01.12.2018 21:51

«Город на память». 202. Музей истории ГУЛАГа

4 ноября 2015 года
Фотопроект «Город на память». 202. Музей истории ГУЛАГа

Государственный музей истории ГУЛАГа переехал с Петровки в 1-й Самотечный переулок. Площадь залов увеличилась в несколько раз, изменилась и выставочная концепция в сторону использования современного дизайна и технологий. А философия осталась прежней, это – музей-мемориал в память о жертвах репрессий, когда под воздействием пропаганды страна потеряла способность мыслить и повсюду начался поиск «врагов народа». Архивные источники расходятся в статистике, но в любом случае речь идёт о миллионах людей, осуждённых по политическим мотивам, из которых около 800 000 человек были приговорены к расстрелу.

Музей истории ГУЛАГа был открыт в июле 2001 года постановлением Правительства Москвы. Экспозиция тогда разместилась по адресу Петровка, 16 в старом доходном доме 1905 года постройки. Вероятно, планировка коммунальной квартиры была не слишком удачна для размещения музейной экспозиции, но, с другой стороны, вполне можно представить, что в этих комнатах жили те, кому музей посвящён – обычные горожане, попавшие в жернова НКВД.

Войдя во дворик, посетители сразу попадали в прошлое, в лагерную зону с караульной вышкой, по бокам – ограждения с колючей проволокой, шаг влево, шаг вправо – считается побег. Двенадцать портретов на фасаде здания напоминали о миллионах безвинно погибших в сталинских застенках. В залах музея документы, фотографии и личные вещи репрессированных. По ним можно узнать о создании первых лагерей ОГПУ, о грандиозных стройках в начале 30-х годов: Беломорско-Балтийского канала и канала Москва-Волга, Дальстрое – печально известной Колыме.

Создателем системы ГУЛАГ был Сталин. Иосиф Виссарионович Джугашвили родился в семье грузинского сапожника в городе Гори. Обучаясь в духовной семинарии, он мог выбрать путь священника, но стал революционером, звучный псевдоним заменил ему настоящую фамилию. Пройдя через аресты, тюрьмы и ссылки, Сталин был одним из организаторов Октябрьской революции, а после смерти Ленина почти тридцать лет возглавлял советское государство. Ему при жизни были воздвигнуты тысячи памятников, его именем называли города, заводы, корабли, о нём слагали песни: «О Сталине мудром, родном и любимом…»

По мнению нынешних коммунистов, его главная заслуга – в строительстве мощной социалистической экономики и создании сильного государства, способного противостоять любому врагу. «Республики объединяются в единое союзное государство для успешной борьбы с хозяйственной разрухой», – говорил Сталин в 1922 году. Используя российский металл, украинские плодородные земли, азербайджанскую нефть, ресурсы Средней Азии и Прибалтики, в начале 1930-х годов СССР вышел на первое место в мире по темпам экономического роста. Но какой ценой были достигнуты эти рекорды?

Сталин умер 5 марта 1953 года. Спустя три года состоялся ХХ съезд КПСС, с основным докладом выступил Никита Хрущёв. Закрытый текст «О культе личности Сталина» произвёл эффект разорвавшейся бомбы, впервые с трибуны была озвучена страшная статистика политических репрессий. За экономические успехи сталинского государства миллионы сограждан заплатили своими жизнями: никто не должен был помешать победной поступи социализма и вождь безжалостно избавлялся от балласта.

Не только энтузиазм комсомольцев-стахановцев, но и бесплатный труд миллионов заключённых на стройках заводов, каналов, электростанций был одним из факторов экономического подъёма. Для направления потоков рабочей силы еще в 1930 году было создано зловещее Главное управление лагерей – ГУЛАГ. Лишь после 1956 года была объявлена массовая амнистия, открылись комиссии по реабилитации незаконно осуждённых «врагов народа». Однако до начала горбачёвской перестройки на эту тему было наложено табу – документы засекретили в архивах, школьные учебники и СМИ о сталинском терроре не упоминали.

