22 июля 2015 года
Фотопроект «Город на память». 189. Скаковая улица
Были времена, когда обширные пространства от ипподрома до Петербургского шоссе занимали конюшни и служебные постройки, а орловских рысаков выгуливали в Петровском парке. Значительную часть конюшен позднее снесли под новую застройку, но некоторые сохранились на Скаковой улице, хотя и используются не по назначению – как пожарная часть, театр или продуктовый магазин.
Смотрите старые фотографии: Беговая аллея служила парадным подъездом к зданию ипподрома со стороны Петербургского шоссе. 1901 год: https://pastvu.com/p/9961
Ворота в самом начале аллеи украшены копиями клодтовских коней, установленных на Аничковом мосту. Петра Клодта к тому времени уже не было в живых, копии выполнены в 1899 году внуком знаменитого скульптора Константином Клодтом по эскизам дедушки. Изящные чугунные ворота исчезли в неизвестном направлении во время реконструкции 1965 года.
В 1936-1940-х годах слева от ворот по проекту архитекторов А.Бурова и Б.Блохина возводился шестиэтажный первенец крупноблочного жилого строительства. Лоджии закрыли ажурными решётками, выполненные по рисункам художника В.Фаворского.
Смотрите старые фотографии: К началу 1940-х годов въездные ворота «потерялись» в окружении новостроек. Ленинградский проспект, дом № 27. «Ажурный дом». 1950-1955 гг.: https://pastvu.com/p/17682
А ещё раньше, в 1927 году, с правой стороны присоседился конструктивистский дом кооператива «Дукстрой», уже в наше время помешавший строительству ТТК и без сожаления снесённый.
В 1950 году Иван Жолтовский выполнил проект въездной арки, которая вписалась бы точно между двумя жилыми домами. Главное здание ипподрома было реконструировано в начале 1950-х, а вот новые въездные ворота так и не построили. Вероятно, они просто оказались неактуальны: Беговая аллея утратила первоначальное значение парадного въезда.
Проект арки. Иллюстрации из архива ипподрома, предоставлены пресс-службой ЦМИ
Ленинградский проспект, дом № 25, построен в 1917 году. Где-то здесь находился трактир «Перепутье», упоминаемый Владимиром Гиляровским как место, где посетители ипподрома коротали время до начала бегов, обсуждая шансы лошадей на победу. На фасаде здания табличка – Театр классического балета. Балетную труппу, сформированную в 1966 году, возглавлял прославленный Игорь Моисеев, а сейчас это единственный в Москве театр авторского балета.
Отсюда начинается Скаковая аллея, ведущая в сторону ипподрома. Эстетика балета и азарт бегов здесь встретились, почти как у Владимира Высоцкого:
«Во мне два «я», два полюса планеты,
Два разных человека, два врага.
Когда один стремится на балеты –
Другой стремится прямо на бега».
Но сегодняшний сюжет – не про балеты и не про бега, а про скачки.
Скаковая улица получила своё название в конце XIX века по располагавшимся здесь конюшням Скакового общества. Так чем же интересны скачки?
Скачки — вид испытания лошадей на резвость (скорость), по итогам которых делается вывод о пригодности к дальнейшему разведению и как состязание на скорость были популярны ещё в античные времена, а в XVIII веке началась современная история скачек. Именно тогда была выведена английская чистокровная скаковая порода, которой присущи сила, выносливость, темперамент. Сначала в Европе, а затем и в России началось строительство больших ипподромов, установлены правила скачек.
Лошадь работает дуэтом с жокеем. И тут снова вспоминается песня Высоцкого – «Бег иноходца», про привередливого иноходца, сбросившего жокея. Сюжет песни вполне жизненный: на скачках лошадь запросто может взбрыкнуть, избавиться от ненужного, по её мнению, седока и продолжать скакать вместе со всеми. Она даже может прийти первой, но победой это считаться не будет. На самом деле жокей помогает лошади достичь лучшего результата, он должен иметь специальную лицензию и хорошие физические данные. Экипировка всадника – высокие сапоги, защитный жилет, бриджи шлем и рубашка, окрашенная в цвета коневладельца. В некоторые виды скачек предусматривают обязательное ношение шлема и защитного жилета. В целях безопасности жокеи используют специальные очки.
Забег начинается из стартовых боксов по сигналу колокола
Скаковая улица, дом № 3, конюшни Леона Манташева – комплекс зданий в стиле венского барокко, построенный в 1914-1916 годах по проекту братьев Весниных.
Смотрите старые фотографии: Конюшни Леона Манташева. 1916-1918 гг.: https://pastvu.com/p/16158
Смотрите старые фотографии: Гараж Москоммунхоза. 1920-1930 гг.: https://pastvu.com/p/3019
Монограмма Манташева на картуше
Левон (Леон) Манташев был одним из четырёх сыновей богатейшего российского предпринимателя Александра Манташева, сколотившего капитал на закавказской нефти и прозванного современниками «нефтяным королём». В отличие от отца, отличавшегося скромностью и филантропией, Левон оказался повесой, кутилой и авантюристом, что не мешало успешно продолжать отцовский нефтяной бизнес. Ещё Левон Манташев был страстным лошадником, владельцем около 200 породистых скакунов и авторитетным специалистом-коннозаводчиком. После революции он эмигрировал во Францию, а конюшни на Скаковой аллее были национализированы Советской властью и стали использоваться как гараж Москоммунхоза.
