05.12.2018 21:35

«Город на память». 228. Краснопролетарская улица

14 марта 2016 года
Фотопроект «Город на память». 228. Краснопролетарская улица

В середине XVII века между селом Сущёво и Каретной слободой была основана Нововоротническая слобода, сюда были переселены «воротники», стражники при городских воротах. Слобода была удобно расположена, с центром Москвы её соединяла древняя дорога (современные Петровка, Каретный Ряд, Краснопролетарская улица). О тех временах напоминает церковь Пимена Великого — покровителя городской стражи, а о советской рабочей истории — нынешнее название улицы.

Приметы ушедших времён обнаружить здесь архисложно. Они остались разве что на старых фотографиях. Краснопролетарская улица, № 2 — офисный комплекс «Эрмитаж-плаза». На его месте с 1908 года находилось «Московское акционерное общество экипажно-автомобильной фабрики Петра Ильина» с гаражом, вмещавшим 150 автомобилей, с лифтом для подъёма на верхние этажи и хранилищем шин в подвале.


Экипажная фабрика Ильина. 1908 год: https://pastvu.com/p/59993


Гараж. 1908 год: https://pastvu.com/p/59991


В фабричных цехах. 1911-1912 гг.: https://pastvu.com/p/85021

Современная застройка на месте гаража и фабрик

Фабрика Ильина после национализации стала заводом «Спартак», а в 1933 году был основан завод точных измерительных приборов «Тизприбор», выпускавший измерительные приборы, дифманометры, готовальни, патефоны. В советские годы приборами завода оснащались электростанции, металлургические, химические, нефтеперерабатывающие и другие предприятия.


Краснопролетарская улица. 1987 год: https://pastvu.com/p/207816 Автор: И.Нагайцев


1905 год: https://pastvu.com/p/9533 В 1905 году местные рабочие участвовали в баррикадных боях, царские войска отвечали артиллерийским огнём. Вся эта застройка по нечётной стороне Краснопролетарской улицы до Пименовского тупика была снесена. Теперь здесь разбит сквер и ничто не мешает любоваться жилым комплексом «Ласточкино гнездо» (1999).


Краснопролетарская улица, № 8с1 — доходный дом 1917 года постройки


Краснопролетарская улица, № 14с2 — жилой дом 1917 года постройки


Типография Кушнерёва. 1899 год: https://pastvu.com/p/403108
Краснопролетарская улица, № 16 — первоначальное двухэтажное здание типографии «Товарищества печатного дела и торговли И.Н.Кушнерёва и Ко» построено в 1873 году и затем неоднократно надстраивалось. На первых вывесках значилось — «Типография и литография» и «Переплётное и футлярное заведение». Условия труда в полиграфии во все времена считаются вредными, ну а в XIX веке типографские рабочие трудились ещё и в копоти керосиновых ламп и духоте. После национализации в 1922 году типография получила название «Красный пролетарий», а спустя семь лет бывшая Воротническая, Пименовская улица стала Краснопролетарской. Прежняя топонимика сохранилась в названиях прилегающих Нововоротниковского переулка и Пименовского тупика.

Полиграфическое производство было свёрнуто в 2007 году на волне массового закрытия или вывода за МКАД столичных типографий по инициативе мэра Лужкова и министра печати Лесина. Чуть раньше, в 2004 году, «краснопролетарцы» осуществили фактически рейдерский захват Экспериментальной типографии ВНИИКПП на Цветном бульваре. Впрочем, эта экспансия не помогла сохранить производство. Владельцы «Красного пролетария» обнародовали планы сноса здания с последующим строительством офисного центра, но планы были пересмотрены в сторону реконструкции.


1930-1932 гг.: https://pastvu.com/p/53635
Краснопролетарская улица, № 32 — клуб «Рот-фронт» типографии «Красный пролетарий» построен в 1929-1930 годах по проекту С.Пэна и в первоначальном виде был похож на корабль с круглыми иллюминаторами.

Деревянная церковь в честь Пимена Великого, покровителя воротников — привратников при городских воротах — была построена в Воротниковской слободе в 1672 году. Позднее она сгорела и на её месте в 1696—1702 годах был возведён каменный храм в стиле русского барокко, стоявший в те времена на берегу большого, живописного пруда.

По преданию, слепой мальчик как-то играл здесь и взял на ощупь в руку некий предмет. В это время пыль и песок попали ему в лицо, он потёр глаза этой рукой — и мгновенно прозрел. Первое, что он увидел, была маленькая иконка, которую он и держал в руке — это оказался образ Владимирской Богоматери. Это чудо сподвигло построить придел Владимирской иконы Божией Матери, а иконка долго хранилась в Пименовском храме.

В 1870 году архитектор Константин Быковский перестроил фасад и колокольню, а в 1897 году Фёдор Шехтель заново оформил внутренние интерьеры. До наших дней сохранилась ограда храма, построенная ещё раньше, в 1825 году.


Церковь Пимена Великого. 1882 год: https://pastvu.com/p/20057

После революции большевики реквизировали ценности, но храм не закрыли. Вероятно, в этом был некий умысел расколоть Церковь и создать руками еретиков подконтрольные церковные управления — Пименовский храм стал главным московским храмом обновленцев во главе с идеологом этого движения митрополитом Александром Введенским. Если не вдаваться в теологические нюансы и оперировать современной лексикой, суть обновленчества можно описать как попытку демократизации управления Церковью и модернизацию богослужений. До 1929 года Краснопролетарская улица сохраняла прежнее название — Пименовская. Хотя советская власть поначалу официально признала это движение, репрессии «Большого террора» 1930-х годов сильно ударили и по обновленцам. В 1943 году Иосиф Сталин в стремлении сплотить весь народ для победы в Великой Отечественной войне оказал поддержку Патриаршей Церкви, окончательно добив этим раскольников, которые стали массово переходить в Московский патриархат.

