17.11.2018 13:49

«Город на память». 151. Улица Советской Армии

21 ноября 2014 года
Фотопроект «Город на память». 151. Улица Советской Армии

В 1748 году императрица Елизавета Петровна повелела устроить за Мещанской слободой первое в истории Москвы городское кладбище. В 1934 году оно было закрыто, а в 1976-м 2-й Лазаревский переулок, некогда ведущий к некрополю из центра города, был переименован в улицу Советской Армии. Улица эта не слишком длинная, но насыщенная достопримечательностями, здесь и Музей Вооружённых сил СССР, и Театр Советской Армии, и старинный Храм Сошествия Святого Духа, а для любителей рок-музыки — клуб Plan B. С 2006 по 2010 год дворик дома № 13 был украшен скульптурной композицией на тему романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Парк «Фестивальный»

Задолго до указа императрицы Елизаветы на этом месте существовало небольшое кладбище для нищих и безродных людей, а в 1746 году сюда перевели «Убогий дом», куда привозили неопознанные трупы. Впоследствии последний приют здесь обретал не только бедный люд, но и представители духовенства и дворянства. На 22 гектарах произведено около 50 000 захоронений. В 1934 году кладбище закрыли и вскоре полностью ликвидировали, разбив «на костях» «Детский парк имени Ф.Э.Дзержинского». В 1985 году парк реконструировали, назвав «Фестивальный», вероятно, в связи с проведением в Москве Международного фестиваля молодёжи и студентов.

Уже в наши дни к старым оранжереям и конюшням добавился спортивно-оздоровительный комплекс с крытыми теннисными кортами и площадками для мини-футбола. От советских времён осталась и летняя эстрада. Парк нельзя назвать живописным или уютным, так как каждая из многочисленных построек огорожена глухими заборами, вдоль этих оград и приходится гулять горожанам. Сайт: http://dooc-festival.narod.ru/

На фото: выставка-раздача бездомных собак в хорошие руки

Храм Сошествия Святого Духа, улица Советской Армии, дом 12

Для поминовения умерших на кладбище был возведён деревянный храм в честь Воскресения праведного Лазаря Четверодневного, от него некрополь и получил своё название. Каменный храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище построен в 1782—1786 годах вместо деревянной церкви. Храм был построен по архитектурному типу «корабля»: круглая ротонда, с короткой трапезной частью, с двумя колоколенками, венчающими западный фасад, окна стилизованные под иллюминаторы. Изначально в архитектурный ансамбль (архитектор Елезвой Назаров) входило пять зданий и каменная ограда кладбища, от этих построек сохранилось только одна — бывшая богадельня, остальное разрушено при советской власти.

В 1932 году храм был закрыт властями. Согласно свидетельству очевидцев, он был приговорен богоборцами к полному разрушению, но неведомыми Божиими судьбами уцелел. Храм был объявлен памятником архитектуры и тем самым спасен от разрушения. Пока здание не пришло в аварийное состояние, в разные годы в нём находились общежитие, школа, склады. Внутри здание было перестроено, часть окон заложена кирпичом, церковные росписи замазаны краской, лепные украшения уничтожены. Храм возвращен Русской Православной Церкви в 1991 году, но ещё несколько лет в нём располагались мастерские и репетиционная сцена Театра оперетты. С 1994 года при храме в просветительских целях открыты книжный магазин и православное издательство.
Страничка общины храма сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище: http://na-lazarevskom.ru/khram-na-lazarevskom-kladb/istorija/


1981 год: https://pastvu.com/p/198717


1995 год: https://pastvu.com/p/44893

Настоятелем храма является отец Сергий (Рыбко), с которым мы записали два больших интервью. Это очень интересная и неординарная личность, к служению Церкви он пришёл из хипповской коммуны 1970-годов, а сейчас много проповедует среди молодёжи, порой даже на рок-концертах или слётах байкеров.

Отец Сергий (Рыбко):
«Как-то один олдовый хиппи из Прибалтики познакомил меня с Сашей Художником, а он уже познакомил со всеми остальными. Так в конце 1977 года я попал в систему хиппи. Года полтора я активно участвовал в этом движении. Первый же разговор с хиппами меня убедил, что нужно искать освобождение на пути духовной практики. Я раньше не думал о религии серьезно и поначалу решил, что они все с ума посходили. Но когда мне стали подробно рассказывать о Боге, Евангелие дали почитать, то я с большим уважением отнесся: здесь собака зарыта, здесь то, что я ищу. Хиппи того времени были все верующими за очень большим исключением. Они были молодые интеллектуалы, матом ругаться было не принято.

