25 июня 2016 года
Фотопроект «Город на память». 254. Хорошёвское шоссе
Бывшая Воскресенская дорога в 1935 году получила название Хорошёвское шоссе. Эти места были примечательны малоэтажными жилыми домами, возведёнными в первые послевоенные годы при участии пленных немцев. Представьте нетипичную для Москвы картину: широченная улица с двух-трёхэтажными коттеджами, новыми школами и детскими садами. Сейчас это вырванная страница из книги истории города – на месте так называемых «немецких кварталов» выросли многоэтажки.
Кажется, что кирпичные дома должны простоять долго, но здесь использовался низкосортный силикатный кирпич, перекрытия и полы были деревянные. Строительство метро под Хорошёвским шоссе тоже отразилось на сохранности домиков и их век оказался недолгим. В 1970-1980-е годы начался массовый снос «таунхаусов» и застройка окрестностей многоэтажками. Сейчас вдоль шоссе осталось лишь несколько построек из тех времён, а вот в 1-м Хорошёвском проезде сохранился целый квартал из тех времён.
До революции на месте этого квартала находились конюшни 1-го Донского казачьего полка и плац, а севернее – корпуса Николаевских казарм из красного кирпича. Они были построены по проекту архитектора С.Соловьёва в канун коронации императора Николая II, в 1894-1896 годах, поэтому и получили такое название (по другим сведениям годы постройки – 1898-1899).
Смотрите старые фотографии: Николаевские казармы. 1904 год: https://pastvu.com/p/25625
Изначально было возведено шесть трехэтажных зданий, три из которых занимала 1-я Гренадерская артиллерийская бригада, а другие три – 1-й Донской казачий полк. Эти корпуса выходили фасадами на Ходынское поле и их часто называли Ходынскими казармами. Всего в комплекс входило более 20 построек. В начале XX века вместе с сооружением Московской Окружной железной дороги к Николаевским казармам была подведена железнодорожная ветка с одноимённой станцией.
В 1917 году солдаты перешли на сторону большевиков, а казармы позднее переименовали в Октябрьские. До наших дней сохранились несколько перестроенных корпусов, часть из которых остаётся в ведении Минобороны.
Хорошёвское шоссе, дом 32А, один из корпусов бывших казарм
В 1949 году по соседству вырос уютный квартал из двух десятков домов и школьного здания.
Смотрите старые фотографии: Квартал по 1-му Хорошёвскому проезду. 1955 год: https://pastvu.com/p/87338
Смотрите старые фотографии: Квартал по 1-му Хорошёвскому проезду. 1951 год: https://pastvu.com/p/292851
Возле входа в школу сохранилась скульптура пионерки с оленёнком, а во дворах две школьницы увлечены чтением книги и пасутся лоси. В соседнем дворе остался круглый подиум, но местные жители не помнят его назначение, вероятно, там раньше был фонтан или цветочная клумба.
Смотрите старые фотографии: Аэрофотосъёмка. 1941 год: https://pastvu.com/p/17330 Хорошёвское шоссе начинается примерно из центра кадра и ведёт на запад. На снимке чуть ниже Ваганьковское кладбище, правее – овал ипподрома, а самый заметный фрагмент – Центральный аэродром, построенный на Ходынском поле ещё до революции, в 1910 году. В советские годы здесь возвели первый в стране пассажирский аэропорт, вокруг Ходынки обосновались авиационные конструкторские бюро и заводы. В настоящее время о колыбели российской авиации напоминает лишь название метро «Аэропорт», а сама территория отдана под жилую и торговую застройку.
Смотрите старые фотографии: Беговая улица, 1967 год: https://pastvu.com/p/3712 Вот – основательные сталинки в самом начале Беговой улицы.
На Хорошёвском шоссе представлены все этапы отечественного домостроения от середины ХХ века до наших дней.
Нынешнее Хорошёвское шоссе начинается с одной из самых заметных московских новостроек, это жилой комплекс «Дом на Беговой», Хорошёвское шоссе, № 12к1.
У подножия ЖК уцелел домик 1947 года (изначально – детская консультация, а в последние годы – ресторан).
Смотрите старые фотографии: Хорошёвское шоссе, № 14. Детская консультация. 1951 год: https://pastvu.com/p/7765
Смотрите старые фотографии: Вот так выглядели советские таунхаусы, из которых уцелело около десятка построек. Хорошёвское шоссе. Строительство. 1947 год: https://pastvu.com/p/65825
Смотрите старые фотографии: Хорошёвское шоссе. 1948-1953 гг.: https://pastvu.com/p/355776
Смотрите старые фотографии: Хорошёвское шоссе. 1951 год: https://pastvu.com/p/7766
Смотрите старые фотографии: Хорошёвское шоссе. 1951 год: https://pastvu.com/p/451947
Смотрите старые фотографии: Хорошёвское шоссе. 1953 год: https://pastvu.com/p/451948
Смотрите старые фотографии: Хорошёвское шоссе. 1982 год: https://pastvu.com/p/92952
Смотрите старые фотографии: Хорошёвское шоссе, дом 3, школьное здание. 1955 год: https://pastvu.com/p/161364
Хорошёвское шоссе, дом 38, редакция и полиграфический комплекс газеты «Красная звезда».
