17.11.2018 13:49

«Город на память». 151. Улица Советской Армии

21 ноября 2014 года
Фотопроект «Город на память». 151. Улица Советской Армии

В 1748 году императрица Елизавета Петровна повелела устроить за Мещанской слободой первое в истории Москвы городское кладбище. В 1934 году оно было закрыто, а в 1976-м 2-й Лазаревский переулок, некогда ведущий к некрополю из центра города, был переименован в улицу Советской Армии. Улица эта не слишком длинная, но насыщенная достопримечательностями, здесь и Музей Вооружённых сил СССР, и Театр Советской Армии, и старинный Храм Сошествия Святого Духа, а для любителей рок-музыки — клуб Plan B. С 2006 по 2010 год дворик дома № 13 был украшен скульптурной композицией на тему романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Парк «Фестивальный»

Задолго до указа императрицы Елизаветы на этом месте существовало небольшое кладбище для нищих и безродных людей, а в 1746 году сюда перевели «Убогий дом», куда привозили неопознанные трупы. Впоследствии последний приют здесь обретал не только бедный люд, но и представители духовенства и дворянства. На 22 гектарах произведено около 50 000 захоронений. В 1934 году кладбище закрыли и вскоре полностью ликвидировали, разбив «на костях» «Детский парк имени Ф.Э.Дзержинского». В 1985 году парк реконструировали, назвав «Фестивальный», вероятно, в связи с проведением в Москве Международного фестиваля молодёжи и студентов.

Уже в наши дни к старым оранжереям и конюшням добавился спортивно-оздоровительный комплекс с крытыми теннисными кортами и площадками для мини-футбола. От советских времён осталась и летняя эстрада. Парк нельзя назвать живописным или уютным, так как каждая из многочисленных построек огорожена глухими заборами, вдоль этих оград и приходится гулять горожанам. Сайт: http://dooc-festival.narod.ru/

На фото: выставка-раздача бездомных собак в хорошие руки

Храм Сошествия Святого Духа, улица Советской Армии, дом 12

Для поминовения умерших на кладбище был возведён деревянный храм в честь Воскресения праведного Лазаря Четверодневного, от него некрополь и получил своё название. Каменный храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище построен в 1782—1786 годах вместо деревянной церкви. Храм был построен по архитектурному типу «корабля»: круглая ротонда, с короткой трапезной частью, с двумя колоколенками, венчающими западный фасад, окна стилизованные под иллюминаторы. Изначально в архитектурный ансамбль (архитектор Елезвой Назаров) входило пять зданий и каменная ограда кладбища, от этих построек сохранилось только одна — бывшая богадельня, остальное разрушено при советской власти.

В 1932 году храм был закрыт властями. Согласно свидетельству очевидцев, он был приговорен богоборцами к полному разрушению, но неведомыми Божиими судьбами уцелел. Храм был объявлен памятником архитектуры и тем самым спасен от разрушения. Пока здание не пришло в аварийное состояние, в разные годы в нём находились общежитие, школа, склады. Внутри здание было перестроено, часть окон заложена кирпичом, церковные росписи замазаны краской, лепные украшения уничтожены. Храм возвращен Русской Православной Церкви в 1991 году, но ещё несколько лет в нём располагались мастерские и репетиционная сцена Театра оперетты. С 1994 года при храме в просветительских целях открыты книжный магазин и православное издательство.
Страничка общины храма сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище: http://na-lazarevskom.ru/khram-na-lazarevskom-kladb/istorija/


1981 год: https://pastvu.com/p/198717


1995 год: https://pastvu.com/p/44893

Настоятелем храма является отец Сергий (Рыбко), с которым мы записали два больших интервью. Это очень интересная и неординарная личность, к служению Церкви он пришёл из хипповской коммуны 1970-годов, а сейчас много проповедует среди молодёжи, порой даже на рок-концертах или слётах байкеров.

Отец Сергий (Рыбко):
«Как-то один олдовый хиппи из Прибалтики познакомил меня с Сашей Художником, а он уже познакомил со всеми остальными. Так в конце 1977 года я попал в систему хиппи. Года полтора я активно участвовал в этом движении. Первый же разговор с хиппами меня убедил, что нужно искать освобождение на пути духовной практики. Я раньше не думал о религии серьезно и поначалу решил, что они все с ума посходили. Но когда мне стали подробно рассказывать о Боге, Евангелие дали почитать, то я с большим уважением отнесся: здесь собака зарыта, здесь то, что я ищу. Хиппи того времени были все верующими за очень большим исключением. Они были молодые интеллектуалы, матом ругаться было не принято.

