03.12.2018 15:38

«Город на память». 212. За кулисами Большого Московского цирка

3 января 2016 года
Фотопроект «Город на память». 212. За кулисами Большого Московского цирка

Цирк на проспекте Вернадского был возведён под руководством архитекторов Ефима Вулыха и Якова Белопольского и торжественно открыт 30 апреля 1971 года. Это один из самых больших стационарных цирков в мире, вместимость его зрительного зала 3310 мест, высота амфитеатра — 36 метров. Со дня открытия в здании не проводился капитальный ремонт.

Вопрос о необходимости ремонта инженерных коммуникаций и конструктивных элементов подняли Эдгард и Аскольд Запашные, возглавившие в 2012 году Большой Московский цирк. Грант в размере 295 миллионов рублей на выполнение работ по капитальному ремонту систем электроснабжения, устройству внешней системы видеонаблюдения, созданию центра обработки данных был предоставлен согласно постановлению Правительства Москвы. Эти меры необходимы для повышения уровня безопасности зрителей и повышения информационной и технологической безопасности. Так, около 200 видеокамер позволят наблюдать за всем происходящим в цирке, а автономный сервер – контролировать любые коммуникационные процессы. На московские деньги смонтирована наружная подсветка и освещение купола здания.

Министерство культуры РФ также помогло с финансированием, выделив ранее средства в размере 300 миллионов рублей на ремонт стилобатной части, в которой располагаются административные и технические помещения, вольеры для животных. После произведённого ремонта на лошадей, коз и других дрессированных животных не каплет с потолка, а устаревшие конструкции вольеров заменены на новые, из современных материалов. После установки первого в России солярия для лошадей животные стали принимать ультрафиолетовые ванны. Пока велись работы, творческий процесс не прекращался и коллектив Большого Московского цирка выпускал ежегодно несколько премьерных спектаклей.

Цирк оснащён пятью сменными манежами — конным, ледовым, водным, иллюзионным и световым, которые по замыслу инженеров позволяли осуществить любые творческие фантазии постановщиков спектаклей. Они располагаются в машинном зале на глубине 18 метров. Один манеж можно сменить другим буквально за пять минут без остановки представления: во время этой технической паузы клоуны отправятся в зал и развлекут зрителей. Со временем сложная система износилась и потребовала ремонта.

Директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный обратил внимание на эту пока нерешённую проблему – реконструкцию гидравлической системы из пяти сменных манежей, которая в 1971 году являлась технологической достопримечательностью цирка, но теперь почти не используется во избежание возможных поломок. Необходимо модернизировать и систему вентиляции, в которой задействовано мощное, но устаревшее советское оборудование завода «Компрессор». В перспективе – строительство подземной автомобильной парковки и гостиницы для артистов, а для комфорта зрителей – увеличение площади фойе. Для осуществления этих планов понадобятся значительные средства и несколько лет работы.

Эдгард и Аскольд Запашные, министр культуры Владимир Мединский

В фойе Большого Московского цирка установлены именные звёзды в честь выдающихся артистов

В пошивочном цехе цирка готовят костюмы для новых спектаклей

Конюшня и вольеры для животных

На репетиционном манеже артисты работают над новыми номерами

В третью субботу апреля отмечается Всемирный День цирка, учреждённый в 2010 году Европейской цирковой ассоциацией под покровительством Принцессы Монако Стефании. В этот день артисты Большого Московского цирка не только принимают поздравления, но и навещают детей в больницах с праздничными цирковыми представлениями и подарками.

17 апреля 2015 на арене Большого Московского цирка можно было увидеть необычное зрелище, приуроченное к празднованию Всемирного Дня цирка. Артисты поменялись ролями со зрителями, предоставив журналистам раскрыть на манеже свои цирковые таланты, а сами заняли места в партере. В роли ведущего выступил директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный, иронично комментировавший происходящее.

Действо началось с места в галоп. На манеж вывели лошадей, а акулы пера и прямого эфира попытались под руководством тренера, заслуженного артиста РФ Якова Экка, проделать один из трюков, который часто можно увидеть на цирковых представлениях: на полном скаку наездник встаёт на лошади. К поясу наездника-дебютанта крепится страховочный трос – лонжа – исключающий возможность падения. Мало сесть на коня – артисту надо еще красиво и радостно улыбаться. Самыми смелыми оказались девушки, корреспонденты телеканалов. Многие участники мастер-класса вообще впервые оказались верхом на лошади и лишь некоторым удалось проделать трюк.

