21 июня 2015 года
Фотопроект «Город на память». 181. Электрозавод
Индустриальный комплекс на Электрозаводской улице составили три предприятия: Московский электроламповый завод (МЭЛЗ), Электрозавод имени В.Куйбышева, производящий трансформаторы и другое энергетическое оборудование, и АТЭ-1, специализирующийся на электрооборудовании для автомобилей и тракторов. Для рабочих каждого из заводов предусмотрены свои проходные, а внутри территория общая для всех.
В 1915 году в Москве неподалеку от устья реки Хапиловки был заложен завод Товарищества русско-французских заводов «Проводник» (архитектор Г.Евланов). Это было крупная фирма, производившая изделия из резины и каучука – от галош до автомобильных шин, – а ее отделения и магазины располагались по всей России. Завод был задуман как готический замок с окнами-розами и высокими башнями по образцу средневековых ратуш, но грянула революция и проект был реализован в упрощённом виде, без сложных готических украшений. Достраивал здание архитектор Г.Шиханов и в 1926 году в нём разместился сначала завод «Металлист», затем «Прожектор».
Московский Электрозавод имени В.Куйбышева создан в 1928 году по решению Государственного электротехнического треста для обеспечения выполнения ленинского плана ГОЭЛРО. Первенец отечественного трансформаторостроения к 1932 году поставил трансформаторы на десятки электростанций, продукция завода направлялась на крупнейшие стройки первых пятилеток: Днепрогэс, Магнитострой, Уралмаш, Горьковский автозавод, Харьковский, Сталинградский, Челябинский тракторные заводы, Саратовский комбайновый, Донбасстрой, первый электрифицированный участок Закавказской железной дороги.
Смотрите старые фотографии: Московский Электрозавод имени В.Куйбышева. 1929 год: https://pastvu.com/p/2890
Смотрите старые фотографии: Московский Электрозавод имени В.Куйбышева. 1930-1940 гг.: https://pastvu.com/p/42735
К праздникам фасад самого старого корпуса украшали лозунгами наглядной агитации и подсвечивали лампочками.
Смотрите старые фотографии: Праздничная иллюминация. 1937 год: https://pastvu.com/p/52557
С 1929 года Лаврентьевская улица носит название Электрозаводская.
Смотрите старые фотографии: Пока речку Хапиловку не спрятали в трубу-коллектор, наводнения здесь были не редкость. Наводнение. 1940-1950 гг.: https://pastvu.com/p/6273
В 1927 году от Черкизово к Электрозаводу была проложена четырёхкилометровая железнодорожная ветка, ставшая одной из первых электрифицированных железных дорог СССР. Для её обслуживания на заводе «Динамо» собраны четыре двухосных электровоза ГЭТ, один из которых впоследствии стал экспонатом железнодорожного музея на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге. На ветке также использовались тепловозы ТГМ1, ТГМ23В, ТГМ40, ЧМЭ2, а с 1986 года от электровозов отказались вовсе. Да и тепловозы тоже встретишь нечасто, в наши дни объёмы производства сократились, демонтированы ответвления на закрывшиеся промзоны (например, по соседству с Электрозаводом находилась фабрика «Освобождённый труд», ныне перепрофилированная в деловой центр).
Будка дежурного по переезду
Мемориал «Героям электрозаводцам от коллектива завода 1941-1945» сооружен 5 ноября 1968 года. 114 фамилий рабочих и служащих Московского электрозавода имени В.В.Куйбышева высечено на мраморных досках, укрепленных на высокой кирпичной стеле. Перед ней с правой стороны установлена бетонная скульптурная группа – девушка провожает на фронт солдата.
В годы Великой Отечественной войны на заводе выпускались снаряды для гвардейских минометов «Катюша», трансформаторы для заградительных сооружений, ремонтировались танки Т-34. 320 электрозаводцев составили ядро дивизии народного ополчения Куйбышевского района Москвы. А всего с завода ушли на фронт 1200 человек.
В послевоенные годы выпуск трансформаторного оборудования на заводе превзошел довоенный уровень в несколько раз. Восстановление народного хозяйства и строительство новых электростанций и линий электропередач требовало наряду с ростом объемов производства увеличения единичной мощности, повышение технического уровня и надежности трансформаторов. Электрозавод стал кузницей кадров отечественного трансформаторостроения, научной и производственной базой развития этой важнейшей подотрасли электротехнической промышленности. Опыт электрозаводцев был использован при проектировании, строительстве и организации производства трансформаторов на Запорожском трансформаторном заводе, «Уралэлектротяжмаше», Тольяттинском электротехническом и других предприятиях.