Святейший озвучил такую идею: церковь должна выходить за пределы традиционных рамок общения вплоть до создания ночных православных клубов. Там можно просто общаться, отдыхать — не молитвы петь. Ну, стриптиз в таких клубах, конечно, вряд ли допустим. А вот хороший рок — это то, что надо! Господь человеческое торжество и радость благословляет. При всей своей аскетичности церковь призывает облагородить некоторые формы общественной жизни. Церковь должна говорить на языке, понятном людям. До революции в России это всё существовало, почитайте классиков, Шмелёва, Зайцева… Вот в Самаре общался с рок-музыкантами о православии, одна девушка спрашивает: а как же формула рок-музыки «секс, наркотики и рок-н-ролл»? Это всё очень отделено. Секс, наркотики сами по себе, а рок-н-ролл для нас был философией жизни. Хотя пробовали и наркотики, но ответов там не найдёшь. Нужно знать Истину, а наркотики не дадут ответов на жизненные вопросы. Однажды Джон Леннон сказал в интервью: «Я имел глупость заявить, что буду популярнее Иисуса Христа. Я много раз об этом каялся, сожалел. На самом деле, я являюсь большим фанатом Иисуса Христа и, если наша музыка приближает людей к Нему — значит, мы играем не зря». Многие старые рокеры очень религиозные люди, Элис Купер, между прочим, сын пастора. Он сейчас бросил пить, курить, читает христианские проповеди в кирхе.

Я неоднократно бываю в школах, третьеклашки задают такие глубочайшие богословские вопросы! Опять же преподавание религии в школах проходит чисто на добровольной основе. Преподаётся история российской цивилизации, российской культуры, какие шедевры православные — «Троица» Андрея Рублёва, собор Василия Блаженного. Главная идея Православия — возлюби ближнего, как самого себя, в этом суть. Так люди наши русские жили тысячелетиями. Не только думать о людях, но и помогать, даже если тебя не просят, надо помочь. Но навязывать детям ничего нельзя. В одном медицинском училище я проводил цикл бесед «Духовные основы милосердия». До революции в российских больницах сёстры милосердия были из христианских объединений, это духовное подвижничество, сейчас их назвали бы волонтёрами. Было бы неплохо знакомить и взрослых мусульман, которые в Россию приезжают, с основами христианского менталитета, в некоторых епархиях уже открыты курсы для гастарбайтеров.

У нас Церковь поддерживает национальную идею и государство относится к Церкви, как к помощнице, и это вызывает негативную реакцию со стороны некоторых заграничных учреждений. Им не нравится, что мы поддерживаем государственность и Путина. Я не вижу альтернативы: если не Путин, то кто? Нам не нужна гражданская война. Владимир Путин сейчас воплощает целостность государства и нас не откусывают кусками».

Полностью тексты можно прочитать на сайте:
«Плыть против течения»: http://www.yamoskva.com/node/5484
«Жизнь — это экзамен на любовь»: http://www.yamoskva.com/node/12471

Жилой фонд составляют здания советской эпохи, несколько довоенных сталинок и типовых брежневок


1987 год: https://pastvu.com/p/77929


Сразу несколько жилых домов построены в 1926 году, например, дом № 15.

С 2006 по 2010 год дворик дома № 13 был украшен скульптурной композицией на тему романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
«Неразлучная парочка из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» — кот Бегемот и экс-регент Коровьев поселились в 2006 году во дворе дома № 13 по улице Советской Армии. Выпускница отделения дизайна педагогического колледжа Любовь Миросенко сделала фигуры Коровьева и Бегемота из искусственного мрамора и усадила их на скамейку. Булгаковские мотивы присутствуют и в оформлении территории для сбора мусора, стилизованной под трамвай, обезглавивший Берлиоза. Стены тепловой подстанции были расписаны сюжетами из романа: тут тебе и Воланд с Коровьевым, и аж три кота, и сам Мастер — Булгаков, присевший на скамью»,- сообщает сайт «Необычные памятники Москвы» http://www.unmonument.ru/ В 2010 году скульптурная композиция исчезла.


1975-1978 гг.: https://pastvu.com/p/39374 Средняя школа № 1414 (прежде № 607), улица Советской Армии, дом 9

Это общеобразовательное учреждение, открывшееся 1 сентября 1936 года, было известно хулиганским нравом школьников из неблагополучных семей и тем, что за его партами учился поэт Евгений Евтушенко, посвятившей школе строки:
«Норовы наши седлая,
Нас приняла, как родимых,
Школа шестьсот седьмая —
Школа неисправимых».


