09.12.2018 20:23

«Город на память». 250. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка

9 июня 2016 года
Фотопроект «Город на память». 250. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка

Впервые Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (позднее ставшая известной как ВДНХ) открылась для посетителей 1 августа 1939 года, но проработала недолго, началась война. Ценные экспонаты были эвакуированы, павильоны пустовали, а на территории установили батареи зенитных орудий. Изящные деревянные павильоны оказались недолговечны и к послевоенному открытию ВСХВ были заменены на новые, ещё более торжественные.

В 1935 году на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников было рассмотрено предложение об организации в 1937 году в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Делегаты единогласно поддержали эту идею и тут же появилось постановление «Об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве», подписанное Сталиным и Молотовым.

Архитекторы рассмотрели несколько вариантов размещения выставки (Тимирязевская академия, Сокольники, парк культуры и отдыха «Красная Пресня», Лужнецкая набережная, Ленинские горы), но везде находили недостатки. В итоге появилось ещё одно постановление СНК СССР «О Всесоюзной сельскохозяйственной выставке», предписывающее строить выставку в Останкино. Этот участок расположен вблизи транспортной магистрали, малозаселён и не требует массового расселения жителей, рельеф местности ровный. Главным архитектором выставки был назначен Вячеслав Олтаржевский.

Генеральный план выставки на конкурсной основе представили несколько коллективов, но ни один из них не стал победителем, зато Олтаржевский учёл все удачные предложения и составил свой генплан. После проведения топографических изысканий началось строительство складов и бытовок для рабочих, а в 1936 году – благоустройство территории. Вскоре выяснилось, что проекты павильонов слишком долго проходят стадию утверждения, строители не выдерживают график работ и открытие выставки в 1937 году не состоится. Согласно постановлению «О ликвидации последствий вредительства на строительстве сельскохозяйственной выставки» власть принялась разоблачать врагов народа, арестовав верхушку Главного выставочного комитета – М.Чернова, И.Коросташевского, Р.Эйхе и других.

Весной 1938 года в советской печати стали появляться обвинения в адрес главного архитектора выставки Олтаржевского – ему вменяли просчёты в архитектурном решении павильонов, неудачный, «лишённый праздничности и яркости» генеральный план комплекса. На смену сосланному в Воркуту Олтаржевскому пришёл Сергей Чернышёв. В этот период строители проявили чудеса героизма, проделав огромный объём работ.

1 августа 1939 года с двухлетним опозданием, но ВСХВ всё-таки открылась и пустырь на окраине Москвы превратился в город-сад с павильонами, прудами, фонтанами. Архитекторы, избежавшие репрессий, получили заслуженные правительственные награды. Выставку высоко оценил Вячеслав Молотов: «Открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки является всенародным торжеством… Она подводит итог десятилетию, за время которого крестьянские массы окончательно повернули от мелкого единоличного к крупному колхозному хозяйству… Выставка дает живые примеры роста колхозов и совхозов, их зажиточной и культурной жизни».

ВСХВ проработала всего два сезона, а вскоре после начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, началась эвакуация на восток особо ценных экспонатов. Многие сотрудники ушли на фронт, а на территории выставки разместились школа контрразведки и военно-ремонтный завод, собирающий мотоциклы. В 1941 году съёмочная группа кинофильма Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» получила разрешение завершить здесь работу над картиной. Увы, к победному маю 1945-го на территории царило запустение.

В 1948 году Совет Министров СССР постановил восстановить ВСХВ. Второе рождение выставки состоялось 1 августа 1954 года, когда страна поднялась из руин войны. Хотя название новой экспозиции было прежним – Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, формат начал меняться в сторону механизации, науки и техники. Персональные павильоны каждой советской республики напоминали дворцы и храмы, символизировали дружбу народов великой страны, победившей фашизм и строящей счастливое будущее для всех.


План ВСХВ 1954 года

С июня 1956 года на территории ВСХВ начала работу Всесоюзная промышленная выставка, демонстрировавшая успехи советской индустрии. Кстати, любопытный факт: в то время ВСХВ открывалась для посетителей только в тёплое время года и закрывалась на зиму. 28 мая 1958 года было принято постановление Совета Министров СССР «Об объединении Всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР» и с 1959 года возникло новое название – ВДНХ СССР. Начиналась новая история, когда областные и республиканские павильоны перепрофилировали в отраслевые с уничтожением прежних интерьеров и декора фасадов.

