15.11.2018 19:43

«Город на память». 147. Городок художников на Масловке

19 октября 2014 года
Фотопроект «Город на память». 147. Городок художников на Масловке

В конце 1920-х годов на Верхней Масловке началась реализация социального проекта для московской творческой интеллигенции: здесь планировалось построить Городок художников, где скульпторы и живописцы могли бы и жить, и творить в достаточно комфортных для того времени условиях. Идея поддержать художников была вполне разумная — советская власть уделяла большое внимание искусству (надо полагать, в первую очередь, пропагандистскому), а творческий люд после революции и гражданской войны жил бедно.

Осуществить проект в полном объёме не удалось, но несколько домов-мастерских в стиле конструктивизма были построены и со временем стали культовым местом и для больших мастеров, и для молодых авторов. Хотя сами здания сейчас выглядят уже не так торжественно, как в лучшие годы, но внутри по-прежнему живут и работают художники.

Архитектурный комплекс в виде огромного «корабля искусств» спроектировала бригада АСНОВА — сообщество архитекторов-рационалистов, костяк которого составляли выпускники ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа, ученики Н.Ладовского, Н.Докучаева и В.Кринского. Архитекторы-«бригадиры» исповедовали метод коллективного творчества, где каждый автор может проявить свою творческую индивидуальность без диктата руководителя.

Инициаторами создания Городка художников выступили писатель Максим Горький и художник Игорь Грабарь, Моссовет поддержал идею, а государство выделило на строительство творческой коммуны миллион рублей. Подходящее несуетное место нашлось на Верхней Масловке, с одной стороны, почти под окнами, находится Петровский парк, с другой, чуть подальше — леса и плантации Тимирязевской академии, раздолье для живописцев-пейзажистов. Окрестные улицы были застроены почти деревенскими одно-двухэтажными деревянными домами. Соседство со стадионом «Динамо» тоже в плюс — фактурные фигуры мускулистых атлетов вполне могли вдохновить художников на создание работ, прославляющих молодой советский спорт.

Архитекторами комплекса стали Ю.Герасимов, В.Кринский, Л.Лисенко, А.Рухлядев, инженер Ю.Рубинштейн.

В 1929-1932 годах на месте сгоревших павильонов кинофабрики Межрабпом-Русь был построен 1-й производственный дом художников (корпус «Ж» по генеральному плану, современный адрес: Верхняя Масловка, дом 9). В шестиэтажном здании квартиры соседствовали с мастерскими, а также располагались клуб с библиотекой по искусству, общественная столовая, детский сад. Государство частично финансировало столовую, а её персонал составляли жены художников. Творцы, ненадолго прервав работу в мастерских и не выходя из дома, могли в любое время получить вкусный обед за очень небольшую плату. На втором этаже, над столовой, оборудовали комнату, где собиралась молодежь. Там играли в шашки или шахматы, танцевали. Зимой во дворе заливали каток. В этом доме жили и работали художники А.Матвеев, И.Грабарь, С.Алешин, А.Тышлер, Ф.Богородский и другие.

«За Бутырской заставой широкая, пустынная улица… разбросанные между дворов и палисадников домишки… Но мимо Петровского парка, к стадиону «Динамо» уже проходит линия современнейшего транспорта Москвы — троллейбуса, соперника одноколейного трамвайного пути, тянущегося через Масловку. И определяя собой облик всей Масловки, растет из года в год «Московский Монпарнас» — «Городок художников». Первый корпус, законченный в 1930 году, высится шестиэтажным утесом — кубатура двадцать пять тысяч метров. Первое, что в нем замечательно, — это огромные светлые, построенные по последнему слову строительной техники, мастерские. Затем квартиры. Удобные, светлые, чистые, благоустроенные. 130 художников, прославленных и еще не нашедших славы, живут и работают в этом доме…» — писал в 1934 году журнал «Творчество».


Жилая пристройка корпуса «Ж»

В 1933 году началось строительство семиэтажного корпуса мастерских «А» (Верхняя Масловка, дом 1). Архитекторы В.Кринский, А.Рухлядев. В этом доме работали художники В.Ватагин, С.Герасимов, И.Грабарь, А.Кибальников и другие.

Память о знаменитых жильцах городка сохранена в мемориальных досках на фасадах. Многие произведения искусства, экспонирующиеся в столичных музеях и выставочных залах, родились в мастерских на Верхней Масловке. «На Верхней Масловке» — так называется и художественный кинофильм о судьбе скульптора, снятый в 2004 году режиссером Константином Худяковым по книге Дины Рубиной.


