3 марта 2016 года
Фотопроект «Город на память». 223. Сущёвская полицейская часть
В конце XVIII века на Селезнёвке располагалась усадьба действительного статского советника Д.Киселева, состоявшая из главного дома и нескольких деревянных служебных построек. Для своевременного обнаружения и тушения пожаров, причинявших в те времена немалый ущерб, в 1817 году городские власти выкупили у Киселёва земельный участок для устройства Сущёвской полицейской части с пожарным депо. Сейчас в здании находится Музей МВД России.
Надо заметить, что Сущёвская часть – одна из самых старых в Москве, но её прежние постройки пострадали во время пожара. К строительству главного здания с пожарной каланчой приступили в 1846 году, проект выполнил архитектор Михаил Быковский. По соседству возвели здания полицейских и пожарных служб, арестантский дом. Дозорный на каланче следил за возникавшими в городе пожарами, мачта каланчи использовалась для размещения шаров и флагов, а ночью — фонарей, которые указывали на место и размер пожара.
Среди арестантов Сущёвской полицейской части в 1909 году оказался поэт Владимир Маяковский, подозреваемый в пособничестве побегу женщин политзаключенных из Новинской тюрьмы. Сидя в камере, он писал сестре: «Дорогая Люда… Сижу опять в Сущёвке, в камере нас три человека, кормят или, вернее, кормимся очень хорошо». Известны и случаи побегов: «24 февраля в Сущёвском полицейском доме трое арестантов, крестьяне Алексей Румянцев, Константин Монахов и Василий Светцов, взломав пол в чулане, спустились через проделанное ими отверстие в выгребную яму, откуда выбрались во двор и скрылись».
Сущёвская часть упоминается в книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи» в необычном контексте: «Было и ещё одно занятие у пожарных. Впрочем, не у всех, а только у Сущёвской части: они жгли запрещённые цензурой книги. — Что это дым над Сущёвской частью? Уж не пожар ли? — Не беспокойтесь, ничего, это «Русскую мысль» жгут». Там, в заднем сарае, стояла огромная железная решетчатая печь, похожая на клетку, в которой Пугачева на казнь везли. Когда было нужно, её вытаскивали из сарая во двор, обливали книги и бумаги керосином и жгли в присутствии начальства. Чего-чего не заставляло делать пожарных тогдашнее начальство, распоряжавшееся пожарными, как крепостными! Употребляли их при своих квартирах для работ и даже внаем сдавали. Так, в семидесятых годах обер-полицмейстер Арапов разрешил своим друзьям — антрепренерам клубных театров брать пожарных на роли статистов…»
В январе 1888 года здесь был сожжён тираж книги и самого литератора-москвоведа. Аутодафе подверглась книга Гиляровского «Трущобные люди»: «Через несколько минут я был уже в Сущёвской части. На большом дворе, около садика, стояло несколько человек пожарных и мальчишек. Снег был покрыт сажей и клочками сгоревшей бумаги. Я увидал высокую решетчатую печь, в которой догорал огонь». Книга Гиляровского стала последней сожжённой, впоследствии запрещённые книги отправляли на переработку.
В 1898 году в Москве открылись две первые станции «Скорой помощи»: здесь и в Сретенской полицейской части. На вызовы выезжала бригада в составе врача, фельдшера и санитара. Выезд на дом тогда не был предусмотрен – вызовы принимались на несчастные случаи на городских улицах.
Смотрите старые фотографии: 1913 год: https://pastvu.com/p/1759
В советское время внутреннее пространство музея было реконструировано для размещения Центрального музея МВД России. Как сообщает официальный сайт МВД России https://mvd.ru/, история Центрального музея МВД начинается с 1970 года, для посетителей он открылся 4 ноября 1981 года. Экспозиция, находящаяся в главном здании, рассказывает об истории создания и развития органов внутренних дел России, служб и подразделений, входивших ранее и работающих ныне в структуре МВД. Музейная экспозиция размещена в 25 залах, коллекция насчитывает более 81 000 единиц хранения. Это предметы обмундирования и снаряжения сотрудников органов внутренних дел России и зарубежных государств, оружие, фотографии, документы и личные вещи сотрудников милиции и полиции разных эпох, боевые знамена, произведения искусства. В боковом флигеле находится музейное фондохранилище и художественная студия.
