29.11.2018 21:00

«Город на память». 192. МОЖД. Станция Пресня

11 августа 2015 года
Фотопроект «Город на память». 192. МОЖД. Станция Пресня

Пресня — узловая железнодорожная станция МОЖД, открывшаяся в 1908 году. Она расположена в промзоне между Магистральными улицами и Силикатными проездами и продолжает использоваться ближайшими предприятиями ДСК-1, Ингеоком-КСМ и Спецстройбетон-ЖБИ № 17, за год производится разгрузка-погрузка примерно 25 000 вагонов.

Станция Пресня находится в не самом цветущем месте Москвы – с разных сторон её обступают Краснопресненский завод железобетонных конструкций, Завод железобетонных изделий № 17, «Первый автокомбинат» имени Краузе, Завод по ремонту автокранов, Московский завод «Пневмоинструмент», Хорошёвский завод железобетонных изделий ДСК-1, 14-й таксомоторный парк, плодоовощная база, водопроводный узел «Мосводоканал», тепловая электростанция «Международная», раньше работавшая на угле. Этот далеко не полный список крупных окрестных предприятий, плюс малоприятное соседство со следственным изолятором не способствовали строительству жилых кварталов.


На внутренней стороне МОЖД лишь на 3-й Магистральной улице немного жилых построек, вот два кирпичных дома серии II-03, построенных в 1957 и 1959 годах. К железной дороге отношения не имеют.

Дом станционных рабочих. Жилой дом, входивший в комплекс станции Пресня, ныне административное здание.

Смотрите старые фотографии: Дом станционных рабочих. 1907 год: https://pastvu.com/p/9748

На Пресне сохранилось здание пассажирского вокзала, причём в кабинете начальника станции находится единственный уцелевший экземпляр настенных часов «П.Буре», которыми в 1908 были украшены все вокзалы МОЖД.

Смотрите старые фотографии: Пассажирское здание. 1907 год: https://pastvu.com/p/27699

Вокруг ещё несколько одноэтажных служебных построек, а с севера и с юга – две башенки, это посты централизации стрелок.

Пресненский военно-продовольственный пункт непосредственно относился к МОЖД, ведь окружная дорога выполняла не только гражданские, но и военные функции. Пресненский пункт был самым крупным и мог одновременно принимать до 2400 военнослужащих, для них предусмотрены казармы, столовые, мастерская для ремонта вооружения и амуниции, уборные. На складах и в леднике хранилось продовольствие, работала своя хлебопекарня.

По назначению – как перевалочная база при переброске войск – продовольственный пункт использовался во время Первой Мировой и Великой Отечественной войн, а в более поздние годы здесь дислоцировались воинские подразделения, прибывающие для участия в праздничных парадах на Красной площади. На станции Пресня были оборудованы высокие платформы, рампы для выгрузки эшелонов с военной техникой. С 2009 года военные покинули городок, который перешёл к железнодорожному ведомству. Практически все постройки сохранились в исторической красно-белой расцветке, обнесены бетонным забором и для свободного посещения недоступны.
Военно-продовольственный пункт в 2010 году: http://steal86.livejournal.com/138943.html

Казарма для команды

Смотрите старые фотографии: Казарма для команды. 1907 год: https://pastvu.com/p/27694

Смотрите старые фотографии: Хлебопекарня. 1907 год: https://pastvu.com/p/87453

Смотрите старые фотографии: Отхожее место. 1907 год: https://pastvu.com/p/19436

В связи с электрификацией окружной дороги старые мосты подлежат разборке – они слишком низкие.

Смотрите старые фотографии: Путепровод на 41 версте. 1907 год: https://pastvu.com/p/45217

От станции Пресня ветки расходились к промышленным предприятиям, одна из них – ныне разобранная – шла между 4-й и 5-й Магистральными улицами в направлении Беговой к авиационному ММЗ «Знамя труда», Хладокомбинату № 7, складам Московского объединения оптовой торговли. История этой ветки подробно описана на сайте «Железнодорожная экзотика»: http://ivda-zde.narod.ru/vetki/polikarpova/polikarpova.html Ответвлением от неё шли пути к ещё одной станции МОЖД – Октябрьским казармам. К середине 2000-х годов надобность в этой товарной тупиковой станции отпала и начался поэтапный демонтаж пути. Станционные постройки и складские сооружения используются ближайшими предприятиями. Там, где проходила эта ветка, сейчас строится метро.

А вот со стороны Шелепихи возле станции Пресня ещё сохранились переезды, шлагбаумы и светофоры

На станции 15 путей и 64 стрелочных перевода

В современной топонимике правильное название дороги – Малое кольцо Московской железной дороги, но по привычке её называют Окружной.

С эстакад открывается индустриальная панорама района

Самое заметное здание – Московский мельничный комбинат № 3 – одно из старейших предприятий мукомольной промышленности Москвы, крупнейший производитель высококачественной макаронной и хлебопекарной муки и мучных смесей. Предприятие начало свою историю с 1944 года, когда была пущена в эксплуатацию сортовая мельница на оборудовании, доставленном из блокадного Ленинграда. Ежегодно комбинат перерабатывает свыше 200 тысяч тонн зерна и производит 150 тысяч тонн муки.

Смотрите старые фотографии: На территории Мелькомбината № 3. 1971 год: https://pastvu.com/p/248117

Возле проходной – непривычный для московских улиц украинский люк


А в транспортном цеху компании Мосгорсвет складированы современные фонарные столбы, декорированные в стиле ретро

С «силикатной стороны» не менее обширная промзона, специализирующаяся на производстве строительных конструкций из бетона. По чётной стороне улицы Шеногина ещё действующие Краснопресненский завод железобетонных конструкций и бетонный завод «Ингеокомпром».

По нечётной стороне уже снесены заводские постройки, на площади 14 гектаров ведётся строительство жилого и офисного комплекса «Сердце столицы». И это не самый крупный проект Дон-строя: на месте завода «Серп и молот» на шоссе Энтузиастов планируется возвести комплекс «Символ», который займёт почти 60 гектаров.

Мелькомбинат № 4 закрыт, к нему шли несколько подъездных путей, которые уже успели зарасти травой

Улица Шеногина, дом 4. Сталинка, относящаяся к НИИ стандартизации и сертификации в машиностроении.


Прямо напротив здания вокзала – Пресненская пересыльная тюрьма, возведённая в начале ХХ века. В годы сталинских репрессий через неё прошли тысячи заключенных ГУЛАГа. В 1937 году тюрьма стала пунктом приёма заключённых, отправлявшихся на строительство канала Москва-Волга. На месте современных корпусов стояли деревянные бараки, где производилась «сборка» бригад, отправлявшихся на стройку. На станции Пресня формировались эшелоны, в которые грузили до 1500 человек. В качестве осуждённых здесь побывали писатель Александр Солженицын, певица Лидия Русланова, артист Георгий Жжёнов, генерал Василий Сталин. С 1960 года пересылка стала следственным изолятором. Подробнее о Пресненской пересыльной тюрьме рассказывает сайт: http://tyurma.com/krasnopresnenskaya-«peresylka» (возрастное ограничение 18+)

От южной горловины станции отходит соединительная ветвь на Смоленское направление МЖД. В окрестностях ведутся работы по электрификации дороги и замене путей.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – перегон Беговая – Тестовская…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, железная дорога, город на память, МЦК, станция Пресня, МОЖД.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

04.04.2022 в 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала


Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.