26 июля 2016 года
Фотопроект «Город на память». 264. Московская Окружная железная дорога (2016)
Промышленный бум конца XIX века привёл к ежегодному увеличению грузооборота Московского узла на 5%. Тысячи ломовых извозчиков курсировали между вокзалами, перевозя транзитные грузы, создавая пробки и теряя время при погрузке-разгрузке. Железнодорожный магнат Ф.Чижов предложил решить транспортную проблему постройкой железнодорожного кольца, которое соединило бы все десять основных направлений железных дорог.
В наши дни столичные власти дают старой дороге шанс на возрождение
7 ноября 1897 года император Николай II, присутствовавший на Особом правительственном совещании, «высочайше признал желательным» строительство Московской Окружной железной дороги. Из тринадцати конкурсных проектов был одобрен вариант инженера П.Рашевского, который предложил проложить двухпутное кольцо длиной 54 километра с постройкой станций и остановочных пунктов: Лихоборы, Владыкино-Московское, Ростокино, Белокаменная, Черкизово, Лефортово, Андроновка, Угрешская, Кожухово, Канатчиково, Воробьёвы горы, Потылиха, Кутузово, Пресня, Военное поле, Серебряный Бор, Братцево. От станций шли ветки к промышленным предприятиям для доставки местных грузов и общая длина пути составляла 145 километров.
Выполняя высочайшее указание императора «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид», власти привлекли к строительству лучших инженеров и архитекторов. В создании проекта участвовали П.Рашевский, А.Померанцев, Н.Марковников, И.Рыбин. В итоге кольцо стало не просто функциональным промышленным объектом, но и архитектурным шедевром. Все станционные здания выдержаны в едином стиле, но отличались друг от друга в деталях. Создавались и типовые проекты жилых домов для сотрудников и служебных построек.
Железная дорога проходила лесами, болотами, пашнями, по дачной местности, на некоторых участках по землям промышленным – примыкающим к фабрикам и заводам, в южной части – недалеко от жилых кварталов. Всего было построено 14 станций, 2 остановочных пункта, 3 телеграфных поста, 72 моста, 30 путепроводов, 185 водопропускных сооружений, 19 пассажирских зданий, 11 путевых казарм и 21 полуказарма для рабочих, 87 сторожевых домов, 30 жилых домов, оборудованных водопроводом и канализацией, 2 дома для дежурных паровозных и кондукторских бригад, 2 приёмных покоя, 2 бани, 14 пакгаузов. Все пассажирские здания располагались внутри кольца, со стороны города, а товарные платформы, пакгаузы, станционные пути – с внешней стороны.
19 июля 1908 года по Окружной дороге прошёл первый поезд. Авторы краеведческого фотосайта pastvu.com собрали изображения всех станций и остановочных пунктов кольцевой дороги (на фото – от главной станции Лихоборы по часовой стрелке).
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Станция Лихоборы. 1907 год: https://pastvu.com/p/27701
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Станция Владыкино. 1907 год: https://pastvu.com/p/45238
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Станция Ростокино (жилой дом). 1907 год: https://pastvu.com/p/45626
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Станция Белокаменная. 1907 год: https://pastvu.com/p/10098
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Станция Черкизово. 1997 год: https://pastvu.com/p/22856
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Станция Лефортово. 2000 год: https://pastvu.com/p/168897
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Станция Андроновка. 1997 год: https://pastvu.com/p/22877
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Станция Угрешская. 1907 год: https://pastvu.com/p/45235
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Станция Кожухово. 1907 год: https://pastvu.com/p/53655
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Станция Канатчиково. 1907 год: https://pastvu.com/p/11679
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Станция Воробьёвы горы. 1907 год: https://pastvu.com/p/11819
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Станция Потылиха. 1907 год: https://pastvu.com/p/10099
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Станция Кутузово. 1907 год: https://pastvu.com/p/45170
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Станция Пресня. 1907 год: https://pastvu.com/p/27699
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Остановочный пункт Военное поле. 1907-1908 гг.: https://pastvu.com/p/85357
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Станция Серебряный Бор. 1907 год: https://pastvu.com/p/53677
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Станция Братцево. 1907-1908 гг: https://pastvu.com/p/85718
Основной задачей МОЖД была перевозка грузов, а пассажиры неохотно пользовались её услугами по причине высокой цены на билеты. Несмотря на корректировки тарифной политики и в царское, и в советское время пассажирские перевозки оставались нерентабельными и в 1934 году прекратились. К 1950-м годам выявился главный недостаток кольца – слишком низкие мосты и путепроводы не позволяли электрифицировать трассу.
Смотрите старые фотографии: МОЖД. Путепровод на 41 версте. 1907 год: https://pastvu.com/p/45217
В постсоветские годы власти взяли курс на массовый вывод заводов и фабрик за пределы Москвы, сводя к минимуму практическую пользу от существования Окружной дороги. Реанимировать уникальную транспортную развязку призван проект Малого кольца Московской железной дороги, впервые озвученный ещё в 2001 году. Реализация проекта по возрождению пассажирского сообщения началась в 2011 году с учреждения совместной компании Правительства Москвы и ОАО «РЖД» – ОАО «Московская кольцевая железная дорога» (ОАО «МКЖД»). В короткие сроки была разработана документация, подготовлены градостроительные обоснования и проекты и вскоре начались строительно-монтажные работы по реконструкции и электрификации дороги.