Мастер-класс по дрессуре животных провела заслуженная артистка РФ Ирина Левицкая, которая с 1974 года работает с козами. Дрессировщица называет своих питомцев человеческими именами и относится, как к детям. Ласковые слова и любимые козами хрустящие сушки – лучшие аргументы в дрессировке этих пугливых и обидчивых животных. Ирина Левицкая работает с козами вместе со своим супругом Геннадием Спиридоновым, а их дочь Александра выступает в цирке как воздушная гимнастка.

Следующий номер программы – акробатика на русской палке, это изобретение наших артистов, которые используют соединённые вместе три длинных и гибких шеста для прыжков в высоту. Значительная часть успеха номера – мастерство крепких «нижних», которые на своих плечах держат снаряд и должны точно подставить его под совершающего воздушные кульбиты «верхнего». В качестве инструктора выступил заслуженный артист РФ Аркадий Шатиров.

Мастерство жонглирования показал артист Большого Московского цирка Рудольф Левицкий. Жонглёры, пожалуй, самые трудолюбивые артисты, они репетируют постоянно, но лишь немногим покоряются рекорды. Рудольф Левицкий способен жонглировать 18 предметами одновременно. Жонглирование – одно из самых древних развлечений, появившееся еще до нашей эры и даже считавшееся колдовством. А древние китайские воины производили сильное впечатление на врагов, жонглируя оружием. В цирке в качестве классического реквизита используют шары, кольца, булавы, хотя есть номера с тарелками, теннисными ракетками и другими предметами.

Какой цирк без клоунов? На представлениях Большого Московского цирка зрители могут увидеть плеяду талантливых мастеров смеха, среди которых Борис Никишкин, Анвар Саттаров, Сергей Салмин, Ирина Голуб, Ксения Зубова. Клоуны не просто заполняют паузы между номерами, но иногда становятся и главными действующими лицами.

В 2014-2015 годах Большой Московский цирк представил новые спектакли «UFO. Цирк с другой планеты», «БеспоНЯТЬе», «Зак-Ли-Натель», «Конструктор», «Like РАШН», «К.У.К.Л.А.», «Вещий сон», цирковой мюзикл «Мр. Тигр».

«UFO. Цирк с другой планеты»
Пролетавшие над Москвой инопланетные граждане приняли футуристическое здание Большого Московского цирка за космопорт и совершили посадку прямо на его манеже. Художественный руководитель Аскольд Запашный немедленно пригласил гостей показать москвичам своё искусство, ведь на борту летающей тарелки оказались как раз цирковые артисты из других миров. А разве кто-то сомневается, что в далеких-далеких галактиках есть цирк?

Почувствовать себя на Земле в своей тарелке инопланетянам помогли клоуны Адам Талин, Владимир Камардин, Николай Кормильцев, очень высокие девушки Людмила и Тамара Титченкова, Зоя Баркова («Воздушная сетка»), клишник Алексей Кузьмин, мастер брейк-данса Виктор Кочкин, «Акробаты на дорожке» под руководством Рустама Байрамукова, «Эквилибристы на першах» под руководством Вадима Шагунина, «Акробаты-жонглёры» под руководством Виктора Тесленко, Ксения Ёлкина («Воздушная трапеция»), соло-жонглер Денис Чиндяскин, «Антипод» Ольга Геворкян и другие артисты.

Аскольд Запашный, художественный руководитель Большого Московского цирка: «Идея этого шоу заключается в том, чтобы показать артистов необычных жанров, интересных людей, которых вряд ли увидите в обыденной жизни».

«БеспоНЯТЬе»
Зритель со стажем хочет видеть не только новаторские разработки, но и полюбившиеся с детства цирковые жанры: чтобы на арене были смешные клоуны, дрессировщики со своими питомцами, иллюзионисты творили чудеса. Спектакль «БеспоНЯТЬе» создан как раз в эстетике старого шапито. Эта почти трёхчасовая программа смотрится на одном дыхании и никого не оставит равнодушным, ни детей, ни взрослых зрителей.