На Электрозаводе изготавливались трансформаторы для строительства канала Москва-Волга, для Московского метрополитена, высотных зданий Москвы, Останкинской телебашни, дворца съездов в Кремле, храма Христа спасителя. Специалисты, монтажники и рабочие завода участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обеспечивая работоспособность электрооборудования. В 90-е годы, после перехода на новую систему экономических отношений ОАО «Электрозавод», организованному на базе Московского НПО «Электрозавод», удалось не только сохранить высокий технический уровень производства, квалифицированные кадры, но и успешно развивать накопленный потенциал. Современный ассортимент продукции, как и в прежние годы, пользуется большим спросом. Часть неиспользуемых производственных помещений сдаётся в аренду.
Смотрите старые фотографии: Старое русло Яузы. 1953 год: https://pastvu.com/p/278519 Кадр из кинофильма «Верные друзья». Сейчас на этом месте современные корпуса Электрозавода.
В конце 1950-х годов были произведены работы по спрямлению русла реки, благоустроена набережная.
Смотрите старые фотографии: Яуза. 1954 год: https://pastvu.com/p/277916
Смотрите старые фотографии: Реконструкция набережной. 1957 год: https://pastvu.com/p/277918
Вместо старой застройки выросли новые корпуса Электрозавода
В честь Электрозавода названы станция метро (1944 год) и мост через Яузу (1954). На стенах кассового зала станции «Электрозаводская» расположены медальоны с портретами учёных-основоположников электротехники: Ломоносова, Яблочкова, Попова, Фарадея, Франклина, Гильберта, а в центральном станционном зале 12 барельефов с изображениями трудящихся.
Завод автотракторного электрооборудования АТЭ-1 основан в 1929 году как производственно-технический отдел Электрозавода Государственного электротехнического треста (ГЭТ), в 1932 году получил современное название. Здесь были изготовлены первые советские магнето, началось крупносерийное производство магнето, генераторов, стартеров, реле-регуляторов и другого электрооборудования для легковых, грузовых и специализированных автомобилей, а также для некоторых типов тракторов и комбайнов. В советские годы входил в объединение Союзавтоэлектроприбор.
В начале Великой Отечественной войны около 900 работников завода ушли на фронт, производство было эвакуировано в Куйбышев и перепрофилировано на выпуск военной продукции. В московских цехах также производились боеприпасы и оружие. У проходной АТЭ-1 в 1975 году установили монумент заводчанам, воевавших на фронте и трудившихся в тылу (архитектор С.Бурицкий, скульптор В.Левин).
В 1938 году цеха электрических ламп были выделены в отдельное производство, получившее название МЭЛЗ.
История Московского электролампового завода началась с электроламповой мастерской имени Н.Калманка, организованной в 1906 году и два года спустя ставшей фабрикой, выпускавшей 300 тысяч электроламп в год. В 1913 году фабрика имени Н.Калманка объединилась с Кудринской фабрикой электроламп «Свет», объединённое производство получило название «Русская электрическая лампа». В 1912 году в Москве уже работало пять ламповых фабрик. Предприятия работали на привозном сырье, детали так же поставлялись из-за границы.
С началом Первой мировой войны в 1914 году предприятие оказалось в трудной ситуации: все немецкие мастера были высланы из Москвы, что резко ослабило техническое руководство, был затруднён ввоз в Россию электроламп и тугоплавких металлов – вольфрама и молибдена. При этом спрос на электролампы значительно возрос. В 1918 году все электроламповые фабрики были национализированы и переданы в ведение Электроотдела ВСНХ (Высшего совета народного хозяйства). Большая часть их бездействовала из-за нехватки сырья и полуфабрикатов в связи с прекращением импорта материалов.
В 1921 году началось восстановление производства. В 1923 году в США было заказано новое оборудование для советских электроламповых фабрик. В объединении открылись химическая, электроиспытательная и производственная лаборатории, организованы технический отдел и конструкторское бюро. Началось становление отечественного электролампового машиностроения. В 1926 году были разработаны конструкции автомобильных и мощных газонаполненных ламп. Кроме вольфрамового и лампового, в состав завода входило еще пять производственных отделов: прожекторный, трансформаторный, трубочный, изоляционный и отдел электропечей.
Постоянный рост выпуска электроламп требовал создания нового оборудования для электролампового производства. Эта задача была поставлена перед машиностроительным отделом завода. Отдел освоил производство ковочных машин и волочильных станков для вольфрамовой проволоки. Для лампового производства изготовлял масляные вакуумные насосы, автоматы вставления держателей, специализированные станки, откачные автоматы и другое оборудование. На первое место выдвигалась задача широкой автоматизации и механизации производства. Завод начал экспортировать свою продукцию. Первый заказ был выполнен для Китая. В дальнейшем электролампы экспортировали в Турцию, Иран, страны Южной Америки, а в 1939 году начался экспорт в Англию.
С началом войны в 1941 году завод перешёл на казарменное положение и работал круглосуточно. Лучшее оборудование демонтировали и эвакуировали на восток страны. В Сибири создавалось электроламповое производство, здесь работали как местные рабочие, так и эвакуированные москвичи. Московская площадка завода также не снижала темпы работы. Был создан новый цех, выполнявший заказы только для фронта.