Сначала прогуляемся по залам уже несуществующего музея на Петровке.

«Вы к нам пришли в Музей ГУЛАГ,- рассказывал экскурсовод,- это аббревиатура Главного управления лагерей и спецпоселений. Эта система появилась в 1930 году и была ликвидирована в 1956-м. Но поскольку этих лагерей было очень много, последний лагерь этой системы был ликвидирован в 1960 году. Эта система была связана с массовыми репрессиями, той борьбой, которую новая власть объявила старым установкам, но помимо прочего это – экономика. Это было личное убеждение Сталина – бесплатный рабочий труд. Первая стройка – это Беломоро-Балтийский канал, связавший Белое и Балтийское моря. На стройку этого канала и были брошены заключенные. Мы сейчас находимся в экспозиции «Барак». Такие бараки строились на 80-100 человек, вот нары, вот печка, которую народ прозвал «буржуйкой», поскольку, кто рядом – тому тепло, буржуям хорошо возле печки. После напряженного рабочего дня можно было что-то купить в магазине на территории лагеря. За заработанные купоны можно было купить сахар, консервы, чай, заключенные любили очень крепкий, горячий чай. А вот призывы «Работать лучше, лучше и лучше» – тех, кто ударно работал, лучше кормили и даже могли сократить срок. Бани в бараках не было, в баню возили. В бараке простирнуть что-то можно было, вот белье сохнет на веревках. В 1940 году в структуре НКВД произошли изменения, Лаврентий Берия стал наводить порядок в лагерях, появились одеяла, условия, чтобы люди были хоть как-то обустроены и лучше работали. До этого не было ни одеял, ни белья. А это сцена допроса у следователя, кабинет младшего лейтенанта, на офицере НКВД еще старая форма, довоенная, без погон».

Сотрудники музея рассказывают: «История музея началась с Антона Владимировича Антонова-Овсеенко, человека, который сам выстрадал, прошел через ГУЛаг. Сын известного революционера, который был расстрелян в 1937 году. Он в те годы был полон надежд, самых светлых, радужных мыслей, но был арестован и прошел через череду лагерей. Позднее Антон Владимирович посвятил всю свою жизнь борьбе с последствиями сталинизма, написал несколько монографий и участвовал в создании этого музея. Свои полотна предоставили художники, некоторые тоже прошли через ГУЛаг. Вот Н.И.Гетман, участник Великой Отечественной войны, которую прошел от и до, а возвращаясь домой, он привез из Венгрии и Румынии иллюстрированные издания и за хранение подобной недозволенной литературы был осужден. Впоследствии более 50 своих картин он посвятил столь трагическому периоду своей жизни. А вот на картинах Ростислава Горелова предельно реально воссозданы некоторые трагические эпизоды: арест, перевозка заключенных в машине, на которой написано «Хлеб» – в таких фургонах развозили заключенных по тюрьмам. Приговор выносила «тройка»: прокурор, представитель НКВД и парторг, а после его оглашения заключенного этапировали на лесоповал. В музее можно увидеть лагерную обувь, самодельные предметы обихода, ложки, фляги».

В наши дни о сталинских репрессиях стали вспоминать на самом высоком уровне. Дмитрий Медведев, будучи в 2009 году Президентом России, сказал: «Я убеждён, что память о национальных трагедиях так же священна, как память о победах. Невозможно представить себе размах террора, от которого пострадали все народы страны. Но до сих пор можно слышать, что эти многочисленные жертвы были оправданы некими высшими государственными целями. Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни и репрессиям нет оправдания». Медведев подчеркнул, что в России нужны музейно-мемориальные центры, «которые будут передавать память о пережитом — из поколения в поколение».

Аналогичную оценку даёт и Владимир Путин: «Репрессии имели место быть. Это факт. От них пострадали миллионы наших сограждан. Безусловно, в этот период мы столкнулись не просто с культом личности, а с массовыми преступлениями против собственного народа. Это тоже факт. И об этом мы не должны забывать».