Святейший озвучил такую идею: церковь должна выходить за пределы традиционных рамок общения вплоть до создания ночных православных клубов. Там можно просто общаться, отдыхать — не молитвы петь. Ну, стриптиз в таких клубах, конечно, вряд ли допустим. А вот хороший рок — это то, что надо! Господь человеческое торжество и радость благословляет. При всей своей аскетичности церковь призывает облагородить некоторые формы общественной жизни. Церковь должна говорить на языке, понятном людям. До революции в России это всё существовало, почитайте классиков, Шмелёва, Зайцева… Вот в Самаре общался с рок-музыкантами о православии, одна девушка спрашивает: а как же формула рок-музыки «секс, наркотики и рок-н-ролл»? Это всё очень отделено. Секс, наркотики сами по себе, а рок-н-ролл для нас был философией жизни. Хотя пробовали и наркотики, но ответов там не найдёшь. Нужно знать Истину, а наркотики не дадут ответов на жизненные вопросы. Однажды Джон Леннон сказал в интервью: «Я имел глупость заявить, что буду популярнее Иисуса Христа. Я много раз об этом каялся, сожалел. На самом деле, я являюсь большим фанатом Иисуса Христа и, если наша музыка приближает людей к Нему — значит, мы играем не зря». Многие старые рокеры очень религиозные люди, Элис Купер, между прочим, сын пастора. Он сейчас бросил пить, курить, читает христианские проповеди в кирхе.

Я неоднократно бываю в школах, третьеклашки задают такие глубочайшие богословские вопросы! Опять же преподавание религии в школах проходит чисто на добровольной основе. Преподаётся история российской цивилизации, российской культуры, какие шедевры православные — «Троица» Андрея Рублёва, собор Василия Блаженного. Главная идея Православия — возлюби ближнего, как самого себя, в этом суть. Так люди наши русские жили тысячелетиями. Не только думать о людях, но и помогать, даже если тебя не просят, надо помочь. Но навязывать детям ничего нельзя. В одном медицинском училище я проводил цикл бесед «Духовные основы милосердия». До революции в российских больницах сёстры милосердия были из христианских объединений, это духовное подвижничество, сейчас их назвали бы волонтёрами. Было бы неплохо знакомить и взрослых мусульман, которые в Россию приезжают, с основами христианского менталитета, в некоторых епархиях уже открыты курсы для гастарбайтеров.

У нас Церковь поддерживает национальную идею и государство относится к Церкви, как к помощнице, и это вызывает негативную реакцию со стороны некоторых заграничных учреждений. Им не нравится, что мы поддерживаем государственность и Путина. Я не вижу альтернативы: если не Путин, то кто? Нам не нужна гражданская война. Владимир Путин сейчас воплощает целостность государства и нас не откусывают кусками».

Полностью тексты можно прочитать на сайте:
«Плыть против течения»: http://www.yamoskva.com/node/5484
«Жизнь — это экзамен на любовь»: http://www.yamoskva.com/node/12471

Жилой фонд составляют здания советской эпохи, несколько довоенных сталинок и типовых брежневок


1987 год: https://pastvu.com/p/77929


Сразу несколько жилых домов построены в 1926 году, например, дом № 15.

С 2006 по 2010 год дворик дома № 13 был украшен скульптурной композицией на тему романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
«Неразлучная парочка из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» — кот Бегемот и экс-регент Коровьев поселились в 2006 году во дворе дома № 13 по улице Советской Армии. Выпускница отделения дизайна педагогического колледжа Любовь Миросенко сделала фигуры Коровьева и Бегемота из искусственного мрамора и усадила их на скамейку. Булгаковские мотивы присутствуют и в оформлении территории для сбора мусора, стилизованной под трамвай, обезглавивший Берлиоза. Стены тепловой подстанции были расписаны сюжетами из романа: тут тебе и Воланд с Коровьевым, и аж три кота, и сам Мастер — Булгаков, присевший на скамью»,- сообщает сайт «Необычные памятники Москвы» http://www.unmonument.ru/ В 2010 году скульптурная композиция исчезла.


1975-1978 гг.: https://pastvu.com/p/39374 Средняя школа № 1414 (прежде № 607), улица Советской Армии, дом 9

Это общеобразовательное учреждение, открывшееся 1 сентября 1936 года, было известно хулиганским нравом школьников из неблагополучных семей и тем, что за его партами учился поэт Евгений Евтушенко, посвятившей школе строки:
«Норовы наши седлая,
Нас приняла, как родимых,
Школа шестьсот седьмая —
Школа неисправимых».


