12 апреля 2016 года
Фотопроект «Город на память». 234. Мемориальный музей космонавтики
В 1959 году Сергей Павлович Королёв получил в дар двухэтажный особняк практически на окраине Москвы – в Останкино. Советское правительство таким образом наградило главного конструктора ракетной техники за успешный запуск первого искусственного спутника Земли.
Останкино к тому времени уже не было уютным дачным пригородом, как при Шереметевых, но заслуженно гордилось достижениями советской науки, техники и культуры, представленными на главной выставке страны – ВСХВ. В 1966 году, после смерти руководителя космической программы, 3-я Останкинская улица была переименована в его честь – улица академика Королёва. Со временем и соседние улицы получили «космические» названия.
Для космонавтов был построен коттеджный городок на Хованской улице
Смотрите старые фотографии: 3-я Останкинская улица. 1958-1960 гг.: https://pastvu.com/p/75863 А это непривычный вид будущей улицы академика Королёва в сторону только что открывшейся станции метро ВДНХ, ещё без титановой ракеты, позднее ставшей символом района.
Так выглядят эти места из окна жилого дома на улице Академика Королёва и со смотровой площадки Останкинской телебашни.
В 1958 году был объявлен конкурс на лучший проект памятника-обелиска в честь открытия космической эры человечества. Из тысячи проектов лучшим была признана работа «Народ-созидатель», представленная коллективом архитекторов и инженеров в составе: А.Колчин, М.Барщ, Л.Щипакин, А.Файдыш-Крандиевский. Первоначально запланированное место установки монумента возле здания МГУ на Ленинских горах перенесли в Останкино и 4 октября 1964 года состоялось его торжественное открытие.
Смотрите старые фотографии: Строительство монумента. 1964 год: https://pastvu.com/p/37251
Смотрите старые фотографии: Монумент Покорителям космоса. 1967 год: https://pastvu.com/p/47288 Ещё не так давно местные мальчишки играли здесь в футбол и пытались залезать повыше по наклонной плоскости монумента. Сейчас это место благоустроено, огорожено высоким забором, дорожки выложены плиткой, а на страже порядка стоят охранники-чоповцы.
Смотрите старые фотографии: Аллея Космонавтов. 1979 год: https://pastvu.com/p/251944
К монументу ведёт широкая аллея, названная в 1972 году аллеей Космонавтов, хотя, если не ошибаюсь, в те времена её также называли аллеей Героев. Сначала здесь появились бюсты в честь первопроходцев, установленные ещё при их жизни: Юрий Гагарин в 1961 году первым полетел в космос, Валентина Терешкова в 1963-м стала первой женщиной-космонавтом, Алексей Леонов в 1965-м первым вышел в открытый космос. После гибели Владимира Комарова (1967) и смерти Павла Беляева (1970) на аллее почтили их память.
В самом космическом районе столицы и сейчас чествуют покорителей космических просторов. Бюсты космонавтов – дважды Героев Советского Союза – планировали установить ещё в 1980-е годы, но после распада СССР соответствующее распоряжение было аннулировано. Прижизненные памятники, установленные уже в наши дни на аллее Космонавтов, понравились Светлане Савицкой, Александру Александрову, Валентину Лебедеву и Владимиру Соловьёву, которые приняли участие в церемонии открытия. Светлана Савицкая, первая женщина-космонавт, совершившая выход в открытый космос, оценила портретное сходство, пошутив, что в бронзе выглядит гораздо моложе.
Автопробег под названием «108 минут» – столько времени длился исторический полёт Юрия Гагарина – стартовал 9 апреля от монумента Покорителям космоса. Колонна состояла из полусотни ретроавтомобилей, именно на таких машинах ездил первый космонавт в качестве водителя или пассажира. На «Чайках», ЗИМах и «Победах» Гагарин совершал торжественные проезды по улицам городов, «Волга» ГАЗ-21 была подарена ему в личное пользование по распоряжению правительства. Автопробег организовал клуб любителей ГАЗ-69 – эти внедорожники обслуживали космодром, на них проводились поиски приземляющихся космонавтов, а одна машина числилась за Гагариным, хотя на тот момент у первопроходца космоса ещё не было водительских прав.
Смотрите старые фотографии: Замечательный снимок, подходящий и по тематике и по месту съёмки. Юрий Гагарин и спортивный автомобиль Matra, подаренный французскими товарищами. 1965-1967 гг.: https://pastvu.com/p/41174 Часто ли космонавт ездил на этой машине – неизвестно.