Впоследствии архитектурный ансамбль пришёл в запустение, пока в 1999 году не был передан Государственному академическому театру классического балета под руководством Н.Касаткиной и В.Василёва. Но надежды на возрождение оказались тщетны, похоже, что выделенных на реконструкцию 5 миллионов бюджетных рублей хватило только на слом боковых флигелей, в которых собственно и размещались конюшни, и возведение каркасных опор из швелера. На этом этапе балет закончился, а в уцелевших корпусах разместились автосервис и офисы с пропускной системой. Договор об аренде участка с театром расторгнут, дальнейшие планы неизвестны.
Смотрите старые фотографии: Снесённые корпуса конюшен. 1956-1958 гг.: https://pastvu.com/p/90307
Смотрите старые фотографии: Кузница во дворе. 1988 год: https://pastvu.com/p/39249
В 1831 году в Москве было учреждено «Общество конной скаковой охоты» (позднее – Императорское Скаковое общество), а спустя три года в окрестностях Ходынки построены ипподромы для проведения испытаний лошадей. Скаковой ипподром с одной дорожкой длиной 2140 метров тогда располагался чуть южнее, где сейчас конюшни ипподрома и железнодорожные пути. Введённый на ипподроме тотализатор стал приносить немалую прибыль, но пагубно влиял на нравы горожан, просаживающих свои заработки на скачках и бегах. Городская Дума неоднократно рассматривала поступающие заявления о запрете на азартные игры, но коннозаводчики в борьбе за тотализатор оказывались сильнее. Юрист Анатолий Кони тогда констатировал: «Улучшаем породу лошадей, ухудшая породу людей». А успехи в улучшении пород были очевидны, к началу Первой Мировой войны Московский ипподром считался лучшим в Европе и стал лабораторией элитного селекционно-племенного коннозаводства. Россия обладала самым большим поголовьем лошадей в мире, составлявшим 38 миллионов голов.
Скаковая аллея, дом № 7 – дом Скакового общества в 1903 году стал дебютной работой архитектора Ивана Жолтовского. Постройка выполнена в духе античных римских вилл или английских особняков, фасады украшены лепными фризами с изображениями скачущих лошадей. Не менее изысканны интерьеры залов работы художника Игнатия Нивинского. В особняке размещались Императорский зал для заседаний и приёмов, канцелярия, библиотека, бильярдная, столовая, хозяйственные службы.
Смотрите старые фотографии: Дом Скакового общества. 1906-1907 гг.: https://pastvu.com/p/26959
Смотрите старые фотографии: Дом Скакового общества. 1906-1907 гг.: https://pastvu.com/p/26961
Смотрите старые фотографии: Главный зал Скакового общества. 1908-1912 гг.: https://pastvu.com/p/35838
С балкона полуротонды члены Скакового общества могли наблюдать за скачками на ипподроме
В советские годы здание занял Всесоюзный научно-исследовательский институт коневодства, а лепное украшение на фасаде напоминает, что позднее в особняке расположилось Управление командующего Морской авиацией ВМФ СССР. Антиквариат из особняка был передан в музеи, а фрески на потолке сохранились. Довольно странно, наверное, выглядели офицеры в кабинетах, где на потолке изображены полуобнажённые античные персонажи. Военные покинули здание в 2012 году.
Проходя мимо нынешних кирпичных бастионов непросто представить, что сотню лет назад территория до самого Петербургского шоссе была лошадиной вотчиной.
Смотрите старые фотографии: Деревянные дома на Скаковой снесли в начале 1980-х годов. Скаковая улица, дом № 5. 1979 год: https://pastvu.com/p/157606
Смотрите старые фотографии: Здание призовой конюшни В.П.Смирнова. 1904-1905 гг.: https://pastvu.com/p/11030
Смотрите старые фотографии: Манеж и конюшни Малича. 1904-1905 гг.: https://pastvu.com/p/156848
Как выглядели конюшни изнутри? Вероятно, как-то так.
Скаковая улица, дом № 20. Бывшая средняя школа № 146 с оригинальной лепниной на фасаде, сейчас здесь Кадетская школа № 1784.
Скаковая улица, дом № 22 — пожарная часть № 27, расположенная в бывших конюшнях. Над оконными проёмами — кирпичная кладка в виде лошадиной подковы.
Скаковая улица, дом № 32 — бывшее здание жокей-клуба при Московском ипподроме, построенное в 1912 году по проекту братьев Весниных. Ныне – административно-офисное здание.
На Скаковую улицу выходят корпуса бывшей кондитерской фабрики «Большевик», которая в ходе реконструкции превращается в бизнес-центр.
Памятник Ленину демонтирован (фото 2007 года)
У Скаковой есть два ответвления – Верхняя и Нижняя улицы.
Верхняя улица, дом № 34. Научно-исследовательский тракторный институт (НАТИ) закрыт в 2011-2012 годах, в мае 2015 года начался снос институтских корпусов. По городской легенде, в подземных цехах находился небольшой танковый завод, производящий в годы войны лёгкие танки.
На Нижней улице и Скаковой аллее целая россыпь чугунных крышек из разных городов РСФСР и других союзных республик
На фото внизу – довольно старый экземпляр с надписью НКПТ, Народный комиссариат почт и телеграфов РСФСР существовал с 1917 по 1923 год.
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – окрестности Центрального Московского ипподрома…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, ЦМИ, Московский ипподром, Скаковая улица.