7 марта 2016 года
Фотопроект «Город на память». 224. Улица Орджоникидзе и Донское кладбище
Улица Орджоникидзе, ведущая от Серпуховского Вала к улице Вавилова, появилась на карте Москвы в 1966 году и была названа в честь революционера-большевика Серго Орджоникидзе. На улице длиной чуть более километра уместилось немало достопримечательных мест от дома-коммуны архитектора Николаева до Донского кладбища с первым в Москве крематорием. А в окрестных переулках спрятались и другие архитектурные диковины.
Грузинский большевик Григорий Орджоникидзе был известен под партийным псевдонимом Серго. Как и многие революционеры, он не мог похвастаться хорошим образованием, зато к началу революционных событий Серго успел не раз побывать в тюрьмах и на каторге за хранение оружия и нелегальной литературы, участие в демонстрациях. Когда пришло время строить новую советскую экономику, Орджоникидзе был назначен Народным комиссаром тяжёлой промышленности СССР и, судя по темпам индустриализации в годы первых пятилеток, преуспел на этом посту.
Орджоникидзе был близок к Сталину, но только до определённого момента. Когда вождь в поисках вредителей затеял кадровые чистки, Серго попытался защитить от репрессий тех, кого знал и кому доверял. Неповиновение не прощалось и нарком был обнаружен мёртвым с пулей в груди. Для народа была озвучена версия смерти от инфаркта, состоялись похороны у Кремлёвской стены и переименование города Владикавказ в Орджоникидзе.
Донские бани (улица Орджоникидзе, № 1) открылись в 1934 году, здание возведено по конструктивистскому проекту архитектора Ивашкевича, такие же бани были и на Кожевнической улице. Радость вселения в новую квартиру со всеми удобствами описал поэт Владимир Маяковский:
«Всё хорошо. Но больше всего мне понравилось – это:
это белее лунного света,
удобней, чем земля обетованная,
это – да что говорить об этом, это – ванная».
Ну а пока немало горожан проживали в коммуналках или бараках, общественные бани были жизненно необходимы. Да и во времена «развитого социализма» сохранялась традиция посиделок в парной: «Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню». С появлением множества частных саун и бань, старые общественные заведения стали закрываться.
Донские бани снесли в 2013 году под новую жилую застройку. На этом участке уже растут этажи двух 75-метровых башен компании «Баркли» по проекту американского архитектора Роберта Стерна. На профильных форумах москвичи высказывают самые разные мнения о сносе: ценители лёгкого пара вспоминают одну из лучших печей в Москве и доступные цены, критики считают Донские бани рассадником антисанитарии и заповедником сексуальных меньшинств.
Если заглянуть на строительные задворки, во 2-м Верхнем Михайловском проезде обнаружится одно из самых загадочных московских зданий, известное как «дача-голубятня». О даче не сохранилось практически никаких документальных сведений, её история окружена слухами и легендами. По одной из версий, усадьба построена в 1780 году в стиле зрелого классицизма по проекту Матвея Казакова, а её владельцем был граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. В книге М.Ильина «Москва» постройку относят к 1820-1830-м годам, а в одной из газетных заметок как владелец упоминается фаворит Екатерины Великой Григорий Орлов, который не жалел средств на выведение новых пород голубей и однажды отдал за редкого голубя породистого рысака.
После Отечественной войны 1812 года был составлен перечень построек, уцелевших после московского пожара. Загородная усадьба графа Орлова среди них не значится. Не исключено, что деревянные ротонды сгорели и были восстановлены более поздними владельцами, среди которых упоминаются княгиня Черкасова, купцы Симонов, Мельников, Михайлов. По имени домовладельца Василия Михайлова получили название Михайловские проезды.
Смотрите старые фотографии: Дача-голубятня. 1925-1935 гг.: https://pastvu.com/p/66216
Над первым квадратным этажом усадьбы надстроены круглые ротонды с открытыми террасами, обрамлённые колоннами тосканского и ионического ордера. Здание завершено крышей с люкарнами и куполом. Парадный вход украшен портиком с колоннами. Поскольку дом находится на возвышенности, к нему ведут полукруглые лестничные марши.
В 1940-1950-е годы первые этажи переоборудовали под коммунальные квартиры для военнослужащих, а верхние занимала художественная коммуна «Венок». Позднее офицерское общежитие вытеснила детская библиотека № 100, а в 1970-1980-х годах здесь располагался детский сад. Во время реконструкции здания в 1996 году на территории обнаружили два подземных хода в сторону Нескучного сада, причём один из них настолько просторный, что по нему могла проехать карета. На этом легенды заканчиваются, в наши дни усадьба использовалась как ресторан «Граф Орлов». При этом внутренняя отделка была полностью заменена.
Улица Орджоникидзе, № 3 – Университет Дружбы народов учреждён постановлением Совета Министров СССР в 1960 году и спустя год получил имя Патриса Лумумбы, убитого сепаратистами премьер-министра Республики Конго.
Смотрите старые фотографии: Университет Дружбы народов. 1960 год: https://pastvu.com/p/6507
Лумумба стал одним из символов борьбы народов Африки за независимость, его именем назвали улицы во многих городах Советского Союза, а собственно Университет Дружбы народов был создан для оказания культурной помощи странам, освободившимся от колониальной зависимости. В университете учились иностранные граждане, получившие приглашения через общественные организации, посольства и консульства.
