06.12.2018 17:08

«Город на память». 236. Гостиница «Метрополь»

25 апреля 2016 года
Фотопроект «Город на память». 236. Гостиница «Метрополь»

Отель «Метрополь», построенный в стиле модерн по проекту архитектора Вильяма Валькота, принял первых постояльцев 5 марта 1905 года. Гостиница была оснащёна всеми техническими новинками начала века — электричеством, телефонной связью, холодильниками и лифтами. По замыслу Саввы Мамонтова, который начинал строить «Метрополь», при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания.


Гостиница Челышева. 1895-1898 гг.: https://pastvu.com/p/13476

На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница с банями купца Челышева, построенная по проекту Осипа Бове. В 1890-х годах промышленник Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей задумки. Говоря современным языком, инвестор (Северное домостроительное общество) планировал возвести грандиозный культурно-досуговый центр с гостиничным комплексом, ресторанами, театром для постановок Частной оперы Мамонтова, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Конкурс на лучший проект комплекса, проводившийся в 1899 году, выиграли архитекторы Лев Кекушев и Николай Шевяков, однако Савва Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота, занявшему четвёртое место.

Интересно, будут ли горожане спустя сотню лет интересоваться авторами проектов стеклянно-бетонных новоделов, которыми оказалась утыкана лужковско-собянинская Москва? А вот «Метрополь» по праву считается одним из самых ярких столичных историко-архитектурных памятников. Над созданием гостиницы трудилась целая плеяда талантливых архитекторов и художников, включая Васнецова и Коровина, по чьим эскизам выполнена роспись и созданы элементы внутреннего декора.

Строительство началось без промедлений. Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, а её радикальная реконструкция с объединением общим фасадом с новыми корпусами. Реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено: в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён, а его имущество (в том числе и начавшаяся стройка «Метрополя») ушло на погашение долгов.

Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов гостиничного комплекса и в проект Валькота были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся как театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Коррективы в планы строительства внёс и пожар 1901 года.


Гостиница после пожара. 1901 год: https://pastvu.com/p/57729

Как писали газеты 6 марта 1905 года, «Вчера петербургское общество страхований открыло свою гостиницу «Метрополь», на Театральной площади. Гостиница «Метрополь» сдана петербургским обществом страхования трем хорошо известным московским метр-д-отелям, гг. Берн, Иванову и Капута, которые поведут все дело за свой страх и риск».


«Метрополь». 1905-1915 гг.: https://pastvu.com/p/7335


Лифт и зал для корреспонденции. 1905 год: https://pastvu.com/p/40631


Зал ресторана. 1905-1910 гг.: https://pastvu.com/p/48767


Литерный номер. 1905-1910 гг.: https://pastvu.com/p/48732

Архитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (башенки, пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению воздушность. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали — многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали — ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад.

Скульптурный фриз «Времена года» по периметру фасада выполнил Николай Андреев.

Фасады «Метрополя» украшают майоликовые панно, самое известное из которых — «Принцесса Грёза», выполненное по картине Михаила Врубеля. Оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. Врубелевское панно «Принцесса Грёза» создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе получившей название «Принцесса Грёза». Эта романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. На панно Михаила Врубеля изображён умирающий юноша-рыцарь и склонившаяся над ним принцесса.

По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены ещё несколько майоликовых панно — «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень».

До Октябрьской революции клиентами гостиницы являлась состоятельная публика — путешественники, коммерсанты, культурная и политическая элита.

Во время уличных боёв в октябре-ноябре 1917 года гостиница оказалась в центре вооружённого столкновения красногвардейцев и юнкеров, которые в течение шести дней обороняли «Метрополь». После артиллерийской подготовки Михаил Фрунзе предпринял решающий штурм и вынудил юнкеров покинуть здание.

В 1918 году Советская власть перенесла столицу из Петрограда в Москву и «Метрополь» на время стал правительственной резиденцией. «Первый Дом Советов» расположился в гостинице «Националь», а «Метрополь» стал «Вторым Домом Советов». В переоборудованном зале ресторана проводились заседания ВЦИК, на которых регулярно выступали Владимир Ленин и Лев Троцкий, на втором этаже находилась приёмная Якова Свердлова, в номерах проживали Георгий Чичерин, Николай Бухарин, Владимир Антонов-Овсеенко и другие партийные деятели.

