Рабочий посёлок


Кунцевские рабочие микрорайоны небогаты «архитектурными излишествами», тем не менее представляют собой примеры гармоничной застройки с уютными дворами и фонтанами.

15.08.2019 в 21:26

Удачная посадка


Аварийная посадка самолета в поле из-за столкновения со стаей птиц.

15.08.2019 в 10:33

«Город на память». 495. Из села Кунцово в Страну Лимонию


На современном гербе района Кунцево изображена куница - вероятно, местные жители промышляли охотой на пушных зверьков в этих густых лесах.

06.08.2019 в 23:02

«Город на память». 494. Сталинки в Кожухово


К середине ХХ века Кожухово превратилось в рабочую окраину Москвы, застроенную жилыми домами и общежитиями для рабочих окрестных заводов.