13.11.2018 16:16

«Город на память». 142. Музей «Моторы войны»

19 августа 2014 года
Фотопроект «Город на память». 142. Музей «Моторы войны»

«Моторы войны» – это музей транспорта времён Второй Мировой войны, который открылся в 2011 году при Центральном музее Великой Отечественной войны. Его отличие от основной экспозиции в том, что значительная часть техники представлена частными коллекционерами. Эти раритетные машины на ходу и периодически выезжают для участия в исторических реконструкциях сражений. Выставка «Моторы войны», открывшаяся как временная, за несколько лет стала одной из столичных достопримечательностей и заслуживает внимания горожан и туристов.

«Вторая мировая война, продолжавшаяся с 1 сентября 1939-го по 2 сентября 1945-го года, была самой большой, разрушительной и кровопролитной войной на Земле за всю историю человечества. Во Второй мировой войне впервые воевал весь мир. От Норвегии и Канады до Австралии и Новой Зеландии. Боевые действия шли в норвежской тундре и горах Кавказа, на Русской равнине и в Северной Африке, джунглях Бирмы и на островах Тихого океана. Вторая мировая война даже получила у историков неофициальное название «Война моторов». И наша выставка как раз посвящена той технике, что привела к победе союзников: СССР, Англии и США над «странами оси» – гитлеровской Германией, муссолиниевской Италией и Японией императора Хирохито. Экспозиция нашей выставки постоянно меняется и обновляется, мы располагаем одной из самых больших в России коллекцией военных автомобилей: легковых, грузовых, бронированных и специальных»,- сообщает сайт «Моторы войны» http://ww2motors.ru/Museum/All/


Легковой автомобиль ГАЗ М-1 (СССР), «Молотовский первый», «Эмка» выпускался на ГАЗе с 1936 по 1943 год и стал одним из символом своего времени. Согласно договору о техническом сотрудничестве, американцы передали советским инженерам документацию по автомобилю Ford Model B 40A, который и был адаптирован к советским условиям эксплуатации. Многие узлы американского прототипа были полностью переработаны, а главным новшеством автомобиля (по сравнению с первой газовской моделью ГАЗ-А) стал цельнометаллический кузов. С 1940 года на «эмку» ставили новый двигатель мощностью 76 лошадиных сил.


Грузовой автомобиль Einheits-Diesel (Германия) «Единый дизель» внешне кажется более могучим, чем был на самом деле. Полноприводная машина могла стать универсальным транспортным средством для перевозки пехоты и артиллерийских орудий, но грузоподъёмность в 2.5 тонны была недостаточной. На его шасси часто использовали как машины радио- и телефонной связи, машины звуковой разведки. Выпускался с 1937 по 1940 год.


Полноприводный военный автомобиль Dodge WC-63 спроектирован на основе двухосного Dodge WC-52. В конструкции этой модели был заложен определённый запас мощности двигателя и прочности узлов и деталей, что позволило быстро и экономично перейти к тяжёлому трёхосному Dodge WC-63 грузоподъёмностью 1,5 тонны.


Артиллерийский тягач Fiat-SPA TL.37 (Италия) – полноприводный тягач образца 1942 года предназначался главным образом для буксировки 70- и 100-мм гаубиц, в багажном отделении размещался боекомплект.


Грузовой автомобиль ЗиС-5 (СССР) «Захар» появился в 1932 году как модернизация АМО-3. Мощность двигателя выросла до 73 лошадиных сил, а грузоподъёмность достигла 3 тонн. ЗиС-5 стал родоначальником целого семейства грузовых автомобилей и выпускался в различных модификациях 15 лет. В годы войны выпускалась облегчённая версия ЗиС-5В с кабиной из фанеры и единственной фарой. На фронте машины использовались для перевозки грузов и личного состава, транспортировки пушек, на них устанавливали гвардейские миномёты БМ-12 «Катюша» или прожекторные установки.


Танкетка Т-27 (СССР) выпускалась в 1931-1933 годах. Ещё в начале 1920-х рассматривались проекты «вездеходного бронированного пулемёта» с экипажем из одного человека. Впоследствии советские инженеры использовали зарубежный опыт и создали машину по английскому прототипу. Её экипаж состоял из механика-водителя и командира-пулемётчика, броня была достаточно уязвима, в машине не предусматривались средства наблюдения и связи. Танкетки Т-27 использовались в Средней Азии в боевых операциях против басмачей и в советско-финской войне. К началу Великой Отечественной войны эта модификация считалась устаревшей и была снята с вооружения.


Мотоцикл Harley Davidson WLA (США) – основной мотоцикл в американских войсках, разработан в 1940 году специально для армии. В передней части закреплялась кобура для пистолета-пулемета, сзади – большие кожаные сумки и патронный ящик. Американцы поставили в Советский Союз 26 000 мотоциклов Harley Davidson WLA.


