29.11.2018 16:37

«Город на память». 190. Окрестности ипподрома

23 июля 2015 года
Фотопроект «Город на память». 190. Окрестности ипподрома

Центральный Московский ипподром открылся 1 августа 1834 года, но фактически тогда это были два ипподрома с разными владельцами — скаковой принадлежал Обществу охотников конской скачки, а рысистый — Обществу охотников рысистого бега. В 1918 году они объединили штаты и бухгалтерию, а в 1930-м скаковой ипподром был потеснён развивающейся инфраструкторой Белорусского направления Московской железной дороги и органично влился в беговой овал. Каким был Скаковой ипподром и что находится на его месте сейчас?

В окрестностях ипподрома ещё сохранились несколько конюшен, вот бывшие конюшни Преображенского полка. Сейчас здесь продуктовый магазин, а в соседнем здании — общежитие.


Эта конюшня попала в кадр военной хроники. Группа немецких генералов под конвоем проходит по Скаковой аллее: https://pastvu.com/p/157179

Летом 1944 года в ходе наступательной операции «Багратион» в Белоруссии была разгромлена немецкая группа армий «Центр», уничтожены или попали в плен около 400 000 солдат и офицеров. Чтобы продемонстрировать боевые успехи Красной армии и поднять дух москвичей, было принято решение провести по столице колонну из 57 000 немецких военнопленных. Они хотели войти в Москву победителями — прошли побеждёнными. Эта акция под кодовым названием «Большой вальс» была проведена органами НКВД 17 июля 1944 года, перед началом марша доставленные в столицу пленные размещались на Московском ипподроме и стадионе «Динамо».


Нижняя улица, дом 14 — Московский шорно-экипажный завод. 1878—1895 гг.: https://pastvu.com/p/69400 Фото: А.А.Охотников

В советские годы на базе мастерских был создан завод конно-спортивного инвентаря КСИОК, выпускавший кареты, экипажи, телеги, сани, качалки, двуколки, а также сёдла, упряжь спортивного и хозяйственного назначения, предметы экипировки лошади и всадника. Ещё в 1960-1970-е годы на московских улицах изредка можно было увидеть гужевой транспорт, удивлявший прочих участников дорожного движения. Хотя железный конь и пришёл на смену крестьянской лошадке, но продукция КСИОК была востребована ипподромом, конными базами, киностудиями, цирками. В настоящее время производство выведено в Подмосковье. На Нижней улице по соседству также находился НИИ «Агроприбор», а сейчас улица завершается у шлагбаума бизнес-центра «Петровский».


Градские и Отстойные конюшни Императорского Московского Скакового общества. 1890-1900 гг.: https://pastvu.com/p/69404


Конюшни Императорского Московского Скакового общества. 1890-1900 гг.: https://pastvu.com/p/69401


Технические службы. 1998 год: https://pastvu.com/p/90617


А это уже непосредственно территория Скакового ипподрома. В его северной части находилась изящная Беседка Скакового общества. 1901 год: https://pastvu.com/p/10896 Фото: Мартин Шерер


Скаковые трибуны. 1910-1911 гг.: https://pastvu.com/p/78284

В 1930-м году произошло расширение железнодорожного узла Белорусского вокзала и скаковой овал ликвидировали, объединив с беговым. Кстати, локомотивное депо по возрасту почти не уступает ипподрому, оно основано в 1871 году.

На месте скакового ипподрома сейчас расположены конюшни ЦМИ и манеж.

Почти все конюшни Московского ипподрома (теоретически в них может поместиться до 1000 лошадей) сооружены по типовым проектам в 1960-1980 годах: строители на память о проделанной работе выложили цветными кирпичами на фасадах дату постройки. На крышах сохранились ещё печные трубы, хотя самих печек давно нет. Возле конюшен огорожены загоны — левады, где лошади гуляют на свежем воздухе.

Пространство конюшни поделено на секции — денники, где содержатся лошади. Денник хоть и невелик, но достаточно просторен и оборудуется с расчётом на свободное передвижение лошади, здесь проходит большая часть её жизни. Здесь всё предусмотрено для безопасного содержания животного, например, зазоры между прутьями решетки должны быть таковы, чтобы в них не застряло копыто лошади. Есть автоматическая поилка со свежей водой.

В спортивном коневодстве соблюдаются необходимые гигиенические условия, чтобы избежать заболеваний. Лошадей содержат на подстилке — слое опилок или соломы. Сменять подстилку в стойлах и денниках требуется ежедневно. В конюшне предусмотрены система вентиляции, помещения для фуража, амуниции и инвентаря.

