26.11.2018 16:17

«Город на память». 177. Центральный музей Великой Отечественной войны. Техника

6 мая 2015 года
Фотопроект «Город на память». 177. Центральный музей Великой Отечественной войны. Техника

На открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется боевая техника армий СССР, Германии, США, Англии, Японии – танки и артиллерия, самолёты и автомобили. В экспозиции представлено более 300 образцов военной техники и вооружений периода Второй мировой войны.

Экспозиция открывается трофейной немецкой и финской техникой, далее по родам войск представлены боевые машины, артиллерия и авиация Красной Армии, вооружение союзников, а в акватории расположена выставка Военно-Морского флота.


Броневое сооружение (Финляндия)
В 1916 году Германия впервые использовала небольшие огневые сооружения. В 1920-1930-е годы многие европейские страны стали использовать ДОТы из железобетона и брони как элемент оборонительных линий.


Танк Pz.Kpfw.IV Ausf.F (Германия)


75 мм САУ StuG III (Германия)
В 1935 Эрих фон Манштейн предложил идею создания машин «штурмовой артиллерии», главной задачей которых должна быть поддержка атакующих подразделений пехоты. Приоритетными были огневая мощь, малые габариты, хорошее лобовое бронирование и низкая стоимость производства. Первые прототипы были изготовлены фирмой Daimler-Benz на шасси PzKpfw III Ausf.B с короткоствольной пушкой. После столкновения в России с танками Т-34 было решено переоборудовать StuG III длинноствольной пушкой, пригодной для поражения брони советских танков.


Артиллерийский тягач Ситроен (Франция, использовался Германией). 1937-1939


Танк Pz.KpfwIII Ausf.L (Германия)
Panzerkampfwagen III — немецкий средний танк, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год. К июню 1941 года он был основной боевой машиной Вермахта, во вторжении в СССР участвовало около 1000 таких танков. В 1939 году советские военные инженеры имели возможность изучить Panzer III и на тот момент признали его лучшим иностранным танком. Изучение трофейного танка помогло выявить его слабые и сильные стороны.

Вторгшимся на советскую землю бронированным машинам вермахта противостояла артиллерия и танки Рабоче-Крестьянской Красной Армии


76-мм пушка. 1927


76-мм пушка Ф-20. 1933


Огнеметный танк Т-46-1


Танк Т-26 двухбашенный. 1931-1933
Зимой 1930/1931 годов в районе Поклонной горы состоялись испытания закупленных в Великобритании лёгких пехотных танков «Виккерс Mk.E». На основе их конструкций был создан танк Т-26 двух модификаций – сначала с двумя пулемётами в двух башнях, затем с одной башней (45-мм пушка и пулемёт). Т-26 принимали участие в боях гражданской войны в Испании, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, в польской кампании и советско-финской войне, но к началу Великой Отечественной устарели. Слабая бронезащита делала эту боевую машину уязвимой для вражеских снарядов.


Танк Т-26. 1933-1938


Танк БТ-7
Советский колёсно-гусеничный танк БТ-7 («Быстроходный танк») выпускался с 1935 по 1940 год. В предвоенный период БТ-7 неплохо зарекомендовал себя на Халхин-Голе и не имел себя равных в манёвренности. Но к 1941 году он уступал по броневой защите танкам вермахта.


Башня бронеавтомобиля БА-20. 1936
Базовая модель БА-20 выпускалась с 1936 по 1938 год. В бронированной башне толщиной 9 мм находился пулемётчик, вооружённый 7,62-мм ДТ.


Грузовой автомобиль ГАЗ-АА «полуторка» изначально представлял собой лицензионную копию американского грузовика Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии неоднократно был модернизирован. К началу Великой Отечественной войны в рядах РККА числилось 151 100 таких машин.


Блиндаж и траншея


Паровоз Эу-2
Паровоз разработан в 1909 году и выпускался с 1912 по 1957 год. В годы индустриализации паровозы серии Э являлись основным типом грузового локомотивного парка, выполняли большой объём грузоперевозок почти на всех железных дорогах СССР. Всего было построено около 11 000 паровозов Э.


Бронеплощадка
Первые бронированные поезда появились еще в XIX веке в Европе и США вместе с развитием сети железных дорог, а в России бронепоезда стали строить в 1915 году по приказу Императора Николая II. В Гражданской войне принимали участие десятки бронепоездов, но в Великой Отечественной решающей роли не сыграли. Они оказались слишком уязвимой мишенью для артиллерийских и воздушных ударов. Чтобы парализовать бронепоезд, достаточно было уничтожить железнодорожное полотно спереди и сзади. Под бронеплощадкой подразумевается усиленная железнодорожная платформа, защищённая броней и вооружённая артиллерией и пулемётами. С 1942 года на них стали устанавливать танковые башни. Для отражения воздушных атак существовали зенитные бронеплощадки. В состав бронепоезда входило несколько таких броневагонов, паровоз и контрольные платформы впереди состава для обнаружения минирования путей.


