11.12.2018 10:13

«Город на память». 265. Автозаводская улица

28 июля 2016 года
Фотопроект «Город на память». 265. Автозаводская улица

В XIX веке сосновая Тюфелева роща была любимым местом загородного отдыха горожан, но в 1916 году случилось событие, сгубившее заповедные сосны и превратившее окрестности Симонова монастыря в индустриальный символ Москвы. 20 июля в роще состоялась торжественная закладка завода Автомобильного московского общества, за возведение которого взялся «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и Ко». С тех пор, всё что здесь строилось, так или иначе имело отношение к автозаводу АМО-ЗИС-ЗИЛ.

Смотрите старое фото: 1916 год: https://pastvu.com/p/6090 На исторической фотографии руководители строительства осматривают местность, где вскоре вырастет автомобильный завод.

История автозавода заслуживает отдельной главы, которую можно завершить некрологом по предприятию, почившему после тяжёлой и продолжительной болезни. Сейчас от автозавода ЗИЛ осталось лишь название улицы – Автозаводская, которая начинается от Велозаводской и завершается у Автозаводского моста через Москву-реку. Улицу можно разделить на две части: жилую, состоящую из конструктивистских зданий и парадных сталинок, и производственную – с фасадами заводских корпусов, административных зданий и профильных учебных заведений.


Автозаводская улица, № 1 – построен в 1934 году, в нём находится конечная троллейбусно-автобусная станция «Велозаводская улица»

Смотрите старое фото: Автозаводская улица. 1962-1965 гг.: https://pastvu.com/p/363731 В 1955-1958 годах по обе стороны Автозаводской выросли нарядные новостройки.


Памятник ополченцам Пролетарского района, погибшим в Великой Отечественной войне (открыт 6 мая 1980 года)


Автозаводская улица, № 11 – этот дом построен в 1961 году и необычен тем, что в него вписан уже существовавший ранее павильон станции метро «Автозаводская».

Смотрите старое фото: Станция метро «Завод им. Сталина». 1946-1949 гг.: https://pastvu.com/p/96496 Станция была спроектирована ещё в конце 1930-х, а строительство завершилось в военном 1943 году. Одна из самых красивых станций московского метро построена по проекту Алексея Душкина, который так говорил о своей работе: «Станцию «Автозаводская» люблю за то, что она сделана как бы на одном дыхании. Здесь чётко выражена конструктивная сущность и, как у русских храмов, чистота работающей формы».

В аванзале напротив эскалатора установлено мозаичное панно, выполненное из разных сортов мрамора. На нём танки проходят парадом по Красной площади, а за боевыми машинами возвышается фигура былинного богатыря. Роспись на потолке вестибюля изображает сцены из жизни рабочих автозавода.

Путевые стены станции украшены восемью смальтовыми мозаичными панно под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны». На них изображены рабочие завода ЗИС в литейном, механосборочном и кузнечном цехах, механизаторы и рыбаки, а также авиаторы и моряки, защищающие труд советского народа. Помимо мозаик, стены украшены барельефами «Народы севера», «Народы Кавказа», «Лётчики и конструкторы» и «Металлурги и инженеры». А вот цитаты Джамбула «Это всё дела, что сталинская мудрость родила» и Сталина «Труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства» были заштукатурены после развенчания культа личности вождя. Тогда же поменяли и само название станции. Идея переименовать «Автозаводскую» в «Симоново» высказывалась в 1992 году на волне отказа от советской топонимики в пользу исторических названий местности, но поддержки не нашла.


Автозаводская улица, № 10 – Пролетарский райком, построен в 1937-1938 годах по проекту архитекторов Д.Розова и Н.Тихомирова. Сейчас в здании размещается Префектура ЮАО.

Смотрите старое фото: 1958-1962 гг.: https://pastvu.com/p/106922


Автозаводская улица, № 21 – современное школьное здание. Ещё до революции на этом месте была деревянная земская школа, перестроенная в 1927 году.

Дальше улица сворачивает направо, оставляя чуть в стороне жилой массив 1929-1930-х годов, построенный для рабочих автомобильного завода.

Смотрите старое фото: Автозаводская улица, № 17. 1928-1935 гг.: https://pastvu.com/p/95464

Автозаводская улица, № 21 – купальня-баня Рогожско-Симоновского района (ДСО «Труд» имени лётчика Героя Советского Союза Е.И.Лобанова, ФОК «АМО ЗИЛ»).