Первоначально все здание опоясывала майоликовая надпись Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В советское время появилась ещё одна цитата: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В.Ленин».

В 1931 года «Метрополь» вновь открылся в качестве фешенебельного отеля и в разные годы его гостями были главы зарубежных государств, мировые звёзды театра и кино Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек.

С 1986 по 1991 год в здании проводились работы по реставрации первоначальных фасадов и интерьеров, по окончании которых отелю был присвоен пятизвёздочный статус. Новые владельцы бережно отнеслись к наследию, раскрыв от наслоений краски и отреставрировав оригинальные стенные росписи и восстановив элементы декоративного оформления. Исторические интерьеры отеля «Метрополь» по количеству старинных произведений искусства можно сравнить с музейной коллекцией. Гостям предлагаются номера разных категорий: от «Стандарта» до «Президентского». Каждый из них сочетает классические интерьеры с достижениями современных технологий.

В залах отеля проходят конференции, презентации, выставки и другие мероприятия.

«Метрополь» предлагает 19 залов вместимостью от 10 до 400 персон. Зал «Метрополь» – это исторический зал с роскошным убранством в стиле неоклассицизма. Главным его украшением является огромный витражный купол «Сотворение мира», выполненный по рисункам С.Чехонина. Перекрытие атриума изготовлено по проекту инженера Владимира Шухова специалистами Московского отделения общества «Артур Коппель». Зал освещают четыре латунных торшера в виде подставки для цветов, а на стенах расположились великолепные бронзовые светильники. Мастерски использованы архитектором эффекты зеркального отражения: огромные зеркала зрительно расширяют пространство, а также создают дополнительный источник освещения. Стены главного зала отеля «Метрополь» хранят воспоминания о минувших событиях – именно здесь Есенин признавался в любви балерине Айседоре Дункан, а певица Галина Вишневская встретила своего будущего мужа Мстислава Ростроповича.

«Зеркальный» зал расположен на первом этаже гостиницы между рестораном «Метрополь» и «Красным» залом, сообщаясь с ними тремя двустворчатыми дверями. Отделка «Зеркального» зала выдержана в стиле модерн: с начала XX века сохранилась потолочная лепнина – цветы нежно-пастельных тонов, а стены украшены огромными зеркалами, которые зрительно увеличивают пространство. Это историческое пространство, конечно же, не может обойтись без антиквариата – люстры в форме корзины с ажурной металлической короной и стеклянными цветами, а также настенного бра в виде щита с рельефным изображением Медузы Горгоны.

«Красный» зал на первом этаже обращает на себя внимание отделкой в духе английского модерна: дверной проем окаймлен панелями из мрамора с изящным узором, витражные окна с цветными и фактурными стеклами завершаются подоконниками из итальянского мрамора, нижний ярус стен отделан дубовыми панелями. Незабываемое впечатление производит роспись на потолке работы декоратора Ф. Оборского – извилистые и прямые линии, круги гармонично сочетаются с изображениями цветов и гранатов. В 1950 году здесь состоялся знаменательный банкет с участием Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна в честь подписания советско-китайского договора о дружбе.

Зал «Савва Морозов» украшает растительный орнамент на потолке авторства художника Сергея Чехонина, люстры ручной работы в виде решетчатого круга и ажурной чаши, позолоченные канделябры. Первоначально он назывался «Русский кабинет», а в советские годы здесь располагался один из залов кинотеатра «Метрополь».

Интерьер зала «Боярский» выдержан в стиле боярских палат: своды, полуколонны, стены, покрытые вьющимися виноградными лозами, порхающими птицами, плетением трав. В процессе реставрации отеля была восстановлена утраченная роспись стен. Интерьеры в русском стиле дополняет деревянная мебель, роскошная хрустальная люстра и старинное чучело бурого медведя.

Другие залы названы в честь русских художников и писателей «Врубель», «Бунин», «Толстой», «Чехов», «Гоголь», «Тургенев», «Достоевский», «Брюсов» и литературных персонажей «Онегин», «Чацкий», «Печорин». Эти относительно небольшие залы украшают витражные окна, антикварные люстры, лепнина, изысканная роспись на потолке.

