29 августа 2015 года
Фотопроект «Город на память». 194. Улица Коминтерна
Лосинкой называют окрестности железнодорожной станции Лосиноостровская, территорию бывшего города Лосиноостровск (позднее – Бабушкин), с 1960 года вошедшего в состав Москвы. Сейчас эти места всё больше напоминают обычный спальный район, а старожилы с любовью вспоминают провинциальный ландшафт советской эпохи. Ещё до революции Лосинка была популярной дачной местностью и вплоть до 1970-х годов здесь оставались деревянные домишки, постепенно сносимые при расширении улиц и для новой жилой застройки района. Улица Коминтерна проходит через всю Лосинку параллельно железной дороге.
Улица Коминтерна названа в честь Коммунистического Интернационала, международной организации, существовавшей в 1919-1943 годы и объединявшей компартии разных стран. После краха коммунистической идеологии в 1990-е годы улица избежала переименования (как и соседняя улица Менжинского, носящая имя советского политического деятеля с неоднозначной репутацией).
По чётной стороне в период с 1954 по 1961 год возвели несколько кирпичных жилых зданий. В доме № 6 находится детская библиотека, а в доме № 8 – детский кинотеатр. Он открылся под названием «Спутник» в 1959 году, а в 1965-м сменил название на «Вымпел». Кинотеатр и сейчас работает, хотя от трёх залов (красного, синего и зелёного) остался один, рассчитанный на 100 зрителей.
Напротив тоже жилая застройка, но более ранняя. Дом № 7 построен в 1940 году. До войны всего несколько таких домов в четыре-пять этажей возвышались над деревянной Лосинкой.
Один из таких примечательных домов – № 21А по улице Лётчика Бабушкина – был построен в середине 1930-х годов для сотрудников Метростроя (по викимапии – в 1942 году). По цвету кирпича его называли «Красный дом», на первом этаже находились поликлиника, детский сад, продуктовый магазин, почта, позднее ещё суд и военкомат. Проживали метростроевцы в коммунальных квартирах.
Дом № 20/2 по улице Коминтерна построен в 1939 году
Из таких башен на крышах можно было своевременно заметить возгорание и вызвать пожарную команду
В Лосинке было несколько школ, которые размещались в больших дачных деревянных домах, а вот самая старая из сохранившихся до наших дней открылась в 1930 году как мужская школа № 4 Московско-Ярославского отделения Северной железной дороги. В те времена практиковалось раздельное обучение мальчиков и девочек. Школа несколько раз меняла номер, сейчас здесь Коррекционная школа № 309 для детей с задержкой в развитии.
Смотрите старые фотографии: Пассажирский вокзал. 1900 год: https://pastvu.com/p/61037
Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», станция открылась в 1902 году. Изначально здесь была платформа «10-я верста», затем станция Сортировочная. В 1929 году участок от Москвы до Мытищ был электрифицирован.
Смотрите старые фотографии: Станция Лосиноостровская. 1958-1962 гг.: https://pastvu.com/p/73631
В настоящее время Лосиноостровская одна из крупнейших столичных сортировочных станций с локомотивным и двумя эксплуатационными депо, где производятся осмотр и ремонт маневровых тепловозов, вагонов и отстой магистральных электровозов, с восемью парками приёма-отправления, сортировки и отстоя поездов. Прежде к станции подходила железнодорожная линия, соединявшая Лосиноостровскую со станцией Бескудниково Савёловского направления МЖД, по которой ходили короткие поезда, как их называли «трёхвагонки». Бескудниковская ветка закрыта и разобрана в 1987 году.
На фото: электропоезда – экспонаты Музея истории железнодорожной техники Московской железной дороги
На Лосиноостровской снимались эпизоды кинофильмов «Вокзал для двоих», «Служебный роман», «Место встречи изменить нельзя», причём в последнем случае, вероятно, из-за сжатых сроков, создатели фильма не стали воссоздавать исторические декорации 1945 года. Володя Шарапов в поисках истины идёт на квартиру гражданина Груздева мимо современной на момент съёмки таблички «Лосиноостровская». В этом секундном эпизоде вдали видна старая водонапорная башня на станции. Почти все другие исторические пристанционные здания к тому времени были снесены, ну а нынешний облик сформировался в 1990-е годы с постройкой нескольких торговых павильонов и продуктовых рядов.
В окружении рыночной вакханалии в небольшом сквере обнаруживается памятник Владимиру Ленину. Он был сооружён на средства трудящихся станции Лосиноостровская в 1920-е годы.
