21 ноября 2014 года
Фотопроект «Город на память». 151. Улица Советской Армии
В 1748 году императрица Елизавета Петровна повелела устроить за Мещанской слободой первое в истории Москвы городское кладбище. В 1934 году оно было закрыто, а в 1976-м 2-й Лазаревский переулок, некогда ведущий к некрополю из центра города, был переименован в улицу Советской Армии. Улица эта не слишком длинная, но насыщенная достопримечательностями, здесь и Музей Вооружённых сил СССР, и Театр Советской Армии, и старинный Храм Сошествия Святого Духа, а для любителей рок-музыки – клуб Plan B. С 2006 по 2010 год дворик дома № 13 был украшен скульптурной композицией на тему романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Парк «Фестивальный»
Задолго до указа императрицы Елизаветы на этом месте существовало небольшое кладбище для нищих и безродных людей, а в 1746 году сюда перевели «Убогий дом», куда привозили неопознанные трупы. Впоследствии последний приют здесь обретал не только бедный люд, но и представители духовенства и дворянства. На 22 гектарах произведено около 50 000 захоронений. В 1934 году кладбище закрыли и вскоре полностью ликвидировали, разбив «на костях» «Детский парк имени Ф.Э.Дзержинского». В 1985 году парк реконструировали, назвав «Фестивальный», вероятно, в связи с проведением в Москве Международного фестиваля молодёжи и студентов.
Уже в наши дни к старым оранжереям и конюшням добавился спортивно-оздоровительный комплекс с крытыми теннисными кортами и площадками для мини-футбола. От советских времён осталась и летняя эстрада. Парк нельзя назвать живописным или уютным, так как каждая из многочисленных построек огорожена глухими заборами, вдоль этих оград и приходится гулять горожанам. Сайт: http://dooc-festival.narod.ru/
На фото: выставка-раздача бездомных собак в хорошие руки
Храм Сошествия Святого Духа, улица Советской Армии, дом 12
Для поминовения умерших на кладбище был возведён деревянный храм в честь Воскресения праведного Лазаря Четверодневного, от него некрополь и получил своё название. Каменный храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище построен в 1782—1786 годах вместо деревянной церкви. Храм был построен по архитектурному типу «корабля»: круглая ротонда, с короткой трапезной частью, с двумя колоколенками, венчающими западный фасад, окна стилизованные под иллюминаторы. Изначально в архитектурный ансамбль (архитектор Елезвой Назаров) входило пять зданий и каменная ограда кладбища, от этих построек сохранилось только одна — бывшая богадельня, остальное разрушено при советской власти.
В 1932 году храм был закрыт властями. Согласно свидетельству очевидцев, он был приговорен богоборцами к полному разрушению, но неведомыми Божиими судьбами уцелел. Храм был объявлен памятником архитектуры и тем самым спасен от разрушения. Пока здание не пришло в аварийное состояние, в разные годы в нём находились общежитие, школа, склады. Внутри здание было перестроено, часть окон заложена кирпичом, церковные росписи замазаны краской, лепные украшения уничтожены.
Смотрите старые фотографии: Храм Сошествия Святого Духа. 1981 год: https://pastvu.com/p/198717
Смотрите старые фотографии: Храм Сошествия Святого Духа. 1995 год: https://pastvu.com/p/44893
Храм возвращен Русской Православной Церкви в 1991 году, но ещё несколько лет в нём располагались мастерские и репетиционная сцена Театра оперетты. С 1994 года при храме в просветительских целях открыты книжный магазин и православное издательство.
Страничка общины храма сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище: http://na-lazarevskom.ru/khram-na-lazarevskom-kladb/istorija/
Настоятелем храма является отец Сергий (Рыбко), с которым мы записали два больших интервью. Это очень интересная и неординарная личность, к служению Церкви он пришёл из хипповской коммуны 1970-годов, а сейчас много проповедует среди молодёжи, порой даже на рок-концертах или слётах байкеров.
Отец Сергий (Рыбко):
«Как-то один олдовый хиппи из Прибалтики познакомил меня с Сашей Художником, а он уже познакомил со всеми остальными. Так в конце 1977 года я попал в систему хиппи. Года полтора я активно участвовал в этом движении. Первый же разговор с хиппами меня убедил, что нужно искать освобождение на пути духовной практики. Я раньше не думал о религии серьезно и поначалу решил, что они все с ума посходили. Но когда мне стали подробно рассказывать о Боге, Евангелие дали почитать, то я с большим уважением отнесся: здесь собака зарыта, здесь то, что я ищу. Хиппи того времени были все верующими за очень большим исключением. Они были молодые интеллектуалы, матом ругаться было не принято.