Между гостиницей и древней кирпичной стеной есть небольшой проезд, служебный внутренний двор.


Стена Китай-города. 1925 год: https://pastvu.com/p/109448

Вид на площадь Дзержинского из окон гостиницы. 1960-1970 гг.: https://pastvu.com/p/15063

Официальный сайт: http://metropol-moscow.ru/

Рекомендуемая литература:
Халхатов Р.А. Москва. Путеводитель по культурно-историческим памятникам. — Смоленск: Русич, 2008. — (Памятные места России)
Ларионов А., Калькаев А., Русакович А. Москва (Путеводитель). — 2-е изд. — М.: Вокруг света, 2009. — (Путеводители «Вокруг света»).
Нащокина М.B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — М.: Жираф, 2005.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — Донская улица…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, гостиница Метрополь, гостиницы в Москве.

Другие публикации

11.12.2018 в 20:45

«Город на память». 274. Театр «Школа современной пьесы»


«Школа современной пьесы» появилась на волне перестройки и гласности, но лишь единицы из тогдашних многочисленных студий доросли до серьёзных репертуарных театров.

11.12.2018 в 20:21

«Город на память». 273. Парк «Северное Тушино»


Рукотворное Химкинское водохранилище в жаркие дни радует прохладой посетителей парка «Северное Тушино».

11.12.2018 в 19:52

«Город на память». 272. Улица Свободы


К концу XIX века Тушино облюбовали фабриканты и заводчики, а самые крупные предприятия появились здесь уже в советское время.

11.12.2018 в 16:38

«Город на память». 271. Красное село


Пруд давно засыпан, река спрятана в коллектор, а на память о старинном селе остались названия улиц, переулков и станции метро.

11.12.2018 в 16:06

«Город на память». 270. Краснопрудная улица


Трудно поверить, но сто лет назад по соседству с нынешней Комсомольской площадью можно было кататься на лодках и ловить рыбу в одном из самых больших московских прудов.

11.12.2018 в 15:16

«Город на память». 269. Станция Подмосковная: от «Овечки» до «Ласточки»


Узловая железнодорожная станция Подмосковная Рижского направления Московской железной дороги напоминает машину времени, переносящую нас то в прошлое, то в будущее.

11.12.2018 в 13:38

«Город на память». 268. Театр эстрады и Музей «Дом на набережной»


В 1961 году Театр эстрады справил новоселье на Берсеневской набережной, заняв помещения бывшего клуба Дома правительства.

11.12.2018 в 12:04

«Город на память». 267. ЗИЛ. Из легенды в парк


Автомобили АМО-ЗИС-ЗИЛ заняли достойное место в музеях, а сам автозавод практически прекратил существование.

11.12.2018 в 11:10

«Город на память». 266. ЗИЛ. Легендарные автомобили


В 1916 году в Тюфелевой роще состоялась торжественная закладка завода Автомобильного московского общества.

11.12.2018 в 10:13

«Город на память». 265. Автозаводская улица


«Комбинат чистоты» мог за час обслужить около 400 человек.

11.12.2018 в 02:30

«Город на память». 264. Московская Окружная железная дорога (2016)


До открытия МОЖД тысячи ломовых извозчиков курсировали между вокзалами, перевозя транзитные грузы, создавая пробки и теряя время при погрузке-разгрузке.

10.12.2018 в 21:54

«Город на память». 263. Улица Барклая


Михаил Богданович Барклай-де-Толли происходит из немецкой ганзейской семьи, ответвления дворянского шотландского рода Баркли.

10.12.2018 в 20:08

«Город на память». 262. Стромынка


На Стромынке расположены старейший московский стадион, памятник советского авангарда Дом культуры имени Русакова и немало дореволюционных краснокирпичных зданий.

10.12.2018 в 19:34

«Город на память». 261. Золоторожский Вал


Юлий Гужон управлял жёстко, с рабочими не церемонился, на уступки не шёл и однажды во время забастовки уволил сразу 1200 человек.

10.12.2018 в 17:43

«Город на память». 260. Московская хоральная синагога


Затея со строительством синагоги оказалась несвоевременной и пришлась на период реакции в России.

10.12.2018 в 17:11

«Город на память». 259. Ресторан «Яръ» и улица Расковой


«Московские ведомости» сообщали, что открылась «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах».