08.12.2018 15:27

«Город на память». 243. Затон Новинки

14 мая 2016 года
Фотопроект «Город на память». 243. Затон Новинки

Затон Новинки — служебная территория московских речников. На карте 1935 года нынешняя тихая заводь в последний раз указана как русло Москвы-реки с крутыми поворотами, проблемными для судоходства. Вскоре здесь начались масштабные работы по спрямлению русла, прокладке Новинковского рукава и строительства Южного грузового порта.

Первое упоминание о Новинках встречается в духовной грамоте великого князя Василия II 1461—1462 годов, завещающей помимо прочих и это небольшое владение великой княгине Марии Ярославне. Со временем поселение разрасталось и к началу ХХ века численность населения перевалило за тысячу. Новинские земли занимали почти 500 гектаров, крестьяне держали лошадей, коров, свиней. В 1960 году деревня вошла в состав Москвы и была увековечена в названии улицы Новинки (которая проходит не по землям бывшей деревни, а несколько южнее).

В отличие от строительства канала Москва-Волга, которое активно освещалось советской прессой, гидротехнические работы в Нагатино остались за кадром фотохроники 1930-х годов. А как менялся нагатинский ландшафт, можно посмотреть на старых картах.


1935 год: http://www.retromap.ru/


1939 год: http://www.retromap.ru/


1987 год: http://www.retromap.ru/

В 1968-1969 годах окончательно сформировалось новое русло Москвы-реки — Нагатинское спрямление, через него был перекинут самый длинный метромост в 233 метра, а Нагатинская набережная торжественно облицована гранитом.


Строительство моста в Нагатино. 1968 год: https://pastvu.com/p/9667

В то время Нагатино и окрестности не были столь привлекательны для жилой застройки, как сейчас, ведь вокруг автозавода-гиганта ЗИЛ кучковались предприятия помельче, склады и ангары, а в Южный порт непрерывно прибывали теплоходы с грузами.

Ещё в 1936 году был открыт Московский судостроительный и судоремонтный завод, освоивший серийное производство речных пассажирских теплоходов и буксиров. Всего на МССЗ построено свыше 1800 судов — «Москвич», «ОМ», «МО», «Речной», «Заря», «Москва», «Московский», «Луч», а в наши дни рентабельность производства поддерживается строительством роскошных яхт. Но это уже история Нагатинского затона, а мы вернёмся на южный берег затона Новинки, где располагается ремонтная база Столичной Судоходной Компании и база технического флота ГУП «Мосводосток». Добраться сюда можно от свежеоткрытой станции метро «Технопарк» по Проектируемому проезду 4062.

На противоположном берегу — глухие заборы и заросли бывшей зиловской промзоны, где прежде кипела трудовая жизнь.


ЗИЛ. Железнодорожный терминал. 1972 год: https://pastvu.com/p/386760

Чаще всего во время навигации в черте города можно встретить теплоходы «Москва» (проект Р-51), которые зимуют и ремонтируются в затоне. Это двухпалубный пассажирский речной теплоход, рассчитанный на 300 пассажиров и предназначенный для водных прогулок, экскурсий и перевозок на местных линиях («речной трамвай»). Проектная скорость до 23-24 км/ч. Теплоход «Москва» пришел на смену своему предшественнику «Москвичу» в 1969 году и с тех пор продолжает эксплуатироваться в разных регионах России. Большинство судов прошло модернизацию на ремонтно-эксплуатационных базах флота: двигатели семейства 3Д6, выработавшие ресурс, заменены на двигатели ЯМЗ или иностранные; для комфорта пассажиров остеклена верхняя палуба; на носу судна установлен подъёмно-поворотный трап для высадки пассажиров.

Рассказывает генеральный директор Столичной Судоходной Компании Дмитрий Балыков:
«Проект «Москва» — замечательный, во многом опередивший своё время, он разрабатывался на смену речным трамвайчикам, теплоходам «Москвич». Московский судостроительный и судоремонтный завод, основной производитель теплоходов «Москва», выпускал до 4 единиц в месяц, практически конвейерное производство. Всего на нескольких заводах было выпущено до 600 единиц, которые эксплуатировались не только в республиках СССР, но и поставлялись на экспорт. География его применения потрясающая, самая западная точка — Никарагуа, самая восточная — район Шанхая, самая южная точка — Египет, Восточная Европа — само собой.