Танк Т-34
Под Москвой танки Гудериана столкнулись с новым советским оружием, танком Т-34. Приказ о постановке Т-34 в серийное производство был подписан Комитетом обороны 31 марта 1940 года, однако их выпуск задерживался из-за нехватки комплектующих. Но уже в 1941 году с заводских конвейеров сошли почти 3000 машин и их внезапное появление помогло остановить немецкое наступление. Т-34 превосходил немецкие машины и в вооружении, и в броне. Тридцатьчетвёрка с пушкой 76-мм стала основным танком Красной Армии до 1944 года.


Танк КВ-1С
Танк «Клим Ворошилов, скороходный» был разработан в 1942 году как модернизация базового КВ-1. Скорость была увеличена за счёт уменьшения массы танка. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы с толщиной брони по бортам 75 мм. Толщина брони маски орудия и лба башни достигала 82 мм. Вооружение танка – пушка 76-мм и три пулемёта.


Реактивный миномёт БМ-13Н «Катюша» на шасси «Студебеккер»
В марте 1941 года были успешно проведены полигонные испытания установок, получивших обозначение БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм). Реактивный миномёт на шасси грузового автомобиля ЗИС-6 поступил на вооружение за день до начала войны, а 3 августа батарея старшего лейтенанта П.Дегтярёва произвела первый залп по врагу.


Истребитель Bf-109 (Германия) 1941
Messerschmitt Bf.109 являлся основным истребителем люфтваффе на протяжении всей Второй мировой войны, при его создании конструкторы использовали все технические новинки своего времени. Боевое крещение самолёт прошёл в Испании в 1936 году, позднее использовался на всех театрах военных действий – от воздушных налётов на Британию до Северной Африки.


Истребитель ДИ-6. 1936


Штурмовик Ил-2. 1941
Штурмовик был создан в ОКБ-240 под руководством авиаконструктора Сергея Ильюшина, его серийное производство началось в феврале 1941 года. Конструкторы называли свой самолёт «летающим танком», а немцы – «мясорубкой». Это самый массовый боевой самолёт в истории, изготовленный в количестве более 36 тысяч экземпляров.


Истребитель Як-3
Истребитель Як-3, разработанный в ОКБ Яковлева, прошёл боевое крещение в июне 1943 года во время битвы на Курской дуге. При его создании конструкторы улучшили живучесть, боевые характеристики и огневую мощь предыдущей модели Як-1М.


Зенитная прожекторная станция на шасси ЗИС-12 предназначалась для обнаружения и освещения в ночное время самолетов противника с целью уничтожения их огнем истребительной авиации и зенитной артиллерии.


37-мм зенитная пушка образца 1939 года стала первой советской автоматической зенитной пушкой, запущенной в крупносерийное производство. Помимо борьбы со штурмовиками, истребителями-бомбардировщиками и пикирующими бомбардировщиками в 1941 году использовались и как противотанковые орудия.


Бензозаправщик БЗ-43


Легковой автомобиль «Опель Олимпия» (Германия) 1938


Легковой автомобиль ГАЗ-М 1
ГАЗ М-1 был создан в 1936 году на основе технической документации Ford. Конструкторы внесли немало изменений, чтобы адаптировать машину к местным условиям эксплуатации. К началу войны свыше 10 000 машин были приписаны к штабам и тыловым учреждениям РККА и в первые годы Великой Отечественной «Эмка» стала основным штабным автомобилем, пока её не заменили ленд-лизовские и отечественные внедорожники.


Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67Б
Серийный выпуск полноприводных легковых автомобилей ГАЗ-67 был налажен в 1943 году, машина широко использовалась на фронтах наряду с ленд-лизовскими Willys MB и Ford GPW.


Санитарный автомобиль ГАЗ-А. Машина была выпущена небольшой партией в 1933 году. Санитарное помещение отделено от кабины водителя глухой перегородкой. Внутри фургона на скамейках для раненых и медиков могло поместиться шесть человек и носилки. Все попадали внутрь через задние распашные двери.


Грейдер ГТМ


Минный раскладчик. 1942


Осколочная мина. 1941


САУ Мардер 38М (Германия) 1943
Лёгкое бронирование могло защитить экипаж Мардер-38М только от пуль и осколоков, зато эта самоходка обладала высокой мобильностью. САУ выдвигались на огневую позицию, вели огонь по противнику и затем быстро меняли позицию.


Пушка Pak-38 (Германия) 1940


76-мм противотанковая пушка ЗИС-3. 1942
Дивизионная пушка ЗИС-3 образца 1942 года стала основным противотанковым орудием Великой Отечественной войны. Конструктор Василий Грабин начал её разработку в мае 1941 года, а уже осенью опытные образцы отправлены на фронт.


