12 июля 2016 года
Фотопроект «Город на память». 260. Московская хоральная синагога и окрестности
Название Большого Спасоглинищевского переулка дано в XVIII веке по церкви Спаса Преображения «в Глинищах». В XVII веке переулок назывался Горшечным (видимо, глину там не только добывали, но и делали из неё горшки). Позднее местность застроили купеческими усадьбами, что ни дом – то история двухсотлетней давности, вот только аура старой Москвы в Большом Спасоглинищевском не сохранилась, здания реконструированы, фасады облицованы современными материалами. Но есть здесь две достопримечательности с непростой судьбой – Московская хоральная синагога и ансамбль зданий общежития Коммунистического университета национальных меньшинств Запада имени Ю.Ю.Мархлевского. Им и посвящён этот сюжет.
Прогулка по Большому Спасоглинищевскому переулку не займёт много времени.
Большой Спасоглинищевский переулок, № 3 – несколько симпатичных домиков во дворе
Большой Спасоглинищевский переулок, № 4 — главный дом усадьбы Уваровых (построен в 1806 году)
Смотрите старые фотографии: Главный дом усадьбы Уваровых. 1920-1930 гг.: https://pastvu.com/p/64357
Большой Спасоглинищевский переулок, № 6 – доходный дом А.Расторовой (1912, архитектор Д.Челищев) и № 8 – жилое и административное здание «Текстильстроя» (1927—1928, архитектор А.Кролов). В 1935 году сюда поселили сотрудников Палеонтологического института АН СССР, переведённых из Ленинграда. В здании размещалась редакция самой популярной в СССР спортивной газеты «Советский спорт».
Смотрите старые фотографии: Памятник Ленину. 1987 год: https://pastvu.com/p/244459 Памятник был установлен возле довоенной школы, позднее ставшей поликлиникой. Её кирпичное здание снесено в 2008 году, а памятник демонтирован ещё раньше – в 1992-1993 годах.
Постамент почему-то решили не убирать. Ну вдруг ещё пригодится.
Напротив синагоги установлена скульптурная композиция «Птица счастья» работы скульптора Игоря Бурганова. На фото вверху (2007 год) видно упомянутое выше школьное здание.
Символическая Стена плача представляет собой имитацию фрагмента Западной стены разрушенного римлянами Иерусалимского храма. Для иудеев это самое священное место на земле, к нему ежегодно стекается большое количество верующих. Хотя камень, из которого сооружена символическая стена, не подлинный, а добыт в Подмосковье, тем не менее, люди оставляют записки с желаниями в щелях между камнями. На небольшой табличке надпись: «В память о Иерусалимском храме». Мемориал сооружён в 2001 году по инициативе тогдашнего мэра Юрия Лужкова.
Завершается Большой Спасоглинищевский переулок на пересечении с Солянским проездом.
Над крышами малоэтажной застройки возвышается ансамбль зданий общежития Коммунистического университета национальных меньшинств Запада имени Ю.Ю.Мархлевского (Петроверигский переулок, № 6-8-10) – один из крупнейших конструктивистских комплексов. В 1929 году Университет нацменьшинств приступил к строительству общежития для студентов на Маросейке. Для составления проекта был проведен закрытый конкурс, где предпочтение отдали варианту Георгия Данкмана, в котором три жилые секции последовательно примыкают к общественному корпусу.
Комплекс тянется от Петроверигского переулка к Большому Спасоглинищевскому, начинаясь общественным блоком со столовой-клубом. За ним расположены жилые корпуса в семь и восемь этажей, спускающиеся вниз по склону Сретенского холма. Корпуса пронизаны длинными коридорами и на стыках соединяются монументальными башенными объёмами лестничных клеток. При традиционной для общежитий планировке архитекторы стремились эффективно решить внутреннее пространство без ущерба для комфорта и санитарных требований. На одного студента приходилось 4,55 квадратных метра площади, душевые и умывальные комнаты – общие в конце коридоров.
Учебное заведение было создано в 1922 году по инициативе Ленина для подготовки политработников из представителей различных национальностей западной части СССР: латышей, литовцев, эстонцев, евреев, немцев, поляков, румын, болгар, молдаван. Говорят, что здесь готовили не только пропагандистов и агитаторов, но и разведывательные кадры, даже тир в подвале оборудовали.
В 1936 году Коммунистический университет нацменьшинств Запада был упразднён и общежитие передали Институту иностранных языков. Здесь и сейчас живут студенты Московского лингвистического университета, но только в первых двух секциях. Третий корпус, выходящий на Большой Спасоглинищевский переулок, сильно пострадал при пожаре и был выведен из эксплуатации. Судьба полуразрушенного здания неизвестна, как сказал сотрудник на ресепшене общежития, дело рассматривается в суде. Есть мнение, что несмотря на охранный статус объекта культурного наследия регионального значения, сгоревший корпус может быть снесён под новую застройку.
Сейчас кажется странным расположение столь крупного здания в глубине старого района. Оказывается, по плану «Большая Москва» квартал должна была прорезать новая магистраль «Кузнецкое полукольцо», тогда это авангардное общежитие оказалось бы вдоль новой трассы. Но планы градостроителей изменились, в 1935 году был утверждён сталинский Генеральный план и «Кузнецкое полукольцо» так и осталось нереализованным проектом.
