26.11.2018 11:22

Колдовство в хрустальном мраке. «Брюсов переулок» в Театре Вахтангова

На Новой сцене Вахтанговского театра опять новая премьера. На сей раз, на суд взыскательной театральной публики режиссёр Андрей Максимов представил свой авторский спектакль по мотивам произведений поэта-символиста Валерия Брюсова. Название спектакля – «Брюсов переулок».

В центре вычурного сюжета история одной женщины и двух, вернее трёх, а ещё точнее, четырёх мужчин. Загибаем пальцы: два из которых, влюблены в неё (любовники), один скоро влюбится (следователь), а ещё один влюблённый уже мёртв (муж).

Брюсов всегда любил экзотику, «фиолетовые руки» и «бледные ноги», «утомлённый взор» и «лазоревую луну», поэтому сия детективная история проистекает в соответствующем антураже, рождённом стильной фантазией Максима Обрезкова – в мерцании хрустальных люстр, в белой дымке, с преломляющимися зеркалами и с переключениями в чёрно-белый свет.

Неподражаемая и роскошная Ольга Тумайкина – царица в этой декадентской круговерти любовных отношений. Рыжекудрая, с завитком волос на лебединой шее, с соблазнительным декольте под ажуром кружев, застывает в красивых позах, как на картинах Альфонса Мухи, и безраздельно властвует над мужскими сердцами. Она по очереди принимает своих любовников, постоянно выслушивает пылкие признания в любви, успевает кокетничать со следователем, ведущим дело об убийстве её мужа, и даже пытается стрелять из револьвера. Впрочем, волноваться не стоит, ибо без подобных обстоятельств немыслима проза Серебряного века. Её героиня не живёт настоящей жизнью, а как будто плавает то ли в полусне, то ли полуяви, то ли играет на сцене для невидимых зрителей и зачем-то долго вглядывается в таинственную глубину зеркала, расценивая его как выход в другую более комфортную реальность или «зону свободы».

На свете, действительно, существуют женщины, которых природа одарила опасной красотой. Задача их – привлекать к себе мужчин, как огонь привлекает мотыльков, заманивать, а потом играть с ними как кошка с мышкой. Сама героиня настолько сложна (или напротив примитивна), что сама не знает, что хочет, точно зная при этом, кто не герой её романа. Она безжалостно перешагнёт через слабого и стелющегося ей под ноги мужчину (даже через его труп), но охотно прильнёт к широкой груди того, кто способен оттенить мужской силой её женскую слабость. В пьесе, кстати, как-то неохотно обозначены имена героев, как будто исключительно для порядка, но с подчёркнутым вниманием указан пол – Наташа (женщина), Модест Никандрович (немолодой мужчина), Владимир (молодой мужчина), Следователь (государственный мужчина).

Клубок страстей насыщен густой мелодраматичностью, разбавлен актёрским позёрством, украшен утрированным жеманством, приправлен забавным цинизмом и напыщенными монологами. Символизм-с!

Впрочем, психологические нюансы характеров вряд ли требуют глубокого погружения и изучения. Герои пьесы в некотором роде являют собой alter ego самого Брюсова, которому были присущи крайний индивидуализм и двойственность натуры.

Приближаясь к финалу, начинаешь задумываться над тем, чему происходящее должно научить, что выявить, что обличить, на какие пороки указать, кого здесь надо пожалеть? – Непонятно, размыто, ответ ускользает.

По внешней картинке невозможно сделать никаких глобальных выводов, найти завуалированные подтексты и тайный шифр. Возможно, Брюсов в свойственной ему надменной манере попытался разгадать секрет природы истинной женщины, женской сути, души, но не сумел, поскольку, как эгоцентрик, на всё имел уже готовые непререкаемые ответы, состоящие больше из эпатажа, чем истины.

У Андрея Максимова же получилось превратить замысловатый искусственный сюжет давно забытых и устаревших брюсовских первоисточников в очень тонкую и наполненную трагизмом историю, за гипертрофированной театральностью которой вдруг начинает виднеться живой человек с настоящими искренними чувствами. Он сделал так, что эта, казалось бы, однозначная история, приобрела свойства хамелеона, ей можно приписать как безнравственность, так и высокую духовность, обозначить её как банальный адюльтер, так и увидеть в ней поиск любви с большой буквы. Главное, режиссёр изменил её глубинный смысл, приведя его к осознанию божественной природы любви, того чувства, которое живёт не в голове, а в сердце.

