08.12.2018 15:27

«Город на память». 243. Затон Новинки

14 мая 2016 года
Фотопроект «Город на память». 243. Затон Новинки

Затон Новинки – служебная территория московских речников. На карте 1935 года нынешняя тихая заводь в последний раз указана как русло Москвы-реки с крутыми поворотами, проблемными для судоходства. Вскоре здесь начались масштабные работы по спрямлению русла, прокладке Новинковского рукава и строительства Южного грузового порта.

Первое упоминание о Новинках встречается в духовной грамоте великого князя Василия II 1461—1462 годов, завещающей помимо прочих и это небольшое владение великой княгине Марии Ярославне. Со временем поселение разрасталось и к началу ХХ века численность населения перевалило за тысячу. Новинские земли занимали почти 500 гектаров, крестьяне держали лошадей, коров, свиней. В 1960 году деревня вошла в состав Москвы и была увековечена в названии улицы Новинки (которая проходит не по землям бывшей деревни, а несколько южнее).

В отличие от строительства канала Москва-Волга, которое активно освещалось советской прессой, гидротехнические работы в Нагатино остались за кадром фотохроники 1930-х годов. Изменения нагатинского ландшафта зафиксированы на старых картах, для сравнения можно посмотреть карты 1935, 1939 и 1987 годов.

Новые магистрали Москвы. 1935 год: http://www.retromap.ru/m.php#l=061935&z=14&y=55.689391&x=37.671599

План г. Москвы. 1939 год: http://www.retromap.ru/m.php#l=0619391&z=14&y=55.690528&x=37.666470

Подмосковье и близкие регионы. 1987 год: http://www.retromap.ru/m.php#l=0519872&z=14&y=55.689391&x=37.671599

В 1968-1969 годах окончательно сформировалось новое русло Москвы-реки – Нагатинское спрямление, через него был перекинут самый длинный метромост в 233 метра, а Нагатинская набережная торжественно облицована гранитом.

Смотрите старые фотографии: Строительство моста в Нагатино. 1968 год: https://pastvu.com/p/9667

В то время Нагатино и окрестности не были столь привлекательны для жилой застройки, как сейчас, ведь вокруг автозавода-гиганта ЗИЛ кучковались предприятия помельче, склады и ангары, а в Южный порт непрерывно прибывали теплоходы с грузами.

Ещё в 1936 году был открыт Московский судостроительный и судоремонтный завод, освоивший серийное производство речных пассажирских теплоходов и буксиров. Всего на МССЗ построено свыше 1800 судов – «Москвич», «ОМ», «МО», «Речной», «Заря», «Москва», «Московский», «Луч», а в наши дни рентабельность производства поддерживается строительством роскошных яхт. Но это уже история Нагатинского затона, а мы вернёмся на южный берег затона Новинки, где располагается ремонтная база Столичной Судоходной Компании и база технического флота ГУП «Мосводосток». Добраться сюда можно от свежеоткрытой станции метро «Технопарк» по Проектируемому проезду 4062.

На противоположном берегу – глухие заборы и заросли бывшей зиловской промзоны, где прежде кипела трудовая жизнь.

Смотрите старые фотографии: ЗИЛ. Железнодорожный терминал. 1972 год: https://pastvu.com/p/386760

Чаще всего во время навигации в черте города можно встретить теплоходы «Москва» (проект Р-51), которые зимуют и ремонтируются в затоне. Это двухпалубный пассажирский речной теплоход, рассчитанный на 300 пассажиров и предназначенный для водных прогулок, экскурсий и перевозок на местных линиях («речной трамвай»). Проектная скорость до 23-24 км/ч. Теплоход «Москва» пришел на смену своему предшественнику «Москвичу» в 1969 году и с тех пор продолжает эксплуатироваться в разных регионах России. Большинство судов прошло модернизацию на ремонтно-эксплуатационных базах флота: двигатели семейства 3Д6, выработавшие ресурс, заменены на двигатели ЯМЗ или иностранные; для комфорта пассажиров остеклена верхняя палуба; на носу судна установлен подъёмно-поворотный трап для высадки пассажиров.

Рассказывает генеральный директор Столичной Судоходной Компании Дмитрий Балыков:
«Проект «Москва» – замечательный, во многом опередивший своё время, он разрабатывался на смену речным трамвайчикам, теплоходам «Москвич». Московский судостроительный и судоремонтный завод, основной производитель теплоходов «Москва», выпускал до 4 единиц в месяц, практически конвейерное производство. Всего на нескольких заводах было выпущено до 600 единиц, которые эксплуатировались не только в республиках СССР, но и поставлялись на экспорт. География его применения потрясающая, самая западная точка – Никарагуа, самая восточная – район Шанхая, самая южная точка – Египет, Восточная Европа – само собой.