Узнать больше об этом здании можно на сайтах:
http://ru-sovarch.livejournal.com/593531.html
http://um.mos.ru/houses/2460/
http://bg.ru/city/obshhezhitie_kommunisticheskogo_universiteta-8929/
В 2016 году в Московской хоральной синагоге проводятся ремонтно-реставрационные работы
Первая хоральная синагога в Москве открылась 1 июля 1870 года. Еврейская община арендовала тогда доходный дом Рыженкова на Солянке для молитвы и религиозно-просветительских учреждений. В 1886 году председатель еврейской общины Лазарь Поляков приобрёл в Спасоглинищевском переулке участок земли, на котором планировалось возвести здание по проекту архитекторов Семёна Эйбушитца и Сергея Родионова.
Первый проект молельни больше походил на казённое учреждение, вроде больничного дома или приюта, нежели на синагогу. Другой вариант представлял собой большую купольную базилику с вмонтированным в купол щитом Давида, по примеру той, что была в Вене (Семён Эйбушитц был австриец, позднее принявший Российское подданство). На территории Российской империи синагога с куполом была лишь в Варшаве, еще одна строилась в Санкт-Петербурге и ещё одна чуть позже построена в Смоленске.
Закладка Еврейского молитвенного дома в Спасоглинищевском переулке состоялась в 1887 году, однако вскоре известный своими черносотенными взглядами обер-прокурор Синода Константин Победоносцев подал жалобу министру внутренних дел. По его мнению, синагога оскорбляла чувства православных верующих. Есть городская легенда про то, как Великий князь Сергей Александрович, проезжая по городу, увидел строящийся купол и, решив, что идет строительство православной церкви, перекрестился. Когда генерал-губернатору разъяснили его ошибку, он пришел в неописуемую ярость и приказал купол убрать.
Вообще затея со строительством оказалась несвоевременной и пришлась на период реакции в России. В 1891 году, в еврейскую Пасху, власти выгнали 30 000 еврейских ремесленников и мелких купцов за пределы Москвы, таким образом оказав поддержку «чистым» русским и немецким коммерсантам. Спустя год было предписано прекратить службы и община открыла в здании сначала ремесленное училище, названное Александровским в честь царя-реформатора Александра Второго, а затем училище-приют «Талмуд-Тора».
Смотрите старые фотографии: Московская Хоральная синагога. 1959 год: https://pastvu.com/p/6508
Смотрите старые фотографии: Зал Хоральной синагоги. 1911 год: https://pastvu.com/p/64190
Смотрите старые фотографии: Улица Архипова. 1964 год: https://pastvu.com/p/201519
С 1960 по 1994 годы Большой Спасоглинищевский назывался улицей Архипова в память о художнике-передвижнике Абраме Архипове, который жил в этом переулке. Затем переулку вернули историческое название.
После революции 1905 года появился Апрельский манифест царского правительства о свободе вероисповеданий и в 1906 году власти позволили открыть для молитвы Большую хоральную синагогу в Спасоглинищевском переулке. Правление общины провело необходимые реставрационные работы с привлечением известного московского зодчего Романа Клейна. Он внёс в оформление большого молитвенного зала художественную изысканность модерна. Свободная стилизация любых исторических эпох позволила Клейну создать интерьер синагоги, наполненный историческими аллюзиями и цитатами.
Мозаика с изображениями ливанских кедров создаёт необходимый восточный колорит и напоминает о разрушенном храме Соломона. Можно трактовать мозаику как Древо Жизни, под тенью которого живут праведники, а плоды которого дают мудрость. В интерьере синагоги присутствуют связи и с традициями западно-европейского религиозного зодчества, в своё время воспринятыми иудейским культом. Прежде всего это скамьи для молящихся (оборудованы пюпитрами для молитвенников), характерные для католических и протестантских храмов. Чисто еврейской особенностью является устройство балконов-галерей для женщин. Таким образом, в строительстве здания и оформлении интерьеров в разные годы приняли участие Семён Эйбушитц, Роман Клейн и Сергей Родионов.
После Октябрьской революции в здании разместился «Текстильстрой», библиотеку передали Белорусскому государственному университету, а в 1960-е годы часть здания использовали как резервную шахту строительства метрополитена. Тем не менее Московская Хоральная синагога продолжала жить, верующие евреи то уходили в подполье, то выходили из него. Особенно многолюдно было здесь после горбачёвской «перестройки», когда право на свободу вероисповедания стало исполняться на деле.
В феврале 2001 года под патронажем мэра Москвы Юрия Лужкова началась реконструкция синагоги, был восстановлен первоначальный облик здания с куполом. В синагоге есть четыре молельных зала, располагается Главный раввинат и духовное училище (ешива). Помимо Московской Хоральной синагоги в столице работают ещё четыре: синагога на Большой Бронной, синагога в Марьиной Роще, Мемориальная синагога на Поклонной горе и синагога в Отрадном в составе Духовно-просветительского центра трёх религий в Отрадном.
Атмосфера во время службы в синагоге отличается от православных храмов. Люди ведут себя более раскованно, появление ребе вызвало некоторый ажиотаж, когда многие хотели запечатлеть его на мобильные телефоны. В молельном зале много детей, чьи шалости взрослые пресекают, но в мягкой форме. Убранство зала скромное, здесь нет фресок, позолоченных украшений, иконостаса – как говорят евреи, «не сотвори себе кумира». Интересно, что сейчас в России есть два Главных раввина (в Православии аналогичную должность занимает Святейший Патриарх), избранные на разных конгрессах – Адольф Шаевич и Берл Лазар, некоторые общины признают Шаевича, некоторые – Лазара.
Московская Хоральная синагога: http://centralsynagogue.ru/
Традиционная рубрика – граффити (Большой Спасоглинищевский переулок, № 9, строение 17)
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Золоторожский Вал…
Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, религия, крыши, город на память, заброшка, Московская хоральная синагога, Большой Спасоглинищевский переулок.