Охраной общественного порядка и борьбой с преступностью в Москве озаботились ещё в XVI веке, когда на улицах установили посты со стражниками, которых содержали местные жители. Позднее появился разбойный приказ – комиссия для борьбы с грабежами. В 1649 году царь Алексей Михайлович издал наказ создать команду для наблюдения за порядком и тушения пожаров. В 1718 году Пётр I учредил в Санкт-Петербурге Главную полицию, которая получила полномочия судебной инстанции и имела возможность назначать наказания по уголовным делам, а вскоре и в Москве была учреждена должность обер-полицмейстера.
8 сентября 1802 года было образовано Министерство внутренних дел Российской империи во главе с графом Виктором Кочубеем. Подразделения, специализирующиеся на раскрытии преступлений, впервые появились в городе на Неве, а в 1881 году служба уголовного сыска была образована в Москве. На сыскные отделения возлагались задачи по ведению дознания о совершенных преступлениях, сбору улик, поиску лиц, причастных к совершению расследуемого преступления, ведение агентурной работы в преступной среде. В состав сыскной части входили фотографический, антропометрический и дактилоскопический кабинеты, учебный музей с коллекцией оружия, воровских инструментов, образцов почерков. Наблюдательная часть вела надзор за подозрительными личностями и адресами, стол розыска проводил работу по выявлению и задержанию преступников.
Урядниками уголовного сыска детально изучались нравы, традиции, законы, обычаи уголовного мира. Особенностью царской уголовно-сыскной полиции являлись решительность и напор, с которым действовали урядники в ходе задержания или ликвидации особо опасных преступников. В предреволюционные годы уголовный сыск, в ущерб своим непосредственным обязанностям, привлекался к политическому сыску в отношении террористов и революционеров. Победившая Советская власть стала строить новую структуру охраны правопорядка – народную милицию, костяк которой составили рабочие, солдаты, матросы, а также специалисты царского уголовного сыска. День 10 ноября 1917 года стал днём рождения советской милиции, министерство заменено народным комиссариатом.
К 1920 году, когда по дорогам Советской России колесили уже 7000 автомобилей и 2000 мотоциклов, был принят первый нормативный акт по безопасности движения – «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям». В 1930-е годы возникли автодорожные подразделения – ОРУД занимался регулированием уличного движения, на ГАИ возлагалась борьба с аварийностью, установка дорожных знаков, разработка технических норм эксплуатации транспорта, контроль подготовки шофёров. В ведении НКВД находились также пожарная охрана, пограничные войска, речная и железнодорожная милиция.
1930-е годы – чёрная страница истории НКВД, творившего – иначе и не скажешь – беспредел над гражданами СССР. Наркомы Генрих Ягода, Николай Ежов, Лаврентий Берия усвоили сталинский стиль работы, отправив на расстрел или в лагеря ГУЛага практически без суда и следствия десятки тысяч невиновных людей. Можно вспомнить хотя бы постановление 1935 года «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», согласно которому дети, начиная с двенадцатилетнего возраста, за ряд преступлений подлежали расстрелу.
В годы Великой Отечественной войны многие сотрудники милиции ушли на фронт, выполняли задания в составе диверсионных групп и партизанских отрядов, а тем, кто остался в тылу, пришлось работать за двоих. В условиях военного времени у милиции появились новые задачи – борьба с дезертирами, мародёрами, саботажниками, выявление провокаторов, розыск пропавших без вести.