Изначально идея создания теплохода «Москвич» была транспортная, для доставки на работу потоков трудящихся большого индустриального города. Теплоход «Москва» стал переходным от транспортных перевозок к прогулочным и экскурсионным и на тот момент он отвечал самым высоким потребительским требованиям. В настоящее время на Москве-реке (столица и ближайшие регионы) осталось порядка 200 теплоходов, из них 26 в Москве, в Столичной Судоходной Компании. Они проживут долгую жизнь, потому что пока не придумано ничего более интересного с технологической и экономической точек зрения. Мощности судостроения не позволяют производить суда в таких объёмах, сроки окупаемости новых теплоходов будут слишком длинными. Двигатели теплоходов «Москва» заменяются по истечению сроков выработки, мы экспериментировали, пробовали различные отечественные и импортные модели двигателей и остановились на Ярославском заводе, прежде всего по эксплуатационным характеристикам и возможности ремонта. Весь перечень оборудования теплоходов соответствует самым жёстким требованиям речного регистра, система ГЛОНАСС, система автоматического пожаротушения и другое, всё это в наличии».

А это буксир «Рейдовый-44» — построен в 1990 году на Судоремонтном заводе «Память Парижской Коммуны».

Брандвахта (несамоходное судно с жилыми помещениями, предназначенное для временного или постоянного размещения геологических партий, экипажей земснарядов, работников плавучих доков и мастерских, для проживания экипажей судов в межнавигационный или ремонтный период). В 1960-1970-е годы по проекту 95 было построено несколько десятков таких брандвахт.

ГУП «Мосводосток» обслуживает столичные предприятия — принимает сточные воды, очищает их и утилизирует отходы. Помимо 6 000 городских предприятий, которые пользуются сетями «Мосводостока», в зоне внимания компании 67 километров русла Москвы-реки от Карамышевского шлюза до Бесединского моста. Чистоту водной глади поддерживает технический флот.

С наступлением весны на Москве-реке открылась летняя навигация технического флота ГУП «Мосводосток», хотя деление на сезоны условно и речники трудятся круглый год. Для зимней эксплуатации есть восемь специально оборудованных теплоходов, включая ледокол «Риф», очищающих акваторию от плавающего мусора, и два нефтесборщика, работающих в низовьях Яузы. Но основная нагрузка приходится, конечно, на летний период, когда отдыхающие на берегу горожане начинают метать в реку не только мелкий бытовой мусор, но и неприспособленные к плаванию предметы — сейфы и автомобили. Говорят, что из Москвы-реки выловили даже банкомат. В таких неординарных случаях речники обращаются к полицейским, которые осматривают странные находки и фиксируют увиденное в протоколе.

Обычный рабочий день теплохода-мусоросборщика начинается на базе в затоне Новинки. Судно с командой из трёх человек (капитан и двое матросов) отваливает от дебаркадера и начинает неспешно патрулировать акваторию Москвы-реки. Три пары глаз внимательно смотрят на поверхность, пока кто-то не заметит чужеродный предмет. Чаще всего это отходы прибрежной жизнедеятельности человека — пластиковые бутылки, канистры, прочий пикниковый мусор, а также старая мебель, холодильники. Встречаются и упавшие в воду ветки деревьев, и бревна.

Обнаружив непорядок, капитан на тихом ходу направляет теплоход к отходам и опускает широкий ковш, закреплённый на носу судна. Ковш работает по принципу самосвала, зачерпывает трофей с поверхности и вываливает в бункер, способный вместить до десяти кубометров всякого хлама. Для утилизации мелких предметов достаточно и матроса, вооружённого сачком на длинной ручке, а для подъёма тяжестей со дна предусмотрен кран с захватом. За время нашей часовой инспекции акватория в зиловской промзоне оказалась девственно чистой, улов составили лишь пластиковая канистра и бревно.