Режиссёры программы «БеспоНЯТЬе» – заслуженный артист РФ Андрей Шарнин и артист цирка, театра и кино Борис Никишкин – придумали историю про старичка-клоуна, который вспоминает годы молодые. Из потрёпанного большого чемодана вдруг появляются акробаты, балерины, силач, факир, карлик и другие артисты. В маленьком шапито умещается огромный мир, полный удивительных людей и зверей, образов и событий.

Отдельный респект Борису Никишкину, который весь вечер веселит зрителей, а если уходит за кулисы, то только, чтобы поменять костюм и предстать в новом образе. Только вблизи, по каплям пота, стекающим по лицу неутомимого артиста, видишь, сколько он затрачивает сил. Если бы наши футболисты так выкладывались во время матчей – давно стали бы чемпионами мира. Но Никишкин не только в отличной физической форме, он клоун реально смешной и нереально талантливый.

«Зак-Ли-Натель»
Представляя концепцию развития цирка, братья Запашные говорили, что новые программы не станут просто набором номеров, а все аттракционы будут связаны единой сюжетной линией. Спектакль «Зак-Ли-Натель» – это восточная сказка со своей драматургией, яркими костюмами, авторской музыкой и номерами в самых разных жанрах циркового искусства. В ролях: Туйчи Хан, заслуженный артист России Николай Кормильцев, заслуженная артистка России Елена Петрикова, Борис Никишкин, Юрий Гуламов, Рудольф Левицкий, Василий Бойчин, Виктор Котов, Николай Коновалов, Анвар Саттаров, Зухра Таджибаева.

«Конструктор»
Сказочную историю «Конструктор» придумали Аскольд Запашный (художественный руководитель и автор идеи), Евгений Шевцов (главный режиссер) совместно с большим коллективом постановочной группы, а главную роль в спектакле исполняет прима Большого Московского цирка, единственная в мире дрессировщица гепардов Дарья Костюк.

Эдгард Запашный: «Декорации – блоки конструктора – очень лёгкие, и зрители могут поучаствовать в строительстве, могут почувствовать атмосферу сказки. В финале спектакля все артисты выйдут на манеж, произнесут волшебные слова и, как полагается в новогодние праздники, появится гигантская ёлка. А дедушка Мороз будет бегать здесь весёлым аниматором. К спектаклю изготовлено много реквизита, пошито около 200 костюмов для артистов».

Дарья Костюк: «Считается, что гепардов, самых пугливых хищников на планете, вообще нельзя подготовить к работе, но мы подбирали к ним подход, подбирали трюки. Мы научились отвлекать их внимание от придуманных ими же страхов. Рецепт успеха – ласка и много свежего мяса (мороженое мясо им нельзя кушать, это вредно, так заложено природой). Гепарды – исчезающий вид и мы наших животных любим и заботимся о них. Мы покупаем гепардов подрощенных, заряженных молоком матери, чтобы иммунитет был на высшем уровне, хотя в плане дрессуры с котятами было бы проще. Если выкармливать детёнышей из бутылки – они тебя воспринимают как маму. В спектакле гепарды выступают в ролях игрушек конструкторского мира, в манеже их будет семеро».

«Like РАШН»
В программе «Like РАШН» участвуют дрессировщики, воздушные гимнасты, жонглёры, эквилибристы, а главную роль иностранного гостя, удивляющегося русской экзотике, исполняет знаменитый клоун из Италии Дэвид Ларибле. Турист Лайк прибывает в Москву со стереотипными представлениями о России и гостеприимные сотрудники туристического агентства не хотят его разочаровать. Балет и медведи, самовары и баня уже приготовлены для итальянского гостя в Большом Московском цирке. Партнерами Дэвида Ларибле в этой программе выступают его российские коллеги заслуженный артист РФ Николай Кормильцев, Борис Никишкин, Рудольф Левицкий, Александр Тарасенко, Сергей Салмин.