Москвичи успели привыкнуть и к появлению экзотических темнокожих граждан на улицах, и к загадочной «лумумбе». С 1992 года вуз получил новое название – Российский университет дружбы народов (РУДН) уже без упоминания конголезского политика. В учебных группах и комнатах общежитий по-прежнему соблюдается интернациональный принцип, вместе живут и учатся представители разных стран и народов, около 28 тысяч студентов и аспирантов, ординаторов и стажёров. В корпусах на улице Орджоникидзе размещены несколько факультетов (инженерный, физико-математических и естественных наук), а основная база с кампусом – в Коньково.
Красавец с колоннами построен в 1913 году архитектором Д.Альберти, соседние здания – не менее почётного возраста и много чего повидали. До африканских и латиноамериканских студентов в этих стенах обучались слушатели Академии Генерального штаба, а ещё раньше – девицы-курсистки 3-го Женского Епархиального училища.
Донское кладбище появилось в начале ХХ века по соседству со старинным некрополем Донского монастыря. Новое и старое кладбища разделены крепостной монастырской стеной. До Октябрьской революции здесь хоронили профессоров, чиновников, штаб-офицеров, здесь обрели последний приют председатель первой Государственной Думы Сергей Муромцев, художник Валентин Серов. В советские и постсоветские годы здесь упокоились разведчики Рудольф Абель и Конон Молодый, поэты Евгений Долматовский, Дмитрий Пригов, Игорь Шаферан, актрисы Вера Орлова и Фаина Раневская, актёр Соломон Михоэлс, певицы Изабелла Юрьева и Майя Кристалинская, спортивный комментатор Вадим Синявский.
Надгробный памятник Сергею Муромцеву
В 1927 году в недостроенной кладбищенской церкви преподобного Серафима Саровского и святой благоверной княгини Анны Кашинской был оборудован первый в Москве крематорий с колумбарием, где хранятся урны с прахом усопших. Победителем архитектурного конкурса перестройки церкви был признан проект, представленный конструктивистом Дмитрием Осиповым.
Смотрите старые фотографии: Церковь преподобного Серафима Саровского. 1914-1917 гг.: https://pastvu.com/p/414214
Смотрите старые фотографии: Крематорий. 1929-1931 гг.: https://pastvu.com/p/7623
С открытием первого крематория идея огненных похорон стала пропагандироваться в прессе. В газетах печатались статьи о крематории и фельетоны, высмеивающие обывательские предрассудки. В 1927—1932-м годах действовало «Общество развития и распространения идеи кремации в РСФСР», работавшее в тесном сотрудничестве с «Союзом воинствующих безбожников». «Огонь, испепеляющий огонь! Тебе построен этот храм современности, это огненное кладбище — крематорий. Кремация — это гигиена и упрощение захоронения, это отвоевывание земли от мертвых для живых…» – писал журнал «Огонёк» №50, 1927.
Литераторы тоже не удержались от искушения перевести сакральную тему в фарс: «В Черноморске собирались строить крематорий с соответствующим помещением для гробовых урн, то есть колумбарием, и это новшество со стороны кладбищенского подотдела почему-то очень веселило граждан. Может быть, смешили их новые слова – крематорий и колумбарий, а может быть, особенно забавляла их самая мысль о том, что человека можно сжечь, как полено.
– Ну что, старик, в крематорий пора?
– Пора, батюшка, – ответил швейцар, радостно улыбаясь, — в наш советский колумбарий.
И.Ильф и Е.Петров. «Золотой телёнок», 1931.
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» покойного Берлиоза тоже везли в Донской крематорий.
До 1973 года именно в этом крематории предавали огню тела партийных деятелей, урны с прахом которых вмурованы в Кремлёвскую стену.
Барельеф работы Эрнста Неизвестного
В 1980-е годы кремации были прекращены, впоследствии в здании крематория устроена церковь. Кладбище входит в состав Государственного бюджетного учреждения «Ритуал», вероятно, из-за недостатка финансирования многие постройки обветшали и нуждаются в ремонте.
На территории кладбища находится братская могила с прахом свыше 15 000 раненых бойцов Великой Отечественной войны, умерших в московских госпиталях. В 1960 году здесь сооружён мемориал с Вечным огнём.
На кладбище расположены три братские могилы жертв репрессий 1930-1950-х годов. Тела расстрелянных привозили в крематорий с Лубянки и Лефортово, здесь же и хоронили прах. Советская власть держала в тайне места захоронений казнённых, а зачастую и сам факт казни. На Донском захоронен прах свыше 7000 человек. Среди 4259 установленных имён можно встретить имена военачальников Василия Блюхера, Михаила Тухачевского, Ионы Якира, режиссёра Всеволода Мейерхольда, литератора Исаака Бабеля. Среди расстрелянных люди 59 национальностей, возраст – от 16 до 74 лет.
Улица Орджоникидзе, № 4 — жилой комплекс «Донское подворье»
Активность застройщиков вблизи Донского кладбища велика, – вероятно, немало граждан желают обзавестись квартирой с окнами на могилы и кресты. Прежде в окрестностях селились, в основном, пролетарии с ближайших заводов.
Улица Орджоникидзе, № 5 – жилой квартал рабочих Станкостроительного завода, поодаль находилось заводоуправление и клуб.
Смотрите старые фотографии: Улица Орджоникидзе, № 5. 1934-1935 гг.: https://pastvu.com/p/93267
Пятые дома построены в 1934 году, а спустя пару лет вырос соседний – № 9к2.
Вместо нынешнего коммерческого учреждения раньше были заводские ясли.
Традиционная для «Города на память» рубрика: граффити и ретроавтомобили
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – улица Орджоникидзе и дом-коммуна…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, прогулки по Москве, Донское кладбище, улица Орджоникидзе, московские некрополи.