29.11.2018 21:00

«Город на память». 192. МОЖД. Станция Пресня

11 августа 2015 года
Фотопроект «Город на память». 192. МОЖД. Станция Пресня

Пресня — узловая железнодорожная станция МОЖД, открывшаяся в 1908 году. Она расположена в промзоне между Магистральными улицами и Силикатными проездами и продолжает использоваться ближайшими предприятиями ДСК-1, Ингеоком-КСМ и Спецстройбетон-ЖБИ № 17, за год производится разгрузка-погрузка примерно 25 000 вагонов.

Станция Пресня находится в не самом цветущем месте Москвы — с разных сторон её обступают Краснопресненский завод железобетонных конструкций, Завод железобетонных изделий № 17, «Первый автокомбинат» имени Краузе, Завод по ремонту автокранов, Московский завод «Пневмоинструмент», Хорошёвский завод железобетонных изделий ДСК-1, 14-й таксомоторный парк, плодоовощная база, водопроводный узел «Мосводоканал», тепловая электростанция «Международная», раньше работавшая на угле. Этот далеко не полный список крупных окрестных предприятий, плюс малоприятное соседство со следственным изолятором не способствовали строительству жилых кварталов.


На внутренней стороне МОЖД лишь на 3-й Магистральной улице немного жилых построек, вот два кирпичных дома серии II-03, построенных в 1957 и 1959 годах. К железной дороге отношения не имеют.


Дом станционных рабочих. 1907 год: https://pastvu.com/p/9748 Жилой дом, входивший в комплекс станции Пресня, ныне административное здание.


Пассажирское здание. 1907 год: https://pastvu.com/p/27699

На Пресне сохранилось здание пассажирского вокзала, причём в кабинете начальника станции находится единственный уцелевший экземпляр настенных часов «П.Буре», которыми в 1908 были украшены все вокзалы МОЖД.

Вокруг ещё несколько одноэтажных служебных построек, а с севера и с юга — две башенки, это посты централизации стрелок.

Пресненский военно-продовольственный пункт непосредственно относился к МОЖД, ведь окружная дорога выполняла не только гражданские, но и военные функции. Пресненский пункт был самым крупным и мог одновременно принимать до 2400 военнослужащих, для них предусмотрены казармы, столовые, мастерская для ремонта вооружения и амуниции, уборные. На складах и в леднике хранилось продовольствие, работала своя хлебопекарня.

По назначению — как перевалочная база при переброске войск — продовольственный пункт использовался во время Первой Мировой и Великой Отечественной войн, а в более поздние годы здесь дислоцировались воинские подразделения, прибывающие для участия в праздничных парадах на Красной площади. На станции Пресня были оборудованы высокие платформы, рампы для выгрузки эшелонов с военной техникой. С 2009 года военные покинули городок, который перешёл к железнодорожному ведомству. Практически все постройки сохранились в исторической красно-белой расцветке, обнесены бетонным забором и для свободного посещения недоступны.
Военно-продовольственный пункт в 2010 году: http://steal86.livejournal.com/138943.html


Казарма для команды. 1907 год: https://pastvu.com/p/27694


Хлебопекарня. 1907 год: https://pastvu.com/p/87453


Отхожее место. 1907 год: https://pastvu.com/p/19436


Путепровод на 41 версте. 1907 год: https://pastvu.com/p/45217 В связи с электрификацией окружной дороги старые мосты подлежат разборке — они слишком низкие.

От станции Пресня ветки расходились к промышленным предприятиям, одна из них — ныне разобранная — шла между 4-й и 5-й Магистральными улицами в направлении Беговой к авиационному ММЗ «Знамя труда», Хладокомбинату № 7, складам Московского объединения оптовой торговли. История этой ветки подробно описана на сайте «Железнодорожная экзотика»: http://ivda-zde.narod.ru/vetki/polikarpova/polikarpova.html Ответвлением от неё шли пути к ещё одной станции МОЖД — Октябрьским казармам. К середине 2000-х годов надобность в этой товарной тупиковой станции отпала и начался поэтапный демонтаж пути. Станционные постройки и складские сооружения используются ближайшими предприятиями. Там, где проходила эта ветка, сейчас строится метро.