На территории ипподрома предусмотрена необходимая инфраструктура для содержания лошадей. Любая поступившая на ипподром лошадь обязана провести две недели в карантине на предмет выявления инфекционных заболеваний. Есть и лазарет со штатом ветеринаров для лечения заболевших животных. Случается и грипп, и кашель, но главная проблема — «ходовая часть» — четыре ноги лошади. У лошадей может болеть сердце, животным делают кардиограмму и, в случае обнаружения сердечных проблем, отстраняют от испытаний.

Беговые лошади приходят работать в возрасте полутора лет, выступать начинают в два года и ещё пару лет держат пик спортивной формы. Некоторые кобылы участвуют в заездах в 6-7 лет. С первого взгляда талант невозможно распознать, лошадей отбирают по родословной, если родители резвые, то можно предположить, что и их потомство реально подготовить к рекордам. В имени жеребёнка обязательно присутствуют фрагменты кличек его мамы и папы. Первая буква новой клички должна повторять первую букву кобылы, а в самом имени использоваться буквы имени жеребца. Например, у Касатки и Терминатора может родиться Катер или Катя.

Врождённый аллюр лошади — это галоп. Рысь — это искусственный аллюр, ему обучают и именно рысь практикуется на бегах. Переход на галоп во время заезда чреват дисквалификацией. Передняя правая нога вперед и задняя левая нога вперед, затем передняя левая и задняя правая вперед — это и есть рысь. Когда лошадь бежит галопом, она выбрасывает вперед одновременно две передние ноги, две задние ноги. Есть ещё иноходь, когда лошадь словно переваливается с боку на бок, иноходцы выбрасывают вперед правые переднюю и заднюю ноги, а затем левые переднюю и заднюю. Лошади рождаются с иноходью.

С лошадьми ежедневно занимаются тренеры, приучая слушаться команду. Они не все золотые, одна — ласковая, другая — строгая, третья — вялая, четвертая — энергичная. Как и люди. В дикой природе в табуне есть вожак, на конюшне тоже случаются проявления лидерских качеств. Если выпустить в леваду (загон для прогулки) трёх кобыл, одна может посчитать себя самой великой, а две другие будут слушаться.

В экипировку лошади на бегах входят сбруя, уздечка, нагавки на ноги, кабура резиновая, бинты.

Хлыст и шпоры — неизбежные атрибуты в конном спорте, чтобы приучить животное к послушанию. Без жёсткости мало кто обходится, хотя есть исключения, например, питерский журналист Александр Невзоров, который нашёл своё второе призвание в коневодстве, справляется с лошадьми без хлыста и уздечки.

Периодически на конюшню приходит коваль, чтобы заменить сносившиеся подковы, их меняют по мере необходимости, обычно один раз в месяц. Раньше при ипподроме работала своя кузница для изготовления подков. Бега проходят при любой погоде, поэтому подковы бывают летние и зимние, в которые ввёртываются шипы по полтора-два сантиметра, чтобы лошадь не скользила по льду. Лошади — почти как женщины, и получают услуги по маникюру-педикюру: копыта обрабатываются пилочкой и рашпилем.

Иногда можно увидеть гриву лошади, завитую во множество косичек, в этом нет практической пользы. Работа коноводов рутинная и девушки так развлекаются, завивая своих любимиц просто для красоты. Смотрится действительно оригинально.

Для поддержания формы применяют нехитрое устройство вроде карусели — водилку, где лошадь ходит по кругу, а за полтора часа перед призом лошадь обязательно разминается, разогревается, это называют проминка. Чтобы оградить слух лошади от пугающих резких звуков, используются наушники.

Чистят лошадей вручную, говорят, прежде использовали пылесосы (лошади пугались только первый день, а потом привыкали), но грязь всё равно соскребают вручную и вытирают полотенцем. Выходя из конюшни на прогулку, лошадь сразу начинает кататься по песку в леваде, это она так балуется. Дождливая погода осложняет жизнь коноводу: лошадь чистят скребком, начиная с головы, после моют тёплой водой и накрывают попоной, чтобы животное просохло.

В лошадиный рацион на завтрак входит овёс, на обед горячая каша, на ужин овёс и сено. Сено постоянно в кормушке в деннике, ещё энергетическая подкормка, а яблоки и морковь в качестве лакомства.