В 1968 году Президиум Верховного Совета СССР утвердил название правоохранительного ведомства – Министерство внутренних дел СССР, а спустя год министр издал приказ «О вежливом и внимательном отношении работников милиции к гражданам». В работе милиции не должно быть места нарушениям законности, злоупотреблению властью, ущемлению прав граждан. Об успехах в борьбе с преступностью стала рассказывать новая телевизионная программа «Человек и закон», акцент делался на профилактическую работу, предотвращение преступлений. Появилась и относительно новая сфера деятельности – экономические преступления, валютные спекуляции, взяточничество. Среди громких расследований можно вспомнить дело валютчика Яна Рокотова, приговорённого к расстрелу в 1961 году, «Рыбное дело» о коррупции в Министерстве рыбного хозяйства СССР в конце 1970-х годов, «Хлопковое дело» о взяточничестве среди высокопоставленных чиновников в Узбекской ССР в 1980-е годы.
О главных вехах истории МВД России и резонансных делах можно узнать из рассказа музейного экскурсовода. Например, о самом известном советском фальшивомонетчике Викторе Баранове, который, будучи талантливым изобретателем, оборудовал полиграфическую лабораторию для изготовления фальшивых денежных купюр. В 1978 году суд оценил его криминальный талант в 12 лет лишения свободы.
Злодеяния серийного маньяка Андрея Чикатило наводили ужас на жителей Ростовской области, с 1978 по 1990 год он совершил не менее 53 жестоких убийств детей и женщин. По мнению экспертов, полученные в детстве психологические травмы способствовали превращению заурядного учителя русского языка и литературы в сексуального садиста. В поисках маньяка в ходе операции «Лесополоса» милиция проверила 200 000 человек, попутно раскрыв свыше тысячи преступлений, но он был неуловим. Чикатило был задержан оперативной группой во главе с Владимиром Колесниковым, следствие выявило неопровержимые улики, суд приговорил убийцу к расстрелу.
Последователем Чикатило стал Александр Пичушкин, известный как «Битцевский маньяк» и «Убийца с шахматной доской». В 2007 году Пичушкин был приговорен к пожизненному заключению по обвинению в совершении 49 убийств на территории Битцевского лесопарка. Он убивал людей молотком и сбрасывал трупы в коллектор. Каждое убийство Пичушкин отмечал номером на шахматной доске (маньяк увлекался игрой в шахматы). В поисках преступника оперативники провели серию розыскных мероприятий, сотрудники в штатском патрулировали парк, пока не вышли на след убийцы.
Экспонаты музея МВД России рассказывают о ворах и грабителях всех мастей, контрабанде антиквариата, подделке хрустальных украшений, браконьерстве и других криминальных проявлениях.
В залах выставлено холодное и огнестрельное оружие, принадлежавшее бандитам или состоявшее на вооружении милиционеров.
Один из залов посвящён отечественной пенитенциарной системе – от экзотических наказаний времён Петра I до антуража современных тюрем.
В экспозиции можно увидеть коллекцию униформы правоохранителей разных стран мира, а также сувениры, подаренные Министерству внутренних дел.
Адрес музея: Москва, Селезневская улица, 11
Музей открыт с 10:00 до 16:00.
Выходные дни – суббота и воскресенье, последний вторник каждого месяца – санитарный день.
Экспозиция доступна для посещения только организованными группами по предварительным заявкам и только в будние дни.
Использована справочная информация с сайта: http://um.mos.ru/houses/ansambl_sushchevskoy_chasti/
Также об истории Сущёвской части можно узнать на сайтах:
http://www.proza.ru/2016/02/15/1677
http://cocomera.livejournal.com/173683.html
http://progulkipomoskve.ru/publ/doma/seleznevskaja_11_sushhevskaja_policejskaja_chast/39-1-0-1663
http://liveinmsk.ru/places/a-729.html
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – улица Орджоникидзе и Донское кладбище…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, полиция, город на память, Сущёвская полицейская часть, Музей МВД, милиция.