Разведывательный бронеавтомобиль М3А1 Scout Car (США) серийно выпускался с 1940 года и стал одним из самых массовых бронеавтомобилей Второй Мировой войны. Они вооружались двумя пулемётами «Браунинг» и реактивным гранатомётом «Базука».


Пожарный автомобиль Opel Blitz 3.6-6700A TLF15 (Германия) – полноприводная модификация самого популярного грузовика вермахта Opel Blitz. Пожарный вариант для обслуживания аэродромов выпускался с 1943 года, всего изготовлено 320 машин.


Лёгкий бронеавтомобиль ФАИ (СССР) выпускался с 1933 года на шасси Ford A. Вооружен одним пулеметом, экипаж – 2-3 человека.


Грузовой автомобиль Morris Commercial C4 (Великобритания) выпускался с 1942 года по 1944 год.


Санитарный автомобиль ГАЗ-55 (СССР) – санитарный автобус на шасси грузовика ГАЗ-ММ, производился с 1938 по 1950 год. Внутри фургона могло поместиться четверо раненых на носилках и двое на откидных сиденьях. У санитарной машины был плавный ход благодаря более мягким рессорам и гидроамортизаторам. О сохранившихся до наших дней ГАЗ-55 сведений нет, на выставке «Моторы войны» представлен макет автомобиля. Похожий санитарный автобус можно увидеть в кинокомедии Гайдая «Кавказская пленница», но, по мнению знатоков, в кадре вовсе не ГАЗ-55.


Командирский автомобиль ГАЗ-64 (СССР) считается первым советским серийным внедорожником. Это полноприводный автомобиль с открытым кузовом с вырезами вместо дверей. В феврале 1941 года конструкторы ГАЗа получили задание на разработку легкого разведывательного автомобиля по аналогии с американскими прототипами, а уже в августе первая партия сошла с конвейера. В годы войны ГАЗ-64 получил распространение как командирский автомобиль.


Полугусеничный тягач Volvo HBT (Швеция) грузоподъёмностью 2 тонны выпускался с 1942 года на основе немецкого тягача Sd.kfz.10.


Грузовой автомобиль GMC CCKW-353 (США) – одно из самых распространенных транспортных средств Второй Мировой. С 1941 по 1945 годы было выпущено почти 600 000 грузовиков нескольких модификаций. По ленд-лизу в СССР поставлено 6700 таких машин.


Грузовой автомобиль Laffly S20TL VDP (Франция) с 1937 года поставлялся в кавалерийские войска и предназначался для перевозки 10 человек личного состава с двумя пулеметами. Закреплённые под радиатором колеса помогали преодолевать препятствия на пути.


Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» (СССР) разработан в НАТИ в 1936-1937 годах. В 1930-е годы в артиллерии наметился переход от конной тяги к использованию тягачей для перевозки пушек и боеприпасов. Малогабаритный гусеничный тягач позволял быстрее менять огневые позиции, преодолевал рвы и броды, перевозил груз в 3,5 тонны и шесть человек десанта. На «Комсомольце” использовался автомобильный двигатель от ГАЗ-М. Выпуск тягача был прекращён в июле 1941 года в связи с необходимостью увеличения производства лёгких танков.


Снегоболотоход Studebaker M29C Weasel (США) выпускался с 1942 года. После неудачных действий союзников в Норвегии инженеры озадачились созданием гусеничного транспортера, способного перевозить десантников и грузы по бездорожью. Машина доказала свою эффективность во время высадки в Нормандии и в Арденнах в 1944 году, после войны использовалась для гражданских нужд в северных штатах США.


Эвакуатор Scammell Pioneer SV/2S (Великобритания) входил в семейство тяжелых грузовых автомобилей Pioneer, которое с 1938 года разрабатывала компания Scammell Lorries Limited. Использовался для эвакуации с поля боя повреждённых танков.


Бронетранспортёр Chevrolet C15TA на шасси полноприводного грузовика Chevrolet C15A (Канада) разработан конструкторами General Motors of Canada в 1943 году. Машина эксплуатировалась и в послевоенные годы, вплоть до конца 1960-х годов.


Бронеавтомобиль Д-8 (СССР) был создан конструктором Н.Дыренковым в 1931 году на шасси ГАЗ-А. Всего было изготовлено 60 машин Д-8 и зенитного варианта Д-12, которые участвовали в Советско-финской и в первые годы Великой Отечественной войн.


Самоходная зенитная установка М16 Multiple Gun Motor Carriage (США) была разработана в 1942—1943 годах как улучшенная версия ЗСУ M13 и обладала большей огневой мощью. 1000 модернизированных машин под индексом М17 были поставлены в Советский Союз по ленд-лизу.