Для того, чтобы в деталях осмотреть десятки павильонов ВСХВ, понадобится не один день. Заглянем только в четыре павильона: Главный, «Украинская ССР», «Механизация» и «Главмясо».


Вот так (на фарфоровом блюде) выглядел Главный павильон образца 1939 года. Рядом со зданием установлена стела Конституции, а на её вершине – скульптурная композиция «Тракторист и колхозница», ставшая эмблемой ВСХВ и в 1954 году перенесённая на арку нового Главного входа. Да и вся выставка стала эмблемой и символом нового советского строя, про неё писали газеты, на территории снимали кинофильмы, изображения павильонов тиражировались на посуде и ткани, а передовые колхозы испытывали естественное желание стать экспонентами этой «ярмарки тщеславия».


Главный павильон 1954 года построен ко второму открытию выставки по проекту Георгия Щуко и выдержан в традициях укрупнённой русской классической архитектуры. Это образ всего Советского Союза, лицо выставки. Фасад здания украшают гербы шестнадцати советских республик – шестнадцати сестёр. Да-да, на момент постройки существовала шестнадцатая республика – Карело-Финская ССР, которая впоследствии была расформирована, а её герб на фасаде павильона заварен металлическим листом.

Смотрите старые фотографии: Главный павильон 1954 год: https://pastvu.com/p/67383

Смотрите старые фотографии: 1954 год: https://pastvu.com/p/270580

Смотрите старые фотографии: Октябрьский зал. 1963 год: https://pastvu.com/p/660039

Гостей ВСХВ впечатляли не только размеры здания, но и его интерьеры. В 1954 году экспозиция главного выставочного павильона знакомила посетителей с искусством социалистического реализма, здесь чествовали передовиков, Героев Социалистического труда, на которых равнялись, чьими успехами гордились. Четыре зала были посвящены Великому Октябрю, Сталинской Конституции, Миру и Науке. На стенах барельефы и фрески с историческими сценами, вдоль стен скульптуры счастливых советских людей, знамёна советских республик. Позднее помимо произведений искусства экспонатами Главного павильона были технические новинки и достижения науки (например, модель атомного ледокола «Ленин»). Схемы и карты в цифрах и фактах наглядно показывали, как из года в год улучшалась жизнь народа. С 1963 года павильон стал называться Центральным.

Гигантская скульптурная композиция Евгения Вучетича «Советскому народу, знаменосцу мира – слава!» была скрыта от глаз посетителей в 1967 году, в то время ВДНХ избавлялась от пафоса сталинских лет. Ещё раньше, с развенчанием культа личности, со знамени на горельефе исчез сталинский профиль. Летом 2014 года был произведён ремонт павильона, скульптурная группа была случайно найдена и вновь предстала перед взорами москвичей. До наших дней археологический артефакт дожил с потерями нескольких голов трудящихся, с отбитыми конечностями и сейчас в полумраке напоминает не о расцвете социалистического строя, а о крахе сталинской эпохи. В закромах огромного здания обнаружились и живописные полотна начала 1950-х годов, также нуждающиеся в реставрации, а вот скульптуры не сохранились. Под сводами павильона можно увидеть несколько фресок, изображающих труд советских рабочих и колхозников.

Снаружи гостей встречали бронзовые изваяния вождей пролетариата, слева стоял Владимир Ленин, справа Иосиф Сталин. После разоблачения культа личности Сталина его скульптура была демонтирована и, надо полагать, отправилась на переплавку, а бронзовый Ильич, чтобы не нарушать симметрию архитектурной композиции, оказался сначала внутри павильона, в зале Конституции, затем в 1970-м году (к столетнему юбилею Ленина) был установлен на постамент в сотне метров от фасада здания. Это типовой памятник, его копии устанавливали возле Тимирязевской академии и на Киевском вокзале. Рассказывают, что под плитой у постамента скрыт вход в бомбоубежище. Под Центральным на самом деле расположено защитное сооружение, которое и сейчас пребывает в рабочем состоянии под присмотром компетентных органов.

Купол украшен лепниной с советской символикой, а если взглянуть на него снаружи, из технических помещений, – это полусфера, обильно залитая цементом, а всё внутреннее пространство башни павильона представляет собой хитросплетение металлоконструкций. Снаружи на втором уровне сохранились комплекты тяжеленных букв «СССР», демонтированных после распада Советского Союза. С крыши открывается панорама площади Колхозов с цветочным партером и двумя знаменитыми фонтанами – «Дружба народов» и «Каменный цветок». Зимой на площади заливают самый большой каток с искусственным льдом.

