22.11.2018 09:34

«Город на память». 162. Царицыно. Пейзажный парк и пруды

29 января 2015 года
Фотопроект «Город на память». 162. Царицыно. Пейзажный парк и пруды

Царицынский пейзажный парк основан ещё в 1775 году. Почти сразу же после покупки Екатериной II кантемировской усадьбы в парке были высажены лиственницы и сибирские кедры, присланные в подарок императрице горнозаводчиком Прокопием Демидовым (лиственницы растут в парке до сих пор, но это возобновлённые посадки середины XIX века). Обустройством парка занимался Василий Баженов на всём протяжении своего руководства царицынским строительством. Сохранившиеся до наших дней павильоны и беседки появились позднее стараниями архитектора Ивана Еготова.

Каскад Царицынских прудов формировался на протяжении XVI—XVIII веков. Самый старый – Борисовский пруд — возник ещё в царствование Бориса Годунова (ранее именовался Цареборисовским). Верхний и Нижний Царицынские пруды появились, когда имением Чёрная Грязь владели бояре Стрешневы.

Средний Царицынский пруд появился в 1980-е годы после сооружения дамбы, когда трасса Новоцарицынского шоссе разделила Нижний пруд на две части. Непосредственно к дворцово-парковому ансамблю примыкают Верхний и Средний пруды.

Верхний Царицынский пруд образован запруживанием речек Городни (Городенки), Язвенки и Черепишки (Черепишенки). К нему выходят Малый дворец и Оперный дом (от Малого дворца к пруду вела не сохранившаяся пандусная лестница), на него ориентированы все павильоны пейзажного парка. Глубина пруда достигает двух метров.


Рыбак на речке Язвенке

Во время реконструкции 2006-2007 годов на Верхнем пруду воссоздали лодочные пристани в их исторических местах — в XIX веке катание на лодках было очень популярно у отдыхающих.

Смотрите старые фотографии: Лодочная пристань на Верхнем пруду. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/109071

Смотрите старые фотографии: Плотина. 1900-1912 гг.: https://pastvu.com/p/8354

Средний пруд отделён от Верхнего пруда плотиной, построенной по проекту архитектора К.Бланка в 1777—1779 годах. Она пострадала во время паводков, воду спустили и на месте прудов появились луга. В 1803 году плотину восстановили архитекторы И.Еготов и Е.Тюрин.

При плотине был домик смотрителя, сейчас на этом месте станция спасателей

С плотины виден Птичий остров. Искусственные острова в Царицыно появились, вероятно, в середине XVIII века для разведения водоплавающих птиц.

На Среднем Царицынском пруду расположен подковообразный искусственный остров диаметром около ста метров. На плане 1775 года острова еще не было. Вероятно, остров-подкова появился при Екатерине и стал то ли водным лабиринтом для катающихся, то ли предназначался для разведения рыбы или птицы.

Смотрите старые фотографии: Царицынские пруды. 1900-1915 гг.: https://pastvu.com/p/93486

Смотрите старые фотографии: Царицынские пруды. 1965-1975 гг.: https://pastvu.com/p/93024


Иллюминация во время фестиваля «Круг света-2014»

Светомузыкальный фонтан диаметром 55 метров и глубиной до полутора метров открылся в 2007 году ко Дню города. Площадь его фонтана составляет 2400 квадратных метров. Он способен изменять направление, подсветку и силу струй под музыку. В репертуаре фонтана четыре мелодии – «Вальс цветов», «Марш» Петра Чайковского и две композиции Поля Мориа. В конструкции применены 82 насоса различной мощности. Каждая из 915 струй может подняться на высоту до 15 метров и точно соответствует светомузыкальному решению. Световые эффекты обеспечивают 2583 подводных светильника.

В 1784 году в Царицыно прибыли выписанные из Англии садовые мастера Фрэнсис Рид и Ион Мурно. Видимо, между ними и Баженовым возникали трения: англичане предложили частичную вырубку парка и его перепланировку. Это предложение было продиктовано традиционным подходом к устройству классического английского пейзажного парка: в нём не было места прямым аллеям и густым посадкам. Императрица приняла решение в пользу английских мастеров, а Баженову было велено «до садов отнюдь не касаться». В парке появилась созданная Фрэнсисом Ридом Утренняя дорожка — одна из самых красивых аллей парка, начинающаяся за Виноградными воротами и вьющаяся по склону холма вдоль берега пруда; с неё открываются наиболее эффектные пейзажные виды. Но и Баженов не бросил заниматься парком, участвовал в сооружении новых плотин, строительстве деревянных беседок и павильонов.