В состав технического флота «Мосводостока» входят три десятка буксиров-теплоходов, мусоросборщиков, несамоходных плавсредств, плавучих кранов. Один из мусоросборщиков «МС-1» был построен в 1998 году на Московском судостроительном заводе по инициативе тогдашнего столичного мэра Юрия Лужкова. Тогда впервые у речников появилась техника, сделанная в соответствии с пожеланиями заказчика и оснащённая всем необходимым оборудованием. Из недостатков, пожалуй, можно отметить лишь тихоходность судна.

Как долго просуществует эта техническая территория — неизвестно. Речники говорят о непростом положении соседнего судостроительного завода, а здесь уже закрыты ЗИЛ и другие предприятия, вовсю растут этажи офисных и жилых комплексов.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — Усачёва улица…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, Москва-река, речная навигация, затон Новинки, речное судоходство, теплоход Москва.

Другие публикации

20.11.2019 в 03:47

«Город на память». 523. Яуза. Ростокинский акведук — платформа Яуза


Главная ростокинская достопримечательность - акведук Мытищинского водопровода, построенный в 1783-1784 годах.

19.11.2019 в 14:41

«Город на память». 522. Яуза. Проспект Мира — Городок Моссовета


В Ростокино река пересекает транспортную магистраль, со стародавних времён известную как Ярославское шоссе, а с 1957 года - как проспект Мира.

18.11.2019 в 16:57

«Город на память». 521. Яуза. Леоново — Ростокино


Пустошь Леоново впервые упоминается в писцовых книгах XVI века, а в 1626 году эти земли были пожалованы князю Ивану Хованскому, который обустроил здесь поместье.

15.11.2019 в 22:52

«Город на память». 520. Яуза. Свиблово — Ботанический сад


Село Свиблово - вотчина боярина Фёдора Свибло - впервые упоминается в летописи в 1417 году как «сельце Федоровьское Свиблово на Яузе».

11.11.2019 в 17:04

«Город на память». 517. Яуза. МКАД — Ватутино


Протяжённость Яузы от кольцевой автодороги до устья в Котельниках составляет почти 28 километров.

08.11.2019 в 16:42

«Город на память». 516. Ростокинский завод ДСК-1


Строительство панельного дома напоминает сборку этажерки или детского конструктора: на стройплощадку доставляют уже готовые детали здания.

07.11.2019 в 00:21

«Город на память». 515. Московская ветеринарная академия


В 1930 году Наркомзем принял решение выделить земельный участок в Кузьминках под строительство учебных корпусов и студенческих общежитий Ветеринарного института.

18.10.2019 в 20:13

«Город на память». 506. Бабий городок и парк «Музеон»


Бабий городок - не самое известное место в столице, хотя находился он практически в центре Москвы - между Крымской набережной и Большой Якиманкой.

11.10.2019 в 21:25

«Город на память». 505. Лаврушинский переулок и Третьяковская галерея


На четырёхстах метрах Лаврушинского переулка уместились почти все этапы эволюции московской архитектуры - от белокаменных палат XVII века до жилого комплекса 2007 года.

24.09.2019 в 10:18

«Город на память». 502. Кожевники индустриальные


Кожевники от железной дороги до набережной Москвы-реки представляли собой обширную промышленную зону.

18.09.2019 в 19:37

Международный фестиваль циркового искусства


Завершился 18-й Международный фестиваль циркового искусства, который с 5 по 8 сентября проходил в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре.

15.09.2019 в 14:40

«Город на память». 501. Парк «Зарядье»


История Зарядья началась в XII веке, когда на берегу Москвы-реки стали селиться ремесленники и купцы.

08.09.2019 в 19:39

«Город на память». 500. Капотня


Многовековой крестьянский уклад резко изменился лишь при советской власти, когда в 1938 году был введён в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод.

18.08.2019 в 17:29

«Город на память». 496. Кунцево. Рабочий посёлок


Кунцевские рабочие микрорайоны небогаты «архитектурными излишествами», тем не менее представляют собой примеры гармоничной застройки с уютными дворами и фонтанами.

15.08.2019 в 21:26

Удачная посадка


Аварийная посадка самолета в поле из-за столкновения со стаей птиц.

15.08.2019 в 10:33

«Город на память». 495. Из села Кунцово в Страну Лимонию


На современном гербе района Кунцево изображена куница - вероятно, местные жители промышляли охотой на пушных зверьков в этих густых лесах.