15.11.2018 19:43

«Город на память». 147. Городок художников на Масловке

19 октября 2014 года
Фотопроект «Город на память». 147. Городок художников на Масловке

В конце 1920-х годов на Верхней Масловке началась реализация социального проекта для московской творческой интеллигенции: здесь планировалось построить Городок художников, где скульпторы и живописцы могли бы и жить, и творить в достаточно комфортных для того времени условиях. Идея поддержать художников была вполне разумная — советская власть уделяла большое внимание искусству (надо полагать, в первую очередь, пропагандистскому), а творческий люд после революции и гражданской войны жил бедно.

Осуществить проект в полном объёме не удалось, но несколько домов-мастерских в стиле конструктивизма были построены и со временем стали культовым местом и для больших мастеров, и для молодых авторов. Хотя сами здания сейчас выглядят уже не так торжественно, как в лучшие годы, но внутри по-прежнему живут и работают художники.

Архитектурный комплекс в виде огромного «корабля искусств» спроектировала бригада АСНОВА — сообщество архитекторов-рационалистов, костяк которого составляли выпускники ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа, ученики Н.Ладовского, Н.Докучаева и В.Кринского. Архитекторы-«бригадиры» исповедовали метод коллективного творчества, где каждый автор может проявить свою творческую индивидуальность без диктата руководителя.

Инициаторами создания Городка художников выступили писатель Максим Горький и художник Игорь Грабарь, Моссовет поддержал идею, а государство выделило на строительство творческой коммуны миллион рублей. Подходящее несуетное место нашлось на Верхней Масловке, с одной стороны, почти под окнами, находится Петровский парк, с другой, чуть подальше — леса и плантации Тимирязевской академии, раздолье для живописцев-пейзажистов. Окрестные улицы были застроены почти деревенскими одно-двухэтажными деревянными домами. Соседство со стадионом «Динамо» тоже в плюс — фактурные фигуры мускулистых атлетов вполне могли вдохновить художников на создание работ, прославляющих молодой советский спорт.

Архитекторами комплекса стали Ю.Герасимов, В.Кринский, Л.Лисенко, А.Рухлядев, инженер Ю.Рубинштейн.


Проект: http://fotki.yandex.ru/next/users/babs71/album/204478/view/901143

В 1929-1932 годах на месте сгоревших павильонов кинофабрики Межрабпом-Русь был построен 1-й производственный дом художников (корпус «Ж» по генеральному плану, современный адрес: Верхняя Масловка, дом 9). В шестиэтажном здании квартиры соседствовали с мастерскими, а также располагались клуб с библиотекой по искусству, общественная столовая, детский сад. Государство частично финансировало столовую, а её персонал составляли жены художников. Творцы, ненадолго прервав работу в мастерских и не выходя из дома, могли в любое время получить вкусный обед за очень небольшую плату. На втором этаже, над столовой, оборудовали комнату, где собиралась молодежь. Там играли в шашки или шахматы, танцевали. Зимой во дворе заливали каток. В этом доме жили и работали художники А.Матвеев, И.Грабарь, С.Алешин, А.Тышлер, Ф.Богородский и другие.


Корпус «Ж». 1935-1936 гг.: https://pastvu.com/p/24175


Корпус «Ж». 1993 год: https://pastvu.com/p/28030

«За Бутырской заставой широкая, пустынная улица… разбросанные между дворов и палисадников домишки… Но мимо Петровского парка, к стадиону «Динамо» уже проходит линия современнейшего транспорта Москвы — троллейбуса, соперника одноколейного трамвайного пути, тянущегося через Масловку. И определяя собой облик всей Масловки, растет из года в год «Московский Монпарнасс» — «Городок художников». Первый корпус, законченный в 1930 году, высится шестиэтажным утесом — кубатура двадцать пять тысяч метров. Первое, что в нем замечательно, — это огромные светлые, построенные по последнему слову строительной техники, мастерские. Затем квартиры. Удобные, светлые, чистые, благоустроенные. 130 художников, прославленных и еще не нашедших славы, живут и работают в этом доме…» — писал в 1934 году журнал «Творчество».


