11.11.2018 12:15

«Город на память». 137. Тушинский аэродром

25 июля 2014 года
Фотопроект «Город на память». 137. Тушинский аэродром

Тушинский военный и спортивный аэродром — сейчас уже перелистнутая страничка городской истории. Но, как писал известный журналист и краевед Лев Колодный, «Разве забудешь место, где выросли крылья? Судьба многих авиаторов начиналась на этом поле, отсюда уходили в первый полет, сюда возвращались с победой Чкалов, Громов, Коккинаки, Анохин, Ильюшин, Яковлев. Всех их видела эта земля, которую не забывают».


Автомобильный фестиваль «Автоэкзотика» на поле аэродрома

Полёты прекратились в 2003-2004 годах, сейчас на бывшем аэродроме возведён стадион футбольного клуба «Спартак», открывается одноимённая станция метро. Наверняка скоро начнётся застройка и всего обширного пространства в пойме Москвы-реки.

В 1929 году в окрестностях деревни Тушино (в 1938 году Тушино станет городом, а в 1960-м войдёт в состав Москвы) открылась Центральная летно-техническая школа Осовиахима, в ней готовили летчиков и техников по различным авиационным специальностям. Одновременно на этой же базе в мае 1933 года была создана Высшая парашютная школа. 11 марта 1935 года Центральный совет Осовиахима и Центральный комитет ВЛКСМ приняли совместное постановление о создании Центрального аэроклуба СССР, строительстве зданий и расширении аэродрома. Для осушения болотистых земель были проложены 56 километров дренажных труб, возведена земляная двухметровая дамба, построена насосная станция для откачки воды.


На аэрофотосъёмке 1979 года видны две взлётно-посадочные полосы, а возле Волоколамского шоссе служебные постройки

На Тушинском аэродроме с 1935 года и на протяжении всей советской истории проходили военные парады в честь Всесоюзного дня авиации (Дня Воздушного Флота СССР), отмечавшегося 18 августа, а начиная с 1981 года — в третье воскресенье августа, поскольку парады было удобнее проводить по выходным дням.


1935-1940 гг.: https://pastvu.com/p/8327


1938 год: https://pastvu.com/p/22035

«Ни одна страна в мире не имеет такого великолепно оснащённого воздушного флота. Советским патриотам дороги и близки дела сталинских соколов. Воздушный праздник привлёк почти миллион человек»,- говорил диктор, комментируя кадры со множеством горожан, спешащих в Тушино на авиационный парад. А посмотреть было на что: новинки отечественной авиапромышленности, фигуры высшего пилотажа, воздушный бой, показательное бомбометание по макету завода, а завершался праздник массовой высадкой парашютистов. Всё происходящее фиксировали на плёнку кинодокументалисты.


1960-1970 гг.: https://pastvu.com/p/18931


Ми-6. 1961 год: https://pastvu.com/p/28734


Турболёт. 1961 год: https://pastvu.com/p/79866

В постсоветский период аэродром переживал не лучшие времена, до 2002 года он имел третий класс и использовался самолётами Ан-24, Ан-26, Ан-30 и вертолетами. В осеннее ненастье дожди заливали взлётно-посадочную полосу, делая аэрополе непригодным для полётов.

В 1990-е годы ещё предлагались планы создания здесь гражданского аэропорта для бизнес-авиации, за сохранение аэродрома приводились аргументы:

Привлечение и спортивно-техническая подготовка молодёжи в авиационных видах спорта
Культурно-познавательный отдых и место проведения досуга москвичей и гостей столицы
Создание единственного в России реставрационного музея авиационной техники, производящего восстановление летательных аппаратов
Организация центральной выставки восстановленных и исторических самолётов
Создание единого центра позволяющего производить полёты, обслуживание и ремонт авиационной техники оперативных служб города
Экономически наиболее эффективная площадка для выполнения полётов «аэротакси», деловой и частной авиацией.

Но в 2000-е годы городские власти сделали выбор в пользу высотной жилой застройки в Щукино и Тушино, что делало невозможным безопасную эксплуатацию Тушинского аэродрома.