Здание узловой поликлиники (1912 год) – одно из немногих сохранившихся зданий дореволюционной постройки
Посёлок Лосиноостровский был основан в 1898 году, а в 1925-м получил статус города
Лосиноостровск переименовали в Бабушкин в 1939 году в честь уроженца этих мест полярного авиатора Михаила Сергеевича Бабушкина. В 1937 году вместе с Водопьяновым он впервые в мире совершил посадку на Северный полюс, доставив на самолёте АНТ-6 участников экспедиции и оборудование для дрейфующей станции «Северный Полюс-1». За проявленные мужество и героизм Михаилу Бабушкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Он принимал участие в экспедиции ледокола «Садко», поисках экспедиции Нобиле и пропавшего самолёта Леваневского, спасении экипажа парохода «Челюскин». Лётчик погиб 18 мая 1938 года при катастрофе тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Его сыновья Михаил и Олег стали военными лётчиками и погибли в сражениях Великой Отечественной войны. Бронзовый памятник установлен в 2004 году на пересечении улицы Лётчика Бабушкина и улицы Коминтерна. Скульптор — Владимир Лепешов.
Жилая застройка улицы Лётчика Бабушкина
Перпендикулярно улице Коминтерна от станции идут улицы Рудневой и Менжинского. Улица Рудневой существует с момента основания посёлка и в разные годы носила названия Лосиноостровский просек, Советский проспект, Советская улица. С 1964 года улица переименована в честь молодой лётчицы, Героя Советского Союза Евгении Рудневой, в годы Великой Отечественной войны совершившей 645 боевых вылетов на лёгком бомбардировщике У-2. Она погибла в 1944 году при выполнении очередного задания.
Улица Менжинского названа в 1965 году в честь революционера-большевика и чекиста Вячеслава Менжинского, возглавившего после смерти Дзержинского ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление). Основные функции этого госоргана – борьба с контрреволюцией, шпионажем, обеспечение государственной безопасности и борьба с чуждыми советской власти элементами. Как раз в те годы, когда у руля ОГПУ стоял Менжинский, в СССР начались массовые репрессии против зажиточных крестьян, несогласных с коллективизацией, политических противников советской власти, священнослужителей. В 1930 году в ОГПУ была создана система исправительно-трудовых лагерей, ставшая известной как ГУЛаг. Менжинский умер после болезни в 1934 году.
Лепные украшения на фасадах домов по улице Менжинского
Подъезд дома № 6 по Коминтерна
Ящик для почты на Енисейской
Старая застройка Ленской улицы, во дворах – котельные с трубами
Янтарный проезд
Возле станции (улица Рудневой, дом 3) находится основанный в 1988 году Московский государственный историко-этнографический театр http://etnoteatr.ru/ В спектаклях театра органично сочетаются историческая и народная драматургия, классическая режиссура и эстетика фольклорного театра, песенное многоголосие и актерское мастерство, древние музыкальные инструменты, яркие этнографические костюмы и колоритный народный язык. Художественный руководитель театра – Михаил Мизюков.
Особняк был построен в 1867 году купцом Рябышевым под лабаз (магазин), им же перестроен под синематограф, а после революции национализирован и передан трудящимся железнодорожникам. В рабочем клубе «Заря коммунизма» открылся самодеятельный театр, на втором этаже оборудована библиотека, надо думать, составленная из книжной коллекции купца. С 1945 года клуб стал Домом культуры железнодорожников с детскими и взрослыми театральными и хореографическими коллективами, изостудией, танцами, спектаклями и кинофильмами по вечерам.
Смотрите старые фотографии: Бабушкинский парк Культуры и отдыха. 1955-1960 гг.: https://pastvu.com/p/30960
В 1898 году при планировке посёлка Лосиноостровский создан «общественный парк, длиною в одну версту, площадью 14 1/2 десятин» с летним театром, площадками для тенниса, зимним павильоном. Уже в советское время посетителей стали встречать монументальные Ленин и Сталин у входа, а на парковых лужайках были установлены ещё несколько скульптурных композиций – изображения отдыхающих советских людей и снова Сталин, но уже с ребёнком. В 1955 году парк получил статус городского парка культуры и отдыха, позднее на центральной аллее вместо прежних скульптур установили памятники Михаилу Бабушкину и Александру Пушкину.
Смотрите старые фотографии: Скульптура «Счастливое детство». 1955-1960 гг.: https://pastvu.com/p/108321
Смотрите старые фотографии: Вход в кинотеатр «Бабушкин». 1963 год: https://pastvu.com/p/20156 Старый кинотеатр «Бабушкин» на территории парка снесли в 1965 году, а чуть в стороне был возведён новый – «Арктика» (уже давно закрыт).