Смотрите старые фотографии: Хорошёвское шоссе, дом 38, редакция и полиграфический комплекс газеты «Красная звезда». 1962-1967 гг.: https://pastvu.com/p/75636
Хорошёвское шоссе, дом 23, к1
Хорошёвское шоссе, дом 32
«Немцы» уступили место «брежневкам»
Хорошёвское шоссе, дом 25. Говорят, что хладокомбинат скоро будет выведен, а территория застроена жилыми домами.
15 декабря 1938 года легендарный лётчик Валерий Чкалов совершал первый испытательный полёт на новом истребителе И-180. В ходе подготовки самолёта было выявлено немало дефектов, о которых Чкалов знал и всё-таки решился совершить пробный полёт. Уже при заходе самолёта на посадку его двигатель остановился. Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Пилот получил травмы, от которых скончался спустя два часа в Боткинской больнице.
За несколько месяцев в СССР при разных обстоятельствах погибли пятеро лётчиков, что вызвало обеспокоенность Наркомата обороны. В приказе НКО сообщалось о гибели Чкалова следующее: «Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полётами, комбриг В.П.Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полёт в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чём Чкалов был полностью осведомлён. Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолёта, т. Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полётов впредь до полного устранения недостатков самолёта, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолёте с не устраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но начал совершать свой первый полёт на новом самолёте и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламлённой местности, самолёт разбился и комбриг Чкалов погиб».
Возле дома 52 по Хорошёвскому шоссе установлен памятный знак на месте падения И-180. Местные жители в воспоминаниях называли и другие места этой авиакатастрофы, утверждая, к примеру, что самолёт разбился на Магистральной улице возле бараков работников Мелькомбината-3.
Район соседствовал с Центральным аэродромом имени Фрунзе (закрыт в 2003 году) и исторически связан с авиацией и авиастроением. Работавший в конструкторском бюро на Ходынке Николай Поликарпов ещё при жизни заслужил репутацию «короля истребителей». Его машины И-15 и И-16 стали одними из самых передовых советских истребителей довоенного времени.
Во дворах Хорошёвки спрятались корпуса Главного разведывательного управления. Военная разведка под разными названиями существовала с первых дней создания РККА и успешно действовала во всех военных конфликтах да и в мирное время. О существовании «Аквариума» широкая общественность узнала из одноимённого шпионского романа резидента ГРУ СССР и перебежчика Владимира Резуна, известного в литературе под творческим псевдонимом Виктор Суворов. Как ни странно, его книги, представляющие альтернативную историю Второй Мировой войны и приоткрывающие завесу секретности ГРУ, стали выходить на Родине чуть ли не миллионными тиражами. Впрочем, иначе как предателем Резуна не назовёшь.
А вот имя настоящего героя разведки – Рихарда Зорге – увековечено в названии улицы, а на пересечении с Хорошёвским шоссе установлен памятник. В 1929 году Зорге начал сотрудничать с Разведуправлением РККА и вскоре был командирован в Японию. Чаще всего имя разведчика, работавшего под псевдонимом Рамзай, упоминается в связи с подготовкой вторжения нацистской Германии в СССР. Япония была союзником Германии и сюда поступала ценная информация о приготовлениях к войне. Благодаря профессионализму Зорге секретные сведения шифровками передавались в Москву. В частности, Рамзай сообщал о нежелании Японии участвовать в войне против Советского Союза, что позволило Ставке осенью 1941 года перебросить свежие и хорошо обученные сибирские дивизии на оборону Москвы.
В октябре 1941-го Зорге был арестован японской полицией и приговорён судом к смертной казни. По окончании войны документы японских спецслужб о деятельности Зорге и его резидентуры попали в руки американцев и стали достоянием гласности. В СССР первые публикации о подвиге Рихарда Зорге появились в 1964 году и ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Ещё одно школьное здание, улице Зорге, № 4
Один немецкий квартал почти полностью сохранился возле метро «Полежаевская»
Чугунный раритет с надписью ЗАВОД КОМЗАРЯ КАСИМОВ
Хорошёвское шоссе, дом 86 – в здании 1930-х годов постройки располагается Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны
Возле метро «Полежаевская» начинается другая история домостроения – жилые здания подросли с четырёх до целых восьми этажей.
Смотрите старые фотографии: Хорошёвское шоссе, дом 90, 1958 год: https://pastvu.com/p/29073
В 1948-1951 годах архитекторы М.Посохин, А.Мндоянц и В.Лагутенко стали застраивать экспериментальными каркасно-панельными домами будущие улицы Зорге и Куусинена, а ближе к Беговой заработал «Хорошёвский завод железобетонных изделий ДСК-1», производящий железобетонные плиты, компоненты панельного дома.
Поворотной точкой стали постановления «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства» 1956-го и «О Развитии жилищного строительства в СССР» 1957 года. Задание партии строителям состояло в том, чтобы разработать проекты, позволяющие резко удешевить строительство жилья и сделать его доступным для трудящихся. Так появились знаменитые пятиэтажные «хрущёвки», представленные также и в архитектурном винегрете Хорошёвского шоссе.
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – завод «Динамо» имени Кирова…
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, прогулки по Москве, архитектура СССР, Хорошёвское шоссе.