11.12.2018 15:16

«Город на память». 269. Станция Подмосковная: от «Овечки» до «Ласточки»

7 августа 2016 года
Фотопроект «Город на память». 269. Станция Подмосковная: от «Овечки» до «Ласточки»

Узловая железнодорожная станция Подмосковная Рижского направления Московской железной дороги напоминает машину времени, переносящую нас то в прошлое — в эпоху паровых гигантов, то в будущее — где привычные электрички будут заменены скоростными поездами нового поколения. К станции примыкают паровозное депо с музейно-производственным комплексом и моторвагонное депо для обслуживания скоростных поездов «Ласточка». Здесь встречается прошлое и будущее рельсового транспорта.

Станция и паровозное депо были возведены в 1901 году к открытию движения на Виндавской железной дороге, которая соединила Москву с портовым городом Виндава (сейчас это латвийский город Вентспилс).


Станция Подмосковная. 2000 год: https://pastvu.com/p/16946


Платформа «Красный балтиец» открыта в 1945 году. 1985 год: https://pastvu.com/p/24784

Веерное депо сохранилось до наших дней и используется как производственная база реставрации паровозов. Мастера дают вторую жизнь заслуженным ветеранам отечественных железных дорог, которые с годами покрылись ржавчиной и лишились части механизмов и деталей. Восстановление паровоза до рабочего состояния занимает примерно год. И это не музейные макеты в натуральную величину, а действительно рабочие машины, готовые выйти на линию и обслуживать экскурсионные маршруты. «Паровозный туризм» становится всё популярнее среди россиян и зарубежных гостей, ретропоезда курсируют не только по Москве, но и отправляются в поездки в Тулу, Ясную Поляну, Владимир, Суздаль.

6 августа 2016 года в День железнодорожника на станции Подмосковная прошёл парад паровозов, некоторые из них были отреставрированы в местном депо. В параде приняли участие восемь машин из разных исторических эпох, а возглавил праздничную колонну долгожитель российских железных дорог паровоз серии «О» («Основной грузовой паровоз»), строившийся с конца XIX века на всех паровозостроительных заводах России и эксплуатировавшийся до 1960-х годов. В ходе модернизации на паровозы стали устанавливать парораспределительный механизм Вальсхарта и эта разновидность получила официальное обозначение Ов — «основной Вальсхарта» и народное прозвище — «Овечка». Эти паровозы не были экономичными, зато могли работать на различных типах топлива — угле, мазуте, торфе, дровах. Простые и надёжные «Овечки» стали основными локомотивами бронепоездов во время Гражданской и Великой Отечественной войн. Всего было построено 9129 локомотивов серии «О».

Маневровый паровоз 9П (9-й тип паровоза) выпускался в Советском Союзе с 1935 по 1957 год и использовался не только на железной дороге, но и на крупных промышленных предприятиях. На Коломенском, Новочеркасском и Муромском заводах было построено свыше 3000 паровозов 9П.

В конце Первой мировой войны российские заводы практически перестали выпускать пассажирские паровозы, полностью переключившись на грузовые и в 1924 году производители получили заказ на создание мощного пассажирского локомотива. Тогда и появился Су (сормовский усиленный), созданный на базе лучшего курьерского паровоза Российской империи — С. До 1951 года в СССР было построено 2683 таких машин.

Паровоз серии Э с пятью движущими осями был разработан в 1909 году инженером Вацлавом Лопушанским. Новому паровозу была присвоена первая из оставшихся неиспользованных букв русского алфавита. С годами базовый проект улучшался и получал новые индексы. Его разновидность Эу строилась в 1926-1930 годах. В период индустриализации СССР паровозы серии Э всех индексов являлись «основным» типом грузового локомотивного парка, выполняли большой объём грузоперевозок на большинстве железных дорог страны.

Наиболее удачной подсерией стала модификация Эр (реконструированный), производившаяся в СССР с 1934 года. С началом Великой Отечественной войны строительство паровозов прекратилось и возобновилось в 1943 году. Простой и надёжный локомотив с небольшой нагрузкой на ось при достаточной мощности и силе тяги оказался единственно пригодным для эксплуатации на любых, даже самых изношенных путях. К производству Эр подключились и освобождённые Красной армией восточноевропейские государства, ставшие на путь социалистического развития — Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния.

Паровоз Л был назван в честь конструктора Льва Лебедянского и начал производиться в 1945 году на восстановленном после войны Коломенском заводе. Инженеры во главе с Лебедянским в кратчайшие сроки справились с заданием создать новый тип экономичного грузового паровоза, за что были удостоены Сталинской премии. За годы производства построено свыше 4100 локомотивов, которые получили прозвище «Лебедянка».