У проходной МЭЛЗ В 1974 году был установлен памятник 463 рабочим и служащим предприятия, не вернувшимся с фронта. Авторы – скульптор А.Постол, архитектор Ю.Кривущенко. На прямоугольном пилоне из розового тесаного гранита высечен многофигурный барельеф – солдат с автоматом в руке, поднимающий товарищей в бой, профильные контуры бойцов, идущих в атаку, и раненый воин с гранатой в руке. На монументе написано: «Вечная слава работникам завода, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины».
После окончания войны для восстановления разрушенного народного хозяйства и для дальнейшего развития науки и техники стране были нужны новые, более сложные электронные приборы. Для их разработки и скорейшего внедрения в серийное производство в 1946 году на базе отдела электронно-лучевых трубок было создано особое конструкторское бюро (ОКБ). В 1955 году была разработана поточная линия для производства люминесцентных ламп, в 1958 году выпущен первый отечественный цветной масочный кинескоп 53ЛКЗЦ. В 1960-1970-е годы на первый план выдвигаются задачи повышения качества выпускаемых приборов и уровня автоматизации технологических процессов, которые не могли быть решены без глубоких научных исследований.
Смотрите старые фотографии: В цеху МЭЛЗ. 1952 год: https://pastvu.com/p/314127
В конце 1980-х годов разорение смежников, повышение тарифов на энергоносители и транспортировку грузов, исход за границу поставщиков ключевых материалов привели к существенному сокращению производства. В 1993 году на базе отдела капитального строительства было организовано акционерное общество «МЭЛЗ-Инвест». Новое предприятие было призвано решать вопросы строительства и инвестиций, решения различных задач в условиях отсутствия государственного заказа.
Созданные в середине 90-х годов научно-производственные комплексы смогли начать восстановление производства по тем направлениям, которые составляли славу завода. Будущее ОАО «МЭЛЗ» связано с наукоёмкой продукцией, требующей меньше энергоресурсов и производственных площадей. Сейчас основной товарной номенклатурой стали электровакуумные приборы.
В окрестностях строились ведомственные дома для заводчан. Картуш над подъездом дома № 18 по 2-й Парковой улице напоминает о принадлежности к электроламповому заводу.
А заводской стадион МЭЛЗ – сейчас практически заброшенный – находился на Измайловском острове
В 1903 году по решению городской думы на берегу Яузы был возведен Введенский народный дом (архитектор И.Иванов-Шиц). Такие народные дома в окраинных районах Москвы призваны были стать «храмами настоящего искусства» для рабочих и бедного населения.
Смотрите старые фотографии: Введенский Народный дом. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/2471
Во Введенском народном доме Алексей Бахрушин, известный меценат и покровитель театра, собрал театральную труппу, которая с энтузиазмом представляла в прекрасном классическом зале серьезный репертуар от Шекспира и Островского до Ибсена и Чехова. Здесь же простой люд мог просвещаться, читая книги в библиотеке, отдохнуть и поесть в чайной для бедного населения.
Смотрите старые фотографии: Скульптурная композиция возле Народного дома (скульптор Иннокентий Жуков). 1922-1925 гг.: https://pastvu.com/p/59540
Народный дом продолжал работать без перерыва после революции как «рабочий дворец». В 1947 году здесь обосновался Театр имени Моссовета, для которого старое здание было надстроено по проекту Б.Ефимовича. С тех пор торжественный облик дворца, напоминающий по конструкции Большой театр, не изменялся. После переезда театра в сад «Аквариум» в здании находился «Телевизионный театр», из которого в 1960-е вплоть до ввода в строй Останкинского телецентра велись телетрансляции концертов. Здесь снимались популярные телепередачи, в том числе «Голубой огонёк» и первые выпуски КВН.
Смотрите старые фотографии: Театр имени Моссовета. 1947 год: https://pastvu.com/p/103943
Дворец культуры МЭЛЗ в 1970-1980-е годы был центром культурной жизни района, но в постсоветский период производство переживало не лучшие времена и здание отдали в аренду Центру Дианетики, впоследствии ставшему Церковью Сайентологии Москвы. С 2008 года отреставрированный зал получил новое название – «Дворец на Яузе» (площадь Журавлёва, дом 1), теперь это прокатная площадка, где есть место драматическому театру, опере, балету, музыке. Во дворце сохранены оригинальные интерьеры, а в ходе реконструкции восстановлена оркестровая яма, не использовавшаяся многие годы.
В чугунную фотоколлекцию – пара люков с Электрозаводской улицы
Узнайте больше на сайтах:
Товарищество «Проводник»: http://moscow-gothica.livejournal.com/1198.html
ОАО «Электрозавод»: http://www.elektrozavod.ru/history
ОАО «МЭЛЗ»: http://www.m-i.ru/ru/about/history
Электрозаводская ветка: http://ivda-zde.narod.ru/vetki/elcherk/elcherk.html
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Поклонная гора…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, прогулки по Москве, промзона, Электрозавод.