В 2008 году старая школа пошла под снос, а спустя год выросло новое здание по оригинальному проекту архитектурного бюро «АРСТ» (удостоен награды «Хрустальный Дедал», главной премии международного фестиваля «Зодчество»).


Клуб Plan B, Улица Советской Армии, дом 7

Для тех, кто вышел из школьного возраста, в 2006 году открылся клуб Plan B, предназначенный для проведения живых концертов, клубных вечеринок, светских событий и корпоративных мероприятий. Надо заметить, что помещение это не слишком большое, оно пристроено к панельному жилому дому 1981 года постройки.
Официальный сайт: http://planbclub.ru/

За клубной молодёжью нужен глаз да глаз, иногда не обойтись без вмешательства стражей порядка


Улица Советской Армии, дом 4 (1969 год постройки)
Студия военных художников имени М.Грекова — уникальный творческий коллектив, где под одной крышей работают тридцать мастеров живописи, графики и скульптуры. Все они — яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела, принятые в Студию на конкурсной основе. Объединяет всех художников Студии идея служения своим искусством Отечеству, воссозданию в художественных образах знаменательных страниц доблести и славы русского оружия, истории армии и народа. Творческий метод реализма положен в основу деятельности всех поколений грековцев и эстафета традиций русского реалистического искусства связывает сегодняшних грековцев с лучшими представителями русского реализма, такими как Репин, Суриков, Верещагин, Рубо. Официальный сайт: http://www.grekovstudio.ru/


Центральный музей Вооружённых Сил (архитектор Борис Бархин), улица Советской Армии, дом 2

Ещё в ноябре 1919 года возникла идея создания выставки-музея «Жизнь Красной Армии и Флота», которая вскоре была реализована в залах старинных особняков в центре города — сначала на улице Кропоткина, затем на Воздвиженке. Только в 1957 году началось проектирование большого музейного комплекса, который строился в 1960-1965 годах в северо-западной части парка ЦДСА имени Фрунзе (Екатерининского парка). Открытие экспозиции состоялось 8 мая 1965 года. Сейчас в фондах и экспозиции насчитывается более миллиона единиц хранения. Это боевые и трофейные знамёна периода гражданской и Второй мировой войн, документы, предметы живописи, фотодокументы, оружие, награды, личные вещи офицеров и солдат. На открытой площадке музея экспонируются около 157 единиц боевой артиллерийской, бронетанковой, ракетной, авиационной, военно-морской техники. Официальный сайт: http://www.cmaf.ru/


Изначально на входе стояла ракета Р-12, которую позднее передали в Калугу, в Мемориальный музей Циолковского. 1965 год: https://pastvu.com/p/62506


Музей Вооружённых Сил. 1980-1990 гг.: https://pastvu.com/p/32781

Музей охраняется 152-мм гаубицей Д-1 образца 1943 года и танком Т-34-85 1944 года, а чуть поодаль затаилась межконтинентальная баллистическая ракета Р-9


1970 год


КВ-2. 1965-1975 гг.: https://pastvu.com/p/80928


Памятник морякам атомного подводного крейсера К-141 «Курск»


Памятник погибшим воинам-десантникам 6 роты 104 Гвардейского парашютно-десантного полка 76 гвардейской воздушно-десантной дивизии

Напротив музея — административные корпуса ЦНИИАГ (институт автоматики и гидравлики), построенные в 1933 и 1971 годах.


На фото: флагшток на фасаде


Улица Советской Армии буквально упирается в здание одноимённого театра. Впрочем, после распада Советского Союза, он стал театром уже Российской армии.

Театр Красной Армии был создан в 1929 году и отправлен для культурного обслуживания войск Красной Армии на Дальнем Востоке с политическим обозрением, которое было посвящено событиям на границе с Китаем. Спустя год труппа дала первый спектакль в Москве, но своего здания у театра ещё не было. Десять лет артисты путешествовали по разным городам и воинским частям, выпустив 38 новых спектаклей. Тем временем, с 1934 по 1940 год велось строительство здания в форме пятиконечной звезды по проекту архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева.

В оформлении театра принимали участие лучшие художники-монументалисты: фрески акустического потолка расписывал Лев Бруни, железобетонный занавес-портал был сделан по эскизам замечательного графика Владимира Фаворского его сыновьями Никитой и Иваном. Плафоны над буфетами в амфитеатре создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. По специальным заказам была изготовлена мебель, плафоны и люстры. Механика сцены, спроектированная инженером Иваном Мальциным, по наши дни работает практически без ремонта — вращаются два огромных круга, а двенадцать подъемных платформ могут превратить планшет сцены из стадиона в горный пейзаж, помогая театральным художникам осуществлять все мыслимые и немыслимые замыслы сценографического оформления спектаклей.