Жилая пристройка корпуса «Ж»

В 1933 году началось строительство семиэтажного корпуса мастерских «А» (Верхняя Масловка, дом 1). Архитекторы В.Кринский, А.Рухлядев. В этом доме работали художники В.Ватагин, С.Герасимов, И.Грабарь, А.Кибальников и другие.

Память о знаменитых жильцах городка сохранена в мемориальных досках на фасадах. Многие произведения искусства, экспонирующиеся в столичных музеях и выставочных залах, родились в мастерских на Верхней Масловке. «На Верхней Масловке» — так называется и художественный кинофильм о судьбе скульптора, снятый в 2004 году режиссером Константином Худяковым по книге Дины Рубиной.


В 1934 году стали возводить жилой корпус «Б» — восьмиэтажный трёхподъездный кирпичный дом с квартирами художников (Петровско-Разумовская аллея, д. 2). Архитекторы Ф.Кринский, А.Рухлядев. В этом доме жили В.Фаворский, В.Ватагин, Ю.Пименов, А.Пластов и другие.


К 20-летию Октябрьской революции фасад был окрашен в авангардистском стиле, но вскоре была восстановлена более традиционная окраска

В октябре 1934 года руководство МОСХ (Московского Союза художников) утвердило Перспективу строительства, разработанную 2-ой Проектной Мастерской Моссовета. По этой документации был составлен технический проект на возведение еще нескольких зданий: это корпуса мастерских и квартир («В», «Г», «Д», «И»), выставочное здание («Е»), ясли и клуб-столовая в виде пристройки к существующему корпусу «Ж». Но вместо запланированного 1935 года строительство очередного корпуса началось только после войны.


Корпус «В». 1955-1961 гг.: https://pastvu.com/p/28054

Двенадцатиэтажный жилой дом с мастерскими художников (корпус «В» по генеральному плану, Верхняя Масловка, дом 3) строился в 1949—1954 годы. Архитекторы В.Кринский, Л.Лисенко, инженер Ю.Рубинштейн. Корпус «В» вплотную примыкает к корпусу «А», и составляет с ним одно архитектурное целое. Лепнина по фасаду отличает этот корпус от аскетично оформленных соседей по городку. Жилые части сообщаются с мастерскими через внутренние лестницы. На первом этаже находятся большие мастерские высотой в шесть метров для работы скульпторов. В здании располагается Детский сад № 2296 и магазин товаров для художников. По проекту 1934 года на пьедесталах второго этажа, служащих одновременно разделяющими стенками для балконов, должны были располагаться скульптурные фигуры Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Ван-Дейка, Рембрандта и других известных художников. В этом доме работали художники: Е.Белашова, Д.Дубинский, Е.Кибрик, Д.Мочальский, С.Чуйков, Ф.Решетников, А.Грубе, А.Кузнецова и другие.

Этот дом стал последней постройкой Городка художников, по различным причинам реализация проекта была прекращена. В 1960-1970-е годы на территории появились типовые жилые дома и поликлиника. В 2000 годы над городком нависла угроза сноса, но здания, имеющие мемориальную ценность, удалось отстоять. Годы берут своё, коммуникации приходят в негодность, но конкретные планы возможного ремонта или реконструкции пока не озвучены.


1982-1984 гг.: https://pastvu.com/p/30957
Вид с Малой спортивной арены стадиона «Динамо». В кадре корпуса «Б» и «В» Городка художников и поликлиника. А Малой динамовской арены (как и бассейна, и гимнастического зала) уже не существует, на месте этих сооружений, где в советское время занимались спортом профессионалы, физкультурники, школьники, в 2014 году полным ходом идёт возведение офисно-жилого квартала.