В 1990-е годы в павильоне построили второй этаж, чтобы максимально использовать торговые площади. В наши дни Центральный используется как площадка для выставок по исторической тематике – социалистический реализм в искусстве «Художники ВДНХ», «Космос: рождение новой эры».

Первую версию павильона Украинской ССР, напоминавшую стилизованную украинскую хату, построили в 1937 году, но она не понравилась руководству («чистая конюшня в большом княжеском поместье») и уже к открытию ВСХВ в 1939 году было возведено здание по проекту А.Тация и К.Иванченко. После войны красивая, но оказавшаяся недолговечной, постройка была снесена и те же архитекторы приступили к реализации нового капитального проекта.

Смотрите старые фотографии: Павильон Украинской ССР. 1939-1940 гг.: https://pastvu.com/p/270642

Смотрите старые фотографии: Павильон Украинской ССР. 1954 год: https://pastvu.com/p/270643

Павильон образца 1954 года напоминал довоенный, но был дополнен большой башней с изящными украшениями и фасадом, обильно декорированным майоликой, мозаикой, витражами. Идея была уникальна применением керамики в качестве несущих конструкций. Керамические строительные блоки доставили в Москву из Киева, в стене фасада они смонтированы один на другом без усиления арматурой. Впрочем, в книге «Архитектура ВСХВ» (1955) упоминается, что «стены павильона сложены из керамических блоков на стальном каркасе».

1 августа 1954 года состоялось второе открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, в том же году праздновалось и 300-летие воссоединения Украины с Россией. Готовясь к открытию ВСХВ, республики словно соревновались в стремлении как можно богаче украсить свои выставочные павильоны. Главный комитет ВСХВ в 1951 году даже призвал республиканские власти быть скромнее и пересмотреть сметы на строительство объектов. Куда там! Украинцы, кажется, превзошли всех при непосредственном участии тогдашнего Первого секретаря Компартии Украины Никиты Хрущева, который требовал от архитекторов большей монументальности. В итоге павильон оказался крупнейшим из республиканских.

Скульптурные композиции перед входом в павильон «Индустрия» и «Сельское хозяйство» («Стахановцы промышленности» и «Стахановцы сельского хозяйства») сохранились с 1939 года (скульпторы Е.Белостоцкий, Г.Пивоваров и Э.Фридман). Двадцатиметровые обелиски-флагштоки с датами «1654» и «1954» посвящены воссоединению Украины с Россией. Над входом – витраж «Переяславская рада» (художники Г.Боня, В.Давыдов, С.Кириченко, С.Отрощенко).

«Стены большого вводного зала павильона отделаны украинскими разноцветными мраморами и покрыты грандиозной росписью на тему «Дружба русского и украинского народов» (А.Жуков «Архитектура ВСХВ», 1955) – до наших дней эти интерьеры не дожили.

В 1963 году выставка перешла с республиканского на отраслевой принцип демонстрации достижений Советского Союза. Павильон Украинской ССР стал «Земледелием», что вполне логично, ведь Украину называли главной житницей страны. В 1990-е годы постоянные экспозиции в павильонах ВДНХ (ВВЦ) были демонтированы, освободившиеся площади передавались в аренду под торговлю, офисы, склады. Говорят, что в просторных залах павильона «Украина» устраивали банкеты и вечеринки. В сентябре 2008 года состоялось последнее выставочное мероприятие – здесь размещалась экспозиция украинской делегации в рамках XXI Московской международной книжной выставки-ярмарки. Позднее павильон был закрыт для посетителей.

В 2010 году здание было передано украинской стороне в аренду сроком на 50 лет для реставрации и последующего использования на льготных условиях в качестве выставочного павильона. Однако за несколько лет украинцы не проявили особого интереса к этому проекту да и соглашение по павильону так и не было ратифицировано Верховной Радой. В нынешних условиях конфронтации тем более не приходится рассчитывать на сотрудничество с бывшей братской республикой. Весной 2014 года в павильоне – памятнике культурного наследия федерального значения – начался ремонт.


В 2015 году в павильоне достижений Украины прошла выставка о войне на Украине – боевых действиях под Донецком и Луганском.

