14.11.2018 07:51

«Король умер — да здравствует король!» Новое воплощение датского принца

В рамках биеннале театрального искусства на сцене РАМТ московским зрителям был представлен спектакль театра имени Ленсовета «Гамлет» в постановке Юрия Бутусова.

Этой осенью в рамках биеннале театрального искусства на сцене РАМТ московским зрителям был представлен спектакль театра имени Ленсовета (Санкт-Петербург) «Гамлет» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира в постановке Юрия Бутусова.

Это уже не первый «Гамлет», поставленный Бутусовым. Первый прогремел на питерской сцене лет 10 тому назад, явив зрителям Гамлета — Михаила Трухина, Клавдия — Константина Хабенского, Полония — Михаила Пореченкова и Марину Голуб в роли Гертруды. После ее гибели эта постановка «Гамлета» была снята с репертуара. Однако, через несколько лет Юрий Бутусов создал другого «Гамлета», не похожего на своего предшественника. И вообще ни на кого не похожего.

Положим, что Гамлет — женщина — это уже не новость с тех пор, как Сара Бернар — в мужском костюме и при шпаге — взяла в руку бутафорский череп придворного шута. Возможно, где-то для поддержания всемирного равновесия уже существовала Офелия мужского пола. Допустим, что игра со сменой пола в данном случае — не главное. Но как известно, Юрий Бутусов — признанный мастер шоковой терапии от мира театра, поэтому приготовьтесь — будет непросто.

«Благочестивая» часть Офелии в новой версии «Гамлета» выглядит более, чем непривычно. Тщательно загримированный Фёдор Пшеничный, закованный, зажатый, раздавленный рамками, условностями и запретами является страшной пародией на внутренний мир юной девушки, получившей излишне аскетичное религиозное воспитание. В его сведенных судорогой руках, застывшей на лице маске, нарушаемой лишь нервным тиком, рваных движениях сквозит нечто настолько жуткое, что хочется, чтобы это был сон и немедленно проснуться. И только незадолго до, смерти, потеряв рассудок и обретя свободу, Офелия (теперь Юстина Вонщик) приобретает свой кроткий милый образ, давно известный и любимый.

Клавдий — Сергей Перегудов — Каин, но уже без печати, гарантирующей ему неприкосновенность, а поэтому мучительно страдающий не только от последствий своих преступлений, но и от страха неизбежной смерти. Он пытается быть веселым, строит козни принцу, бахвалится, пьет и опускается все ниже. Дух обреченности и отчаяния владеет его душой и телом, одетым то в щегольскую белоснежную пару, то в лохмотья. И почти всегда — хлопчатобумажные перчатки без пальцев, которые почему-то обычно носят бомжи и уличные торговцы — ранее белые, а теперь поношенные и грязные как совесть нового короля. Его супруга (Евгения Евстигнеева) — прекрасная и скорбная, которую не портят ни рыжий, почти клоунский парик, ни подчеркнуто вульгарный грим, которая остается королевой — матерью Гамлета, несчастной, благородной и изысканной, не способной опуститься ни при каких обстоятельствах. Она играет лицом, взглядом, молчанием, просто одним присутствием, подобно цветам, которым не надо делать никаких усилий, чтобы быть прекрасными.

И наконец, Гамлет — духовная сущность без пола и возраста. Принц, воплощенный Лаурой Пицхераули, это беспомощный хрупкий ребенок, страдающий от несправедливости, непонимания и необходимости мстить. В нем нет обреченности Клавдия или жутковатой закомплексованности Офелии. Он выше этого, он не здесь, его часто сопровождает призрак отца, который носит его на руках, поэтому Гамлету нет необходимости гибнуть на дуэли. Он выходит под занавес, готовый сражаться, Горацио подтаскивает ему гигантский деревянный меч, который весит больше, чем сам Гамлет, и в этом безумном, гротескном, немного мультяшном финале скрыто, спрятано столько слоев смысла, что после занавеса спектакль все продолжается и продолжается в сознании зрителя, потерявшегося среди времен и пространств.