Здание занимает десять этажей на поверхности (из них шесть — Большая сцена, два этажа — Малая сцена) и столько же подземных этажей. Большой зал рассчитан на 1520 зрительских мест, малый зал — на 400 мест. Театр располагает самой большой в Европе сценической площадкой, на которой воспроизводились сражения с участием танков и кавалерии.

По городской легенде, в годы войны архитекторов заподозрили в пособничестве врагу: если смотреть на здание сверху, то лучи пятиконечной звезды указывают в направлении вокзалов, являясь ориентиром для немецких пилотов-бомбардировщиков. Впрочем, это только конспирологическая история, на самом деле, театр был надёжно замаскирован, а архитекторы прожили долгую жизнь.

Подробный сюжет о театральных интерьерах готовится, а пока можно оценить разнообразие оригинальных светильников в фойе, коридорах, на лестницах.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — ликёро-водочный завод «Кристалл»…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, музей, религия, театр, город на память, прогулки по Москве, архитектура СССР, улица Советской Армии.

Комментарии


Другие публикации

11.12.2018 в 21:30

«Город на память». 276. Пресненский Вал


На Пресненском валу вдоль железной дороги строились склады, пакгаузы, ремонтно-механические мастерские Московско-Брестской железной дороги.

11.12.2018 в 21:08

«Город на память». 275. Грузинский Вал


Эту прогулку можно было бы назвать «От Ленина до Ленина», если бы второй памятник Ильичу на улице Климашкина в июне 2016 года не разрушили вандалы.

11.12.2018 в 20:45

«Город на память». 274. Театр «Школа современной пьесы»


«Школа современной пьесы» появилась на волне перестройки и гласности, но лишь единицы из тогдашних многочисленных студий доросли до серьёзных репертуарных театров.

11.12.2018 в 20:21

«Город на память». 273. Парк «Северное Тушино»


Рукотворное Химкинское водохранилище в жаркие дни радует прохладой посетителей парка «Северное Тушино».

11.12.2018 в 19:52

«Город на память». 272. Улица Свободы


К концу XIX века Тушино облюбовали фабриканты и заводчики, а самые крупные предприятия появились здесь уже в советское время.

11.12.2018 в 16:38

«Город на память». 271. Красное село


Пруд давно засыпан, река спрятана в коллектор, а на память о старинном селе остались названия улиц, переулков и станции метро.

11.12.2018 в 16:06

«Город на память». 270. Краснопрудная улица


Трудно поверить, но сто лет назад по соседству с нынешней Комсомольской площадью можно было кататься на лодках и ловить рыбу в одном из самых больших московских прудов.

11.12.2018 в 15:16

«Город на память». 269. Станция Подмосковная: от «Овечки» до «Ласточки»


Узловая железнодорожная станция Подмосковная Рижского направления Московской железной дороги напоминает машину времени, переносящую нас то в прошлое, то в будущее.

11.12.2018 в 13:38

«Город на память». 268. Театр эстрады и Музей «Дом на набережной»


В 1961 году Театр эстрады справил новоселье на Берсеневской набережной, заняв помещения бывшего клуба Дома правительства.

11.12.2018 в 12:04

«Город на память». 267. ЗИЛ. Из легенды в парк


Автомобили АМО-ЗИС-ЗИЛ заняли достойное место в музеях, а сам автозавод практически прекратил существование.

11.12.2018 в 11:10

«Город на память». 266. ЗИЛ. Легендарные автомобили


В 1916 году в Тюфелевой роще состоялась торжественная закладка завода Автомобильного московского общества.

11.12.2018 в 10:13

«Город на память». 265. Автозаводская улица


«Комбинат чистоты» мог за час обслужить около 400 человек.

11.12.2018 в 02:30

«Город на память». 264. Московская Окружная железная дорога (2016)


До открытия МОЖД тысячи ломовых извозчиков курсировали между вокзалами, перевозя транзитные грузы, создавая пробки и теряя время при погрузке-разгрузке.

10.12.2018 в 21:54

«Город на память». 263. Улица Барклая


Михаил Богданович Барклай-де-Толли происходит из немецкой ганзейской семьи, ответвления дворянского шотландского рода Баркли.

10.12.2018 в 20:08

«Город на память». 262. Стромынка


На Стромынке расположены старейший московский стадион, памятник советского авангарда Дом культуры имени Русакова и немало дореволюционных краснокирпичных зданий.

10.12.2018 в 19:34

«Город на память». 261. Золоторожский Вал


Юлий Гужон управлял жёстко, с рабочими не церемонился, на уступки не шёл и однажды во время забастовки уволил сразу 1200 человек.