Смотрите старые фотографии: Кинотеатр «Арктика». 1968 год: https://pastvu.com/p/54917
Площадь перед кинотеатром в 1985 году благоустраивали студенты МИСИ, они оставили свой автограф.
В парке немало современных детских аттракционов, которые заменили заброшенные в 1990-е годы «Орбиту», «Сатурн», «Сюрприз», «Солнышко», «Колокольчик».
Смотрите старые фотографии: Карусель в парке. 1960-1970 гг.: https://pastvu.com/p/35545
В советские годы в парке работали Зелёный театр, танцплощадка, тир, читальный зал, шахматно-шашечный клуб, комната смеха, зал детских игровых автоматов. А в жилом доме напротив входа в парк находился Дом пионеров и школьников г.Бабушкина.
Смотрите старые фотографии: Вход в Зелёный театр. 1960-1970 гг.: https://pastvu.com/p/59636
Живой уголок
Раритетная крышка с надписью «Трудколония. г.Новочеркасск»
За парком через улицу Ленина (ныне Шушенскую улицу) находился стадион «Локомотив» (ныне «Красная стрела») с большим футбольным полем и разнообразными спортивными секциями. У стадиона давняя история, он возник ещё в начале ХХ века, а тогдашняя лосиноостровская футбольная команда считалась одной из сильнейших.
Смотрите старые фотографии: Футбольный матч. 1911 год: https://pastvu.com/p/10903
В советское время «Локомотив», выступавший несколькими командами в разных возрастных группах в Чемпионате Москвы, звёзд с неба не хватал, но достойных игроков для большого футбола вырастил. К примеру, здесь начинал футбольную карьеру знаменитый армеец Альберт Шестернёв. На этой поляне играл и локомотивский дубль (вторая команда), проходили матчи Чемпионата СССР по регби, в 1972 году встречались молодёжные сборные по футболу СССР и ФРГ. По рассказам старожилов, большой интерес вызвало появление на поле легендарного Эдуарда Стрельцова, который после криминальной истории и пятилетней отсидки вернулся в 1965 году в большой футбол, но перед возвращением выступал за «Торпедо» в играх Чемпионата Москвы. От тех времён остались лишь массивные входные ворота, значительная часть территории пустует, что наводит на мысль о грядущей реконструкции или вообще закрытии стадиона под застройку. Ну а пока на поле тренируются и играют юные футболисты.
Ещё один здешний кинотеатр – «Орион» – открылся в 1988 году, он построен на месте обветшавшей одноэтажной частной застройки. Времена, когда горожане набирали воду в колонке и ходили в лавку за керосином, ушли навсегда. Хотя ещё в начале 1980-х годов на улице Лётчика Бабушкина можно было увидеть практически деревенские домики с приусадебными участками.
За керосином (и прочими необходимыми в деревне товарами и продуктами) народ ходил на Бабушкинский рынок на улице Менжинского. Рынок закрыт с 1985 года.
Смотрите старые фотографии: Бабушкинский рынок. 1981-1985 гг.: https://pastvu.com/p/74910
И ещё один редкий люк, крышка изготовлена в Воронеже по ГОСТу 1947 года
Помимо электричек, добраться из Лосинки в Москву можно было на автобусе маршрута № 9, ходившего до площади Свердлова (после открытия станции метро «ВДНХ» маршрут сократили). До 1978 года, пока не запустили участок Калужско-Рижской линии «ВДНХ»-«Медведково», возле главной выставки страны в час пик было не протолкнуться – здесь находилась большая автобусная станция, желающих уехать с работы в северные спальные районы и в область было множество, а вот интервалы движения наземного транспорта в советское время были подлиннее, чем сейчас. На север по проспекту Мира ходили троллейбусы и трамваи, но автобусных маршрутов было больше, на них курсировали вместительные венгерские автобусы Ikarus 180, заменённые в 1970-х годов на жёлтые Ikarus 280.
Транспортная проблема решилась с открытием станции метро «Бабушкинская», это радостное для горожан событие произошло 29 сентября 1978 года. В торцах станционного зала размещены художественные композиции на тему авиации (автор А.Мосийчук).
Об истории Лосинки можно почитать книгу, написанную местным жителем Александром Черновым «Лосинка моей памяти»: http://issuu.com/alexander.chernov/docs/
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Музей анатомии человека…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, прогулки по Москве, архитектура СССР, улица Коминтерна.