В 2008 году старая школа пошла под снос, а спустя год выросло новое здание по оригинальному проекту архитектурного бюро «АРСТ» (удостоен награды «Хрустальный Дедал», главной премии международного фестиваля «Зодчество»).


Клуб Plan B, Улица Советской Армии, дом 7

Для тех, кто вышел из школьного возраста, в 2006 году открылся клуб Plan B, предназначенный для проведения живых концертов, клубных вечеринок, светских событий и корпоративных мероприятий. Надо заметить, что помещение это не слишком большое, оно пристроено к панельному жилому дому 1981 года постройки.
Официальный сайт: http://planbclub.ru/

За клубной молодёжью нужен глаз да глаз, иногда не обойтись без вмешательства стражей порядка


Улица Советской Армии, дом 4 (1969 год постройки)
Студия военных художников имени М.Грекова — уникальный творческий коллектив, где под одной крышей работают тридцать мастеров живописи, графики и скульптуры. Все они — яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела, принятые в Студию на конкурсной основе. Объединяет всех художников Студии идея служения своим искусством Отечеству, воссозданию в художественных образах знаменательных страниц доблести и славы русского оружия, истории армии и народа. Творческий метод реализма положен в основу деятельности всех поколений грековцев и эстафета традиций русского реалистического искусства связывает сегодняшних грековцев с лучшими представителями русского реализма, такими как Репин, Суриков, Верещагин, Рубо. Официальный сайт: http://www.grekovstudio.ru/


Центральный музей Вооружённых Сил (архитектор Борис Бархин), улица Советской Армии, дом 2

Ещё в ноябре 1919 года возникла идея создания выставки-музея «Жизнь Красной Армии и Флота», которая вскоре была реализована в залах старинных особняков в центре города — сначала на улице Кропоткина, затем на Воздвиженке. Только в 1957 году началось проектирование большого музейного комплекса, который строился в 1960-1965 годах в северо-западной части парка ЦДСА имени Фрунзе (Екатерининского парка). Открытие экспозиции состоялось 8 мая 1965 года. Сейчас в фондах и экспозиции насчитывается более миллиона единиц хранения. Это боевые и трофейные знамёна периода гражданской и Второй мировой войн, документы, предметы живописи, фотодокументы, оружие, награды, личные вещи офицеров и солдат. На открытой площадке музея экспонируются около 157 единиц боевой артиллерийской, бронетанковой, ракетной, авиационной, военно-морской техники. Официальный сайт: http://www.cmaf.ru/


Изначально на входе стояла ракета Р-12, которую позднее передали в Калугу, в Мемориальный музей Циолковского. 1965 год: https://pastvu.com/p/62506


Музей Вооружённых Сил. 1980-1990 гг.: https://pastvu.com/p/32781

Музей охраняется 152-мм гаубицей Д-1 образца 1943 года и танком Т-34-85 1944 года, а чуть поодаль затаилась межконтинентальная баллистическая ракета Р-9


1970 год


КВ-2. 1965-1975 гг.: https://pastvu.com/p/80928


Памятник морякам атомного подводного крейсера К-141 «Курск»


Памятник погибшим воинам-десантникам 6 роты 104 Гвардейского парашютно-десантного полка 76 гвардейской воздушно-десантной дивизии

Напротив музея — административные корпуса ЦНИИАГ (институт автоматики и гидравлики), построенные в 1933 и 1971 годах.


На фото: флагшток на фасаде


Улица Советской Армии буквально упирается в здание одноимённого театра. Впрочем, после распада Советского Союза, он стал театром уже Российской армии.

Театр Красной Армии был создан в 1929 году и отправлен для культурного обслуживания войск Красной Армии на Дальнем Востоке с политическим обозрением, которое было посвящено событиям на границе с Китаем. Спустя год труппа дала первый спектакль в Москве, но своего здания у театра ещё не было. Десять лет артисты путешествовали по разным городам и воинским частям, выпустив 38 новых спектаклей. Тем временем, с 1934 по 1940 год велось строительство здания в форме пятиконечной звезды по проекту архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева.

