12.11.2018 11:17

«Город на память». 139. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

10 августа 2014 года
Фотопроект «Город на память». 139. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства – единственный в России музей, объединивший в своей коллекции произведения декоративно-прикладного искусства России XVIII-XX веков. Собрание музея сформировалось к 1999 году в результате объединения коллекций Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, основанного в 1981 году, и Музея народного искусства имени С.Морозова (бывшего Кустарного музея, основанного в 1885 году), а также библиотечных и архивных фондов НИИ художественной промышленности.

Музей основал русский предприниматель и меценат Сергей Морозов, который тратил немалые средства на поддержку кустарных народных промыслов, коллекционировал памятники русской старины. Он ставил целью, наряду с экономическим укреплением промыслов, сохранить особенности кустарных изделий — их национальный характер, традиции древней культуры.

Музей находится в здании, известном по имени одного из владельцев – графа Остермана. В XVII веке эти земли принадлежали боярину Стрешневу, владельцу нескольких имений в разных уездах и домов в Москве. Наследники превратили старое загородное поместье в богатую дворянскую усадьбу. К 1786 году сформировался дворцово-парковый ансамбль с парадным и служебным дворами, двухэтажный главный дом соединялся галереями с флигелями. К этому времени имение перешло по завещанию к графу Ивану Остерману. Граф слыл гостеприимным человеком и на приёмы в роскошный дворец съезжалась вся столичная богема.

В 1812 году усадьба сильно пострадала от пожара, во флигелях жили городские погорельцы, а главный дом долго ожидал ремонта. В 1834 году имение выкупила Московская Духовная семинария, приступившая к его возрождению. Свои проекты реконструкции и сметы предлагали архитекторы Быковский, Еремеев, Щедрин. Проект последнего оказался наиболее выгодным и получил одобрение Строительного комитета. В Духовной семинарии ежегодно обучалось до 700 человек, многие из учеников проживали в епархиальном общежитии, построенном в 1885 году справа от главного дома.

Смотрите старые фотографии: Духовная семинария. 1901-1903 гг.: https://pastvu.com/p/6936

Смотрите старые фотографии: Президиум Верховного Совета и Совета Министров РСФСР. 1950-1960 гг.: https://pastvu.com/p/83746

В 1918 году духовное учреждение было закрыто как «гнездо контрреволюции», здание национализировано и стало общежитием для делегатов съездов Советов. После Великой Отечественной войны здесь разместились Президиум Верховного Совета и Совет Министров РСФСР, которые к 1981 году переместились на Краснопресненскую набережную в огромный корпус, известный как Белый дом, а в интерьерах Дома графа Остермана открылся Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Подробная история Дома графа Остермана: http://ostermanniana.ru/house/house.html

С самого основания музея существуют отделы металла и камня, стекла, керамики, тканей, лаковой миниатюры, дерева и кости. Позднее был создан отдел изобразительных материалов с замечательной коллекцией авторской живописи и графики, произведений художников, работающих в разных видах декоративно-прикладного искусства. В настоящее время коллекция насчитывает 238 000 предметов музейного значения.

«В настоящее время Музей декоративно-прикладного и народного искусства находится в стадии больших перемен. Среди наших первоочередных задач – расширение доступа к коллекциям Музея, научным исследованиям, увеличение площадей постоянной экспозиции, а своей миссией мы считаем изучение и трансляцию художественной культуры прошлого в будущее, развитие художественных способностей и вкуса широкой аудитории, воспитание национальной гордости и исторической ответственности. Мы хотим, чтобы наш музей стал вдохновляющим местом для людей разных интересов и возрастов, а также для профессионального сообщества»,- говорит директор ВМДПНИ Елена Титова.

Огромную работу проводит отдел научной реставрации, большинство из сотрудников которого являются реставраторами высшей категории, имеют богатый опыт работы и обладают высоким авторитетом в музейном сообществе России. Специалисты реставрационного отдела работают со всеми материалами, в которых творили и творят художники декоративно-прикладного искусства. Отдел научной реставрации ВМДПНИ оказывает консультационную и практическую помощь многим российским музеям, как столичным, так и региональным.


