На Новой сцене Вахтанговского театра опять новая премьера. На сей раз, на суд взыскательной театральной публики режиссёр Андрей Максимов представил свой авторский спектакль по мотивам произведений поэта-символиста Валерия Брюсова. Название спектакля – «Брюсов переулок».
В центре вычурного сюжета история одной женщины и двух, вернее трёх, а ещё точнее, четырёх мужчин. Загибаем пальцы: два из которых, влюблены в неё (любовники), один скоро влюбится (следователь), а ещё один влюблённый уже мёртв (муж).
Брюсов всегда любил экзотику, «фиолетовые руки» и «бледные ноги», «утомлённый взор» и «лазоревую луну», поэтому сия детективная история проистекает в соответствующем антураже, рождённом стильной фантазией Максима Обрезкова – в мерцании хрустальных люстр, в белой дымке, с преломляющимися зеркалами и с переключениями в чёрно-белый свет.
Неподражаемая и роскошная Ольга Тумайкина – царица в этой декадентской круговерти любовных отношений. Рыжекудрая, с завитком волос на лебединой шее, с соблазнительным декольте под ажуром кружев, застывает в красивых позах, как на картинах Альфонса Мухи, и безраздельно властвует над мужскими сердцами. Она по очереди принимает своих любовников, постоянно выслушивает пылкие признания в любви, успевает кокетничать со следователем, ведущим дело об убийстве её мужа, и даже пытается стрелять из револьвера. Впрочем, волноваться не стоит, ибо без подобных обстоятельств немыслима проза Серебряного века. Её героиня не живёт настоящей жизнью, а как будто плавает то ли в полусне, то ли полуяви, то ли играет на сцене для невидимых зрителей и зачем-то долго вглядывается в таинственную глубину зеркала, расценивая его как выход в другую более комфортную реальность или «зону свободы».
На свете, действительно, существуют женщины, которых природа одарила опасной красотой. Задача их – привлекать к себе мужчин, как огонь привлекает мотыльков, заманивать, а потом играть с ними как кошка с мышкой. Сама героиня настолько сложна (или напротив примитивна), что сама не знает, что хочет, точно зная при этом, кто не герой её романа. Она безжалостно перешагнёт через слабого и стелющегося ей под ноги мужчину (даже через его труп), но охотно прильнёт к широкой груди того, кто способен оттенить мужской силой её женскую слабость. В пьесе, кстати, как-то неохотно обозначены имена героев, как будто исключительно для порядка, но с подчёркнутым вниманием указан пол – Наташа (женщина), Модест Никандрович (немолодой мужчина), Владимир (молодой мужчина), Следователь (государственный мужчина).
Клубок страстей насыщен густой мелодраматичностью, разбавлен актёрским позёрством, украшен утрированным жеманством, приправлен забавным цинизмом и напыщенными монологами. Символизм-с!
Впрочем, психологические нюансы характеров вряд ли требуют глубокого погружения и изучения. Герои пьесы в некотором роде являют собой alter ego самого Брюсова, которому были присущи крайний индивидуализм и двойственность натуры.
Приближаясь к финалу, начинаешь задумываться над тем, чему происходящее должно научить, что выявить, что обличить, на какие пороки указать, кого здесь надо пожалеть? – Непонятно, размыто, ответ ускользает.
По внешней картинке невозможно сделать никаких глобальных выводов, найти завуалированные подтексты и тайный шифр. Возможно, Брюсов в свойственной ему надменной манере попытался разгадать секрет природы истинной женщины, женской сути, души, но не сумел, поскольку, как эгоцентрик, на всё имел уже готовые непререкаемые ответы, состоящие больше из эпатажа, чем истины.
У Андрея Максимова же получилось превратить замысловатый искусственный сюжет давно забытых и устаревших брюсовских первоисточников в очень тонкую и наполненную трагизмом историю, за гипертрофированной театральностью которой вдруг начинает виднеться живой человек с настоящими искренними чувствами. Он сделал так, что эта, казалось бы, однозначная история, приобрела свойства хамелеона, ей можно приписать как безнравственность, так и высокую духовность, обозначить её как банальный адюльтер, так и увидеть в ней поиск любви с большой буквы. Главное, режиссёр изменил её глубинный смысл, приведя его к осознанию божественной природы любви, того чувства, которое живёт не в голове, а в сердце.
На пресс-показе Андрей Максимов признался: «Я всё переделал, по сути, написал новую пьесу (в основе повесть «Последние страницы из дневника женщины»). Спектакль мы репетировали 4 месяца, репетиции начались в конце прошлого театрального сезона. Материал тяжёлый, пьеса тяжёлая, отношения тяжёлые». Воплотить сложную задачу ему помог блестящий актёрский состав «вахтанговского качества»! Ольга Тумайкина и Екатерина Крамзина находятся в достойнейшем мужском актёрском обрамлении Игоря Карташева, Юрия Поляка, Виталийса Семёновса. Прекрасная музыка Фаустаса Латенаса создаёт особый фон, проникновенные вибрации, которые усиливают драматизм и не позволяют зрителю уйти в банальное восприятие и осуждение героев. Неожиданным подарком станут два романса на стихи Брюсова в исполнении Ольги Тумайкиной и Игоря Карташева.
Рубрика: Культура. Метки: премьера, театр Вахтангова.