И еще одна приятная, на мой взгляд, неожиданность. Перевод пьесы сделан современным автором Андреем Черновым, поэтому, кроме красивых монологов, вас ждет несколько очень симпатичных и талантливых веселых эпизодов, не свойственных традиционной трактовке «Гамлета». Итак, если у вас есть время, возможность и желание думать, этот спектакль для вас. Судя по всему, «Гамлет» бессмертен. Он меняется, приспосабливается, но никогда не кончается: как только проходит время одного «Гамлета», ему на смену приходит новый — другой, непохожий, но узнаваемый, являющийся его продолжением и развитием. Еще Экклезиаст замечал, что нет ничего нового в этом старом мире: «Король умер — да здравствует король!»

Шекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий БутусовШекспир, Гамлет, реж. Юрий Бутусов

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: премьера, Гамлет, Шекспир, РАМТ.

Комментарии


Другие публикации

20.02.2019 в 19:18

«Тобол» Гардемарины возвращаются


Когда хочется уехать в отпуск надо ходить на такие фильмы, как «Тобол» - сразу и остынешь, и успокоишься.

20.02.2019 в 16:54

В Москве прошла премьера эпоса «Тобол»


В торжественной обстановке съемочная группа представила картину на суд зрителей.

16.02.2019 в 13:11

Молчите. И не говорите, что вас это не касается


На сцене московского театра Школа Современной Пьесы под руководством Иосифа Райхельгауза состоялась премьера спектакля «Ганди молчал по субботам».

11.02.2019 в 21:53

«Моби Дик»: в океане рока и поэзии


В Культурном центре «Москвич» состоялась премьера рок-поэмы, вдохнувшая новую жизнь в легендарного «Моби Дика».

06.02.2019 в 16:07

Армамагедон в «ЛЕГО фильм 2»


Эммет и его друзья возвращаются, чтобы вновь спасти мир.

05.02.2019 в 11:28

Рецепт семейного счастья: главное — подливка!


Театр имени Вахтангова приготовил подарок - прекрасный спектакль по пьесе Эдуардо де Филиппо "Суббота, воскресенье, понедельник".

25.01.2019 в 07:04

«Матросская Тишина» — спектакль про бесконечную жизнь


Московский театр Олега Табакова возвращает на сцену спектакль «Матросская Тишина» с обновлённым актёрским составом.

18.01.2019 в 17:02

«Идёшь на музыкальный спектакль — тебе показывают цирк»


Накануне мировой премьеры спектакля «Пассажиры», которая состоится 18 января, для представителей СМИ провели пресс-показ необычной театрально-цирковой постановки.

18.01.2019 в 10:53

Офелия здесь больше не живёт


Пьеса-сон «Ophelia is calling» в пустом театре, находящемся на грани между «заброшено» и «на ремонте». Сон на грани пробуждения.

15.01.2019 в 09:07

Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!


Громкая премьера театрального сезона МХТ им. Чехова — драматический пластический спектакль «XX век. Бал».

01.01.2019 в 17:53

Dance. Dance. Dance на сцене Александринского театра


Сразу три премьеры Мариинского театра: Игорь Колб, Данила Корсунцев и Евгений Иванченко, представили проект Dance.Dance.Dance на сцене Александринского театра.

26.12.2018 в 00:11

«Город на память». 382. Большая Дмитровка дворянская


На Дмитровке начинался важнейший торговый путь к верховьям Волги на Дмитров, здесь давали балы и играли спектакли, построили электростанцию и хранили ленинский архив.

22.12.2018 в 17:26

«Город на память». 358. Театральная площадь и Малый театр


Под руководством Осипа Бове был разработан проект будущей Театральной площади с четырьмя симметрично стоящими зданиями по периметру.

21.12.2018 в 11:10

Вечно живой Ильич в Маяковке


В Театре Маяковского два года шли разговоры о том, что художественный руководитель Миндаугас Карбаускис собирается поставить «Обломова».

19.12.2018 в 22:52

«Город на память». 328. РАМТ (Центральный детский театр)


После революции здание перешло к театру-студии МХАТ 2-й, где Михаил Чехов ставил преимущественно классический репертуар, игнорируя современную советскую драматургию.

18.12.2018 в 11:55

Макбет


В театре на Малой Бронной премьера — «Макбет» в постановке Антона Яковлева.