В 2015 году ОАО «РЖД» вышло из состава акционеров и Правительство Москвы стало единственным собственником АО «МКЖД». Это позволило повысить эффективность в принятии решений по обустройству транспортно-пересадочных узлов и прилегающих к МКЖД территорий. «МКЖД призвана стать неотъемлемой частью современной транспортной системы города, распределяющей пассажиропотоки столицы. Благодаря внедрению новых технологий и полной электрификации МКЖД поможет решить острые транспортные и экологические проблемы города. Электрификация железной дороги позволит заменить поезда на тепловозной тяге современным электроподвижным составом нового поколения. Благодаря электрификации прекратятся вредные выбросы в атмосферу, и от дороги будет низкое шумовое воздействие на окружающую среду, что особенно важно для транспорта, эксплуатируемого внутри большого города. Также понижение уровня шума будет достигнуто и за счет применения инновационных решений при строительстве самого пути. На МКЖД прокладывается так называемый бесшовный путь, его еще называют «бархатный путь», – сообщает сайт http://mkzd.ru/
«Благодаря кольцу поездки по столице станут быстрее в среднем на 20 минут. Еще одной уникальной особенностью МКЖД станет то, что она свяжет садово-парковые ансамбли столицы: усадьбу Михалково, Ботанический сад, территории ВДНХ и Национального парка Лосиный остров, природный заказник Воробьевы Горы и другие,» – дополняет сайт http://stroi.mos.ru/mkzhd
На кольце построена 31 станция, на 17 предусмотрена пересадка на линии Московского метрополитена, на 10 станциях – на радиальные направления железной дороги. По кольцу ежесуточно будут курсировать до 100 пар поездов ЭС2Г «Ласточка» линейки Siemens Desiro вместимостью 1200 пассажиров, которые – по экспертным оценкам – уже в первый год эксплуатации дороги смогут перевезти около 75 миллионов человек. Стоимость проезда будет равна стоимости проезда на метро. Организация пассажирских перевозок по МКЖД возложена на ГУП «Московский метрополитен», перевозчиком является ОАО «Российские железные дороги».
Тестовое движение по кольцу запущено в июле 2016 года, а для пассажиров дорога открылась 10 сентября, в День города, причём под новым названием – Московское центральное кольцо. Старое название увековечено в названиях платформы Окружная Савёловского направления, одной из станций МЦК и остановок общественного транспорта.
За несколько последних лет менялись и названия проектируемых станций, сейчас это: Окружная, Владыкино, Ботанический сад, Ярославская, Белокаменная, Открытое шоссе, Черкизово, Измайловский парк, Соколиная гора, Шоссе Энтузиастов, Андроновка, Рязанская, Новохохловская, Волгоградская, Дубровка, Автозаводская, ЗИЛ, Варшавское шоссе, Севастопольский проспект, Площадь Гагарина, Лужники, Кутузово, Сити, Шелепиха, Пресня (не будет задействована), Хорошёво, Новопесчаная, Ходынка, Волоколамская, Войковская, Коптево, Николаевская. Если это окончательный вариант, то будут утрачены исторические названия станций Окружной дороги, таких как Лихоборы, Серебряный бор, Воробьёвы горы, Лефортово, Угрешская, Канатчиково, Ростокино.
Новые платформы будут типовыми, пассажиропоток пройдёт мимо станционных построек начала ХХ века, которые будут выполнять административные функции. К началу движения по кольцу старые здания выкрасят в привычную красно-белую цветовую гамму, благоустроят территорию.
Лихоборы
Воробьёвы горы
Черкизово
Белокаменная
Из современных остановочных пунктов самым необычным оказалась Площадь Гагарина – платформа, расположенная в Гагаринском тоннеле.
Войковская (проектное название)
Ходынка (проектное название)
Ботанический сад
Реконструкция путепровода на Волоколамском шоссе
Повсюду ведутся интенсивные строительные работы, на некоторых станциях уже смонтировано оборудование. На фотографиях – реконструкция старой дороги, замена рельсов, строительство платформ, монтаж оборудования.
Что же можно увидеть из окна электрички? Если сто лет назад это была практически дачная местность, то сейчас окрестности дороги представляют собой промышленную свалку. Надо заметить, что городские власти подошли к проблеме комплексно и параллельно с реконструкцией МОЖД стали сносить гаражи, автомастерские и прочий самострой. Но основная индустриальная натура никуда не делась – вокруг всё те же корпуса, пакгаузы и заводские трубы. Пройдёт не один год, прежде чем промышленные территории обретут современный вид. Наиболее деятельно этот процесс идёт на месте бывшего автомобильного гиганта ЗИЛ.
Узнать больше можно на сайтах:
http://mkzd.ru/about/history/
http://www.rzd-expo.ru/history/MoskovskayaOkruzhnayaZD/
http://logirus.ru/articles/raskopki/dvoynoy_krakh_inzhenera_antonovicha.html
http://anabar.ru/mesta/mozhd/docs/mozhd-info-v1.pdf
Архивные фотографии в изданиях:
«Альбом сооружений Московской окружной железной дороги, 1903-1908 г.»
«Альбом исполнительных типовых чертежей»
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Автозаводская улица…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, железная дорога, город на память, промзона, МЦК, МОЖД, индустриальная архитектура.