57-мм противотанковая пушка ЗИС-2. 1943
Для борьбы с бронированными гигантами широко применялась противотанковая пушка ЗИС-2, поступившая в войска летом 1941 года и опередившая своё время. На момент создания у вермахта не было тяжёлых танков и производство ЗИС-2 свернули в пользу более лёгких и экономичных «сорокапяток». Острая потребность в ЗИС-2 появилась позднее.


122-мм гаубица Д-1. 1943


160-мм миномет МТ-13. 1943


203-мм гаубица Б-4М. 1931
Разработка советской гаубицы большой мощности велась с 1920-х годов, Б-4М принята на вооружении РККА в 1933 году. Во время войны с Финляндией эти гаубицы успешно использовались для уничтожения финских бункеров, в годы Великой Отечественной войны батареи Б-4М перевели в резерв Верховного Главнокомандования и применяли с 1942 года в наступательных операциях.


Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-1-180. 1935
Идея установить тяжёлые орудия на железнодородной платформе возникла в 1927 году. Испытания на полигоне прошли успешно, платформа фиксировалась выдвижными опорами и 180-мм орудие могло вести круговой обстрел. К началу войну было изготовлено 20 артиллерийских установок. Предполагалось, что они будут эффективны в борьбе с вражеским флотом, поэтому базировались под Ленинградом и на Чёрном море.


Артиллерийская установка ТМ-3-12
Транспортер Морской, тип 3, калибр 12 дюймов, 305-мм железнодорожное артиллерийское орудие образца 1938 года — сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария». Было выпущено три таких системы, объединённых в 9-й отдельный артиллерийский железнодорожный дивизион. Орудия принимали участие в Советско-финской войне, после которой были перебазированы на военно-морскую базу Ханко. С началом Великой Отечественной войны участвовали в обороне базы, где перед эвакуацией базы были подорваны. Финны смогли их восстановить, а после войны вернули в Советский Союз. ТМ-3-12 несли боевое дежурство в Балтийске до 1961 года, а после заняли места в музеях.


Малый танк Т-60. 1941-1942


Танк Т-70Б. 1942-1943


САУ СУ-100. 1944
Впервые СУ-100, вооружённые 100-мм пушкой, были применены в январе 1945 года при освобождении Будапешта. В ходе Балатонской операции самоходки успешно отразили контратаку немецкой танковой армии.


САУ ИСУ-152
Самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152, созданная в 1943 году, была вооружена 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. За разрушительную огневую мощь наши солдаты прозвали самоходку «Зверобой», а немцы – «Консервный нож».


Тяжелый танк ИС-2
Тяжёлые танки «Иосиф Сталин», вооружённые 122-мм пушкой Д-25Т и защищённые 120-миллиметровой лобовой бронёй, стали самым мощным советским серийным танком Великой Отечественной войны. ИС-2 успешно использовался во время штурма укреплённых районов и взятии таких городов, как Будапешт, Бреслау, Берлин.


Тяжелый танк ИС-3
ИС-3 проектировался в годы войны, но участия в боевых действиях не принимал. Первые машины сошли с заводского конвейера в мае 1945 года.


Морская мина
Еще в XVI веке китайцы использовали подобие морских мин против японских пиратов. В XIX веке Борис Якоби создал гальваноударную мину, успешно применявшуюся в Крымской войне. Такие мины срабатывают при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку, в котором находится стеклянная ампула с электролитом гальванического элемента. На вооружении советского ВМФ состояли мины КБ (Корабельная Большая), разработанные к 1931 году. Мина крепилась якорем на заданную глубину, на её корпусе находились пять гальваноударных рожков, при касании с которыми происходил взрыв 230-килограммового заряда. До приведения мины в боевое состояние рожки защищались чугунными колпаками.


Торпедный катер «Комсомолец»
В 1940—1950 годы со стапелей феодосийского судостроительного завода «Море» сошло более 200 торпедных катеров типа «Комсомолец». Они были вооружены двумя торпедными аппаратами, глубинными бомбами, двумя крупнокалиберными пулемётами.


Истребитель Р-63 «Кингкобра» (США)


Танк М4А2 «Шерман» (США)


Танк Matilda IV (Англия)


САУ Т48 на базе М3 (США)


Амфибия Ford GPA (США) 1944


Огнемет Виккерс МКII (Англия) 1944


75-мм пушка (Япония) 1934
Вторая Мировая война завершилась 2 сентября 1945 года на Дальнем Востоке после капитуляции Японии


Танк Чи ха (Япония)


Танк Ке ну (Япония)


57-мм зенитная пушка Р10 (Чехословакия) 1956

На площадке представлены и послевоенные образцы вооружения и техники из разных стран


76-мм горная пушка М99. 1958


Вертолет КА-26

Центральный музей Великой Отечественной войны находится на Поклонной горе (м.«Парк Победы»), открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 19:00. Официальный сайт: http://www.poklonnayagora.ru/

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – завод «Кристалл»: праздник без водки…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, День победы, СССР, город на память, военный музей, Великая Отечественная война, Советская Армия.

Другие публикации