В оформлении театра принимали участие лучшие художники-монументалисты: фрески акустического потолка расписывал Лев Бруни, железобетонный занавес-портал был сделан по эскизам замечательного графика Владимира Фаворского его сыновьями Никитой и Иваном. Плафоны над буфетами в амфитеатре создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. По специальным заказам была изготовлена мебель, плафоны и люстры. Механика сцены, спроектированная инженером Иваном Мальциным, по наши дни работает практически без ремонта — вращаются два огромных круга, а двенадцать подъемных платформ могут превратить планшет сцены из стадиона в горный пейзаж, помогая театральным художникам осуществлять все мыслимые и немыслимые замыслы сценографического оформления спектаклей.

Здание занимает десять этажей на поверхности (из них шесть — Большая сцена, два этажа — Малая сцена) и столько же подземных этажей. Большой зал рассчитан на 1520 зрительских мест, малый зал — на 400 мест. Театр располагает самой большой в Европе сценической площадкой, на которой воспроизводились сражения с участием танков и кавалерии.

По городской легенде, в годы войны архитекторов заподозрили в пособничестве врагу: если смотреть на здание сверху, то лучи пятиконечной звезды указывают в направлении вокзалов, являясь ориентиром для немецких пилотов-бомбардировщиков. Впрочем, это только конспирологическая история, на самом деле, театр был надёжно замаскирован, а архитекторы прожили долгую жизнь.

Подробный сюжет о театральных интерьерах готовится, а пока можно оценить разнообразие оригинальных светильников в фойе, коридорах, на лестницах.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — ликёро-водочный завод «Кристалл»…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, музей, религия, театр, город на память, прогулки по Москве, архитектура СССР, улица Советской Армии.

Комментарии


Другие публикации

18.08.2019 в 17:29

«Город на память». 496. Кунцево. Рабочий посёлок


Кунцевские рабочие микрорайоны небогаты «архитектурными излишествами», тем не менее представляют собой примеры гармоничной застройки с уютными дворами и фонтанами.

15.08.2019 в 21:26

Удачная посадка


Аварийная посадка самолета в поле из-за столкновения со стаей птиц.

15.08.2019 в 10:33

«Город на память». 495. Из села Кунцово в Страну Лимонию


На современном гербе района Кунцево изображена куница - вероятно, местные жители промышляли охотой на пушных зверьков в этих густых лесах.

06.08.2019 в 23:02

«Город на память». 494. Сталинки в Кожухово


К середине ХХ века Кожухово превратилось в рабочую окраину Москвы, застроенную жилыми домами и общежитиями для рабочих окрестных заводов.

04.08.2019 в 20:43

«Город на память». 493. Кожуховский затон


В 1968 году воды Москвы-реки потекли по искусственным Новинковскому и Нагатинскому рукавам.

31.07.2019 в 10:44

«Город на память». 492. Лефортово


Лефортово появилось на левом берегу Яузы напротив Немецкой слободы более 300 лет назад.

27.07.2019 в 19:44

Москва за честные выборы


В столице прошел митинг в поддержку кандидатов, не допущенных на выборы в Мосгордуму.

25.07.2019 в 09:04

«Город на память». 491. Лефортовский парк


На левом берегу Яузы в 1703 году был разбит сад, который создавался по образцу знаменитого Версальского парка, поэтому современники прозвали его «Версаль на Яузе».

19.07.2019 в 14:10

«Город на память». 490. Центральный дом архитектора


Архитектурный ансамбль ЦДА в Гранатном переулке включает в себя постройки разных эпох: дореволюционный особняк Анны Леман, сталинскую центральную часть и здание 1975 г.

18.07.2019 в 01:36

«Город на память». 489. Гранатный переулок


Гранатный переулок получил название в XVII веке по располагавшемуся здесь Гранатному двору - казённой мануфактуре по изготовлению гренад (гранат).

13.07.2019 в 23:16

«Город на память». 488. Фили «для служебного пользования»


«Город на память» показывает не только «застывшую в камне музыку» (как назвал архитектуру Иоганн Вольфганг Гете), но и живую современную жизнь мегаполиса.

11.07.2019 в 23:41

«Город на память». 487. Филёвский автобусно-троллейбусный парк


Филёвский автобусно-троллейбусный парк — один из старейших в Москве, он открылся в 1940 году.

10.07.2019 в 13:47

«Город на память». 486. Из села Гиреево в село Ивановское


В середине XIX века путь из сельца Гиреево (Гереево) в село Ивановское пролегал бы сначала лесом, а затем лугами мимо пруда и мыловаренного завода.

06.07.2019 в 23:28

Сергей Собянин: «В городе можно жить здорово, долго и счастливо»


На Moscow Urban Forum Мэр Москвы Сергей Собянин и руководители городских департаментов представили некоторые итоги работы за минувшее десятилетие.