25.11.2018 16:41

«Город на память». 173. Станция Черкизово

20 апреля 2015 года
Фотопроект «Город на память». 173. Станция Черкизово

Станция Черкизово открылась в 1908 году в составе Московской Окружной железной дороги и эксплуатируется до сих пор, обслуживая ближайшие промышленные предприятия. На станции производятся работы по погрузке-разгрузке товарных вагонов. А после реализации проекта реконструкции окружной дороги здесь возобновятся и пассажирские перевозки.

Еще в начале ХХ века предполагалось перевозить по кольцу не только грузы, но и пассажиров. Тогда подвела тарифная политика: цены на билеты установили слишком высокие и желающих занять места в вагонах было немного. Ну а с 1935 года горожане выбрали метрополитен и пассажирские перевозки по Окружной дороге прекратились вовсе.

В Черкизово в 1905-1907 годах по проекту архитектора Александра Померанцева были построены вокзал, две будки центрального управления стрелками и сигналами, водонапорная башня, пакгауз, казарма для путевых рабочих. До наших дней из этого комплекса сохранились лишь два здания — вокзал и казармы.


Водоёмное здание снесено в 1980-х при строительстве метрополитена. 1907 год: https://pastvu.com/p/22854


Вокзал. 1997 год: https://pastvu.com/p/22856


Иллюстрация: http://www.archnadzor.ru/


Это типовой проект, на фото не Черкизово, а соседняя станция Белокаменная. 1907 год: https://pastvu.com/p/10098 В здании находились помещения для пассажиров, контора начальника станции и телеграф.

Вокзал десятилетиями сохранял исторический облик, пока в 1992-1993 годах вокруг стадиона «Локомотив» не возникла барахолка, которая быстро стала расширяться и поползла в сторону Измайлово, став известной как Черкизовский вещевой рынок, или Черкизон. Позднее вокзал был достроен вторым этажом и использовался для нужд торговцев.

Вот так описывает этот период черкизовской истории Юрий Егоров: «В 1990-е годы почти все исторические постройки станции Черкизово были поглощены огромным вещевым рынком. Ближе к концу 90-х здесь можно было наблюдать любопытную картину: среди бесконечных торговых рядов неожиданно открывался кусочек кирпичного фасада с какой-нибудь любопытной деталью и тут же вновь скрывался под слоями одежды, обуви и прочей рыночной продукции. Сфотографировать его было невозможно из-за полумрака, невероятно узких проходов и активности торговцев, искренне не понимавших, что может быть интересного в какой-то кирпичной стене». http://um.mos.ru/houses/stantsiya_cherkizovo_mozhd/

Собственно вокзальное здание охранного статуса не имеет, поэтому смысл данной таблички не слишком понятен. Выявленным объектом культурного наследия является лишь здание казарм.


Казармы


Вокзал

19 апреля 2015 года общественное движение «Архнадзор» организовало субботник по очистке здания вокзала от накопившегося мусора, мероприятие было согласовано с железнодорожной администрацией. Как рассказал начальник станции Черкизово Игорь Танчук, здесь будет транспортно-пересадочный узел, пассажирская железнодорожная станция будет соединена со станцией метрополитена «Черкизовская». Старое здание вокзала в этом проекте не будет задействовано, но его можно реставрировать и открыть в нём, например, музей.

Итогом субботника «Архнадзора» стали два самосвала, наполненные всяким хламом. Двери в помещение заварены во избежание проникновения посторонних.

Казармы представляют собой пустое просторное помещение в окружении мусорной свалки. С парадной стороны фасад свежевыкрашен серой краской, с тыла — старая красно-белая расцветка.


Еще одно небольшое старое здание на станции Черкизово не имело непосредственного отношения к МОЖД, а принадлежало Электрозаводу, на который от Черкизово уходила ветка. Сейчас здесь хранится железнодорожный инвентарь, например, тормозные башмаки.

Работы по реконструкции МОЖД (Малого кольца МЖД) продолжаются и в выходные дни. Городские власти планируют открыть пассажирское движение на кольце уже в 2015 году.


Стромынский путепровод изначально входил в инфраструктуру МОЖД. Вид со стороны Измайлово, вдали видна станция Черкизово. 1907 год: https://pastvu.com/p/45203


Современный путепровод, вид в сторону Измайлово

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — универмаг «Детский мир»…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, железная дорога, город на память, МЦК, Черкизово.

Другие публикации

01.06.2020 в 20:37

Электрички готовы к лету


Свыше 450 электропоездов подготовят к летней пассажирской кампании.

05.05.2020 в 00:22

«Город на память». 578. От метро «Свиблово» в Институт пути


Открытие участка метро «ВДНХ» — «Медведково» значительно улучшило транспортную доступность северных районов, которые и в наши дни продолжают застраиваться.

03.05.2020 в 11:32

«Город на память». 576. Вятская улица


Есть мнение, что происхождение названия Вятской улицы связано не с рекой или городом Вятка, а со словом «вязь» — грязь, болотистое место.

02.05.2020 в 00:21

«Город на память». 575. Бутырская улица


Бутырская улица - это советская и современная жилая застройка, промзона и старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы с очень непростой судьбой.

01.05.2020 в 16:07

Поход в магазин – главное путешествие апреля


Апрель 2020 года, видимо, стал самым провальным месяцем в истории туризма – закрыты города и регионы, заперты границы.

01.05.2020 в 01:19

«Город на память». 574. МХАТ имени Горького


МХАТ имени Горького продолжает традиции Станиславского, хотя формально театр возник в 1987 году.

25.04.2020 в 08:45

«Город на память». 573. Сталинки на Крестьянской площади


Принятый в 1935 году Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал «разуплотнение и правильную организацию жилых кварталов с созданием здоровых условий жизни».