На пресс-показе Андрей Максимов признался: «Я всё переделал, по сути, написал новую пьесу (в основе повесть «Последние страницы из дневника женщины»). Спектакль мы репетировали 4 месяца, репетиции начались в конце прошлого театрального сезона. Материал тяжёлый, пьеса тяжёлая, отношения тяжёлые». Воплотить сложную задачу ему помог блестящий актёрский состав «вахтанговского качества»! Ольга Тумайкина и Екатерина Крамзина находятся в достойнейшем мужском актёрском обрамлении Игоря Карташева, Юрия Поляка, Виталийса Семёновса. Прекрасная музыка Фаустаса Латенаса создаёт особый фон, проникновенные вибрации, которые усиливают драматизм и не позволяют зрителю уйти в банальное восприятие и осуждение героев. Неожиданным подарком станут два романса на стихи Брюсова в исполнении Ольги Тумайкиной и Игоря Карташева.

Вахтангов. Брюсов переулок. 21.11.18.09.Вахтангов. Брюсов переулок. 21.11.18.10.Вахтангов. Брюсов переулок. 21.11.18.11.Вахтангов. Брюсов переулок. 21.11.18.14.Вахтангов. Брюсов переулок. 21.11.18.18.Вахтангов. Брюсов переулок. 21.11.18.19.Вахтангов. Брюсов переулок. 21.11.18.23.Вахтангов. Брюсов переулок. 21.11.18.26.Вахтангов. Брюсов переулок. 21.11.18.29.Вахтангов. Брюсов переулок. 21.11.18.32.Вахтангов. Брюсов переулок. 21.11.18.44. Тумайкина.

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Культура. Метки: премьера, театр Вахтангова.

Другие публикации

14.11.2021 в 20:20

Код Туминаса. «Война и мир» в Театре Вахтангова


В 5-ти часовой "Войне и мире" Римас Туминас нигде не продешевил и с вахтанговской сцены запустил ракету в космос. «Война и Мир» в Вахтанговском поистине шедевр.

30.10.2021 в 17:27

Максим Севриновский: «Надо играть для Неба»


Максим Севриновский - настоящая звезда без многообещающих приставок «молодая». У него два театральных дома - Вахтанговский и ОКОЛО.

21.01.2021 в 02:53

Как коррупция и ложь погубили империю


Пьеса «Ромул Великий» была написана Фридрихом Дюрренматтом в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия».

20.01.2021 в 11:41

Лес рубят – щепки летят


20 и 21 января МХАТ им.Горького представляет премьеру спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского.

17.12.2020 в 10:24

Якубович молится за нас


МХАТ им.Горького поставил спектакль о православной Вере с участием Дмитрия Певцова, Алисы Гребенщиковой, Леонида Якубовича.

11.10.2020 в 15:14

Водевиль умер? Да здравствует водевиль!


В театре Вахтангова состоялась премьера спектакля Михаила Цитриняка по мотивам известной пьесы Эжена Лабиша «Соломенная шляпка».

19.03.2020 в 11:24

Нонна Гришаева наконец получила роль Людмилы Гурченко!


В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!

11.03.2020 в 23:13

Малый театр отметит день рождения Эйнштейна премьерой спектакля «Физики»


Попав внутрь элитной лечебницы для душевнобольных, инспектор полиции пытается понять, что на самом деле скрывается за его роскошным фасадом...

21.02.2020 в 00:11

«Три сестры» вернулись на Тверской бульвар


В МХАТ имени Горького 20 февраля состоялась премьера восстановленного спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова.

20.02.2020 в 00:59

Не про любовь. Ромео и Джульетта в РАМТе


14 февраля, в день всех влюбленных, в РАМТе состоялась очень созвучная празднику премьера: «Ромео и Джульетта».

17.02.2020 в 21:27

Три сестры сварили варенье в МХАТ


В МХАТ имени Горького начались прогоны спектакля «Три сестры» - реконструированной версии постановки Владимира Немировича-Данченко 1940 года.

16.01.2020 в 00:27

Трамвай иллюзий на языке жестов


В Центре Драматургии и Режиссуры на Беговой необычная премьера — спектакль «Белые деревья. Иллюзии» по мотивам пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание».

04.12.2019 в 10:38

Звезда Театрала 2019


2 декабря в театре Вахтангова в 12-й раз прошло вручение премии зрительских симпатий «Звезда Театрала».