Самоходная артиллерийская установка 10,5cm leFH 18-4 auf Geschutzwagen Lr.S.(f) (Германия). После окончания весенней кампании 1940 года немецкие войска захватили более трех сотен машин семейства Lorraine 37L. Первоначально их применяли как артиллерийские тягачи, компоновка машины позволяла создавать на ее базе и артиллерийские установки.

Адрес музея: улица Братьев Фомченко, 16 (метро «Парк Победы»)

Ну а на открытых площадках Музея Великой Отечественной войны представлен весь спектр боевой техники: танки, артиллерия, авиация.
Центральный музей Великой Отечественной войны: http://www.poklonnayagora.ru/

Бонус. На Московском Международном автосалоне-2014 в «Крокус Экспо» экспонировалась колёсная техника времён Второй Мировой войны, представленная «Моторами войны» и «Мотомиром Вячеслава Шеянова».


Командирский автомобиль BMW typ 325 Kfz/1 (Германия) – машина повышенной проходимости, выпускавшаяся с 1937 по 1940 год.


Артиллерийский тягач Chevrolet 8840/CGT Cab 12 (Канада) – разработан в 1937 году для перевозки английских гаубиц, с 1940 года выпускался и в Канаде.


Мотоциклы М-73 (СССР) производились в 1944-1947 годах


Бронеавтомобиль Daimler Scout Car Dingo Mk.III (Великобритания) – бронемашина-разведчик


Артиллерийский тягач Fiat SPA TL.37 (Италия) – победитель конкурса, объявленного итальянским Военным Министерством в 1935 году. Полноприводный автомобиль предназначался для перевозки лёгких гаубиц и боекомплекта к ним.


Разведывательный автомобиль-амфибия VW kDF Typ 166 Schwimmwagen (Германия) – полноприводный автомобиль с подключением гребного винта. Первые образцы Typ 128 были разработаны фирмой Порше и прошли испытания в 1940 году. Модернизированный Typ 166 серийно выпускался с 1942 по 1944 год, за это время было изготовлено свыше 14 000 Schwimmwagen.


Мотоцикл Gilera Marte (Италия), 1942 год


Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 Kfz.15 (Германия) – серийно выпускался с 1937 по 1943 год в четырёх модификациях. В ранних версиях в средней части машины устанавливались запасные колёса, которые для улучшения проходимости могли крутиться.


Командирский автомобиль Humber FWD (Великобритания) за угловатую форму кузова и капота получил прозвище «Box» (коробка), использовался как командирский или связной. Производился с 1941 по 1945 год.


Командирский автомобиль Kurogane Type 95 (Япония) – полноприводный автомобиль, разработанный фирмой Nihon Nainenki по заказу японской императорской армии. Kurogane переводится как «чёрная сталь».


Артиллерийский тягач Latil M7T1 (Франция) производился с 1938 года и предназначался для перевозки лёгкой противотанковой пушки.


Командирский автомобиль Mercedes-Benz L 1500A Kfz.70 (Германия) рассчитан на первозку восьми человек, включая водителя. Полноприводные шасси L 1500A производились с 1941 по 1943 год. На этом шасси выпускались также грузовые и пожарные машины.


Разведывательный автомобиль ГАЗ-64 (прототип) изготовлен в апреле 1941 года по проекту конструктора В.Грачёва. Ставя задачу, военное руководство предлагало взять за образец американский Ford Pigmy.


Мотоцикл Norton Big Four 633 (Великобритания), 1939 год


Тяжёлый командирский автомобиль Steyr Typ 270 Kfz/69 (Германия) разработан в 1941 году Фердинандом Порше, выпускался с 1941 по 1944 год в количестве 12450 экземпляров.


Мотоцикл Rikuo Type 97 (Япония), 1938 год


Командирский автомобиль Tatra 57K Kfz.1 (Чехия) разработан на основе Татры 1932 года для нужд чехословацкой армии, а после оккупации страны использовался немецким Вермахтом.


Командирский автомобиль Willys MB (США) один из самых массовых автомобилей, всего произведено около 360 000 машин. В Советской Армии использовалось около 50 000 машин, поставленных в СССР по ленд-лизу.


Командирский автомобиль ГАЗ-61 (СССР) приняли на вооружение Красной Армии в 1939 году. Представленный на выставке экземпляр был изготовлен в сентябре 1942 года и, согласно документам, находился в распоряжении маршала Георгия Жукова.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Набережная Тараса Шевченко (от сталинок до Хоттабыча)…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, автомобили, город на память, Моторы войны, прогулки по Москве, военный музей, Вторая Мировая война.

Другие публикации