10.11.2018 22:04

«Город на память». 136. Аэроклуб имени Чкалова

24 июля 2014 года
Фотопроект «Город на память». 136. Аэроклуб имени Чкалова

На Волоколамском шоссе в 1931-1934 годах было построено здание аэроклуба (инженер В.Светличный), сохранившееся до наших дней. Если смотреть с высоты, его силуэт напоминает то ли расправившую крылья птицу, то ли аэроплан. За годы своего существования клуб подготовил десятки тысяч авиаторов, планеристов, парашютистов.


В этом здании не раз бывали самые знаменитые советские летчики, а руководители Советского государства с балкона наблюдали тушинские авиапарады.

Добраться до аэроклуба можно на метро. Станция «Тушинская», открывшаяся 30 декабря 1975 года, встречает пассажиров четырьмя панно на тему истории советской авиации.


Тоннель под каналом. 1937-1943 гг.: https://pastvu.com/p/7383

Пока метро не было построено, горожане добирались из центра по Волоколамке. Немалый ажиотаж вызывали авиационные праздники, собиравшие десятки тысяч зрителей, которые направлялись к аэрополю через тоннель под каналом имени Москвы. Через канал на время перебрасывались понтонные мосты, чтобы все желающие могли попасть на праздник, при этом не передавив друг друга.

На въезде в тоннель, у центральной опоры, были установлены скульптуры авиатора с одной стороны, а с другой — парашютистка. 6 ноября 1944 года открылось трамвайное движение от Сокола в Тушино.


Тоннель под каналом. 1940-е годы: https://pastvu.com/p/82246


Аэроклуб имени Чкалова. 1937 год: https://pastvu.com/p/62957

Изначально аэроклуб назвали именем комсомольского вожака Александра Косарева. Тогда присвоение имён здравствующих людей кораблям, самолетам, заводам и даже городам было обычной практикой. Но зачастую оказывалось, что эти люди вовсе не достойные граждане Страны Советов, а враги народа. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Косарев «проявил нетерпимую политическую беспечность и проглядел особые методы подрывной работы врагов народа», был арестован и вскоре расстрелян. Времена были сколь романтические, столь и кровожадные.

28 декабря 1938 года постановлением Совнаркома СССР тушинскому аэроклубу присвоено имя Валерия Павловича Чкалова, всего через несколько дней после гибели этого выдающегося лётчика. Говорят, что ещё в пятнадцатилетнем возрасте Чкалов впервые увидел самолет и решил стать авиатором. Он добился направления в авиационную школу и стал лётчиком-истребителем. Но воинская дисциплина не сочеталась с лихим характером Чкалова, который за неоправданный риск не раз отстранялся от полетов и даже был осужден военным трибуналом. Он нашел своё призвание как лётчик-испытатель, осваивая новейшие разработки истребителей и тяжёлых бомбардировщиков. Валерий Чкалов стал всенародно известен после рекордных беспосадочных перелётов Москва — Петропавловск-Камчатский и Москва — Ванкувер через Северный полюс. Герой Советского Союза погиб в окрестностях Ходынского поля на испытаниях недоработанного истребителя И-180.

В годы Великой Отечественной войны самолеты, базирующиеся на Тушинском аэродроме, защищали небо над столицей от фашистов. Только в военное время аэроклуб подготовил 2000 парашютистов, 350 лётчиков, 350 планеристов. В мирные годы спортсмены, воспитанники клуба, установили тысячи национальных и мировых рекордов.

В 2000-е годы городские власти сделали выбор в пользу высотной жилой застройки в Щукино и Тушино, что делало невозможным безопасную эксплуатацию Тушинского аэродрома. Сегодня авиационная деятельность аэроклуба сосредоточена в филиале – Авиационном центре «Борки» (Тверская Область), на аэродроме которого по-прежнему идет подготовка спортсменов – летчиков, парашютистов, авиамоделистов.

Адрес клуба:
ФГУП «НАК России имени Чкалова»
Москва, Волоколамское шоссе, дом 88, стр.1
Официальный сайт: http://www.aero-club.ru/


С балкона аэроклуба руководители партии и правительства наблюдали за авиационными парадами. 1948 год: https://pastvu.com/p/78986 Эта правительственная трибуна сохранилась до сих пор, хотя выглядит не так торжественно, как в былые годы.

В аэроклубе есть небольшой музей, где выставлены многочисленные кубки и награды спортсменов, портреты авиаторов-рекордсменов. Интерьеры здания обновились, о советском прошлом напоминают фрески на стенах фойе, люстры и бра в кабинете.


Вид со стороны бывшего аэродрома

В 1930-е годы по соседству было построено ещё одно административное здание — Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) и жилые дома городка лётчиков.

По инициативе ОСОАВИАХИМа в 1931 году был введён Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), учрежден нагрудный знак «Ворошиловский стрелок», создавалась сеть парашютных и планерных клубов.

