Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат режиссеру Андрею Максимову, создавшему на сцене театра имени Вахтангова спектакль “Брюсов переулок” по мотивам произведений Валерия Брюсова, премьера которого состоялась 22 ноября.
Фантазия. Точнее не скажешь. Спектакль-фантазия по произведениям “императора символизма”, отодвинувшего рамки будничной реальности очень далеко от своих произведений, чтобы они не мешали существовать диковинным сюжетам, полным аллегорий. Фантазия, спрятанная за серой дымкой, за черной вуалью, за поверхностью зеркала, куда мучительно стремится бежать главная героиня. Иногда это действительно напоминает Зазеркалье, когда герои идут навстречу друг другу, но проходят мимо, насквозь, так и не встретившись, не коснувшись. Женщине, вокруг которой стремительно разворачиваются трагические события, кажется, что если она проникнет за зеркальную грань, то именно там сможет стать настоящей собой. Но лучше по порядку.
В особняке, принадлежащем уважаемому состоятельному человеку, совершено убийство. Убит хозяин. За расследование берется молодой красивый энергичный следователь. Он дает клятву вдове погибшего, что доведет дело до конца и найдет виновного, чего бы это ни стоило. В ходе расследования раскрывается связь вдовы с двумя мужчинами, каждый из которых по-своему ненавидел убитого. Кроме того, в доме проживает младшая сестра хозяйки, которая ревнует ее ко всем мужчинам вообще. На первый взгляд – классический детектив. Но это не детектив. Детектив начинается и тут же заканчивается, как только следователь проводит первый допрос вдовы убитого.
“Без Бога…все позволено,” – эту цитату от Достоевского режиссер и сценарист Андрей Максимов назвал эпиграфом к своему спектаклю. “Нам хотелось, чтобы разгадывая детективный сюжет, погружаясь в мелодраматические коллизии наших героев, зритель в конце концов задумался о себе, о своей жизни, о том, например, какой безнадежно печальной может быть жизнь, если в ней нет Бога,” – говорит о “Брюсовом переулке” Максимов. Удивительная и непонятная цель для нашего времени. Удивительно и непонятно видеть на сцене одного из лучших московских театров успешных талантливых людей – актеров, режиссера, композитора – серьезно и глубоко говорящих о том, что такое любовь, совесть, смысл жизни. Удивительно потому, что так непохоже на все, что нас окружает. Непонятно потому, что это не реклама, не попытка выглядеть тем, кем ты не являешься. Это очень похоже на правду, на настоящую правду – удивительную и непонятную для современного человека.
По мнению Андрея Максимова, в “Брюсовом переулке” нет эпизодов. Каждая роль – тщательно проработанный характер, личность, вызывающая интерес и уважение. Поэтому мне сложно сказать, кто из актеров играет лучше или хуже. Игорь Карташев, Юрий Поляк, Екатерина Крамзина, Виталис Семеновс – каждый из этих людей неповторим в своем образе. Каждый персонаж органичен и глубок, что говорит о точном подборе артистов и серьезной режиссерской и актерской работе. И все-таки хочется выделить Ольгу Тумайкину – исполнительницу главной роли. По сюжету в нее влюблены все герои пьесы. К концу спектакля в нее влюблен уже весь зал. Возможно, даже включая осветителя. Ольга играет Красоту. Красоту как сущность. Не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную, неосязаемую, неотделимую от своего источника. Внешне спектакль дымчато-серый, от него веет готикой, чем-то потусторонним. Но он не мрачный, не унылый в своей монохромности. Этот видеоряд можно назвать элегантным, строгим и красивым.
Через весь спектакль проходят слова Брюсова о том, что самое большое удовольствие для человека – причинять боль и страдания своему ближнему. Этому трагическому и безысходному утверждению противостоит главная героиня, созданная Ольгой Тумайкиной и Андреем Максимовым. Последняя фраза спектакля: “Главное, что никто не боится войны,” – повисает в воздухе без ответа. Как повод для размышлений.
Рубрика: Культура. Метки: премьера, рецензия, театр Вахтангова.