10 августа 2014 года
Фотопроект «Город на память». 139. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства – единственный в России музей, объединивший в своей коллекции произведения декоративно-прикладного искусства России XVIII-XX веков. Собрание музея сформировалось к 1999 году в результате объединения коллекций Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, основанного в 1981 году, и Музея народного искусства имени С.Морозова (бывшего Кустарного музея, основанного в 1885 году), а также библиотечных и архивных фондов НИИ художественной промышленности.
Музей основал русский предприниматель и меценат Сергей Морозов, который тратил немалые средства на поддержку кустарных народных промыслов, коллекционировал памятники русской старины. Он ставил целью, наряду с экономическим укреплением промыслов, сохранить особенности кустарных изделий — их национальный характер, традиции древней культуры.
Музей находится в здании, известном по имени одного из владельцев – графа Остермана. В XVII веке эти земли принадлежали боярину Стрешневу, владельцу нескольких имений в разных уездах и домов в Москве. Наследники превратили старое загородное поместье в богатую дворянскую усадьбу. К 1786 году сформировался дворцово-парковый ансамбль с парадным и служебным дворами, двухэтажный главный дом соединялся галереями с флигелями. К этому времени имение перешло по завещанию к графу Ивану Остерману. Граф слыл гостеприимным человеком и на приёмы в роскошный дворец съезжалась вся столичная богема.
В 1812 году усадьба сильно пострадала от пожара, во флигелях жили городские погорельцы, а главный дом долго ожидал ремонта. В 1834 году имение выкупила Московская Духовная семинария, приступившая к его возрождению. Свои проекты реконструкции и сметы предлагали архитекторы Быковский, Еремеев, Щедрин. Проект последнего оказался наиболее выгодным и получил одобрение Строительного комитета. В Духовной семинарии ежегодно обучалось до 700 человек, многие из учеников проживали в епархиальном общежитии, построенном в 1885 году справа от главного дома.
Смотрите старые фотографии: Духовная семинария. 1901-1903 гг.: https://pastvu.com/p/6936
Смотрите старые фотографии: Президиум Верховного Совета и Совета Министров РСФСР. 1950-1960 гг.: https://pastvu.com/p/83746
В 1918 году духовное учреждение было закрыто как «гнездо контрреволюции», здание национализировано и стало общежитием для делегатов съездов Советов. После Великой Отечественной войны здесь разместились Президиум Верховного Совета и Совет Министров РСФСР, которые к 1981 году переместились на Краснопресненскую набережную в огромный корпус, известный как Белый дом, а в интерьерах Дома графа Остермана открылся Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Подробная история Дома графа Остермана: http://ostermanniana.ru/house/house.html
С самого основания музея существуют отделы металла и камня, стекла, керамики, тканей, лаковой миниатюры, дерева и кости. Позднее был создан отдел изобразительных материалов с замечательной коллекцией авторской живописи и графики, произведений художников, работающих в разных видах декоративно-прикладного искусства. В настоящее время коллекция насчитывает 238 000 предметов музейного значения.
«В настоящее время Музей декоративно-прикладного и народного искусства находится в стадии больших перемен. Среди наших первоочередных задач – расширение доступа к коллекциям Музея, научным исследованиям, увеличение площадей постоянной экспозиции, а своей миссией мы считаем изучение и трансляцию художественной культуры прошлого в будущее, развитие художественных способностей и вкуса широкой аудитории, воспитание национальной гордости и исторической ответственности. Мы хотим, чтобы наш музей стал вдохновляющим местом для людей разных интересов и возрастов, а также для профессионального сообщества»,- говорит директор ВМДПНИ Елена Титова.
Огромную работу проводит отдел научной реставрации, большинство из сотрудников которого являются реставраторами высшей категории, имеют богатый опыт работы и обладают высоким авторитетом в музейном сообществе России. Специалисты реставрационного отдела работают со всеми материалами, в которых творили и творят художники декоративно-прикладного искусства. Отдел научной реставрации ВМДПНИ оказывает консультационную и практическую помощь многим российским музеям, как столичным, так и региональным.