После открытия монумента возникла идея разместить в стилобате космический музей, но реализация проекта затянулась на долгие годы и Мемориальный музей космонавтики открылся лишь к двадцатилетию полёта Юрия Гагарина. В выставочную экспозицию вошли образцы ракетно-космический техники, личные вещи космонавтов и конструкторов, архивные документы и предметы нумизматики и филателии. Впрочем, в те годы особой надобности в этом музее не было, он фактически дублировал очень сильную экспозицию в павильоне «Космос» на Выставке достижений народного хозяйства. Но с развалом ВДНХ в павильоне обосновался автомобильный салон и значительная часть редчайших экспонатов переместилась в Музей космонавтики.
1990-е годы для космического музея выдались тяжёлыми. В Мемориальном зале было представлено всего 106 экспонатов из музейного собрания. Из них лишь двадцать образцов космической техники и снаряжения космонавтов, в то время как в фондах музея насчитывалось уже более 85 тысяч единиц хранения. За годы существования музея стремительно развивалась ракетно-космическая техника, была рассекречена ранее закрытая информация по истории космонавтики, материалы о видных деятелях ракетно-космической техники, организациях и предприятиях. Для реконструкции требовались инвесторы, но в культурные и образовательные проекты серьёзные деньги вкладывают нечасто.
В 2006 году с мэром Москвы Юрием Лужковым встретились легендарные космонавты Леонов, Попович, Горбатко и после этого совещания городские власти приняли решение о реконструкции музея, а также прилегающей к нему территории. Работы в помещениях общей площадью 7500 квадратных метров проводились за счет городского бюджета. Внутреннее пространство стало многоярусным, для показа экспонатов используются современные музейные технологии. Второе рождение Музея космонавтики произошло 11 апреля 2009 года.
Адрес: Москва, проспект Мира, д.111 (проезд: метро ВДНХ)
Часы работы музея: Ежедневно с 10:00 до 19:00. По четвергам с 10:00 до 21:00. Понедельник – выходной день.
Официальный сайт: http://space-museum.ru/
Ключ на старт! Поехали!
Музейный конференц-зал стал местом встреч космонавтов со школьниками, слово Фёдору Юрчихину, который совершил четыре полёта на орбиту и в общей сложности провёл в космосе 532 суток, работая на МКС вместе с российскими и иностранными коллегами, среди которых Олег Котов, Олег Скрипочка, Михаил Корниенко, астронавты НАСА Клейтон Андерсон, Карен Найберг, Даглас Уилок, Шеннон Уокер, Лука Пармитано (Италия), Шейх Музафар Шукор (Малайзия), а также космический турист Чарльз Симони.
Рассказывает космонавт Фёдор Юрчихин (запись лекции в Музее космонавтики):
Многие государства обходятся без космонавтики и прекрасно живут. Но для нашей страны космонавтика – это и престиж, и визитная карточка государства. Я – за космонавтику, я – за то, чтобы оставаться в лидерах.
О планете Земля: Всегда веришь, что есть другие миры, но когда сверху смотришь в чёрную бездну и смотришь на нашу Землю, понимаешь, насколько Земля красивая и уникальная, и такая хрупкая. Хочется сохранить её для наших детей и наших внуков.
О космическом наследии и космическом будущем: Мы наследники Советского Союза, потому что на сегодняшний день всё, что производится, производится на том оборудовании, на тех чертежах, по тем технологиям, которые были разработаны в СССР. Гений советских учёных и Сергея Павловича Королёва в первую очередь в том, что они создали ракету-«семёрку», которая летает до сих пор и аналогов в этом классе ракет ей нет. Ни одна страна такого не смогла сделать. И эта ракета служит для многих целей, включая реализацию проектов спутниковой связи, коммуникации, телевидения, которые просто жизненно необходимы нашей огромной стране. И это реалии сегодняшней жизни.
Неожиданно Фёдор Юрчихин сам задал вопрос только молодым слушателям: «Нужна ли России космонавтика?»
Мнения разделились, в меньшинстве оказались скептики, считающие, что космическая наука требует больших финансовых расходов из государственного бюджета, которые смогут окупиться лишь в отдалённом будущем. Другие возразили, что условия космической невесомости позволяют проводить эксперименты, невозможные в земных лабораториях. А спутниковая связь уже сейчас широко используется. Возникло предположение о поиске на других планетах альтернативных источников энергии и других ресурсов, например, металла. Военная составляющая тоже имеет значение в современных условиях. Оказались важны и патриотические мотивы: страна, первая вышедшая на околоземную орбиту, не имеет права сворачивать космическую программу. В качестве аргументов приводились и возможности самосовершенствования человека, и естественное любопытство узнать больше об истории Земли и о других планетах.
А вот вопрос Юрчихина о сравнении советских и российских космических успехов повис в воздухе. Показалось, что молодёжь в школах не считают нужным просвещать о семидесятилетней истории великой державы, каковой являлся Союз Советских Социалистических Республик.