Святейший озвучил такую идею: церковь должна выходить за пределы традиционных рамок общения вплоть до создания ночных православных клубов. Там можно просто общаться, отдыхать – не молитвы петь. Ну, стриптиз в таких клубах, конечно, вряд ли допустим. А вот хороший рок – это то, что надо! Господь человеческое торжество и радость благословляет. При всей своей аскетичности церковь призывает облагородить некоторые формы общественной жизни. Церковь должна говорить на языке, понятном людям. До революции в России это всё существовало, почитайте классиков, Шмелёва, Зайцева… Вот в Самаре общался с рок-музыкантами о православии, одна девушка спрашивает: а как же формула рок-музыки «секс, наркотики и рок-н-ролл»? Это всё очень отделено. Секс, наркотики сами по себе, а рок-н-ролл для нас был философией жизни. Хотя пробовали и наркотики, но ответов там не найдёшь. Нужно знать Истину, а наркотики не дадут ответов на жизненные вопросы. Однажды Джон Леннон сказал в интервью: «Я имел глупость заявить, что буду популярнее Иисуса Христа. Я много раз об этом каялся, сожалел. На самом деле, я являюсь большим фанатом Иисуса Христа и, если наша музыка приближает людей к Нему – значит, мы играем не зря». Многие старые рокеры очень религиозные люди, Элис Купер, между прочим, сын пастора. Он сейчас бросил пить, курить, читает христианские проповеди в кирхе.
Я неоднократно бываю в школах, третьеклашки задают такие глубочайшие богословские вопросы! Опять же преподавание религии в школах проходит чисто на добровольной основе. Преподаётся история российской цивилизации, российской культуры, какие шедевры православные – «Троица» Андрея Рублёва, собор Василия Блаженного. Главная идея Православия – возлюби ближнего, как самого себя, в этом суть. Так люди наши русские жили тысячелетиями. Не только думать о людях, но и помогать, даже если тебя не просят, надо помочь. Но навязывать детям ничего нельзя. В одном медицинском училище я проводил цикл бесед «Духовные основы милосердия». До революции в российских больницах сёстры милосердия были из христианских объединений, это духовное подвижничество, сейчас их назвали бы волонтёрами. Было бы неплохо знакомить и взрослых мусульман, которые в Россию приезжают, с основами христианского менталитета, в некоторых епархиях уже открыты курсы для гастарбайтеров.
У нас Церковь поддерживает национальную идею и государство относится к Церкви, как к помощнице, и это вызывает негативную реакцию со стороны некоторых заграничных учреждений. Им не нравится, что мы поддерживаем государственность и Путина. Я не вижу альтернативы: если не Путин, то кто? Нам не нужна гражданская война. Владимир Путин сейчас воплощает целостность государства и нас не откусывают кусками».
Жилой фонд составляют здания советской эпохи, несколько довоенных сталинок и типовых брежневок.
Смотрите старые фотографии: Улица Советской Армии. 1987 год: https://pastvu.com/p/77929
Сразу несколько жилых домов построены в 1926 году, например, дом № 15.
С 2006 по 2010 год дворик дома № 13 был украшен скульптурной композицией на тему романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
«Неразлучная парочка из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» – кот Бегемот и экс-регент Коровьев поселились в 2006 году во дворе дома № 13 по улице Советской Армии. Выпускница отделения дизайна педагогического колледжа Любовь Миросенко сделала фигуры Коровьева и Бегемота из искусственного мрамора и усадила их на скамейку. Булгаковские мотивы присутствуют и в оформлении территории для сбора мусора, стилизованной под трамвай, обезглавивший Берлиоза. Стены тепловой подстанции были расписаны сюжетами из романа: тут тебе и Воланд с Коровьевым, и аж три кота, и сам Мастер – Булгаков, присевший на скамью»,- сообщает сайт «Необычные памятники Москвы» http://www.unmonument.ru/ В 2010 году скульптурная композиция исчезла.
Смотрите старые фотографии: Средняя школа № 1414 (прежде № 607), улица Советской Армии, дом 9. 1975-1978 гг.: https://pastvu.com/p/39374
Это общеобразовательное учреждение, открывшееся 1 сентября 1936 года, было известно хулиганским нравом школьников из неблагополучных семей и тем, что за его партами учился поэт Евгений Евтушенко, посвятившей школе строки:
«Норовы наши седлая,
Нас приняла, как родимых,
Школа шестьсот седьмая —
Школа неисправимых».
В 2008 году старая школа пошла под снос, а спустя год выросло новое здание по оригинальному проекту архитектурного бюро «АРСТ» (удостоен награды «Хрустальный Дедал», главной премии международного фестиваля «Зодчество»).
Клуб Plan B, Улица Советской Армии, дом 7
Для тех, кто вышел из школьного возраста, в 2006 году открылся клуб Plan B, предназначенный для проведения живых концертов, клубных вечеринок, светских событий и корпоративных мероприятий. Надо заметить, что помещение это не слишком большое, оно пристроено к панельному жилому дому 1981 года постройки.