Чтобы мелкие грызуны не досаждали лошадям, на конюшне живут кошки. Но вот от укусов слепней обезопасить животное нельзя, потные лошади привлекают шершней, оводов, ос и когда эти насекомые жалят лошадь, та становится неуправляемой и опасной для наездника.

Помимо скачек и бегов на Московском ипподроме проводились и проводятся соревнования русских троек. Тройка — старинная русская запряжка лошадей для быстрой езды на длинные расстояния. Это единственная в мире разноаллюрная запряжка. Коренник — центральная лошадь — должен идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные — лошади сбоку — скакать галопом. При этом развивается очень высокая скорость 45-50 км/ч. В 1911 году тройку впервые увидели в Европе — в Лондоне на Всемирной выставке. В советские времена тройки почти повсеместно стали составляться из орловских рысаков и выглядели настолько эффектно, что преподносились в дар официальным лицам другим государств.


1958 год. Фотография из архива ЦМИ

«Сборка тройки» дело хитрое, в котором важна каждая деталь: возникнут проблемы у одной лошади, вся тройка не будет готова к соревнованию и не сможет показать ожидаемый результат. Современный Чемпионат России русских троек проводится в виде двоеборья: фигурной и призовой езды. В фигурной мастера показывают искусство управления запряжкой, демонстрируя зрителям сложные развороты, вольты и другие фигуры. Призовая езда – это испытание на скорость.

В праздничные дни на ипподроме можно увидеть показательные выступления мастеров джигитовки и котильон в исполнении военнослужащих и полицейских-кавалеристов.


1958 год. Фотография из архива ЦМИ. Предоставлена пресс-службой

Среди современной инфраструктуры ЦМИ можно заметить приметы прошлого: фонтан, флагштоки, люк МОСТОРГ

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — Беговая улица…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, скачки, бега, город на память, Московский ипподром.

Другие публикации

29.03.2020 в 09:51

«Город на память». 557. Валовая улица


Название Валовой (произносится с ударением на букву «о») улицы напоминает об укреплениях вокруг Земляного города, возведённых в XVI веке при Борисе Годунове.

21.03.2020 в 11:29

«Город на память». 556. Автомобильная классика на прогулке


Увидеть ретроавтомобили можно не только в музейных залах, но и на московских улицах во время ралли, которые проводят клубы владельцев олдтаймеров.

18.03.2020 в 16:45

«Город на память». 555. «Олдтаймер-Галерея» особого назначения


В этом сюжете представлены выставки, посвящённые лимузинам из Гаража особого назначения, пожарным автомобилям, армейской технике первой половины ХХ века.

14.03.2020 в 17:54

«Город на память». 553. Село Алексеевское и станция метро «Алексеевская»


Название станции метро «Алексеевская» не имеет отношения к географическому расположению одноимённого села, которое в конце XIV века возникло на Большой Троицкой дороге.

08.03.2020 в 20:15

«Город на память». 552. Село Алексеевское и Мазутка


Хотя в далёком 1965 году Мазутный проезд был переименован в улицу Павла Корчагина, название Мазутка до сих пор сохраняется в памяти местных жителей.

26.02.2020 в 12:29

«Город на память». 551. Село Алексеевское


Нынешняя станция метро «Алексеевская» не имеет отношения к историческому селу Алексеевскому, которое располагалось на один километр севернее.

01.02.2020 в 01:58

«Город на память». 550. Московское такси


«Какой-то шофёр привесил к своему небольшому «Ольдс-мобилю» плакат «Извозчик, такса по соглашению».

29.01.2020 в 00:57

«Город на память». 549. «Москва-Сити» — город на ладони


«Кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве…»

21.01.2020 в 22:09

«Город на память». 545. Красная площадь. Военные парады


После Октябрьской революции Москва вернула себе столичный статус и право максимально торжественно отмечать государственные праздники.

15.01.2020 в 19:23

«Город на память». 543. Московский автобус. История


При масштабном строительстве новых зданий рельсы служили помехой и куда более мобильный автобус стал вытеснять привязанный к рельсам и контактной сети трамвай.

12.01.2020 в 19:37

«Город на память». 542. Московский трамвай. История


Сначала была конка. А спустя полвека по московским улицам помчался электрический трамвай.

05.01.2020 в 02:41

«Город на память». 538. Триумфальная арка и площадь Маяковского


Хотя площадь на пересечении Тверской улицы и Садового кольца сейчас именуется Триумфальной, о правильности её названия можно поспорить.