05.12.2018 14:31

«Город на память». 225. Улица Орджоникидзе и дом-коммуна Николаева

8 марта 2016 года
Фотопроект «Город на память». 225. Улица Орджоникидзе и дом-коммуна Николаева

Изюминка улицы Орджоникидзе – дом-коммуна, построенный по проекту архитектора Ивана Николаева в 1929-1930-х годах. Со временем архитектурная диковина пришла в аварийное состояние, без слёз не взглянешь, но реконструкция спасла разрушающееся здание. А ещё этот сюжет – самый музыкальный из краеведческих, ведь в одном из цехов Станкостроительного завода теперь располагается концертный клуб.

Проект студенческого дома-коммуны на 2000 мест был заказан Текстильстроем под общежитие Текстильного института. В плане здание, состоящее из трёх корпусов, напоминает самолёт. Спальный корпус представляет собой длинный восьмиэтажный объём в форме параллелепипеда с прямоугольными выступами в торцах. Санитарным корпусом главное здание соединено с трёхэтажным общественным корпусом, через который осуществляется вход в здание.

В общественном корпусе размещалась столовая, спортивный зал на 1000 человек, читальный зал на 150 мест с книгохранилищем, детские ясли, прачечные, медпункт, душевые, комнаты для кружков и кабины для индивидуальных занятий. Выходящие на север шедовые световые фонари, характерные скорее для промышленной архитектуры, создают в общественном корпусе равномерное освещение. В оформлении корпусов широко применены приёмы конструктивизма: горизонтальные окна, козырьки, плоская кровля.

Смотрите старые фотографии: Дом-коммуна. 1930-1935 гг.: https://pastvu.com/p/96250

Смотрите старые фотографии: Спальный корпус. 1933 год: https://pastvu.com/p/17484

Смотрите старые фотографии: Коридор спального корпуса. 1929-1940 гг.: https://pastvu.com/p/149561

Смотрите старые фотографии: Общественный блок. 1929-1940 гг.: https://pastvu.com/p/149564

Несмотря на жёсткую экономию металла в стране, Николаеву было разрешено в порядке эксперимента широко использовать сталь в каркасной конструкции. Сейчас фрагмент каркаса выставлен во дворе как музейный экспонат.

Функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня жильцов: утром студент просыпается в двухместной спальной кабине, вмещающей только кровати и табуретки (всего таких кабин было 1008) — и направляется в санитарный корпус, где проходит как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса учащийся по лестнице или пандусу спускается в низкий общественный корпус и входит в столовую, после чего отправляется в институт или же в другие помещения корпуса. Вечером студент возвращается в спальный корпус, где оставляет вещи в гардеробной и в нижнем белье проходит в спальную кабину.

В 1968 году дом-коммуну реконструировали под общежитие Института стали и сплавов: был перестроен первый этаж, а комнаты увеличены за счёт части коридоров. Реконструкция осуществлялась по проекту архитектора Якова Белопольского при участии Ивана Николаева. К концу 1980-х годов здание находилось в плохом техническом состоянии, в 1996 году общежитие было расселено. Долгое время здание пустовало, часть его находилась в аварийном состоянии.

Проект реконструкции, начатой в 2007 году, предполагал переустройство жилых помещений в соответствии с современными требованиями. Авторы проекта — В.Кулиш и Н.Зайцева, научный руководитель А.Кудрявцев).

Реставрация завершена

Улица Орджоникидзе, № 11 – Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе – один из первенцев советского станкостроения, вошедший в строй в 1932 году. Предприятие прошло путь от выпуска первых отечественных револьверных станков и токарных многошпиндельных автоматов до головного завода, производящего большую номенклатуру сложного оборудования для автоматизации производственных процессов. В 1939 году за успехи в создании новых типов станков и широкое развитие стахановского движения коллектив награждается орденом Трудового Красного Знамени.

В октябре 1941 завод был эвакуирован на Урал, оставшаяся часть работников выпускала продукцию для фронта. Среди заводчан, ушедших в годы Великой Отечественной войны на фронт, четверо стали Героями Советского Союза. Любопытно, что на заводе началась трудовая биография будущей певицы, народной артистки СССР Людмилы Зыкиной. В годы Великой Отечественной войны школьница Зыкина работала токарем и за самоотверженный труд была удостоена звания «Заслуженный орджоникидзовец».

С 1946 завод приступил к выпуску агрегатных станков, а затем и к созданию на их базе автоматических линий. В 1947 году автоматические линии станкозавода для обработки блока цилиндров ЗИЛ-150 отмечаются Государственной премией СССР, а в 1952 году эту же премию получают создатели гаммы специальных станков для нарезания резьбы на нефтяных трубах и муфтах. Одновременно завод делает значительный шаг вперед в развитии традиционного для него производства автоматов и полуавтоматов.

