30.11.2018 09:30

«Город на память». 193. Перегон Беговая-Тестовская

17 августа 2015 года
Фотопроект «Город на память». 193. Перегон Беговая-Тестовская

Строительство железной дороги из Москвы до Смоленска началось во второй половине 1860-х годов, движение поездов открылось в 1870 году. По мере продвижения на запад дорога поменяла название с Московско-Смоленской на Московскую-Брестскую, а сейчас принято говорить – Белорусское или Смоленское направление МЖД. Беговая и Тестовская – первые остановочные пункты на этом направлении.

Архитектурной доминантой стал жилой комплекс «Дом на Беговой», построенный на месте малоэтажной застройки конца 1940-х годов. О снесённых «немецких» домах на Хорошёвке имеет смысл поговорить отдельно, это была по-европейски уютная улица, практически коттеджный посёлок. Один из кварталов, построенных военнопленными, сохранился по соседству, но он возведён уже по другим проектам.

С Ваганьковского путепровода, который был открыт в 1959 году, видны постройки локомотивного депо имени Ильича, парк отстоя электропоездов, грузовые терминалы.

Смотрите старые фотографии: Платформа Беговая. 1958 год: https://pastvu.com/p/93496


Говорят, что этот башенный кран возле диспетчерской используется здесь аж с 1950-х годов для погрузо-разгрузочных работ.

«И поездов ночных ручьи весенние
Струятся вдоль платформы Беговой», – спел в 1969 году питерский бард Александр Городницкий, который бывал здесь в гостях у поэтессы Новеллы Матвеевой.

В современном ландшафте романтика уступила место прагматичному желанию железнодорожников собрать максимум дохода: после установки турникетов платформа огорожена по периметру грязно-серым забором и решётками. Впрочем, матёрых «зайцев» препятствия не останавливают, они всё равно находят лазейки. На мой взгляд, даже остановочный пункт, выполняющий сугубо функциональные задачи, в Москве ХХI века должен выглядеть иначе – более современным и изящным.

Трудно сказать, когда именно появились пассажирские платформы Беговая и Тестовская, зато известна дата начала электрификации дороги – 1943 год.


С 2012 года на Можайском направлении стартовал проект РЭКС (Региональный экспресс), для перевозки пассажиров используются электропоезда ЭД4М повышенной комфортности, с мягкими креслами и складывающимися подлокотниками. Но и цена билетов на РЭКС примерно в два раза выше, чем в обычных электричках.

И снова стихи Городницкого:
«А за окном твоим заводы громкие
И тихие могильные кресты».

Действительно, вдоль железной дороги протянулась ограда Ваганьковского кладбища, где среди надгробий XIX века нашли последний приют любимцы советского народа – поэты, артисты, спортсмены. Экскурсоводы водят любознательных туристов к памятникам Высоцкому, Есенину, Яшину, Окуджаве, Листьеву.

Параллельно железной дороге проходит улица Розанова, названная в 1957 году в память о революционере Георгии Розанове, а за ней территория домостроительного комбината ДСК-1 («Хорошёвский завод железобетонных изделий ДСК-1») и обширные пространства плодоовощной базы ЗАО «Красная Пресня».

Смотрите старые фотографии: На домостроительном комбинате. 1958-1962 гг.: https://pastvu.com/p/179617

Дом культуры ДСК-1 «Созидатель»

Заводской бассейн украшен изображением дельфина

Ветка в сторону плодоовощной базы

При Лужкове через промзону прорубилась эстакада, продлившая Звенигородское шоссе до Мнёвников. Где-то здесь, в окрестностях 1-й Магистральной улицы 15 декабря 1938 года разбился новый истребитель И-180 Валерия Чкалова. При отказе двигателя Чкалов не успевал дотянуть до аэродрома, продолжал пилотировать самолёт и почти сумел совершить вынужденную посадку, но зацепился за провода и столбы линии электропередачи. Мемориальный камень установлен ближе к Ходынке, хотя в правительственных докладных записках того времени со слов свидетелей упоминалась 1-я Магистральная.

Под эстакадой уличные художники открыли свою картинную галерею. Подробнее о работах и мастерах можно почитать в Живом журнале Алексея Куликова: http://cr2.livejournal.com/434939.html

Тестовский посёлок. Считается, что в названии посёлка увековечен известнейший московский трактирщик И.Тестов, чьи кулинарные изыски воспеты Чеховым и Гиляровским.

Смотрите старые фотографии: Тестовский посёлок. 1958 год: https://pastvu.com/p/28853

В посёлке в конце XIX века обосновался цыганский хор, выступавший в заведениях у Тестова, позднее в окрестностях селились рабочие ближайших фабрик и заводов. До середины 1950-х годов здесь преобладала деревянная застройка, окрестные места у Звенигородского шоссе называли Красная Горка. Сейчас квартал типовых «хрущёвок» ранних серий почти не виден за деревьями, но от городских властей не спрячешься, найдут, снесут и что-нибудь новое построят.

По другую сторону железной дороги раскинулась сеть Магистральных улиц и проездов с заброшенными ветками к бывшим или ещё действующим промпредприятиям и ретроавтобусами для перевозки трудящихся.

Смоленское направление здесь пересекается с окружной дорогой. В связи с электрификацией кольца МОЖД (МК МЖД) старые путепроводы реконструируют из-за низких габаритов.

Смотрите старые фотографии: Мост окружной железной дороги. 1907 год: https://pastvu.com/p/45191

Наверное, почти каждый мегаполис в мире может похвастаться уходящим в небеса комплексом билдингов из стекла и бетона. Теперь такое диво появилось и в российской столице. Для строительства Москва-Сити не потребовалось сносить историческую застройку, небоскрёбы выросли на месте пустырей и карьеров, которые местные жители называли Камушки.

Смотрите старые фотографии: 2000 год: https://pastvu.com/p/201394

На платформе Тестовская пассажиров гораздо меньше, чем на Беговой, и возникают крамольные сомнения в необходимости пассажирской реанимации Окружной дороги, которая почти на всём протяжении проходит именно через такие районы.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – улица Коминтерна…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, железная дорога, город на память, прогулки по Москве, промзона.

Другие публикации