А вот со стороны Шелепихи возле станции Пресня ещё сохранились переезды, шлагбаумы и светофоры

На станции 15 путей и 64 стрелочных перевода

В современной топонимике правильное название дороги — Малое кольцо Московской железной дороги, но по привычке её называют Окружной

С эстакад открывается индустриальная панорама района

Самое заметное здание — Московский мельничный комбинат № 3 – одно из старейших предприятий мукомольной промышленности Москвы, крупнейший производитель высококачественной макаронной и хлебопекарной муки и мучных смесей. Предприятие начало свою историю с 1944 года, когда была пущена в эксплуатацию сортовая мельница на оборудовании, доставленном из блокадного Ленинграда. Ежегодно комбинат перерабатывает свыше 200 тысяч тонн зерна и производит 150 тысяч тонн муки.


На территории Мелькомбината № 3. 1971 год: https://pastvu.com/p/248117

Возле проходной — непривычный для московских улиц украинский люк


А в транспортном цеху компании Мосгорсвет складированы современные фонарные столбы, декорированные в стиле ретро

С «силикатной стороны» не менее обширная промзона, специализирующаяся на производстве строительных конструкций из бетона. По чётной стороне улицы Шеногина ещё действующие Краснопресненский завод железобетонных конструкций и бетонный завод «Ингеокомпром».

По нечётной стороне уже снесены заводские постройки, на площади 14 гектаров ведётся строительство жилого и офисного комплекса «Сердце столицы». И это не самый крупный проект Дон-строя: на месте завода «Серп и молот» на шоссе Энтузиастов планируется возвести комплекс «Символ», который займёт почти 60 гектаров.

Мелькомбинат № 4 закрыт, к нему шли несколько подъездных путей, которые уже успели зарасти травой

Улица Шеногина, дом 4. Сталинка, относящаяся к НИИ стандартизации и сертификации в машиностроении.


Прямо напротив здания вокзала — Пресненская пересыльная тюрьма, возведённая в начале ХХ века. В годы сталинских репрессий через неё прошли тысячи заключенных ГУЛАГа. В 1937 году тюрьма стала пунктом приёма заключённых, отправлявшихся на строительство канала Москва-Волга. На месте современных корпусов стояли деревянные бараки, где производилась «сборка» бригад, отправлявшихся на стройку. На станции Пресня формировались эшелоны, в которые грузили до 1500 человек. В качестве осуждённых здесь побывали писатель Александр Солженицын, певица Лидия Русланова, артист Георгий Жжёнов, генерал Василий Сталин. С 1960 года пересылка стала следственным изолятором. Подробнее о Пресненской пересыльной тюрьме рассказывает сайт: http://tyurma.com/krasnopresnenskaya-«peresylka» (возрастное ограничение 18+)

От южной горловины станции отходит соединительная ветвь на Смоленское направление МЖД. В окрестностях ведутся работы по электрификации дороги и замене путей.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — перегон Беговая — Тестовская…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, железная дорога, город на память, МЦК, станция Пресня, МОЖД.

Другие публикации

01.06.2020 в 20:37

Электрички готовы к лету


Свыше 450 электропоездов подготовят к летней пассажирской кампании.

05.05.2020 в 00:22

«Город на память». 578. От метро «Свиблово» в Институт пути


Открытие участка метро «ВДНХ» — «Медведково» значительно улучшило транспортную доступность северных районов, которые и в наши дни продолжают застраиваться.

03.05.2020 в 11:32

«Город на память». 576. Вятская улица


Есть мнение, что происхождение названия Вятской улицы связано не с рекой или городом Вятка, а со словом «вязь» — грязь, болотистое место.

02.05.2020 в 00:21

«Город на память». 575. Бутырская улица


Бутырская улица - это советская и современная жилая застройка, промзона и старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы с очень непростой судьбой.

01.05.2020 в 16:07

Поход в магазин – главное путешествие апреля


Апрель 2020 года, видимо, стал самым провальным месяцем в истории туризма – закрыты города и регионы, заперты границы.

01.05.2020 в 01:19

«Город на память». 574. МХАТ имени Горького


МХАТ имени Горького продолжает традиции Станиславского, хотя формально театр возник в 1987 году.

25.04.2020 в 08:45

«Город на память». 573. Сталинки на Крестьянской площади


Принятый в 1935 году Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал «разуплотнение и правильную организацию жилых кварталов с созданием здоровых условий жизни».