Ещё сохранилось здание командно-диспетчерского пункта, ангар да пожарный автомобиль


Начало строительства стадиона «Спартак»

Футбольный московский «Спартак», с момента основания в 1935 году никогда не имевший собственного домашнего стадиона, отпраздновал долгожданное новоселье. Проект стадиона скитался от Свиблово до Мичуринского проспекта, пока не угнездился на тушинском аэродроме. 2 июня 2007 года был торжественно заложен ритуальный первый камень в основание стадиона, но чехарда с проектами продолжалась. Из-за различных проволочек нулевой цикл строительства стартовал лишь в 2011 году. В связи с грядущим в Москве Чемпионатом мира по футболу работы форсировали и красно-белый красавец уже в 2014 году вступил в строй. Количество зрительских мест — 42 000 — более чем достаточно для большинства календарных игр Чемпионата России, но явно маловато для московских дерби и международных матчей еврокубков. Среди вариантов названия фигурировали «Новый Колизей», Стадион имени братьев Старостиных, но в итоге победило спонсорское название. Строительство обошлось в 420 миллионов долларов. Официальный сайт: http://otkritiearena.ru/


В 2014 году закрыт и снесён вещевой рынок

Место для стадиона выбрано крайне удачно, ведь в шаговой доступности находилась законсервированная в 1970-х годах станция метрополитена. Еще в 1967 году было запланировано строительство станции «Аэрополе», затем название поменяли на «Волоколамскую», но проект не был реализован: задуманный в окрестностях жилой микрорайон не стали строить, соответственно, и потенциальных пассажиров не было. В 1975 году недостроенную станцию с платформой, но без выходов на поверхность, законсервировали и лишь в 2012-2013 годах Метрострой возобновил работы.

На станции «Спартак» сохранена изначальная типовая конструкция по проекту главного архитектора Метрогипротранса Нины Алёшиной. Подобные станции возводили в 1970-х годах и называли «сороконожками» из-за десятков колонн, подпирающих своды. А вот отделка и дизайн полностью современные, в интерьере преобладают фигуры футболистов и стилизованные футбольные мячи, при этом спартаковской символики практически нет.

В девяностые аэродром превратился в площадку для концертных опен-эйров. 28 сентября 1991 года здесь состоялся рок-фестиваль «Монстры рока» с участием AC/DC, Metallica, Pantera и Black Crowes. Музыка, усиленная мощной аппаратурой, была слышна в радиусе шести километров. По милицейским сводкам, поле заполнили 800 000 зрителей, порядок обеспечивали 11 000 правоохранителей. Кстати, вход был бесплатным. Позднее на аэродроме проходили фестивали «Крылья» и «Максидром». В 2003 году «Крылья» были омрачены террористическим актом, взрыв произошёл на входе, зрители у сцены его не слышали. Организаторы решили продолжать концерт, чтобы избежать паники и давки тысяч людей.


Рок-концерт в Тушино. 1991 год: https://pastvu.com/p/107533

Объединение каскадёров «Мастер» проводило в Тушино фестиваль «Прометей». Киноартист становится популярен после первой удачно сыгранной роли, каскадёр может сняться в 300 фильмах, но на улице его не узнают и автограф не просят. На фестивале трюкового искусства «Прометей» зрители имели возможность вблизи увидеть работу профессиональных каскадёров разных стран мира, услышать скрежет разбивающихся автомобилей и почувствовать жар огня пиротехники. И никакой компьютерной графики.


На «Прометей» приезжали мастера из разных стран мира. Отечественную школу в основном представляли выпускники школы каскадёров «Мастер», которой руководит Игорь «Мастер» Панин.


Татьяна Ложкина — каскадер первой категории, тренер по высотно-трюковой подготовке, еще она прыгает с парашютом, стреляет под водой, участвует в соревнованиях по дрифтингу и в гонках на собачьих упряжках


Анатолий Дымов специализируется на мототрюках, высотных падениях и партерной акробатике


Светлана Хасанова — чемпионка России по мотокроссу, входит в десятку лучших гонщиц мира среди женщин, специализируется на мототрюках

Здесь проходили ежегодные выставки старинных и современных автомобилей «Автоэкзотика». Ранние фестивали, когда еще не наступили пуританские времена и пиво лилось рекой, можно было курить табак где угодно, а вокруг автоэкзотики дефилировали девушки топлесс, были вполне нескучными. Впрочем, количество представленных раритетных автомобилей сильно отличалось в меньшую сторону от заявленного в рекламе и анонсах. Исторические диковины еще надо было поискать среди засилья современного тюнинга и аэрографии. Несмотря на недостатки, «Автоэкзотика» остаётся ярким тусовочным событием в жизни автолюбителей.

Девушки «Автоэкзотики-2007»

В 2010 году на аэрополе открылся автодром «Тушино Ринг». На кольцевой и раллийных трассах летом и зимой проходили автоспортивные соревнования и тест-драйвы. Сейчас автодром закрыт, его недолгая история осталась лишь в фотографиях.


Музыканты Сергей Крылов и Павел Кашин


Актёр Дмитрий Певцов

Кубок МитДжет. МитДжеты придумал франузский гонщик Жан-Филипп Дайро, эти забавные бюджетные машины представляют переходный вариант между картом и автомобилем, весят чуть больше 500 килограмм, при этом разгоняются до 100 км/ч за 3.6 секунды.