Официальный сайт: http://planbclub.ru/
За клубной молодёжью нужен глаз да глаз, иногда не обойтись без вмешательства стражей порядка
Улица Советской Армии, дом 4 (1969 год постройки)
Студия военных художников имени М.Грекова – уникальный творческий коллектив, где под одной крышей работают тридцать мастеров живописи, графики и скульптуры. Все они — яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела, принятые в Студию на конкурсной основе. Объединяет всех художников Студии идея служения своим искусством Отечеству, воссозданию в художественных образах знаменательных страниц доблести и славы русского оружия, истории армии и народа. Творческий метод реализма положен в основу деятельности всех поколений грековцев и эстафета традиций русского реалистического искусства связывает сегодняшних грековцев с лучшими представителями русского реализма, такими как Репин, Суриков, Верещагин, Рубо. Официальный сайт: http://www.grekovstudio.ru/
Центральный музей Вооружённых Сил (архитектор Борис Бархин), улица Советской Армии, дом 2
Ещё в ноябре 1919 года возникла идея создания выставки-музея «Жизнь Красной Армии и Флота», которая вскоре была реализована в залах старинных особняков в центре города – сначала на улице Кропоткина, затем на Воздвиженке. Только в 1957 году началось проектирование большого музейного комплекса, который строился в 1960-1965 годах в северо-западной части парка ЦДСА имени Фрунзе (Екатерининского парка). Открытие экспозиции состоялось 8 мая 1965 года. Сейчас в фондах и экспозиции насчитывается более миллиона единиц хранения. Это боевые и трофейные знамёна периода гражданской и Второй мировой войн, документы, предметы живописи, фотодокументы, оружие, награды, личные вещи офицеров и солдат. На открытой площадке музея экспонируются около 157 единиц боевой артиллерийской, бронетанковой, ракетной, авиационной, военно-морской техники. Официальный сайт: http://www.cmaf.ru/
Музей охраняется 152-мм гаубицей Д-1 образца 1943 года и танком Т-34-85 1944 года, а чуть поодаль в кустах затаилась межконтинентальная баллистическая ракета Р-9.
Смотрите старые фотографии: Изначально на входе стояла ракета Р-12, которую позднее передали в Калугу, в Мемориальный музей Циолковского. 1965 год: https://pastvu.com/p/62506
Смотрите старые фотографии: Центральный музей Вооружённых Сил. 1980-1990 гг.: https://pastvu.com/p/32781
1970 год
Смотрите старые фотографии: КВ-2. 1965-1975 гг.: https://pastvu.com/p/80928
Памятник морякам атомного подводного крейсера К-141 «Курск»
Памятник погибшим воинам-десантникам 6 роты 104 Гвардейского парашютно-десантного полка 76 гвардейской воздушно-десантной дивизии
Напротив музея – административные корпуса ЦНИИАГ (институт автоматики и гидравлики), построенные в 1933 и 1971 годах.
На фото: флагшток на фасаде
Улица Советской Армии буквально упирается в здание одноимённого театра. Впрочем, после распада Советского Союза, он стал театром уже Российской армии.
Театр Красной Армии был создан в 1929 году и отправлен для культурного обслуживания войск Красной Армии на Дальнем Востоке с политическим обозрением, которое было посвящено событиям на границе с Китаем. Спустя год труппа дала первый спектакль в Москве, но своего здания у театра ещё не было. Десять лет артисты путешествовали по разным городам и воинским частям, выпустив 38 новых спектаклей. Тем временем, с 1934 по 1940 год велось строительство здания в форме пятиконечной звезды по проекту архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева.
В оформлении театра принимали участие лучшие художники-монументалисты: фрески акустического потолка расписывал Лев Бруни, железобетонный занавес-портал был сделан по эскизам замечательного графика Владимира Фаворского его сыновьями Никитой и Иваном. Плафоны над буфетами в амфитеатре создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. По специальным заказам была изготовлена мебель, плафоны и люстры. Механика сцены, спроектированная инженером Иваном Мальциным, по наши дни работает практически без ремонта – вращаются два огромных круга, а двенадцать подъемных платформ могут превратить планшет сцены из стадиона в горный пейзаж, помогая театральным художникам осуществлять все мыслимые и немыслимые замыслы сценографического оформления спектаклей.
Здание занимает десять этажей на поверхности (из них шесть — Большая сцена, два этажа — Малая сцена) и столько же подземных этажей. Большой зал рассчитан на 1520 зрительских мест, малый зал — на 400 мест. Театр располагает самой большой в Европе сценической площадкой, на которой воспроизводились сражения с участием танков и кавалерии.
По городской легенде, в годы войны архитекторов заподозрили в пособничестве врагу: если смотреть на здание сверху, то лучи пятиконечной звезды указывают в направлении вокзалов, являясь ориентиром для немецких пилотов-бомбардировщиков. Впрочем, это только конспирологическая история, на самом деле, театр был надёжно замаскирован, а архитекторы прожили долгую жизнь.
Подробный сюжет о театральных интерьерах готовится, а пока можно оценить разнообразие оригинальных светильников в фойе, коридорах, на лестницах.
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – ликёро-водочный завод «Кристалл»…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, музей, религия, театр, город на память, прогулки по Москве, архитектура СССР, улица Советской Армии.
В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.
В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.
Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.
Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма
Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.
На сцене БКЗ «Октябрьский» выступили артисты Московский Губернский театра
На сцене Александринского театра представлены три премьеры
Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.
Константин Хабенский привозит три премьерных спектакля!
В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.
После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.
В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.
В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.
«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».
Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.