Изначально идея создания теплохода «Москвич» была транспортная, для доставки на работу потоков трудящихся большого индустриального города. Теплоход «Москва» стал переходным от транспортных перевозок к прогулочным и экскурсионным и на тот момент он отвечал самым высоким потребительским требованиям. В настоящее время на Москве-реке (столица и ближайшие регионы) осталось порядка 200 теплоходов, из них 26 в Москве, в Столичной Судоходной Компании. Они проживут долгую жизнь, потому что пока не придумано ничего более интересного с технологической и экономической точек зрения. Мощности судостроения не позволяют производить суда в таких объёмах, сроки окупаемости новых теплоходов будут слишком длинными. Двигатели теплоходов «Москва» заменяются по истечению сроков выработки, мы экспериментировали, пробовали различные отечественные и импортные модели двигателей и остановились на Ярославском заводе, прежде всего по эксплуатационным характеристикам и возможности ремонта. Весь перечень оборудования теплоходов соответствует самым жёстким требованиям речного регистра, система ГЛОНАСС, система автоматического пожаротушения и другое, всё это в наличии».

А это буксир «Рейдовый-44» – построен в 1990 году на Судоремонтном заводе «Память Парижской Коммуны».

Брандвахта (несамоходное судно с жилыми помещениями, предназначенное для временного или постоянного размещения геологических партий, экипажей земснарядов, работников плавучих доков и мастерских, для проживания экипажей судов в межнавигационный или ремонтный период). В 1960-1970-е годы по проекту 95 было построено несколько десятков таких брандвахт.

ГУП «Мосводосток» обслуживает столичные предприятия – принимает сточные воды, очищает их и утилизирует отходы. Помимо 6 000 городских предприятий, которые пользуются сетями «Мосводостока», в зоне внимания компании 67 километров русла Москвы-реки от Карамышевского шлюза до Бесединского моста. Чистоту водной глади поддерживает технический флот.

С наступлением весны на Москве-реке открылась летняя навигация технического флота ГУП «Мосводосток», хотя деление на сезоны условно и речники трудятся круглый год. Для зимней эксплуатации есть восемь специально оборудованных теплоходов, включая ледокол «Риф», очищающих акваторию от плавающего мусора, и два нефтесборщика, работающих в низовьях Яузы. Но основная нагрузка приходится, конечно, на летний период, когда отдыхающие на берегу горожане начинают метать в реку не только мелкий бытовой мусор, но и неприспособленные к плаванию предметы – сейфы и автомобили. Говорят, что из Москвы-реки выловили даже банкомат. В таких неординарных случаях речники обращаются к полицейским, которые осматривают странные находки и фиксируют увиденное в протоколе.

Обычный рабочий день теплохода-мусоросборщика начинается на базе в затоне Новинки. Судно с командой из трёх человек (капитан и двое матросов) отваливает от дебаркадера и начинает неспешно патрулировать акваторию Москвы-реки. Три пары глаз внимательно смотрят на поверхность, пока кто-то не заметит чужеродный предмет. Чаще всего это отходы прибрежной жизнедеятельности человека – пластиковые бутылки, канистры, прочий пикниковый мусор, а также старая мебель, холодильники. Встречаются и упавшие в воду ветки деревьев, и бревна.

Обнаружив непорядок, капитан на тихом ходу направляет теплоход к отходам и опускает широкий ковш, закреплённый на носу судна. Ковш работает по принципу самосвала, зачерпывает трофей с поверхности и вываливает в бункер, способный вместить до десяти кубометров всякого хлама. Для утилизации мелких предметов достаточно и матроса, вооружённого сачком на длинной ручке, а для подъёма тяжестей со дна предусмотрен кран с захватом. За время нашей часовой инспекции акватория в зиловской промзоне оказалась девственно чистой, улов составили лишь пластиковая канистра и бревно.

В состав технического флота «Мосводостока» входят три десятка буксиров-теплоходов, мусоросборщиков, несамоходных плавсредств, плавучих кранов. Один из мусоросборщиков «МС-1» был построен в 1998 году на Московском судостроительном заводе по инициативе тогдашнего столичного мэра Юрия Лужкова. Тогда впервые у речников появилась техника, сделанная в соответствии с пожеланиями заказчика и оснащённая всем необходимым оборудованием. Из недостатков, пожалуй, можно отметить лишь тихоходность судна.

Как долго просуществует эта техническая территория – неизвестно. Речники говорят о непростом положении соседнего судостроительного завода, а здесь уже закрыты ЗИЛ и другие предприятия, вовсю растут этажи офисных и жилых комплексов.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Усачёва улица…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, Москва-река, речная навигация, затон Новинки, речное судоходство, теплоход Москва.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

04.04.2022 в 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала


Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.