Магистральный грузовой паровоз ЛВ (Л Ворошиловградский) был создан с учётом опыта проектирования, постройки и эксплуатации серии Л и стал одним из самых совершенных советских паровозов («паровоз высшего конструкторского класса»). Результаты испытаний на экспериментальном кольце в Щербинке в 1952 году превзошли все ожидания, но производился ЛВ недолго, до 1956 года было построено 522 экземпляра. На смену паровозам шли новые локомотивы — тепловозы и электровозы.

Магистральный пассажирский паровоз П36 (паровоз 36-го типа) получил прозвище «Генерал» за характерные цветные лампасы по бортам. На фронтоне паровозов П36 устанавливалась красная звезда с барельефными профилями Ленина и Сталина. Первый опытный образец был построен в 1950 году и после некоторых конструктивных изменений запущен в серию. Новая машина вдвое превосходила предшественников по весу поездов и скорости. К примеру, при переводе магистрали Москва — Ленинград на обслуживание локомотивами П36 время хода пассажирских поездов сократилось на 1 час 45 минут. До 1956 года Коломенский завод успел построить 251 паровоз П36, после чего производство свернули в связи с переходом на выпуск тепловозов.

В будке машиниста

Парад паровозов на станции Подмосковная сопровождался театрализованным действом: танцевали дамы и кавалеры, сновали мальчишки-газетчики, девушки провожали красноармейцев на фронт, молодые пролетарии отправлялись на коммунистические стройки.

По соседству с историческим депо Подмосковная открылось современное моторвагонное депо для обслуживания скоростных поездов «Ласточка», прозванное «Ласточкиным гнездом». Планируется, что электропоезд ЭС2Г, созданный на основе платформы Siemens Desiro и производящийся в России, будет перевозить пассажиров Московского центрального кольца. Первые «Ласточки» успели неплохо зарекомендовать себя во время проведения зимних Олимпийских игр в Сочи.

Межвагонные переходы изолированы герметичными гибкими перекрытиями типа «гармошка». Благодаря увеличению габаритов и бестамбурному исполнению вагонов конструкторам удалось обеспечить максимальную пассажировместимость. Вагоны оснащёны двустворчатыми дверями прислонно-сдвижного типа, по две с каждой стороны. Наряду с пассажирскими местами, в поезде предусмотрены также многофункциональные зоны с багажными полками и откидными сиденьями. На полках для ручной клади есть электророзетки на напряжение 220 В переменного тока для подзарядки мобильных телефонов и других устройств. Комфортную температуру поддерживают специальные климатические установки, размещённые на крышах вагонов.

При создании кабины специалистами Siemens совместно с экспертами РЖД были проработаны и оптимизированы расположение рабочего места машиниста и элементов пульта управления, дизайн помещения и зона обзора пути. Установленный в кабине современный пульт управления отличается эргономическими характеристиками и удобным расположением органов управления. Электропоезда оснащены специальной системой автоведения, которая выбирает оптимальные с точки зрения энергопотребления, комфорта для пассажиров и времени хода режимы тяги и торможения. При этом машинист может в любое время перейти на ручное управление.

Напомню, что открытие движения электропоездов по Московскому центральному кольцу запланировано на осень 2016 года.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — Краснопрудная улица…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, железная дорога, город на память, московский транспорт, паровозы, станция Подмосковная, электропоезд Ласточка.

Другие публикации

01.06.2020 в 20:37

Электрички готовы к лету


Свыше 450 электропоездов подготовят к летней пассажирской кампании.

05.05.2020 в 00:22

«Город на память». 578. От метро «Свиблово» в Институт пути


Открытие участка метро «ВДНХ» — «Медведково» значительно улучшило транспортную доступность северных районов, которые и в наши дни продолжают застраиваться.

03.05.2020 в 11:32

«Город на память». 576. Вятская улица


Есть мнение, что происхождение названия Вятской улицы связано не с рекой или городом Вятка, а со словом «вязь» — грязь, болотистое место.

02.05.2020 в 00:21

«Город на память». 575. Бутырская улица


Бутырская улица - это советская и современная жилая застройка, промзона и старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы с очень непростой судьбой.

01.05.2020 в 16:07

Поход в магазин – главное путешествие апреля


Апрель 2020 года, видимо, стал самым провальным месяцем в истории туризма – закрыты города и регионы, заперты границы.

01.05.2020 в 01:19

«Город на память». 574. МХАТ имени Горького


МХАТ имени Горького продолжает традиции Станиславского, хотя формально театр возник в 1987 году.

25.04.2020 в 08:45

«Город на память». 573. Сталинки на Крестьянской площади


Принятый в 1935 году Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал «разуплотнение и правильную организацию жилых кварталов с созданием здоровых условий жизни».