Редчайшая скульптурная композиция «Как мыши кота хоронили» богородского мастера И.Рыжова, созданная в 1913 году (таких композиций сохранилось всего четыре), возвращена к жизни Заведующим сектором отдела научной реставрации С.Катковым.

Весной 2014 года случилось неожиданное открытие. В ходе подготовки к реставрации специалистами музея на оборотной стороне одного из резных фризов, некогда украшавших фасад крестьянской избы, была обнаружена полустёртая надпись, сделанная музейными хранителями Кустарного музея Московского Губернского земства в начале XX века: «Коллекцiя С.Т.Морозова № 1». На лицевой стороне фриза крупными буквами в высоком рельефе вырезано: «Упование мне Бог». Можно утверждать, что этот предмет был занесён первым в несохранившуюся коллекционную опись Кустарного музея.

Несколько залов отведены на постоянно обновляемые тематические выставки. «Два императора» (к 200-летию Отечественной войны, 2012)

И дружба, и вражда Александра с Наполеоном были сотканы и из парадоксов: миролюбивый русский император был инициатором всех своих войн с Францией, а воинственный император французов неустанно добивался союза с Россией. «Александр! – сорвалось однажды с уст пленника острова Святой Елены, – мы любили друг друга…»

Кстати, Наполеон, пожалуй, первым начал использовать прикладное искусство в качестве инструмента пропаганды, – при нём стало выпускаться то, что впоследствии получило название «агитационного фарфора». Надо отметить, что российские царедворцы быстро подхватили этот стиль, о чем свидетельствуют работы российских мастеров и художников.

Выставка промышленного дизайна оборонной продукции (2014)

В мае 2014 года в музее проходила конкурсная выставка эскизов «Боевой транспортный автомобиль XXI века». Во дворе экспонировались прототипы бронеавтомобилей «Колун» и «Торос», изготовленные на Уральском автомоторном заводе (Новоуральск).

«Торос» представлен в трёх модификациях: командирский, базовый, санитарный. Это машины-амфибии, способные преодолевать вплавь водные преграды. При создании использованы агрегаты БТР-60 и двигатели Минского моторного завода.


«Колун» предлагается в двух вариантах: 4х4 и 6х6. Машины бронированные на шасси ЗиЛ-131.

Люк НКС (Народный комиссариат связи)

Выставка «О самоварах и не только…» посвящена культуре чая и традициям чаепития в России. Первые упоминания о чае в России относятся к 1567 году, когда казачьи атаманы Петров и Ялышев побывали в Китае и описали растение и напиток, из него приготовляемый. Однако только в 1689 году после подписания знаменитого Нерчинского договора о торговле с Китаем чай начинает распространяться по территории России. В 1740-е годы впервые был упомянут самовар – «водогрейный для чаю сосуд».

Ознакомимся с постоянной экспозицией музея. «Традиционное народное искусство» – это коллекции домовой резьбы, деревянной и глиняной игрушки, женской праздничной одежды.

«Декоративно-прикладное искусство конца XVIII – начала XX веков» – творчество русских стеклоделов, керамистов, эмальеров, косторезов. В коллекции представлены мебельные гарнитуры, бронзовые часы, уральские металлические живописные подносы, холмогорская резьба по кости.

«Галерея советского фарфора» – коллекция агитационного и декоративного художественного фарфора и фаянса 1920-1950-х годов

«Русская лаковая миниатюра» – единственная в стране самостоятельная экспозиция лаковой живописи, демонстрирующая произведения как родоначальников русских лаковых промыслов, так и современных мастеров

Адрес: улица Делегатская, дом 3
Контактная информация и режим работы ВМДПНИ: http://www.vmdpni.ru/

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Канал имени Москвы. Шлюзы…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, прогулка по Москве, Музей декоративно-прикладного искусства.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

04.04.2022 в 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала


Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.