В 1934 году стали возводить жилой корпус «Б» — восьмиэтажный трёхподъездный кирпичный дом с квартирами художников (Петровско-Разумовская аллея, д. 2). Архитекторы Ф.Кринский, А.Рухлядев. В этом доме жили В.Фаворский, В.Ватагин, Ю.Пименов, А.Пластов и другие.


К 20-летию Октябрьской революции фасад был окрашен в авангардистском стиле, но вскоре была восстановлена более традиционная окраска

В октябре 1934 года руководство МОСХ (Московского Союза художников) утвердило Перспективу строительства, разработанную 2-ой Проектной Мастерской Моссовета. По этой документации был составлен технический проект на возведение еще нескольких зданий: это корпуса мастерских и квартир («В», «Г», «Д», «И»), выставочное здание («Е»), ясли и клуб-столовая в виде пристройки к существующему корпусу «Ж». Но вместо запланированного 1935 года строительство очередного корпуса началось только после войны.

Двенадцатиэтажный жилой дом с мастерскими художников (корпус «В» по генеральному плану, Верхняя Масловка, дом 3) строился в 1949—1954 годы. Архитекторы В.Кринский, Л.Лисенко, инженер Ю.Рубинштейн. Корпус «В» вплотную примыкает к корпусу «А», и составляет с ним одно архитектурное целое. Лепнина по фасаду отличает этот корпус от аскетично оформленных соседей по городку. Жилые части сообщаются с мастерскими через внутренние лестницы. На первом этаже находятся большие мастерские высотой в шесть метров для работы скульпторов. В здании располагается Детский сад № 2296 и магазин товаров для художников. По проекту 1934 года на пьедесталах второго этажа, служащих одновременно разделяющими стенками для балконов, должны были располагаться скульптурные фигуры Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Ван-Дейка, Рембрандта и других известных художников. В этом доме работали художники: Е.Белашова, Д.Дубинский, Е.Кибрик, Д.Мочальский, С.Чуйков, Ф.Решетников, А.Грубе, А.Кузнецова и другие.

Этот дом стал последней постройкой Городка художников, по различным причинам реализация проекта была прекращена. В 1960-1970-е годы на территории появились типовые жилые дома и поликлиника. В 2000 годы над городком нависла угроза сноса, но здания, имеющие мемориальную ценность, удалось отстоять. Годы берут своё, коммуникации приходят в негодность, но конкретные планы возможного ремонта или реконструкции пока не озвучены.

Художникам разных поколений, архитектуре и истории городка посвящен сайт: http://www.maslovka.org/
Любопытная публикация о Городке художников (2008): http://allerleiten.livejournal.com/616558.html

Как сообщает сайт http://arublev.ru/, «В 2003 году по инициативе жителей городка, московской творческой интеллигенции, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была образована православная община во имя преподобного Андрея Рублева. Место для церкви во имя величайшего русского иконописца и художника было выбрано неслучайно. «Городок художников на Верхней Масловке» – единственный в мире комплекс зданий, специально построенных для работы и жизни художников. Каждое из них само — памятник истории культуры и архитектуры. На этих домах можно встретить мемориальные доски, посвященные выдающимся отечественным художникам Грабарю, Герасимову, Пластову, Пименову, Чуйкову, Бабурину, Кибрику. Советская власть, понимавшая необходимость контакта с художниками, поощряла их деятельность, но в то же время препятствовала обращению живописцев к духовной сфере. Изучение старинных икон в музеях не возбранялось, но работающего храма поблизости от «городка художников» не было. Как известно, основы древнерусской иконописи были развиты в рамках академической школы. С возвращением религиозных свобод в конце прошлого века ситуация изменилась, у художников и жителей района появилась возможность построить храм во имя преподобного Андрея Рублева».

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете — Нижняя Масловка и Верхняя Масловка…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, архитектура, Масловка, искусство, город на память, прогулки по Москве.

Другие публикации

08.09.2020 в 00:30

День закрытия 33-й Московской международной книжной ярмарки в «Манеже»


Корреспондент «РБ» делится фото и сопровождает их судорожной рефлексией от крайнего дня ММКЯ

12.08.2020 в 16:05

ВДНХ отметила День рождения


После нескольких месяцев онлайн-мероприятий на ВДНХ вернулись развлечения.

12.08.2020 в 15:55

Ускорить оформление ДТП поможет велопатруль


В Москве на Лесной улице и внутри Бульварного кольца приступил к работе велопатруль.

22.07.2020 в 22:56

Опасная пицца


Сумка курьера парализовала движение в центре Москвы и доставила хлопот спецслужбам. Рассказывает наш корреспондент.

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.