В начале XIX века парк стал популярным местом гуляний у московской привилегированной публики и для его благоустройства был привлечён архитектор Кремлёвской экспедиции Иван Еготов. Предположительно, именно его стараниями в Царицыно возведено около десяти парковых павильонов, беседок, арок и мостов.

Павильон «Миловида» (1756-1814, архитектор Иван Еготов) представляет собой открытую сводчатую галерею с поперечными проходами. Свод галереи поддерживают колонны тосканского ордера, декор выполнен в технике гризайль. Снаружи павильон украшают фигуры сфинксов, медальоны, статуи вакханки и сидящих богинь Авроры и Венеры. Изначально скульптурное убранство было богаче, но со временем дельфины, вазы и бюсты были утрачены. Во времена дачного бума в Царицыне декоративная постройка использовалась как чайный домик, но позднее павильон пришёл в запустение. Сейчас реставраторы вернули павильону облик XIX века.

Смотрите старые фотографии: Павильон «Миловида». 1900-1917 гг.: https://pastvu.com/p/154400

Смотрите старые фотографии: Павильон «Миловида». 1912 год: https://pastvu.com/p/181811

Павильон «Нерастанкино» (1803-1804, архитектор Иван Еготов)

С начала XIX века за павильоном «Нерастанкино» закрепилось второе название Храм Меланхолии, — видимо, из-за особой лиричности раскрывающихся здесь пейзажных видов. На одной из карт Царицына 1816 года этот павильон обозначен как «Миростанкино». Возможно, таково было первоначальное название, напоминающее о расположенных неподалёку курганах-могильниках и о бренности человеческого существования.

Смотрите старые фотографии: Павильон «Нерастанкино». 1900-1905 гг.: https://pastvu.com/p/106378

«Нерастанкино» представляет собой постройку в канонах строгого классицизма в виде открытого зала с боковыми нишами, увенчанного небольшим куполом, и с колоннами тосканского ордера. Павильон отделан таким образом, что штукатурка не скрывает текстуру кирпичной кладки. Декор минимален: только четыре вазы-урны в боковых экседрах. В советское время павильон не раз реставрировали, в нём размещалась библиотека-читальня.

Загадочные курганы действительно находятся между башней-руиной и павильоном «Нерастанкино». По мнению археологов, это могильники древнеславянского племени вятичей, относящиеся к X–XII векам. Как ориентиры для поиска этого места можно использовать статуи античных богинь работы Александра Бурганова, установленные на аллеях парка.

Башня-руина (1804, архитектор Иван Еготов)

В конце XVIII — начале XIX веков существовала мода на сооружение в парках и садах искусственных руин. Постройка, имитирующая развалины крепостной стены с угловой башней, возведена на крутом холме в месте излучины Верхнего Царицынского пруда. Строительным материалом послужил грубо обработанный камень, сложенный нарочито небрежно; имеются фрагментарные вставки из красного кирпича.

Необычный силуэт Башни-руины удачно вписан в окружающий ландшафт, а с её смотровой площадки открываются живописные панорамы парка. До середины XIX века башню венчал бельведер, сложенный также из грубого камня, но впоследствии был утрачен и не восстанавливался. За особенности лестницы, ведущей к площадке, сооружение прозвали «чёртовой лестницей» или «чёртовой горой» – по ней легко было взобраться, но нелегко спуститься.

Смотрите старые фотографии: В советское время башню облюбовали спортсмены-скалолазы. 1970-1979 гг.: https://pastvu.com/p/175244

Русалочий остров. Арка «Русалкины ворота» (1804, архитектор Иван Еготов)

Изначально этот остров был разделён протокой и опоры арки стояли на разных его половинках. Катаясь на лодке, можно было проплыть под аркой и полюбоваться видом на павильон «Нерастанкино». Согласно городской легенде, на острове можно было давать концерты, за которыми публика наблюдала с берега. А чтобы артисты появлялись внезапно «на сцене», на остров был прорыт подземный ход.

