02.12.2018 18:43

«Город на память». 206. Тихомировский корпус

23 ноября 2015 года
Фотопроект «Город на память». 206. Тихомировский корпус

Ещё одно здание на Малой Пироговской улице, которое нынче относится к Московскому педагогическому государственному университету, – это Тихомировский корпус, построенный в 1913 году для Московских женских педагогических курсов. Это был частный проект предпринимателя Дмитрия Тихомирова, предусматривающий подготовку педагогов по современным для того времени методикам.

Смотрите старые фотографии: Женские педагогические курсы. 1913-1917 гг.: https://pastvu.com/p/17144

Когда в 1860-е годы начались социальные реформы, задумались и о подготовке кадров для преподавания. В Москве стали появляться училища, семинары, курсы. Так, в 1870-м году возникло Московское общество учительниц и воспитательниц, ориентированное на повышение квалификации практикующих педагогов и обеспечение их занятости. В 1872 году Дмитрий Тихомиров организовал при этом обществе Московские женские педагогические курсы. Вообще Тихомиров – человек состоятельный и необычайно деятельный – реализовал различные образовательные проекты от курсов для рабочих Михайловской фабрики до книжного детского издательства. Буквари Тихомирова переиздавались более 160 раз.

Проектированием занялся Александр Эйхенвальд, преподававший на курсах МВЖК физику, но также сведущий в некоторых архитектурных вопросах. Он старался учесть любые нюансы, вплоть до высоты ступеней на лестнице и количества лавочек в фойе. Но средств на реализацию его идей не хватало и Эйхенвальда заменил профессиональный архитектор Отто фон Дессин, который совместил в проекте неоклассику с рациональным модерном.

С точки зрения конструктива это здание было передовым для того времени, применён железобетонный каркас, много металла, много стекла, дорогостоящий кирпич частично заменили бетонными блоками. Интерьеры здесь не столь роскошны, как в Аудиторном корпусе МВЖК, но есть интересные архитектурные особенности, например, лучевая балочная система. Такие перекрытия до революции не применялись.

Участок земли уже был выкуплен у мещанки Евдокии Колчиной, когда выяснилось, что строители не укладываются в смету. Работы велись на частные пожертвования, сам Тихомиров внёс 100 000 целковых – треть необходимой суммы. Благодаря помощи меценатов проект был реализован в полном объёме, включая комнаты отдыха для педагогов, столовую, гимнастический зал и учительские квартиры.

Большая лекционная аудитория рассчитана на 650 слушательниц. Изначально вместо потолка был стеклянный фонарь, который при необходимости можно было закрыть полотнищем ткани. Конструкция из тросов и блоков приводилась в действие электромотором. Позднее это остекление закрыли, но если найдутся средства на полноценную историческую реставрацию здания, то стеклянный потолок возможно восстановить.

В аудитории сохранились два демонстрационных проектора, один из которых ещё дореволюционный, второй – из 1930-х годов. Оба в рабочем состоянии, хотя современные преподаватели чаще пользуются электронными гаджетами. Под аудиторией расположено книгохранилище (сейчас там кабинеты).

Перед зачислением будущие курсистки держали экзамен. Обучение на частных курсах было платное и, в зависимости от выбранной специальности, длилось разное время. Поначалу преподавались четыре предмета, но с ростом популярности учреждения в программу были включены специальные дисциплины – методика, дидактика, гигиена, детская психология. Примерно треть времени отводилась практическим занятиям.

По мнению Дмитрия Тихомирова, воспитание детей так же важно, как и образование. Поэтому на курсах давали знания по дошкольному обучению детей, по занятиям с детьми вне школы (то, что в советской системе образования трансформировалось в группы продлённого дня). Появился и коррекционный класс для занятий с детьми, отстающими в развитии (подобная программа адаптации инвалидов активно внедряется в наши дни).

Психолог и невролог Григорий Россолимо на свои средства содержал Детский институт, занимающий одно крыло этого здания. У Россолимо изучали детскую психологию. На первом и втором этажах открылись детский сад и школа, где практиковались курсистки.

После Октябрьской революции женские педагогические курсы были национализированы и перепрофилированы в курсы для рабочих. Стройная образовательная система, задуманная Тихомировым, развалилась. Впрочем, Дмитрий Тихомиров до этого момента не дожил, он умер в 1915 году и был с почётом похоронен на Новодевичьем кладбище при большом скоплении народа. Увы, следы его могилы утрачены.

Вскоре Тихомировский корпус перешёл в ведение 2-го МГУ (бывших курсов Герье), где трудоустроились и преподаватели. Традиции, заложенные на Московских женских педагогических курсах, таким образом сохранились на открывшемся в 1921 году педагогическом факультете. А в самом Тихомировском корпусе разместились физики и математики. С 1960 года здесь находится Физический факультет МГПИ имени Ленина (нынешний Институт физики и информационных технологий МПГУ).