Russian Drift Series. Дрифт — это зрелищный вид автоспорта, предполагающий движение в управляемом заносе по сухому асфальту. Впрочем, и ненастная погода не является препятствием для проведения соревнований. Во время прохождения так называемого «оцениваемого участка» пилоты не должны двигаться «на прямых колёсах». Гонщик должен сорвать автомобиль в занос ещё до пересечения линии старта. Дрифтить можно только на заднеприводных автомобилях, оборудованных специальными гаджетами для безопасности гонщика. Рабочий объём и мощность двигателя, вид топлива, конструкция подвески и прочие технические параметры можно выбирать по своему усмотрению. Самые мощные автомобили, выступающие в Российской Дрифт Серии выдают более 700 лошадиных сил.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — за кулисами Театра на Таганке…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Тушино, каскадеры, автомобили, Автоэкзотика, город на память, Тушинский аэродром, автомобильный спорт, Игорь Панин.

Комментарии


Другие публикации

13.07.2019 в 23:16

«Город на память». 488. Фили «для служебного пользования»


«Город на память» показывает не только «застывшую в камне музыку» (как назвал архитектуру Иоганн Вольфганг Гете), но и живую современную жизнь мегаполиса.

11.07.2019 в 23:41

«Город на память». 487. Филёвский автобусно-троллейбусный парк


Филёвский автобусно-троллейбусный парк — один из старейших в Москве, он открылся в 1940 году.

10.07.2019 в 13:47

«Город на память». 486. Из села Гиреево в село Ивановское


В середине XIX века путь из сельца Гиреево (Гереево) в село Ивановское пролегал бы сначала лесом, а затем лугами мимо пруда и мыловаренного завода.

06.07.2019 в 23:28

Сергей Собянин: «В городе можно жить здорово, долго и счастливо»


На Moscow Urban Forum Мэр Москвы Сергей Собянин и руководители городских департаментов представили некоторые итоги работы за минувшее десятилетие.

03.07.2019 в 02:48

«Город на память». 484. Перово. Музей истории войны в Афганистане


После распада СССР табу было снято и появилась возможность открыто говорить об Афганской войне.

28.06.2019 в 15:37

«Город на память». 483. Сталинки в Перово


В старину к северу от села Перово располагались обширные сельскохозяйственные и охотничьи угодья, эта местность получила название Перово поле.

25.06.2019 в 13:47

«Город на память». 482. Из села Карачарово в село Перово


Времена были неспокойные, да и места безлюдные: путники на старой Коломенской дороге запросто могли стать жертвами разбойников, прятавшихся в окрестных лесах.

21.06.2019 в 02:33

Столице — надёжное энергоснабжение


Подстанция «Берсеневская» введена в эксплуатацию в сентябре 2016 года в качестве замены ГЭС-2, в реконструируемых корпусах которой в будущем откроется музей.

16.06.2019 в 17:19

«Город на память». 481. Люблино спальное


Современный район Люблино, в котором проживает свыше 170 000 человек, вырос из небольшого одноимённого села.

15.06.2019 в 21:35

«Город на память». 480. Люблино сталинское


Московская улица - главная улица города Люблино - в 1930-1950-е годы застраивалась жилыми домами для сотрудников станции, депо и Люблинского литейно-механического завода.

11.06.2019 в 00:43

«Город на память». 478. Сталинки на Октябрьском Поле


В 1930-е годы московские власти отказались от дальнейшей постройки конструктивистских рабочих городков и принялись возводить куда более комфортные ведомственные дома.

28.05.2019 в 16:01

Самолеты, вертолеты, змеи и детская радость в подмосковном небе


25 и 26 мая на аэродроме «Черное» прошел единственный в России фестиваль, целиком и полностью связанный с небом – «Небо: теория и практика».

03.05.2019 в 14:26

Промонстрировали всё, что хотели


Что творилось на Монстрациях в Москве и Воронеже.

15.04.2019 в 14:54

Москвичи выступили против строительного произвола


Активисты и неравнодушные горожане собрались на митинге «Защитим Москву».

27.03.2019 в 09:55

«Город на память». 441. ВСХВ-ВДНХ СССР. Центральный павильон


В детском возрасте в этом павильоне было скучно, а позже - противно: за роскошными фасадами обосновался не внушающий доверия азиатский вещевой рынок. А что сейчас?

25.03.2019 в 11:35

«Город на память». 440. ВСХВ-ВДНХ СССР. Главный вход


Ежегодно ВДНХ посещает около 25 000 000 посетителей и большинство из них попадают на территорию через Главный вход - триумфальную арку с барельефами и скульптурами.