Редчайшая скульптурная композиция «Как мыши кота хоронили» богородского мастера И.Рыжова, созданная в 1913 году (таких композиций сохранилось всего четыре), возвращена к жизни Заведующим сектором отдела научной реставрации С.Катковым.
Весной 2014 года случилось неожиданное открытие. В ходе подготовки к реставрации специалистами музея на оборотной стороне одного из резных фризов, некогда украшавших фасад крестьянской избы, была обнаружена полустёртая надпись, сделанная музейными хранителями Кустарного музея Московского Губернского земства в начале XX века: «Коллекцiя С.Т.Морозова № 1». На лицевой стороне фриза крупными буквами в высоком рельефе вырезано: «Упование мне Бог». Можно утверждать, что этот предмет был занесён первым в несохранившуюся коллекционную опись Кустарного музея.
Несколько залов отведены на постоянно обновляемые тематические выставки. «Два императора» (к 200-летию Отечественной войны, 2012)
И дружба, и вражда Александра с Наполеоном были сотканы и из парадоксов: миролюбивый русский император был инициатором всех своих войн с Францией, а воинственный император французов неустанно добивался союза с Россией. «Александр! – сорвалось однажды с уст пленника острова Святой Елены, – мы любили друг друга…»
Кстати, Наполеон, пожалуй, первым начал использовать прикладное искусство в качестве инструмента пропаганды, – при нём стало выпускаться то, что впоследствии получило название «агитационного фарфора». Надо отметить, что российские царедворцы быстро подхватили этот стиль, о чем свидетельствуют работы российских мастеров и художников.
Выставка промышленного дизайна оборонной продукции (2014)
В мае 2014 года в музее проходила конкурсная выставка эскизов «Боевой транспортный автомобиль XXI века». Во дворе экспонировались прототипы бронеавтомобилей «Колун» и «Торос», изготовленные на Уральском автомоторном заводе (Новоуральск).
«Торос» представлен в трёх модификациях: командирский, базовый, санитарный. Это машины-амфибии, способные преодолевать вплавь водные преграды. При создании использованы агрегаты БТР-60 и двигатели Минского моторного завода.
«Колун» предлагается в двух вариантах: 4х4 и 6х6. Машины бронированные на шасси ЗиЛ-131.
Люк НКС (Народный комиссариат связи)
Выставка «О самоварах и не только…» посвящена культуре чая и традициям чаепития в России. Первые упоминания о чае в России относятся к 1567 году, когда казачьи атаманы Петров и Ялышев побывали в Китае и описали растение и напиток, из него приготовляемый. Однако только в 1689 году после подписания знаменитого Нерчинского договора о торговле с Китаем чай начинает распространяться по территории России. В 1740-е годы впервые был упомянут самовар – «водогрейный для чаю сосуд».
Ознакомимся с постоянной экспозицией музея. «Традиционное народное искусство» – это коллекции домовой резьбы, деревянной и глиняной игрушки, женской праздничной одежды.
«Декоративно-прикладное искусство конца XVIII – начала XX веков» – творчество русских стеклоделов, керамистов, эмальеров, косторезов. В коллекции представлены мебельные гарнитуры, бронзовые часы, уральские металлические живописные подносы, холмогорская резьба по кости.
«Галерея советского фарфора» – коллекция агитационного и декоративного художественного фарфора и фаянса 1920-1950-х годов
«Русская лаковая миниатюра» – единственная в стране самостоятельная экспозиция лаковой живописи, демонстрирующая произведения как родоначальников русских лаковых промыслов, так и современных мастеров
Адрес: улица Делегатская, дом 3
Контактная информация и режим работы ВМДПНИ: http://www.vmdpni.ru/
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Канал имени Москвы. Шлюзы…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, прогулка по Москве, Музей декоративно-прикладного искусства.