Ещё до начала войны в Москве были созданы 1100 постов противовоздушной обороны, а в 1941 году, исполняя Постановление Государственного Комитета Обороны «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», во всех районах развернуты учебно-стрелковые центры для подготовки снайперов, пулемётчиков, истребителей танков, открыты военно-морская и кавалерийская школы, клуб служебного собаководства, школа связистов, автомотоклуб.

Преемником ОСОАВИАХИМа стало созданное в 1951 году всесоюзное Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Задачи новой организации остались практически те же: обучение авиационному и парашютному спорту, радиоспорту, вождению автотранспорта, стрельбе из огнестрельного и пневматического оружия, проведение патриотической работы среди молодёжи. ДОСААФ существует до сих пор (в 1991 году на всеобщей волне переименований он превратился в Российскую оборонную спортивно-техническую организацию (РОСТО), но в 2009 году прежнее название вернулось).

Слой атмосферы, располагающийся на высоте от 11 до 50 километров, называют стратосферой. О полетах в космическое пространство в 1930-е годы только мечтали, но покорение стратосферы уже начали. Это были чрезвычайно опасные испытания, за всю историю в мире стратонавтами стали всего 40 человек, из них многие погибли. В 1933 году в Советском Союзе был произведен успешный полет аэростата «СССР-1», который достиг высоты 19 000 километров, и готовился новый проект — «Осоавиахим-1». Оснащенный лучшим на то время оборудованием стратосферный аэростат 30 января 1934 года поднялся на рекордные 22 километра, но снижение происходило слишком быстро, гондола с экипажем оторвалась от баллона, герои-стратонавты Павел Федосеенко, Андрей Васенко и Илья Усыскин погибли.

В сквере возле административных зданий ДОСААФ установлена учебная техника разных времен: учебно-тренировочный самолет Л-29, многоцелевой вертолёт Ми-2, бортовой грузовик ЗиЛ и плавающий танк ПТ-76.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — Тушинский аэродром…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, музей, Тушино, город на память, прогулки по Москве, Аэроклуб имени Чкалова, история авиации, ДОСААФ.

Другие публикации

08.04.2020 в 00:54

«Город на память». 561. Воронцовская улица


В XVII веке по велению царя Алексея Михайловича обжитое ремесленниками Воронцово поле было передано стрельцам, а «чёрные люди» переместились в окрестности Таганки.

07.04.2020 в 02:22

«Город на память». 560. Большие и Малые Каменщики


В XVII веке в окрестностях Таганки сложилась слобода мастеров-строителей, призванных в камне отстроить древний Новоспасский монастырь.

01.04.2020 в 00:01

«Город на память». 558. Серпуховская площадь


Вместо рынка на площади обустроены сквер и транспортные развязки, открылись станция метро и филиал Малого театра, а Садовое кольцо спряталось в тоннель.

29.03.2020 в 09:51

«Город на память». 557. Валовая улица


Название Валовой (произносится с ударением на букву «о») улицы напоминает об укреплениях вокруг Земляного города, возведённых в XVI веке при Борисе Годунове.

21.03.2020 в 11:29

«Город на память». 556. Автомобильная классика на прогулке


Увидеть ретроавтомобили можно не только в музейных залах, но и на московских улицах во время ралли, которые проводят клубы владельцев олдтаймеров.

18.03.2020 в 16:45

«Город на память». 555. «Олдтаймер-Галерея» особого назначения


В этом сюжете представлены выставки, посвящённые лимузинам из Гаража особого назначения, пожарным автомобилям, армейской технике первой половины ХХ века.

14.03.2020 в 17:54

«Город на память». 553. Село Алексеевское и станция метро «Алексеевская»


Название станции метро «Алексеевская» не имеет отношения к географическому расположению одноимённого села, которое в конце XIV века возникло на Большой Троицкой дороге.

08.03.2020 в 20:15

«Город на память». 552. Село Алексеевское и Мазутка


Хотя в далёком 1965 году Мазутный проезд был переименован в улицу Павла Корчагина, название Мазутка до сих пор сохраняется в памяти местных жителей.

26.02.2020 в 12:29

«Город на память». 551. Село Алексеевское


Нынешняя станция метро «Алексеевская» не имеет отношения к историческому селу Алексеевскому, которое располагалось на один километр севернее.

01.02.2020 в 01:58

«Город на память». 550. Московское такси


«Какой-то шофёр привесил к своему небольшому «Ольдс-мобилю» плакат «Извозчик, такса по соглашению».

29.01.2020 в 00:57

«Город на память». 549. «Москва-Сити» — город на ладони


«Кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве…»

27.01.2020 в 11:44

«Город на память». 548. Московский Кремль туристический


До революции в кремлёвских соборах совершались богослужения, москвичи могли свободно гулять в Тайницком саду и посещать царские дворцы.

24.01.2020 в 15:45

«Город на память». 546. Московский Кремль — крепость и некрополь


Само слово «кремль» с XIV века получило распространение на Руси и пришло на смену слову «детинец», означавшему наиболее древнюю и хорошо укреплённую часть поселения.