11.12.2018 09:58

Децентрализация и контент: куда двигаться?

В 90-е годы теоретик контроллинга Х.У. Куппер представил миру общую концепцию системы контроллинга в формате набора субсистем, наделенных определенными свойствами. Система состояла из пяти основных компонентов:

+ Планирование. Подсистема включает в себя планировщиков, инструменты планирования, процессы определения проблем, поиска и оценки альтернатив, прогнозирования и формулирования целей, планирования бюджетов и других элементов.

+ Информационная подсистема включает в себя инструменты, предназначенные для обработки информации, а также все сопутствующие процессы.

+ Подсистема мониторинга, включающая в себя все релевантные инструменты и процессы.

+ Система управления персоналом, включающая лидеров, ведомых людей, инструменты и процессы лидерства.

+ Организация с ее иерархическими структурами и процессами.

Современный мир диктует новые правила – гонка оптимизации требует от людей исключения большинства “лишних” процессов и элементов и выжимки из любой системы “экстракта” полезности. Отставив в сторону контроллинг, мы можем выделить три составляющие современного сетевого управления – изолированные друг от друга группы исполнителей, планировщиков и создателей смыслов.

Новая реальность сурова к создателям контента: обострившаяся конкуренция требует от них все большей изобретательности, ума и креативности, а главное – формирования новых смыслов и технологий. Забавно – в 2013 году среди 30 главных медиа-личностей мира по версии Forbes, 19 человек оказались предпринимателями. Речь идет, в частности, о Дене Флетчере, работавшем одно время на Bloomberg, а позже ставшем одним из отцов краудфандинга в журналистике, и Шейне Сноу, авторе Wired и Time, создавшем платформу Contently, предназначенную для журналистов-фрилансеров. Время и конкуренция толкают производителей контента к созданию принципиально-новых способов производства и потребления информации.

Еще один важнейший тренд современности – упразднение громады посреднических систем, а в идеале – автоматизация и предельное упрощение коммуникаций между заказчиком и исполнителем.

В мире поделенных рынков привычная нам экспансия оказывается невозможной, а “окостенение” существующей системы ведет к сокращению общего пирога, стагнации и даже деградации. Прорывы обеспечиваются выстраиванием сложной системы связей между разрозненными объектами. Простейшим примером подобного развития служит интернет – разрозненные и подчиненные жесткой иерархии компьютеры-модули образуют совокупность децентрализованного “корневища”, массиву бесчисленных “входов” которого соответствует аналогичный массив “выходов”.

Обострение конкуренции привело к тому, что коммьюнити перешло от поддержки “исполнителей” к финансированию “создателей смыслов” – новые модели бизнеса предусматривают заработок на деятельности “творцов”, а не простых пользователей.

Суммируя вышесказанное можно выделить ряд положений, характеризующих ключевые бизнес-тренды будущего:

+ Информация уступает место репутации. Общая осведомленность и знания отходят все дальше от монетизации и переходят в жанр развлечений, вступая в конкуренцию с альтернативными забавами. Благосостояние пользователей сокращается и дробится – многие предпочитают “высокому жанру” сиюминутную яркость ощущений. При этом потребности в самореализации и самоактуализации сохраняются – равно как и стремление людей “выводить свой контент в топ”. Исходя из этого, сегодня гораздо выгоднее заниматься “созданием смыслов”, а не исполнительской деятельностью. Впрочем, подобный вывод достоин занесения в цитаты Кэпа.

+ Пользовательский трафик превращается из преимущества платформы в статью расходов – для большинства юзеров источник контента значения не имеет. Стремление пользователей к самореализации вполне поддается монетизации – достаточно посмотреть на желающих накрутить себе лайки и число подписчиков на разных платформах.

+ Центральный принцип цифровизации, который можно сформулировать как “увидел классную штуку – тащи ее в Интернет” сегодня фрагментируется и обретает новую формулировку: “увидел классную штуку – тащи ее на платформу Х”. Подобно тому как многие ученые пытаются найти свою “теорию всего”, разрозненные исполнители, планировщики и создатели смыслов мечтают обрести платформу, с которой им не придется куда-то переходить. Какое-то время в качестве подобных платформ рассматривались социальные сети и всевозможные агрегаторы контента.

+ Децентрализация и изолированность создателей смыслов, планировщиков и исполнителей друг от друга формируют запрос на разнородную по своему характеру монетизацию сферы деятельности каждой из этих прослоек. Иными словами, победит та платформа, которая сможет собрать этих людей, подготовит для них комфортную среду, отделит “фракции” друг от друга, объединяя единомышленников, а затем сформирует для них адекватную и здравую систему распределения ресурсов.

+ Лозунг “тащи классное на платформу” приобретает особую актуальность в сфере блокчейна. В данном случае можно представить себе бесконечное ветвление корневища, связанное с тем, что любой инвестор получает возможность подключить к реестру практически что угодно, закупив у сообщества пригоршню “семян”-токенов. Подобные инвесторы могли бы создавать собственные альткоины, поддерживая рост единого древа.

+ Обострение конкуренции “в реале” мотивирует многих людей буквально переселяться в виртуальное пространство. Речь идет не только об эскапистах, но и о бедной прослойке, неспособной позволить себе качественные развлечения за пределами виртуальности. Эти люди могут стать первоклассными исполнителями – в том случае, если появятся как соответствующие смыслы, так и необходимые “дорожные карты” и планы. Стоит ли говорить о том, что в долгосрочной перспективе победят платформы и мобильные приложения, способные задержать этих людей на наиболее длительные периоды времени?

Предложенная концепция отличается некоторым утопизмом: банальным ограничителем подобной экспансии выступает сложность написания исходного кода. И все же наращение сложности систем, связанное с увеличением числа связей между их элементами, выглядит как непаханое поле современности. Именно с ним связаны возможности эволюционных и революционных преобразований.

Под эволюцией подразумевается “уберизация всего” – оптимизация привычных нам процессов при помощи платформ и приложений. Революция может быть связана с последовательной заменой привычного нам миропорядка принципиально новыми правилами и формирующейся в разных источниках “инфраструктурой завтрашнего дня”.

По материалам: asusfuture.rbc.ru

Рубрика: Личные блоги. Метки: будущее, тренды, децентрализация, контент.

Другие публикации