01.12.2018 20:04

«Город на память». 201. Театр Советской Армии

2 ноября 2015 года
Фотопроект «Город на память». 201. Театр Советской Армии

Здание самого патриотического театра страны было возведено на площади Коммуны к 1940 году, с тех пор и театр Красной Армии, и площадь Коммуны успели поменять названия, а гигантская пятиконечная звезда была и остаётся выдающимся памятником архитектуры. Большинство москвичей, рождённых в СССР, помнят его как театр Советской Армии.

Театр Красной Армии был организован в 1929 году по инициативе Политуправления РККА в целях патриотического воспитания, а днём его рождения считается 6 февраля 1930 года. В этот день было показано первое представление «К.В.Ж.Д.» по реальным событиям советско-китайского военного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге. Своего здания у театра тогда не было, труппа гастролировала по воинским частям и гарнизонам по всему СССР, а в Москве выступала на сцене ЦДКА.

Расцвет театра связан с именем режиссёра Алексея Попова, он возглавил театр в 1935 году и принялся разнообразить военно-патриотический репертуар классическими постановками. Попов считал необходимым не только показывать будни армии, но и просвещать, поднимать культурный уровень солдат и командиров. «Есть Родина, которую мы любим, и вне которой не видим своей судьбы. И как защищать эту Родину, и какие люди ее защищают – во многом зависит от нас. Как мы, мы — театр, их воспитываем, такими они и будут», – писал Попов.

Так на сцене армейского театра появились персонажи шекспировских пьес «Сон в летнюю ночь» и «Укрощение строптивой». В дальнейшем в репертуаре театре стала преобладать отечественная и зарубежная классика: «Чайка», «Гамлет», «Севильский цирюльник», «Похождения бравого солдата Швейка», «Много шума из ничего», «На дне», «Севастопольский марш», «Сердце не камень», «Дама с камелиями» и ещё десятки постановок. В годы Великой Отечественной войны артисты выезжали выступать перед бойцами в составе фронтовых концертных бригад, дав около 1000 концертов. В военные годы Алексей Попов поставил патриотические спектакли «Давным-давно», «Бессмертный», «Сталинградцы». Увы, ведомственная принадлежность ограничивала режиссёрскую свободу и в 1960 году под давлением генералов Главного политуправления Алексей Попов был вынужден уйти.

Но вернёмся в 1934 год, когда в Москве прошёл конкурс на лучший проект театрального здания и по его итогам был одобрен проект архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева. Они задумали величественное здание в виде пятиконечной звезды, не имеющее аналогов не только по архитектуре, но и по техническому оснащению сцены. По первоначальному замыслу купол театра должна была украшать скульптура красноармейца с винтовкой, по углам планировалось установить скульптурные композиции с бойцами из разных родов войск, а над парадным входом – композицию «Единение трудящихся».

Смотрите старые фотографии: Строительство театра. 1937 год: https://pastvu.com/p/5425

Десять этажей на поверхности это только видимая половина айсберга, под землёй скрыто ещё столько же этажей, насыщенных театральной машинерией. Механика сцены, спроектированная инженером Иваном Мальциным до наших дней работает практически без ремонта – в центре вращаются два огромных круга, а двенадцать подъёмных платформ помогают режиссёрам и художникам экспериментировать со сценографией спектаклей. Это самая большая в Европе сценическая площадка. Многие источники упоминают об участии в каких-то спектаклях настоящих танков и кавалерии, но достоверно это не подтверждено.

В оформлении интерьеров принимали участие лучшие художники-монументалисты – фрески на потолке расписывал Лев Бруни, занавес-портал был сделан по эскизам графика Владимира Фаворского его сыновьями Никитой и Иваном. Плафоны над буфетами в амфитеатре создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. По специальным заказам была изготовлена мебель, плафоны и люстры. Большой зал рассчитан на 1520 зрительских мест, малый зал — на 400 мест.

По городской легенде, расположение лучей пятиконечной звезды, указывающих на Белорусский, Савёловский, Рижский вокзалы, Комсомольскую площадь и Кремль, помогало немецким бомбардировщикам ориентироваться в небе над столицей во время авианалётов. В этом случае архитекторы-вредители наверняка были бы расстреляны за пособничество врагу, но в 1941 году Симбирцев был назначен главным архитектором и инженером оборонительного строительства в Москве, а Алабян хоть и оказался под ударом, это случилось уже после войны из-за конфликта с Берией. На самом деле театр был замаскирован, а вокруг установлены зенитные батареи.

Смотрите старые фотографии: Площадь Коммуны. 1941 год: https://pastvu.com/p/1721

14 сентября 1940 года новое здание театра открылось спектаклем «Полководец Суворов» И.Бахтерева и А.Разумовского в Большом зале. Через две недели на Малой сцене зрители увидели «Мещан» Максима Горького. Свыше 300 премьер, около сорока пяти тысяч спектаклей – итог работы театра за всю его историю. На сцене Театра Красной (Советской) Армии разных лет блистали Фаина Раневская, Любовь Добржанская, Виктор Пестовский, Марк Перцовский, Михаил Майоров, Николай Коновалов, Людмила Фетисова, Нина Сазонова, Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Владимир Зельдин, Ольга Богданова, Лариса Голубкина, Александр Дик, Юрий Комиссаров, Геннадий Крынкин, Александр Михайлушкин, Николай Пастухов, Александр Петров, Алина Покровская, Владимир Сошальский, Фёдор Чеханков.


С 1995 года главным режиссёром Центрального академического театра Российской армии (такое название носит театр с 1993 года) является Борис Морозов.

Смотрите старые фотографии: Театр Советской Армии. 1950-1960-е годы: https://pastvu.com/p/196931

Театр Красной Армии (1930-1951)
Театр Советской Армии (1951-1993)
Центральный академический театр Российской Армии
Москва, Суворовская площадь, дом 2
Официальный сайт: http://teatrarmii.ru/

Интерьеры вестибюля

Лестница на второй этаж

Светильники и фрески в фойе на втором этаже

История театра в фотографиях и афишах

Фойе с картинами и фресками

Лестница на балкон

Гримёрная старейшего артиста Владимира Зельдина

Большой зал

За кулисами

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Музей истории ГУЛАГа…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, театр Российской армии, город на память, прогулка по Москве, театры Москвы.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

04.04.2022 в 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала


Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.