Художникам разных поколений, архитектуре и истории городка посвящен сайт: http://www.maslovka.org/
Любопытная публикация о Городке художников (2008): http://allerleiten.livejournal.com/616558.html

Как сообщает сайт http://arublev.ru/, «В 2003 году по инициативе жителей городка, московской творческой интеллигенции, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была образована православная община во имя преподобного Андрея Рублева. Место для церкви во имя величайшего русского иконописца и художника было выбрано неслучайно. «Городок художников на Верхней Масловке» – единственный в мире комплекс зданий, специально построенных для работы и жизни художников. Каждое из них само — памятник истории культуры и архитектуры. На этих домах можно встретить мемориальные доски, посвященные выдающимся отечественным художникам Грабарю, Герасимову, Пластову, Пименову, Чуйкову, Бабурину, Кибрику. Советская власть, понимавшая необходимость контакта с художниками, поощряла их деятельность, но в то же время препятствовала обращению живописцев к духовной сфере. Изучение старинных икон в музеях не возбранялось, но работающего храма поблизости от «городка художников» не было. Как известно, основы древнерусской иконописи были развиты в рамках академической школы. С возвращением религиозных свобод в конце прошлого века ситуация изменилась, у художников и жителей района появилась возможность построить храм во имя преподобного Андрея Рублева».


Эскиз однокупольного храма прп. Андрея Рублева, http://arublev.ru/

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — Нижняя Масловка и Верхняя Масловка…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, архитектура, Масловка, искусство, город на память, прогулки по Москве.

Другие публикации

01.02.2020 в 01:58

«Город на память». 550. Московское такси


«Какой-то шофёр привесил к своему небольшому «Ольдс-мобилю» плакат «Извозчик, такса по соглашению».

29.01.2020 в 00:57

«Город на память». 549. «Москва-Сити» — город на ладони


«Кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве…»

27.01.2020 в 11:44

«Город на память». 548. Московский Кремль туристический


До революции в кремлёвских соборах совершались богослужения, москвичи могли свободно гулять в Тайницком саду и посещать царские дворцы.

24.01.2020 в 15:45

«Город на память». 546. Московский Кремль — крепость и некрополь


Само слово «кремль» с XIV века получило распространение на Руси и пришло на смену слову «детинец», означавшему наиболее древнюю и хорошо укреплённую часть поселения.

21.01.2020 в 22:09

«Город на память». 545. Красная площадь. Военные парады


После Октябрьской революции Москва вернула себе столичный статус и право максимально торжественно отмечать государственные праздники.

15.01.2020 в 19:23

«Город на память». 543. Московский автобус. История


При масштабном строительстве новых зданий рельсы служили помехой и куда более мобильный автобус стал вытеснять привязанный к рельсам и контактной сети трамвай.

12.01.2020 в 19:37

«Город на память». 542. Московский трамвай. История


Сначала была конка. А спустя полвека по московским улицам помчался электрический трамвай.

10.01.2020 в 17:58

«Город на память». 541. Тверская застава


Последнее в истории Москвы заградительное сооружение вокруг города было построено к 1742 году - земляной Камер-Коллежский вал служил таможенной границей.

05.01.2020 в 02:41

«Город на память». 538. Триумфальная арка и площадь Маяковского


Хотя площадь на пересечении Тверской улицы и Садового кольца сейчас именуется Триумфальной, о правильности её названия можно поспорить.

30.12.2019 в 02:19

«Город на память». 537. Щербинка. Экспериментальное кольцо


Полигон представлял собой одиночный железнодорожный путь в форме правильной окружности протяжённостью 6 километров, с постоянным радиусом 956 метров и нулевым уклоном.

28.12.2019 в 20:47

«Город на память». 536. Останкино 2019


Фотопроект «Город на память» похож на мозаику, из которой складывается разноцветная картина истории Москвы, и каждый год добавляет к ней новые штрихи.

27.12.2019 в 16:40

«Город на память». 535. Яуза. Берниковская набережная и устье


У подножия Таганского холма построено самое торжественное здание на Яузе - одна из семи сталинских высоток. Возле неё и расположено устье Яузы, впадающей в Москву-реку.