О скромности: Я на Земле живу в городе Щёлково в самом обычном доме с женой и двумя дочерьми. Некоторые соседи вообще недавно узнали, что я космонавт. Однажды учительница вызвала меня в школу и сказала, что никогда не думала, что моя старшая дочь будет врать – написала в сочинении, что её папа космонавт. Я действительно инженер по профессии, так и пишу во всех анкетах. Учительница очень удивилась, что я был в космосе.
О личной гигиене: На орбитальной станции «Мир» была душевая кабинка, на нынешних модулях её нет и мы обтираемся влажным полотенцем. Кругом металл и пластик со специфическим запахом и когда я возвращаюсь домой, супруга говорит, что от меня пахнет космосом.
Про американцев на Луне: Я не сомневаюсь, что американцы свою часть программы выполнили и на Луну действительно высаживались. Хотя не исключаю, что на некоторых фотографиях использовался фотомонтаж, чтобы как можно более красиво показать это событие. Но это относится только к отдельным фотографиям, а посадка и выход на Луну действительно были.
Про животных в космосе: Домашних животных в космос не берут, но со мной всегда маленькая плюшевая собачка в качестве талисмана. Она уже трижды летала в космос. Я вырос на фантастике, например, на романах Беляева, вот там собака летала в космос и в состоянии невесомости плавала из одного модуля в другой. Мы проводили эксперимент с маленькими мушками-дрозофилами, это небольшие плодовые мушки. У американцев видели мышиный домик: довольно занятно наблюдать, как мыши ведут себя в невесомости. Конечно, человек хочет видеть рядом что-то живое, но в моих экспедициях такие эксперименты не планировались. Вообще в космос уже летали собаки, перепёлки, тритоны, черепахи, обезьяны, рыбки, а из растений – салаты, тюльпаны, рожь, пшеница, хвойные деревца.
Про спортивные тренировки: Один из американцев привёз с собой маленькую баскетбольную корзину, маленький мячик и мы пытались играть в баскетбол. Сами понимаете, что гравитации нет и попасть в корзину непросто. Пытались играть в дартс или забрасывать колечки. Есть и обязательная программа физических тренировок, которые мы выполняли. Дважды в день по одному часу космонавты занимаются физкультурой во избежании атрофирования мышц. Я любил заниматься два часа подряд, в обязательной программе беговая дорожка, велотренажёр, эспандеры. Нагрузка на мышцы ног обязательно должна быть. При участии наших медиков американцы сделали активный тренажёр по поднятию тяжестей, это такой фитнесс в космосе, где есть аналог штанги. Из недавнего полёта я вернулся в очень неплохой физической форме.
Про российские и американские корабли: Они разные, это всё равно что сравнивать огромный грузовик и легковушку. Это не с точки зрения комфорта, а с точки зрения решения различных задач. Американский «Шаттл» – это огромная машина, в которой 5-8 человек экипажа, «Шаттл» может доставить на околоземную орбиту до 15 тонн груза. В «Союзе» всего 3 человека и 100-150 килограммов груза в бытовом отсеке. С точки зрения комфорта, на «Союзе» взлёт более мягкий. Зато «Шаттл» возвращается на Землю в самолётном режиме, перегрузки сравнительно небольшие, астронавты сидят в удобных специальных креслах, но у него могут возникнуть сложности с приземлением из-за погодных условий.
Современная экспозиция музея состоит из следующих залов: «Утро космической эры», «Творцы космической эры», «Космический дом на орбите» (современная пилотируемая космонавтика), «Исследования Луны и планет Солнечной системы», «Космонавтика – человечеству», «Международное сотрудничество в космосе», «Международный космический парк» (космические государства мира, ракетно-космическая промышленность России), «История и культура космической эпохи».
В одном из залов развёрнута экспозиция, посвящённая теоретикам и конструкторам космической техники: Циолковскому, Королёву, Цандеру и другим. Здесь представлены книги, документы, подлинные вещи.
Собаки Стрелка и Белка благополучно пережили космическую одиссею, вернулись на Землю героями и прожили вполне счастливую жизнь. Сохранились чучела этих животных, которые и представлены в музее.
Во время экскурсии посетители узнают об истории космонавтики, устройстве космических кораблей, о пребывании в состоянии невесомости, о выходах в открытый космос, практически обо всех аспектах работы космонавта от старта до приземления.
Подлинный спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМ-7», он совершил посадку 27 апреля 1989 года.
В экспозиции выставлен полноразмерный макет фрагмента станции «Мир», открылся зал с космическими тренажерами, на которых желающие могут проверить свои возможности. В новой части появился филиал Центра управления полётами на экране которого можно в прямом эфире наблюдать перемещение МКС, и прямые включения связи с космонавтами. В фойе музея продаётся «космическая» еда в тюбиках.
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Ходынская улица…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Останкино, СССР, день космонавтики, город на память, Музей космонавтики.