Смотрите старое фото: Купальня-баня Рогожско-Симоновского района. 1925-1928 гг.: https://pastvu.com/p/71246

«Комбинат чистоты» был построен в 1928-1930 годах по проекту архитектора Сергея Панина вблизи заводов АМО и «Динамо» (современный адрес Автозаводская улица, 21) и мог за час обслужить около 400 человек. Бани и душевые размещались в боковых крыльях здания, а в центральной части находился бассейн с чашей 25 на 14 метров и глубиной до пяти метров. Примечательно необычное инженерное решение: этот большой бассейн с трибунами для зрителей поднят на высоту второго этажа.

За минувшие десятилетия «начинка» бассейна неизбежно менялась в соответствии с новыми требованиями, была демонтирована прыжковая вышка, заменено оборудование, но в оформлении интерьеров сохранились вазоны с советской символикой, метлахская плитка и две гипсовые скульптуры – «Пловчиха» (девушка на старте) и «Спортсмен» (юноша, сжимающий в руке то ли ядро, то ли мяч). Здание могло быть снесено при строительстве Третьего транспортного кольца, но выстояло, хотя и лишилось одного крыла.

Смотрите старое фото: Купальня-баня Рогожско-Симоновского района. 1932 год: https://pastvu.com/p/149890


Автозаводская улица, № 14 – Всероссийский теплотехнический научно-исследовательский институт (ОАО «ВТИ»)


Автозаводская улица, № 16 – Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), открыт в 1931 году как филиал вечернего автомеханического института – «АМИ-АМО», с 1960 года завод-втуз при ЗИЛе. Современное здание построено к 1972 году.


Автозаводская улица, № 18 – крупный торговый центр выстроен на месте корпусов ЗИЛа, снесённых одними из первых, в 2006-2007 годах


Автозаводская улица, № 18, корпус 2 – здание построено до войны как детские ясли, перепрофилировано под административные функции, сейчас в нём Пенсионный фонд.

Смотрите старое фото: Автозаводская улица. ЗИЛ. 1968-1971 гг.: https://pastvu.com/p/363767 Этот участок улицы на 100% оправдывает название, вот они – автозаводские корпуса.


Сейчас на Автозаводской оставили несколько административных зданий ЗИЛа – это вторая проходная, за которой начиналась главная аллея, ведущая через всю территорию завода. В отличие от райкомовского Ленина, зиловский Ильич спокоен, никуда не призывает, а удовлетворённо наблюдает за выполнением «громадья планов».

Основной продукцией автозавода стали грузовые автомобили, самые первые модели АМО-Ф-15 не справились с конкуренцией, зато созданный по американскому прототипу ЗИС-5 выдержал тяжёлые испытания фронтовыми дорогами. Сейчас в любом военно-историческом музее найдётся хотя бы один экземпляр ЗИС-5 и ни одна выставка ретроавтомобилей не обходится без сверкающих лимузинов ЗИС. И это небольшая составляющая продукции АМО-ЗИС-ЗИЛ, выпускавшего десятки моделей грузовых автомобилей, автобусов, представительских легковых автомобилей, вездеходов и бронетранспортёров.


От самых старых построек сохранился корпус заводоуправления, где совсем скоро разместится Музей хоккейной славы. Залы пока пустуют, но всё готово к монтажу музейной экспозиции. На фасаде мемориальная доска с традиционной надписью, что Владимир Ильич Ленин выступал здесь перед рабочими на митинге. Вероятно, доску хорошо помыли, стерев позолоту с букв, и теперь текст едва различим.


Московский автомеханический техникум, сейчас политехнический колледж № 31

А это современный контент Автозаводской улицы – спортивно-развлекательный квартал «Парк Легенд». Главные спортивные объекты квартала: многофункциональный комплекс ВТБ Ледовый Дворец – первое в России спортивное сооружение с тремя аренами под одной крышей, комплекс водного спорта с Олимпийским центром синхронного плавания имени Анастасии Давыдовой, Музей хоккея. В инфраструктуру войдут конгресс-центр, отель, торговые центры, магазины, паркинг. Жилая площадь составит около 160 000 квадратных метров.


Вдали десятки башенных кранов колдуют над сотами будущего жилого комплекса ЗИЛАРТ.


Автозаводская улица, № 23, корпус 15 – новое здание заводоуправления (ну относительно новое, построено в 1970 году)

Эта история началась с Тюфелевой рощи, здесь же и завершается. Царские охотничьи угодья (в этих местах охотился царь Александр Михайлович, останавливался Пётр I) были разорены к 1930-году, вековые ели и сосны превратились в топливо и фонарные столбы. Сейчас Тюфелевой Рощей называют небольшую улочку, зажатую старыми автозаводскими постройками.


Автозаводская улица завершается у одноимённого моста через Москву-реку.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – ЗИЛ. Легендарные автомобили…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, бассейн, ЗиЛ, город на память, промзона, Автозаводская улица, Завод имени Лихачева, купальня-баня.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

04.04.2022 в 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала


Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.