Аскольд Запашный: «Спектакль «Like РАШН» – это событие, ведь звёзды такого уровня, как Дэвид Ларибле, к сожалению, нечасто приезжают в нашу страну. Наш проект вполне можно назвать патриотическим, это попытка показать нашу страну во всей красе, доступно и понятно, со всеми её плюсами и минусами, но тем не менее показать большой, уважаемой, сильной страной. По сюжету спектакля, иностранный гость приезжает в Россию с грузом стереотипов. Вторую главную роль – гида – исполняет Николай Кормильцев, а режиссёром клоунады стал Андрей Шарнин. На выходе мы получили ядерную смесь экспериментального юмора и надеемся, что юмор будет понятен и доступен публике. Зрители вместе с героями спектакля побывают на московских улицах, на Красной площади, в Большом театре, в зоопарке, в деревне и каждая локация будет представлена большим аттракционом. Техническое оснащение цирка совершенствуется, видеоинсталляции помогут погружению публики в атмосферу происходящего. Мы продолжаем позиционировать себя как цирк с животными и доказывать всему миру, что это прекрасно, на манеже будут крокодилы, питоны, верблюды, лошади и другие животные».

«К.У.К.Л.А.» – это сказочная притча о стремлении к беззаботной жизни без страхов и проблем, но когда невероятные желания сбываются – оказывается, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Иллюзорный мир потребует заплатить свою цену. В этой истории каждый найдёт для себя что-то своё: интересное, волнующее, трогательное, забавное, смешное или даже страшное.

Аскольд Запашный: «За ориентир взята психоделическая стилистика Тима Бёртона, первое лицо проекта – это очевидные вещи, которые существуют по своим правилам, второе – глубокий философский смысл. В главной роли – Елена Бараненко, одна из лучших артисток российского цирка, работает в самых разных жанрах, она работает акробатические элементы, хорошо стоит на лошадях, она и жонглёр, и воздушный гимнаст. Кажется, хищникам наше новое перевоплощение понравилось больше, чем нам самим. Первое время мы переживали, потому что существует немало случаев, когда дрессировщики погибали в результате смены имиджа. Мы пошли на такой риск: хищники сначала удивились, а затем привыкли. С большим любопытством они к этому относятся».

Цирковой проект «Мр. Тигр» стал продолжением сотрудничества Центра «Амурский тигр» и Россельхозбанка в рамках программы «Их судьба в наших руках». Задачами проекта является пропаганда бережного отношения к животным и окружающей среде, популяризация образа амурского тигра как достояния России на российском и международном уровнях и экологическое просвещение населения. Впервые в истории Большого Московского цирка в представлении не задействовано ни одно настоящее животное. Всех персонажей играют артисты в специально созданных для шоу костюмах и масках.

«Вещий сон»
В новогодней программе «Вещий сон» принимают участие канатоходцы, воздушные гимнасты, акробаты на мачтах, эквилибристы, иллюзионисты и, конечно же, дрессированные животные: верблюды, ламы, пони, козы, собаки, медведи, а также представители экзотических видов – зеброид, гиена, крокодилы, попугаи и питоны.

Яна Шаникова, дрессировщица: «Это не пони, а американские мини-лошади, им всего шесть месяцев, но они уже выходят на манеж и показывают замечательные трюки. Несмотря на свой юный возраст, они очень быстро адаптировались к цирковому искусству».

Эдгард Запашный: «На новогодних шоу в жизни хищников ничего не меняется, у каждого животного есть дублёры, мы понимаем степень усталости и чередуем животных. Ни рацион, ни режим не меняются. В зимнее время ветеринары рекомендуют увеличивать нормы питания, но наши животные жирные в течение всего года. Лев иногда становится похож на беременного льва».

Аскольд Запашный: «Мы решили отойти от формата, который устарел и должен уйти на заслуженный покой. Мы с братом хотим, чтобы спектакли были интересны любой аудитории, а не только детской. Поэтому не ждите сюжета, где Дед Мороз потеряет валенок, посох или ещё что-то, и из-за этого не будет Нового года. Это, конечно, забавно, но встречается повсеместно. На основе русских народных сказок мы создаём некий новый мир, некую Вселенную».

Ежегодно в сентябре на манеже цирка проходит международный фестиваль «ИДОЛ», собирающий молодых и уже именитых артистов со всего мира, чьи номера и аттракционы представлены в двух конкурсных программах на суд компетентного жюри. Лауреатом «ИДОЛ-2015» стал дрессировщик Сергей Нестеров с носорогом и белыми тиграми.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Плющиха…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, Большой Московский цирк, развлечения в Москве, эксклюзив, братья Запашные.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

04.04.2022 в 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала


Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.