Современный адрес: Нововоротниковский переулок, № 3с1
Сайт прихожанина храма Пимена Великого: http://www.hram-pimena.ru/

На Краснопролетарской улице старые жилые дома соседствуют с офисными зданиями и бизнес-центрами


Краснопролетарская улица, № 35 — жилой дом 1932 года постройки

Краснопролетарская улица, № 36 — бизнес-центр «Амбер-Плаза» построен в 2003 году. С 2010 года в этом здании проходят и вполне неформальные мероприятия — выставки мелких грызунов «Зверёк на ладошке». Декоративные крысы и мыши, улитки и сороконожки, монгольские песчанки и дегу, пауки и морские свинки — главные герои международной выставки мелких домашних животных.

«Зверёк на ладошке» — не только познавательная выставка, но и конкурс, где экспертная комиссия тщательно обследует зверьков, руководствуясь международными стандартами. Для выявления лауреатов оцениваются равномерность окраса, пропорции тела, форма головы и другие критерии породистости животного. Организаторы придумали немало интеллектуальных и спортивных соревнований для зверьков, например, аджилити — преодоление препятствий, лазание по канату, а крыса, достойная звания «Самая любопытная» должна обнюхать как можно больше предметов, лежащих на столе. В рамках выставки проходит творческий конкурс на лучший костюм для любимого питомца. Со временем «Зверёк на ладошке» переформатировался в «Зоопалитру», где представлены зверьки, которые на ладошке не уместятся — хорьки, змеи, ящерицы.

Завершается улица у здания бывшей Сущёвской полицейской части на Селезнёвке (ныне — Музей МВД России)

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — Серпуховский Вал…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, прогулки по Москве, Краснопролетарская улица.

Другие публикации

15.04.2019 в 14:54

Москвичи выступили против строительного произвола


Активисты и неравнодушные горожане собрались на митинге «Защитим Москву».

27.03.2019 в 09:55

«Город на память». 441. ВСХВ-ВДНХ СССР. Центральный павильон


В детском возрасте в этом павильоне было скучно, а позже - противно: за роскошными фасадами обосновался не внушающий доверия азиатский вещевой рынок. А что сейчас?

25.03.2019 в 11:35

«Город на память». 440. ВСХВ-ВДНХ СССР. Главный вход


Ежегодно ВДНХ посещает около 25 000 000 посетителей и большинство из них попадают на территорию через Главный вход - триумфальную арку с барельефами и скульптурами.

23.03.2019 в 22:31

«Город на память». 439. ВСХВ-ВДНХ СССР. Северный вход


Уникальный архитектурный ансамбль, сложившийся в 1939-1954 годах, расположен в Останкино на обширном пространстве, в разные периоды называвшемся ВСХВ-ВДНХ СССР-ВВЦ.

15.03.2019 в 12:29

Токийские волки в погоне за горизонтом


Не важно, который раз вы пришли на наш концерт, но пока нам всем нравится рок-н-ролл - мы друзья!

12.03.2019 в 18:04

Двери Земли


Большая персональная выставка художницы Марии Комысы.

12.03.2019 в 17:18

Постановка «Про мою маму и про меня»


В минувшие выходные, жительниц СВАО поздравили бесплатным спектаклем по пьесе известного драматурга Елены Исаевой.

10.03.2019 в 12:43

«Город на память». 438. Метро никогда не спит


Но и ночью метро не спит - на станциях проводят уборку, в тоннелях проверяют состояние путей, а в электродепо поезда готовят к новому рабочему дню.

08.03.2019 в 00:05

«Город на память». 437. Швивая горка и кинотеатр «Иллюзион»


Среди достопримечательностей Швивой горки: Афонское подворье, Музей русской иконы, кинотеатр «Иллюзион».

05.03.2019 в 20:35

Революция в Останкино. Ой, реновация


В Москве закипели очередные страсти вокруг многострадальной реновации.

05.03.2019 в 00:59

«Город на память». 436. Бункер-703


На сегодняшний день в Москве рассекречены уже двенадцать бункеров. Бункер ЧЗ-703 несколько десятилетий действовал в качестве защищённого спецархива МИД СССР.

04.03.2019 в 12:12

«Город на память». 435. Музей архитектуры


Первые предложения создать в Москве музей архитектуры высказывались ещё в XIX веке, но реализовать эту идею удалось только при Советской власти.

03.03.2019 в 21:46

«Город на память». 434. Воздвиженка


В XIII—XIV веках на месте современной Воздвиженки проходила «волоцкая дорога» — торговый путь из Москвы в Смоленск через Волоколамск.

20.02.2019 в 19:18

«Тобол» Гардемарины возвращаются


Когда хочется уехать в отпуск надо ходить на такие фильмы, как «Тобол» - сразу и остынешь, и успокоишься.

20.02.2019 в 16:54

В Москве прошла премьера эпоса «Тобол»


В торжественной обстановке съемочная группа представила картину на суд зрителей.

20.02.2019 в 02:20

Московское метро. Остановка по требованию


Журналистам показали, как метрополитен использует вынужденный простой на благо пассажиров.