Павильон, известный большинству горожан как «Космос», появился в 1939 году. Тогда это было функциональное сооружение для показа достижений в области механизации и электрификации сельского хозяйства СССР (архитекторы В.Андреев, И.Таранов, Н.Быкова). На подиумах по всей длине павильона выставлялись образцы сельхозтехники. Он не был похож на помпезные другие сооружения ВСХВ и напоминал то ли эллинг или авиационный ангар, то ли конструкцию над перроном Киевского вокзала. Но размерами поражал однозначно. Да и сейчас поражает.

Смотрите старые фотографии: «Механизация». 1940 год: https://pastvu.com/p/67945

Смотрите старые фотографии: 1939-1941 гг.: https://pastvu.com/p/6064

Смотрите старые фотографии: 1953-1954 гг.: https://pastvu.com/p/76376

Площадь Механизации (площадь Промышленности) меняла облик несколько раз, сначала её украшал монументальный Сталин, демонтированный после войны.

Смотрите старые фотографии: Установка макета ракеты «Восток». 1967 год: https://pastvu.com/p/67542

В 1954 году на этом месте устроили круглый прудик, в центре которого позднее установили 25-тонный макет ракеты-носителя «Восток». Горожане привыкли видеть ракету в вертикальном положении, но было время, когда экспонат лежал на платформе-транспортёре горизонтально. Советская трёхступенчатая ракета-носитель «Восток» была разработана на основе ракеты Р-7 на предприятии ОКБ-1 под руководством Королёва. Первый удачный запуск состоялся в 1959 году, а 12 апреля 1961 года такая ракета вывела на орбиту Земли космический корабль с Юрием Гагариным на борту. В 1985 году макет ракеты заменили на новый, идентичный, а в 2010 году силами Всероссийского выставочного центра была проведена его реконструкция, укреплены несущие конструкции, ракета покрашена в исторические цвета, восстановлена надпись «Восток» на борту.

Ну а павильон «Механизация» обрёл нынешние очертания к 1954 году. Торец ангара, выходящий на площадь, обзавёлся фасадом с силуэтами людей труда, металлургов, электриков, инженеров. Будущее советской страны олицетворяли пионер и пионерка с моделями трактора и самолета в руках. А на крыше установили статуи механизаторов: мужчина сжимает рычаг трактора, а женщина рулит комбайном. С противоположной стороны здания пристроили огромный зал с остеклённым куполом. Внутри появилась несохранившаяся до наших дней скульптурная композиция Евгения Вучетича «Вперёд, к победе коммунизма!» Реконструкция здания была произведена по проекту архитекторов В.Андреева, И.Таранова. Главный конструктор — М.Лимановский, конструктор купола — Г.Гордон.

После «Механизации» в павильоне разместилась экспозиция «Машиностроение», а с 1967 года – «Космос». Масштабы павильона идеально подходили под выставку космических достижений, которая с каждым годом прирастала всё новыми и новыми экспонатами. По представленному контенту во все выставочные годы это был один из самых интересных и зрелищных павильонов. Хотя в нём до сих пор маловато освещения, а зимой прохладно, если не сказать холодно.

Смотрите старые фотографии: 1954-1955 гг.: https://pastvu.com/p/264621

Смотрите старые фотографии: 1976 год: https://pastvu.com/p/145350

В 1990-е годы советские школьники уже не мечтали стать космонавтами, гораздо привлекательнее быть бизнесменом или рэкетиром. Кажется, «Космосом» завладели и те, и другие, в 1994 году здесь обосновался автосалон. Судьба прежней космической экспозиции сложилась по-разному, некоторые раритеты вернулись в секретные конструкторские бюро и заводы, «Энергию», «Энергомаш», что-то перешло в фонд Музея космонавтики, что-то было разворовано. Говорят, космические артефакты были беспорядочно складированы в большом зале павильона. Как писала позднее газета «Известия», макеты космических аппаратов, личные вещи покорителей космоса, рукописи, образцы космических пород стали всплывать на иностранных аукционах.

Позднее основные залы занимала ярмарка саженцев, семян и инвентаря для садово-огородных работ, а портрет Юрия Гагарина стыдливо завесили тряпочкой.

В служебных помещениях находились склады и офисы арендаторов, театр и научно-познавательный марсианский аттракцион. На несколько октябрьских дней главная выставка страны возвращалась к своим сельскохозяйственным истокам и живые экспонаты аграрного форума «Золотая осень» не оставляли равнодушными посетителей. До недавнего времени живность отправляли как раз в «Космос».