В 1960-1970-е годы освоен выпуск крупных систем автоматических линий по обработке блоков цилиндров и головок блока автомобильных и тракторных двигателей. Продукция завода получает высокую оценку на международных выставках и ярмарках. За большие успехи в создании и оснащении промышленности высокопроизводительным оборудованием коллектив Московского станкостроительного завода в 1975 году награждается орденом Ленина, а в 1982 году – орденом Октябрьской революции.

Смотрите старые фотографии: 1958 год: https://pastvu.com/p/86302 Ветераны производства узнали на этом снимке 17 цех, сейчас здесь сетевой магазин спортивных товаров.

Смотрите старые фотографии: Внутренний двор завода. 1954 год: https://pastvu.com/p/108324

Вряд ли заводчане могли представить, что случится с родным предприятием всего через десять лет. По информации сайта http://sovprom.info/, «многочисленные нарушения при проведении процесса приватизации и бездействие правоохранительных органов в начале 1990-х годов способствовали силовому захвату контроля над предприятием, давлению на сотрудников и отчуждению их акций. Несмотря на заявления новых акционеров погасить долги и развивать предприятие, завод начал деградировать. Земля была выкуплена фактически за бесценок. Выпуск станкостроительной продукции к началу 2000 годов был сведен к нулю, в то же время рос, как на дрожжах, бизнес-парк «Орджоникидзе 11», сдающий в аренду помещения умирающего завода».

Каждый вечер от метро «Ленинский проспект» к Станкостроительному заводу тянется вереница сотен, а то и тысяч горожан. Нет, это не пролетарии спешат на ночную смену, а меломаны желают увидеть и услышать любимых музыкантов – зарубежных или отечественных. Концертный клуб, оборудованный в цеху, несколько раз менял названия – Б1 Maximum, ГлавClub, YOTASPACE. Это не единственный столь вместительный клуб в столице, но, на мой субъективный взгляд, по сумме факторов – афиша, свет, звук, ценовая политика, адекватность секьюрити – превосходит конкурентов. Как и во всех московских клубах, здесь запрещено курение, нельзя проносить еду и напитки.

Избранное из фотопита YOTASPACE:

Армен Григорян, «Крематорий»


Илья Лагутенко, «Мумий Тролль»


Гарик Сукачёв


Валерий Сюткин


Борис Гребенщиков, «Аквариум»


Глеб Самойлов


Хелависа, «Мельница»


Дмитрий Ревякин, «Калинов Мост»


Александр Ф.Скляр


Юлия Чичерина

Финальная часть улицы Орджоникидзе резко сужается и уходит в сторону Ленинского проспекта, а основная магистраль продолжается уже как улица Вавилова. На протяжении многих лет здесь базировался 3-й таксомоторный парк, организованный решением исполкома Моссовета в 1960 году. По самой свежей информации, территория таксопарка отдана под застройку жилого комплекса «Байконур».

Смотрите старые фотографии: На территории таксомоторного парка. Отправка детей в пионерский лагерь. 1974-1975 гг.: https://pastvu.com/p/23418

Смотрите старые фотографии: Заводская железнодорожная ветка. 1980 год: https://pastvu.com/p/297565

В тоннеле под улицей Вавилова проходят пути Московской Окружной железной дороги. Отдельная ветка вела от находящейся поблизости станции Канатчиково к заводу «Красный пролетарий» и Станкостроительному заводу, она была разобрана при строительстве Третьего транспортного кольца. А вот у МОЖД есть шанс на возрождение в новом качестве – для перевозки пассажиров. По всему кольцу ведётся строительство новых платформ и создание транспортно-пересадочных узлов.

Смотрите старые фотографии: Путепровод над линией железной дороги. 2000 год: https://pastvu.com/p/26409 Рельсы тогда были демонтированы для подготовки к строительству ТТК. На старой фотографии на заднем плане виден заводской недострой, ставший позднее большой ямой, в которой в 2007 году началось строительство торгового центра «Гагаринский».

Строительство торгового центра «Гагаринский»

Завершается улица Орджоникидзе возле северного павильона метро «Ленинский проспект», одной из скучных кафельных станций, построенных в 1960-е годы. Подобный аскетизм в оформлении был вполне оправдан – жители строящихся спальных районов с нетерпением ждали, когда метро дотянется и до них. В центре зала расположен неиспользуемый третий выход, который планируется задействовать для пересадки на станцию «Площадь Гагарина» Малого кольца Московской железной дороги.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Даниловский Вал…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, конструктивизм, прогулки по Москве, архитектура СССР, улица Орджоникидзе, дом-коммуна, рок-музыка.

Другие публикации