Достопримечательность корпуса – астрономическая обсерватория, созданная после революции на волне большого интереса к изучению всего неизведанного. За 15 лет существования Астрономической комиссии, в ведении которой находилась обсерватория, к астрономии приобщилось более ста тысяч человек. Здесь вели и научную работу, даже ездили экспедицией в Мурманск наблюдать за затмениями.

А самое громкое событие произошло в мае 1924 года, когда афиши зазывали горожан прийти в это здание, чтобы совершить инопланетное путешествие. Это была лекция Общества инопланетных сообщений, которым руководил Цандер, а Циолковский читал лекции. Общество просуществовало всего один год, но шума наделало много. Серьёзную научную группу по изучению реактивного движения учёные создали чуть позже, в начале 1930-х годов. Сейчас обсерватория с телескопом АВР-2 – это учебная площадка для занятий со студентами. Хотя астрономия как самостоятельный предмет изъята из программы общеобразовательных школ, будущие педагоги необходимые знания по астрономии и астрофизике всё равно получают.

Напомню, что здание было построено в 1913 году, но только спустя сто лет была предпринята первая попытка реставрации объекта культурного наследия, ограничившаяся из-за недостатка финансирования косметическим ремонтом.

Сейчас в Тихомировском корпусе занимаются 500 студентов Института физики и информационных технологий. 108 преподавателей, среди которых 37 профессоров, 40 докторов наук, обеспечивают не только хорошее качество образования, но и высокую степень индивидуализации обучения, что является редкостью в системе высшего образования. Традиционно МПГУ осенью и весной проводит День открытых дверей, точную дату которого можно найти на сайте вуза: http://мпгу.рф/

Институт физики, технологии и информационных систем готовит ученых, педагогов и инженеров по трем основным направлениям:
Физика (ученые) – 2 магистерские программы и 1 программа бакалавриата.
Педагогическое образование (учителя физики, технологии, естествознания, английского языка, информатики и педагоги дополнительного образования) – 3 магистерские программы и 5 программ бакалавриата.
Информационные технологии (инженеры) и инноватика – 2 программы бакалавриата.

Текст составлен по материалам экскурсии выпускницы МГПИ, историка и экскурсовода Юлии Пивоваровой.


В сквере у входа в корпус – скульптурная композиция «Миру – мир» (скульптор С.Савицкий, 1957), установленная к Фестивалю молодёжи и студентов в Москве. В 1990-е годы третья фигура композиции – девушка славянской внешности – была похищена.

От дореволюционных курсов Тихомирова мелких деталей интерьера не сохранилось, а вот приметы советского времени ещё можно обнаружить. Конечно, обращает на себя внимание оригинальная планировка лестничных маршей. Здесь использованы редкие для того времени перекрытия, расходящиеся лучами.

Лекционная аудитория расположена с торца здания, под ней прежде находилось книгохранилище, сейчас кабинеты. В аудитории было предусмотрено и естественное освещение. На крыше изначально находился стеклянный фонарь, позднее закрытый снаружи металлическими листами, а внутри задекорированный плиткой.

И снова лестничные марши

Сейчас вход в лабораторию осуществляется сканированием отпечатка пальца сотрудника. В лабораториях хранятся физические приборы, представляющие историческую ценность, но в музей им ещё рано – раритеты периодически извлекают из шкафов для студенческих занятий. При этом в арсенале исследователей есть и самое совершенное оборудование, которым сотрудники гордятся так же, как и научно-исследовательским антиквариатом.

Для проведения экспериментов требуется нестандартное оборудование, которое по заказу сотрудников могут изготовить в мастерской. Здесь продукция советского машиностроения соседствует с современными станками с ЧПУ.

По воспоминаниям выпускников, в советское время в корпусе проходили занятия по гражданской обороне, студенты бегали в противогазах и с носилками по этажам. Вероятно, с тех времён остались противогазы, сирена-ревун, телефон армейского образца.

На крыше оборудована астрономическая обсерватория с действующим телескопом. С балкона открывается панорама на Новодевичий монастырь и улицу 10-летия Октября (до переименования – Вселенский переулок).

От дореволюционной застройки остался пятиэтажный кирпичный жилой дом 1900 года, сбоку неказистый, зато фасад парадный.

Здание больницы строилось в конце 1920-х годов (архитекторы А.Мешков, Н.Щербаков, инженер Г.Масленников), является памятником архитектуры.

Здание школы-интерната построено в 1929-1930-х годах по проекту архитектора М.Мотылева, образец позднего конструктивизма. Сейчас здесь лицей № 1535.

На десерт традиционные для «Города на память» детали – граффити и ретротранспорт на улице 10-летия Октября. А вот необычных чугунных люков по дороге не попалось.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – ЦСКА: из Сокольников на Ленинградку…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, МПГУ, образование, город на память, Тихомировский корпус.

Другие публикации