После косметического ремонта в павильоне уже состоялось несколько тематических выставок, запомнилась неплохая коллекция отечественных автомобилей и выставка, посвящённая машинерии Олимпиады-2014.

Целый животноводческий городок из десятков построек разместился на ВСХВ в 1939 году. Осмотрев раздел «Новое в деревне», колхозники шли в свинарники и конюшни, где вплоть до середины 1990-х годов размещались живые экспонаты, представленные лучшими хозяйствами страны. Ну а затем нагулявшие аппетит посетители ВСХВ направлялись в сторону прудов в павильон «Главмясо», чтобы отведать деликатесы и отовариться консервами.

Смотрите старые фотографии: «Главмясо». 1939 год: https://pastvu.com/p/79500

Смотрите старые фотографии: 1954 год: https://pastvu.com/p/270638

Смотрите старые фотографии: Ресторан в павильоне. 1954-1956 гг.: https://pastvu.com/p/324394

Первая версия павильона появилась на ВСХВ к 1939 году. Внутри шла бойкая торговля колбасами, копчёностями, мясными консервами, а в летнем кафе на крыше предлагали горячие блюда. На территории выставки было ещё несколько киосков «Главмясо», где продавались горячие сосиски, котлеты и бутерброды. К 1954 году при реконструкции павильона «Механизация» исчезли и довоенное «Главмясо», и соседний «Главконсерв».

Павильон «Мясная промышленность» построен к 1954 году по проекту архитекторов В.Лисицына и С.Чернобая. Ещё до войны у входа в «Главмясо» красовались два гигантских быка, позднее переместившиеся к заново отстроенному павильону. Эти скульптуры до наших дней не дожили, а вот гигантский бык, укрощаемый атлетичным животноводом, и сейчас украшает крышу павильона.

К счастью, в 1990-е годы «Мясная промышленность» не стала торговой площадкой. В павильоне квартировало акционерное общество «Гермес-Союз», а затем офисы арендовала компания «Бизон», занимающаяся организацией выставочных мероприятий. Центральный зал с лестницей и два больших торгово-ресторанных зала на втором этаже и сейчас впечатляют интерьерами. Сохранились даже внушительных размеров буфет и деревянная трибуна для торжественных речей. В 2014 году был проведён косметический ремонт фасада и внутренних помещений.

Сохраняется интрига – будут ли здесь торговать сосисками как в хрущёвско-брежневские времена или павильону найдут какое-то выставочно-экспозиционное применение. В новейшей истории ВДНХ выставок в павильоне «Мясная промышленность» не проводилось, но по соседству развернулась экспозиция войск противовоздушной обороны.

В августе 1991 года в стране началась антисоветская кампания, демократическая власть боролась с коммунистической идеологией, при этом не задумываясь об исторической ценности памятников недавнего прошлого. Тогда никому и в голову не приходило озаботиться сохранением культурного наследия СССР. Выставка достижений народного хозяйства приспосабливалась к выживанию в новых условиях: павильоны превратились в торговые площадки, а некоторые стали частной собственностью. Само название ВДНХ было заменено на ВВЦ – Всероссийский выставочный центр.


Одна из нереализованных концепций времён позднего Лужкова

Когда в марте 2014 года состоялся исторический визит мэра Сергея Собянина на территорию ВВЦ, процесс возвращения к нормальной выставочной деятельности пошёл невиданными темпами. В апреле начались масштабные работы по благоустройству территории, в которых были задействованы несколько организаций, десятки единиц дорожной техники, 6000 рабочих. Выставке вернулось привычное название ВДНХ, снесены незаконные постройки, а в освобождённых от торговцев павильонах произведён косметический ремонт.

За минувшие два года главная ярмарка страны вновь стала главной выставкой страны: на обновлённой ВДНХ реализованы десятки образовательных, спортивных, развлекательных проектов. Остаётся надеяться, что амбициозное руководство ВДНХ будет работать не только над современным контентом, но и над реставрацией архитектурных памятников времён ВСХВ.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Большая Черкизовская улица и стадион «Локомотив»…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, ВДНХ, город на память, ВСХВ, прогулки по ВДНХ, Центральный павильон, павильон Украина, Мясная промышленность, павильон Космос.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

04.04.2022 в 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала


Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

05.02.2022 в 23:18

На ВДНХ показали легенды французского автопрома


Выставка раритетных моделей 2CV, DS и CX приурочена ко дню рождения основателя автомобильной компании Андре Ситроена.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.