Смотрите старые фотографии: Арка на Русалочьем острове. 1953 год: https://pastvu.com/p/106494

Беседка «Золотой сноп» («Храм Цереры») (1805-1806, архитектор Иван Еготов)

До начала XX века было принято считать, что нынешний «Храм Цереры» построен Баженовым в 1780-е годы. Однако современные исследования подтверждают, что эта беседка возведена в 1805 году Иваном Еготовым и заменила обветшавшую деревянную постройку Баженова. Как выглядел баженовский «Храм Цереры» — неизвестно, но, вероятно, Еготов в общих чертах повторил предшественника. Круглая купольная беседка-ротонда с восемью колоннами ионического ордера отличается стройностью, изяществом и совершенством пропорций.

Смотрите старые фотографии: Беседка «Золотой сноп». 1900-1914 гг.: https://pastvu.com/p/17692

На этом холме в июне 1775 года располагался шалаш, в котором отдыхала Екатерина II и её двор, с этого холма императрица наблюдала за праздником сенокоса, устроенным Григорием Потёмкиным. Праздник проходил на соседнем поле, которое и сейчас можно увидеть от беседки. С тем праздником связано и посвящение беседки Церере — богине плодородия.

Изначально в беседке стояла статуя богини, но она была утрачена в середине XIX века. С тех пор у постройки появилось второе название «Золотой сноп» — по золочёным колосьям, украшающим купол беседки. В 1927 году появилась новая Церера, привезённая из подмосковной усадьбы Лукино, но и она исчезла в 1940-е годы. Ныне в беседке установлена современная скульптура работы Александра Бурганова.

Грот (1804, архитектор Иван Еготов)

В ходе реконструкции парка в 2005-2007 годах были обнаружены остатки большого грота у подножия холма под павильоном «Миловида». Это основательное сооружение состояло из трех земляных ниш, убранных внутри разноцветными камнями и ракушками. В будущем это примечательное произведение русского садово–паркового искусства XIX века предполагается восстановить по архивным источникам.

К настоящему времени воссоздан небольшой грот по «Утренней дорожке». Он сложен из красного кирпича и белого камня на склоне холма под павильоном «Нерастанкино». В гроте укрылась современная статуя нимфы.

Гротесковые мосты (1806, архитектор Иван Еготов)

В начале XIX века через овраги перекинули три мостика из красного кирпича и грубого («гротескового») камня. В наши дни Большой и Малый мосты восстановили из руин, а третий воссоздали заново.

Смотрите старые фотографии: Беседка «Палаты Дружины» построена в 1813-1814 годах на берегу Верхнего Царицынского пруда, не сохранилась. 1880-1885 гг.: https://pastvu.com/p/8065

Грусть-тоску по утраченным старинным постройкам быстро снимут аборигены Царицынского парка – упитанные дружелюбные белки.

Официальный сайт: http://www.tsaritsyno-museum.ru/

Почитать:
Згура В. Проблемы и памятники, связанные с Баженовым. — М., 1929
Снегирёв В.Л. Знаменитый зодчий В. И. Баженов. — М., 1950
Минеева К.И. Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль. — М.: Искусство, 1988
Сергеев И.Н. Царицыно. Страницы истории. — М.: Мир книги, 1993
Сергеев И.Н. Царицыно. Суханово: Люди, события, факты. — М.: Голос, 1998
Хачатуров С.В. Готический вкус в русской художественной культуре XVIII века. — М.: Прогресс-Традиция, 1999
Наумкин Г.И. Архитектурная иконография Царицынского ансамбля В. И. Баженова. — М.: Компания Спутник+, 2004
Нащокина М.В. Русские сады. XVIII — первая половина XIX века. — М.: Арт-Родник, 2007. — (Сады мира)
Греч А.Н. Царицыно // Венок усадьбам. — М.: АСТ-Пресс, 2007
Золотое Царицыно. Архитектурные памятники и ландшафты музея-заповедника «Царицыно». — М.: Трэвел-Дизайн/ГМЗ «Царицыно», 2008

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – станция метро «Бауманская»…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Царицыно, город на память, прогулки по Москве, московские парки.

Другие публикации