Городские власти пошли навстречу музейным работникам, предоставив полностью реконструированное четырёхэтажное здание в 1-м Самотечном переулке. Кирпичный жилой дом был построен в 1906 году и в советские годы использовался под рабочее общежитие, но для музея планировку полностью изменили, демонтировав часть перекрытий, чтобы трансформировать комнаты в просторные залы. В ходе реконструкции был усилен фундамент, заменены лестницы, оборудован лифт, которого прежде не было. «Здание оформлено по стилю так, что оно создает атмосферу тех событий и тех лет. И теперь важно заполнить этот музей жизнью, проводить исследования, встречи и экскурсии»,- сказал на открытии столичный мэр Сергей Собянин.

31 октября 2015 года, в День памяти жертв политических репрессий, музей открылся для посетителей. На первом этаже находятся фонды и лекторий, в холле – гардероб и кафе. Второй и третий этажи отведены под постоянную экспозицию и тематические выставки (первой такой выставкой стало «Дело врачей»). На четвёртом этаже разместятся административные кабинеты и библиотека. В музее предполагается создать исследовательский и волонтёрский центры. Интерьеры более чем аскетичные – краснокирпичные неоштукатуренные стены, окна закрыты металлическими листами, – но эта мрачная атмосфера вполне сочетается с современными электронными гаджетами. На больших экранах воспроизводится кинохроника, в залах, разделённых на тематические зоны (тюрьма, суд, лагерь, реабилитация, память) установлены терминалы-энциклопедии, в которые загружены фотографии и подробная информация об экспонатах.

Пожалуй, самое любопытное скрывается в нескольких сейфах, из которых можно извлечь папки-скоросшиватели с цветными копиями архивных документов и полистать их при свете старой настольной лампы. Фактически это доносы, когда любой промах, авария, неурожай приравнивались к вредительству и в Москву немедленно отправлялась шифровка с обвинениями в пособничестве врагам. Компетентные лица тут же принимали меры, а в некоторых случаях резолюцию накладывал лично Иосиф Сталин жирным красным карандашом. В этих документах речь идёт, в основном, о партийных чиновниках, но в поле зрения НКВД случайным образом мог попасть любой гражданин, будь он пролетарий, инженер, колхозник, священник, студент. Представленные материалы стали доступны после перестройки, но до сих пор в государственных архивах хранятся секретные материалы о 1930-1950-х годах, эпохе ГУЛАГа.

За первые два дня работы в новом помещении экспозицию осмотрели 600 человек, а 3 ноября музей принял участие в городской акции «Ночь искусств». Как сообщает официальный сайт музея, «Центральная часть экспозиции «Национальная память о ГУЛАГе» включает в себя более ста предметов из двадцати пяти музеев со всех концов России, объединенных темой ГУЛАГа. Вещи, документы, фотографии, «голоса» очевидцев предоставляют зрителям возможность увидеть через призму личных историй людей драматическую историю большой страны. Широту географии выставки подчеркивает карта СССР с нанесенными на нее обозначениями лагерей, лагерных управлений и количеством заключенных, содержащихся здесь в разные периоды истории».

Государственный музей истории ГУЛАГа: Москва, 1-й Самотечный переулок, д. 9, стр.1
Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье: с 11:00 до 19:00 (касса до 18:00)
Четверг: с 12:00 до 21:00 (касса до 20:00)
Понедельник – выходной
Официальный сайт: http://www.gmig.ru/

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – реставрация дворца графа Шереметева…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, СССР, Сталин, город на память, московские музеи, Музей истории ГУЛАГа.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

04.04.2022 в 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала


Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

24.03.2022 в 12:26

«Город на память». 715. Выставка «Моторы войны»


Экспонаты выставки «Моторы войны» прошли сложнейшую реставрацию и аутентичны до самых мельчайших деталей.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.